Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что мы подразумеваем под понятиями «пермакультура» и «экопоселение»?




ПЕРМАКУЛЬТУРА - это система техник и принципов создания устойчивых поселений с растениями, животными, строениями, и особенно - гармоничных отношений между ними. Она руководствуется такими этическими принципами как «забота о Земле», «забота о людях», «распределение избытков» (см. Источники).

Ниже приведено широко используемое определение термина «экопоселение», данное Робертом Гилманом:

«Экопоселение – это поселение со всеми чертами человеческий деятельности разумных пределов, в котором человеческая деятельность безопасно интегрирована в природную среду таким образом, который поддерживает здоровое развитие человека и может успешно продолжаться неопределенно долгое время» (Роберт Гилман. «Экопоселения и устойчивые поселения». Пер. с англ. В. Шестакова).

Несмотря на то, что термин появился совсем недавно, в начале 1990-х гг., концепция экопоселения привлекает уже очень большое и все время растущее число альтернативных общин. Некоторые более старые общины модифицировались, восприняв некоторые аспекты устойчивого развития (такие как строительство из натуральных материалов или использование альтернативной электроэнергетики) и назвали себя экопоселениями, в то время, как другие, включая некоторые живые жилищные сообщества, пытаются создать полноценные экопоселения с нуля. Следует отметить, впрочем, что многие активисты экопоселенческого движения сходятся во мнении, что на данный момент настоящих экопоселений ещё нет (поскольку ещё рано судить о том, будут ли существующие поселения устойчивыми в масштабах неопределённого будущего), поэтому называют эти общины экопоселенческими инициативами (aspiring ecovillages).

Процесс исследования местности, составления карты и планировки территории экопоселения, а равно приход к общему согласию по поводу планировки в масштабах группы занял три года. Одновременно участники группы копили деньги, чтобы расплатиться с частными инвесторами и начать первый этап создания инфраструктуры.

Хронологически их действия выглядели так.

1995 г. В первый год поселенцы заказали разметку границ, аэрофотосъемку и составление карты, и начали исследовать особенности местности и их изменения в разные времена года, отмечая это на карте.

Они изучили, как создать свой собственный «карманный» банк и учредили Фонд земельных паёв (EarthShares Fund), чтобы поскорее собрать средства для погашения долга перед продавцом и обрести полный контроль над своим участком (см. Главу 9).

Большая часть основателей жила и работала в Эшвилле, в 45 мин. езды от будущего экопоселения, куда они приезжали на выходные. Они пригласили волонтеров и с их помощью расчистили южный склон в центре владений, где построили навес, и один из членов построил небольшой домик.

1996 г. На следующий год члены группы продолжили исследовать местность и корректировать карту. Они очистили от леса ещё некоторую площадь на склоне в центре территории и проложили туда вторую дорогу для лучшего доступа. Это место, которое они назвали Хат Хэмлет (Hut Hamlet, букв. «Шалашная деревушка»), предназначалось для «базового лагеря», состоящего из небольших экспериментальных экодомов с пассивным солнечным обогревом, площадью около 300 кв.футов (28 кв.м) каждый. Эти домики будут служить временным жильём, пока люди не построят себе капитальные дома. В процессе их строительства основатели хотели испробовать различные строительные технологии, чтобы научиться работать с доступными в этих местах натуральными материалами. Предполагалось также, что возможные ошибки, допущенные при строительстве маленьких домиков, будут учтены перед масштабным строительством.

Из леса, спиленного на территории, используя лошадей для его транспортировки и портативную пилораму для распиловки, они построили в Хат Хэмлет небольшое помещение с кухней, столовой и баней.

Провели трубу для водоснабжения из ручья, установили мини-электросистему на солнечных батареях, от которой питался насос и освещение кухни, а также поставили холодильник, работающий на пропане. Кроме того, был построен компостный туалет из самана, погреб, три новых домика и пешеходные мосты через реки. Был привезён органический материал для мульчи, начали возделываться огороды. Внешняя красота также имела большое значение для основателей: у сооружений на Хат Хэмлет были металлические зелёные крыши (с водостоками), а внешние стены, обмазанные глиной, варьировались в цвете от светло-жёлтого до персикового, за счёт цвета местной глины. В некоторых строениях были глинобитные полы.

Так же, как Круг Сеятелей и Дансинг Рэббит, экопоселение Этхэвен стремилось с самого начала осуществлять миссию экологического просвещения, и поэтому уже на второй год существования поселения в нём начали проводиться семинары и мастер-классы под навесом, сооружённым в первый год. К этому времени, поскольку уже существовало элементарное жильё и некоторые удобства, несколько человек жили в Хат Хэмлет круглый год.

1997 г. На третий год основатели закончили нанесение подробностей местности на карту.

Пермакультурные дизайнеры из числа группы разработали детальный план экопоселения, и в процессе нескольких собраний группа скорректировала его и утвердила.

В этот год члены общины расплатились с продавцом земли, и, наконец, могли осваивать всю территорию. Они начали строить дороги к местам будущих жилищных соседств (neighborhoods). Построили несколько домиков в Хат Хэмлет и заготовили пиломатериал для строительства запланированного ранее 13-гранного Зала Собраний (Council Hall). Ещё несколько людей переехало на постоянное жительство.

1998 г. На четвёртый год было продолжено строительство дорог к соседствам, расчищена территория под планируемый центр поселения, поставлен каркас Зала Собраний, и установлена микро-гидроэлектростанция на реке. Несколько членов основали лесопромышленный кооператив (пайщиками которого являлись сами же работники), который занялся валкой и распиловкой леса, для чего они установили пилораму и организовали лесопилку в центре поселения.

Община теперь имела достаточно средств со вступительных и арендных взносов, уплачиваемых новыми членами, чтобы финансировать не только текущие проекты, подобные описанным выше, но и начать возврат долгов вкладчикам Фонда земельных паёв. К этому времени около 15 человек переселились на землю поселения.

1999 г. На пятый год участники общины создали несколько искусственных биопрудов для сбора и очистки «серой» воды, построили трёхэтажный корпус для проживания семей с маленькими детьми, подготовили площадку для гостевого лагеря на берегу ручья. Завели под крышу Зал Собраний, заполнили опалубку его стен соломой и саманом, и начали проводить в нём встречи. Несколько членов общины начали строительство общего дома в одном из соседств.

2000 г. На шестой год они реконструировали и расширили кухню-столовую в Хат Хэмлет. Ещё несколько основателей и новых членов переехало из города на землю и построили жильё в Хат Хэмлет, и/или подготовили место для капитального дома в соседстве.

К этому времени около 25 человек жило в поселении.

2001 г. На седьмой год было закончено оштукатуривание изнутри Зала Собраний и сделан ещё один погреб. Один из членов построил небольшой магазин и ещё одно здание, которое в будущем станет местным кафе. Другой человек изыскал средства и организовал работу добровольцев по возведению сауны.

2002 г. На восьмой год был готов большой резервуар для воды над Хат Хэмлет для улучшения водоснабжения, также провели водопровод к другим прилегающим объектам. Была закончена внешняя отделка Зала Собраний, внутри настелен деревянный пол. Одна семья построила большой дом, который будет служить как постоянным жильём для неё, так и временным для гостей и других членов общины, кто ещё не построил собственное жильё. Другая группа на близлежащем участке начала строительство двухэтажного общежития с небольшими комнатами, общей кухней и другими удобствами. И наконец, на восьмой год поселенцы накопили достаточно людей, средств и навыков, чтобы построить первый серьезный мост через речку, которую раньше пересекали вброд.

К этому времени около 35 человек жило на земле круглогодично.

Как сами члены Этхэвен, так и их гости считают развитие этого поселения чрезвычайно медленным и ещё далеко не законченным.

Даже если ваша группа не намерена приобретать необустроенную гористую территорию, и не собирается создавать полновесное поселение, история Этхэвен демонстрирует множество аспектов развития, с которыми вы столкнётесь в процессе обустройства вашей земли, восстановлении старых и возведении новых строений на ней.

ПРИСЛУШИВАЯСЬ К ЗЕМЛЕ

План поселения показывает, как его строения и другие обустроенные территории (дворы, газоны, детские площадки, огороды, сады поля, пруды, дороги, мосты, пешеходные тропы, места для парковки, и т.д.) расположены по отношению друг к другу и к особенностям естественного ландшафта - равнинам, лесам, рекам, озёрам, болотам и т.п.

Один из принципов пермакультуры состоит в том, что поселение, чтобы быть устойчивым, должно быть адаптировано к потребностям и связям экосистемы, в которых оно находится. Таким образом, план местности, составленный по принципам пермакультуры, показывает также, каким образом созданные человеком объекты будут дополнять и взаимно восполнять потребности земли, живых существ и людей.

Специалисты пермакультурного дизайна и опытные основатели экопоселений настоятельно советуют продумать планировку местности перед возведением каких-либо строений на земле, а не находить удобный участок для первого дома и составлять план по ходу дальнейшего освоения. А создание плана поселения по принципам пермакультуры требует обретения глубокого знания вашей земли - «прислушиваться» к ней в течение нескольких сезонов, чтобы понять её нужды.

«Мне много раз случалось работать с альтернативными поселениями, - говорит дизайнер, специалист по пермакультуре Тэд Батхарт, - «и я был поражён малозаметным, но таким важным вкладом, сделанным членами общин, которые первыми пробились к реальному переживанию связи со своим конкретным кусочком земли. У них есть тонкое чувство духа этой земли, и оно движет ими в принятии решений, и ведёт к достижению экологической устойчивости».

Тэд отмечает, что обыденный подход к освоению земли в нашей культуре рассматривает землю как «эксплуатируемый ресурс: чистый холст с определёнными свойствами, на котором мы можем располагать наши дома и дороги». Для того же, чтобы действительно принять более экологичный и устойчивый подход, мы должны, прежде всего, видеть землю нашей общины как долговременное место обитания как для человека, так и для других существ, живущих на ней. Во-вторых, Тэд говорит, что «мы должны открыть для себя душу нашей земли, дух этого места. Что в ней священно, неприкосновенно? Что вдохновляет и ободряет?» Он предлагает простой метод - найти самое красивое место на участке, и затем построиться где-нибудь в другом месте. Наконец, он говорит: «Проектируйте строительство объектов исходя из минимального вреда и максимального обогащения образа этого конкретного места».

Как видно, основатели Этхэвен следовали этим принципам планировки.

Другие поселения, о который вы прочитали в этой книге, прошли подобный путь. Основатели Дансинг Рэббит наблюдали за землёй несколько сезонов на уровне группы, изучали принципы пермакультуры, и на основе этих знаний составили план местности для своих 280 акров. Лост Вэлли, Круг Сеятелей (Sowing Circle/OAEC) и Щедрый Рассвет (Abundant Dawn), несмотря на то, что их земля уже была в некоторой мере обустроена, разработали политику использования земли и другие соглашения о том, как они будут устойчиво осваивать остальную землю и создавать новые сооружения. Все 4 экопоселения, которые мы рассмотрели, - Этхэвен, Дансинг Рэббит, Круг Сеятелей и Лост Вэлли - проводят мастер-классы и семинары по ландшафтному дизайну, принципам пермакультуры, и/или экологическому строительству.

СОЗДАНИЕ ПЛАНА МЕСТНОСТИ СВОИМИ СИЛАМИ

«Наш успех в продвижении нашего образа поселения новой культуры в Этхэвен определяется качеством нашей работы как общественных организаторов и пермакультурных дизайнеров, - говорит Чак Марш. - Многие ошибки экопоселений происходят от неудачной организации - как социальной, так и физической. Планирование требует времени, но вложение в хорошую проектировку себя более чем окупит в виде долгосрочного благосостояния общины и её членов».

Он отмечает, что, хотя в обычной культуре проектировка и планирование обычно возлагаются на профессионалов, такой подход малопригоден для общины, т.к. ослабляет связь ее членов с землей и ставит их будущую жизнь в зависимость от решений, мотивы которых им не всегда ясны. Как и большинство пермакультурных дизайнеров, Чак предлагает общинам изучить принципы пермакультуры и, возможно, под руководством специалиста по пермакультуре, создать свой план самостоятельно. «Проектирование и планирование силами общины, хотя и довольно медленный и порой изнуряющий процесс, имеет явные преимущества в том, что результат с большей вероятностью будет отвечать реальным нуждам людей». Вот как этот процесс происходил в Святилище Горы Зуни (Zuni Mountain Sanctuary). В 1990-х годах пермакультурный дизайнер Бен Хэггард был приглашён в эту общину в северной части штата Нью-Мексико для помощи в разработке основанного на пермакультуре плана территории площадью 315 акров. Группа начала с досконального изучения пермакультуры, затем исследовала свою территорию на предмет преобладающей розы ветров, процессов эрозии почвы, свидетельств о прошлых пожарах и наводнениях; получила представление о качестве почвы, растительном и животном разнообразии. «Основатели Святилища Горы Зуни определили наиболее подходящие места для строений, садов, лесопосадок, священных мест, коридоров дикой природы, - вспоминает Бен Хэггард. - Они прислушивались к земле, позволяя её возможностям и потребностям диктовать структуру освоения».

Он описывает деталь одного из черновых планов: «Одна короткая, легко обслуживаемая дорога обеспечивает доступ к плотно расположенным участкам центра поселения, окружающим поля и пруд с вливающимся в него ручьём. Эта дорога хорошо открыта солнцу, а значит, менее подвержена гололёду зимой и грязи летом. Она проходит по краю территории, за счёт этого препятствует эрозии. Она немного выше сада, и сток дождевой воды с неё может быть использован для полива. Дорога перпендикулярна доминирующему направлению ветров и, соответственно, служит идеальной защитой от пожара. Она оставляет большую часть владений свободной от вторжения автомобилей, минимизируя возможное загрязнение и увеличивая открытые пространства и участки дикой природы. Члены Святилища Зуни взялись за смелый и сложный проект, какой мало кто осуществлял и мало кто мог бы себе позволить осуществить в одиночку. Их стараниями земля станет более здоровой, чем когда они пришли на неё».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...