Сельские общины далеко от рынка вакансий
Участники Дансинг Рэббит столкнулись с еще более серьезным испытанием, поскольку они живут еще дальше от рынка рабочих мест – в 45 минутах езды от маленького поселка с низкими заработками и почти в полутора часах от ближайшего города. Двое из жителей общины являются «свободными художниками» в сфере услуг: агент по продаже билетов на концерты и «свободный» редактор (т.е. не работающий в конкретном СМИ). Несколько человек периодически подряжаются на разнообразные строительные работы для других членов. Некоторые частично (неполное рабочее время) работают в соседнем экопоселении Сэндхилл Фарм (Sandhill Farm) - в офисе Партнерства в поддержку Альтернативных Сообществ, в пекарне, выпекающей темпе - индонезийские лепешки из соевых бобов, или в Миссурийском отделении Национального Агентства по сертификации органической продукции (National organic certifying agency). Некоторые выезжают на работу на несколько недель и даже месяцев в году за пределы общины – социальный работник, помогающий инвалидам; коммивояжер; строители, работающие на объектах в других городах. Еще несколько человек заняты несколько часов в неделю на общественных делах общины – ведут бухгалтерию и переписку, руководят волонтерами и стажерами, организуют сбор средств для общинных нужд. Один житель работает на общину полный рабочий день восемь месяцев в году, выращивая овощи в общественном саду. Члены Скайхауз (Skyhouse), коммуны, входящей в состав Дансинг Рэббит, выполняют разнообразные работы, связанные с компьютерами – программирование, веб-дизайн, графический (мультимедиа) дизайн. Как видно, в общинах, расположенных в сельской местности вдали от рынка высокооплачиваемых вакансий, большая часть людей зарабатывают себе на жизнь, выполняя разнообразные необычные работы, работая неполное рабочее время, занимаясь мелким предпринимательством, дающим нестабильный доход, или же работают через Интернет. Мало кто «работает» в традиционном смысле этого слова.
Начинать новый бизнес одновременно с созданием общины может оказаться очень сложным и даже неподъемным. Перенести в сельскую общину уже налаженную работу, выполняемую дистанционно, через Интернет, или уже существующий бизнес может быть гораздо проще. К примеру, программисты в Щедром Рассвете и в Дансинг Рэббит принесли свои профессии из «большого мира» и теперь продолжают работать дистанционно. Члены коммуны Тикай Под в составе Щедрого Рассвета уже на момент создания общины занималась плетением гамаков по договору с предприятием, расположенным в поселении Дубы-Близнецы (Twin Oaks). После организации общины Щедрый Рассвет они просто преобразовали это в самостоятельное предприятие. Предприниматели Этхэвен также создали свои дела до вступления в экопоселение. ЭКОНОМИКА ЧАСТНОГО ТИПА, ЭКОНОМИКА КОММУННОГО ТИПА При экономике частного типа, независимо от того, как члены общины зарабатывают свои деньги – работая за пределами поселения, ведя собственный бизнес, получая проценты на сбережения или иным способом, - эти деньги остаются в их личном распоряжении, и собственники индивидуально принимают решения о том, во что вложить, как потратить или сохранить. Другими словами, деньги являются частными, и финансы отдельных членов независимы друг от друга. Каждый участник общины выплачивает оговоренные членские и вступительные взносы, арендную плату за землю и другие платежи, необходимые для покрытия общих расходов, и вся группа в целом решает, как распорядиться этими общими средствами. Большинство общин устроено именно таким образом.
При обобществленной экономике (экономике коммунного типа), напротив, члены общины работают на одном или нескольких общих предприятиях, доход от которых поступает в общую кассу. Или работают на разных работах за пределами коммуны и полученный заработок опять-таки складывают в общий котел. Из общей кассы оплачиваются налоги и другие платежи за землю, расходы на содержание и ремонт инфраструктуры, другие общие расходы, а также обеспечиваются базовые потребности членов общины в продуктах питания и жилье. Помимо этого, членам выплачиваются определенное денежное пособие. Все члены общины сообща принимают решения о расходовании общественных средств. Относительно немного современных альтернативных поселений организовано по типу коммуны, хотя члены подобщины Скайхауз в поселении Дансинг Рэббит и члены подобщины Тикай Под в поселении Щедрый Рассвет организовали свои экономики именно таким образом. Мидоуданс (Meadowdance) является примером общины с гибридным типом экономики. Каждый участник поселения работает на общем предприятии, и все основные расходы общины выплачиваются из его прибыли. Однако любой из них может в свободное время зарабатывать деньги на других предприятиях или же выполнять сверхурочную работу, и заработанные таким образом деньги поступают в индивидуальное распоряжение работника. РИСКИ ОБЩИННОГО БИЗНЕСА Несколько организаторов общин в сельской местности говорили мне, что, если бы с самого основания поселения у них были одно или несколько своих жизнеспособных предприятий, на которых можно было бы занять членов общины, то это было бы для них колоссальным подспорьем. И среди сельских коммун, основанных в конце 1960-х – начале 1970-х гг., есть масса примеров именно такого подхода. Община Дубы-Близнецы (Twin Oaks) в Вирджинии начала с предприятия по изготовлению гамаков, а затем организовала также службу по каталогизации книг (books indexing service)107 и предприятие по изготовлению японского соевого творога тофу. Все они работают и сегодня. Поселение Сэндхилл Фарм (Sandhill Farm) в Миссури начало выращивание и производство органических продуктов питания, таких как сироп из сорго, мед, соевые лепешки темпе, чесночно-зерновые хлебцы, хреновая приправа, горчица.
107 Имеется в виду каталогизация книг для электронных поисковых систем в интернете. – прим. перев. Община Ферма (The Farm) в Теннесси одновременно начала несколько проектов, в частности, производство продуктов из сои, производство электрооборудования, видеосъемка и монтаж, домашнее акушерство и курсы по домашним родам. Все эти проекты продолжаются и в настоящее время, хотя некоторые из них стали частными предприятиями, а некоторые принадлежат теперь определенным коллективам членов. Однако открытие общиной своего собственного производственного предприятия (или некоммерческой образовательной организации, которая платит заработную плату своим сотрудникам) не лишено некоторых рисков. По статистике, 95% новорожденных предприятий терпят крах – обычно по причине нехватки финансовых вложений или в силу того, что организаторы не провели адекватного исследования рынка. Начало любого бизнеса требует не только определенного опыта и предпринимательских навыков, но также часто 10- и даже 12-часового рабочего дня для организаторов на протяжении первых шести месяцев, а то и года. Даже если в вашей инициативной группе собрались матёрые и сообразительные предприниматели, как вы сможете выкроить время и силы для того, чтобы создавать одновременно и общину, и бизнес, не говоря уже о том, чтобы оставлять время для выполнения семейных обязанностей и общения с детьми? Это особенно актуально для случая, когда вы намереваетесь делать все это с нуля, в чистом поле. Застройка чистого участка требует либо огромных денежных средств, если вы решили нанимать профессиональных строителей, либо, если вы рассчитываете на собственные силы, - долгих часов упорного труда – обычно на протяжении не одного года. И, похоже, что в большинстве случаев организаторам общин не удается вытянуть все это одновременно с началом нового бизнеса. Таким образом, если вы, не имея крупных сбережений, планируете собственный общинный бизнес, то постарайтесь, насколько только возможно, запустить его ДО переселения на землю.
Впрочем, существуют еще несколько способов создания для членов поселения источника дохода, кроме варианта, когда работодателем выступает сама община. Группа участников, к примеру, может создать производственный кооператив и производить для своих соседей или для общины в целом продукты питания, строительный лес и дрова, выполнять за определенную плату строительные работы, оказывать услуги по приготовлению обедов, бытовому обслуживанию и т.д. Или отдельный житель или группа могут сами создать производственное предприятие, которое будет предоставлять рабочие места для остальных членов общины. Предприятие, принадлежащее общине в целом или отдельным ее участникам, и использующее труд других членов общины, может также создать и еще один специфический круг проблем. С одной стороны, жители общины получают работу без необходимости выезжать за пределы поселения; предприниматели получают прямо на месте постоянный источник рабочих рук; и сама община, способная предложить источник дохода, становится более привлекательной для потенциальных новых членов. Но, с другой стороны, то, что человек является прекрасным экопоселенцем, еще не означает, что он сможет стать хорошим работником по конкретной специальности108. 108 Часто даже бывает так, что именно те качества, которые делают человека хорошим экопоселенцем (индивидуальность, свободолюбие, творческий подход, чрезмерная инициативность и т.д.), оказываются тем, что мешает ему быть хорошим работником – прим. перев. Как быть, если член общины не справляется с работой, в частности, делает дорогостоящие ошибки, или не приходит на смену, или опаздывает на работу и рано уходит? Как быть, если он оказался никудышным работником или даже причинил ущерб работодателю? Представьте себе, какое напряжение может возникнуть между этим работником и хозяевами предприятия, независимо от того, продолжают ли его терпеть на работе (усиливая раздражение руководителя и коллег) или увольняют (вызывая обиду в нем самом). Кроме того, если одни члены общины имеют свой бизнес, а другие являются работниками, то резко вырастает вероятность трений по вопросам власти в общине между представителями «класса собственников» и «рабочего класса». Или интересы бизнеса, обусловленные положением на рынке, денежными потоками или другими финансовыми соображениями, могут незаметно начать вытеснять и даже полностью подавить изначальные идеалы и ценности общины. Вместо того чтобы быть слугой общины, обеспечивая источник дохода для ее жителей, бизнес может стать ее господином. Противоядием против такого «дворцового переворота» может быть создание нескольких параллельных индивидуальных или групповых предприятий с самого начала или же создание устойчивой комбинации из общинных, частных (индивидуальных и групповых) и кооперативных предприятий, которая обеспечит более сбалансированный «рынок» деловой активности и возможностей трудоустройства внутри общины.
Еще один вопрос, над которым стоит подумать – насколько планируемый вами общинный бизнес реально жизнеспособен. Может случиться так, что общий бизнес принесет поселению гораздо меньше денег в расчете на отдельного участника, чем если бы этот участник ездил на заработки за пределы поселения. Однако, если расходы при постоянной жизни в общине невелики, рабочий график удобен, сам по себе труд приятен и приносит удовлетворение, и в целом жизнь в дружном коллективе единомышленников гармонична и наполнена радостью, то в итоге вы будете жить лучше, чем ваши более богатые коллеги в городе. Как гласит пословица, «жить по средствам – это дешевый способ быть богатым». С другой стороны, ваш общинный бизнес может справляться с оплатой собственных издержек, удовлетворять потребителей, давать средства на покрытие основных расходов общины и казаться прочно стоящим на ногах, но все это – ценой изнурительного ненормированного рабочего графика многих людей в течение долгих месяцев и даже лет. Если поселенцы занимаются работой на огороде, строительством и ремонтом, приготовлением пищи и другими общественными делами, они могут совершенно не замечать, что к концу недели они проработали 60 или даже 70 часов на общих делах, и их собственное свободное время сведено практически к нулю. Предприниматели и бизнес-консультанты немедленно распознают такое положение дел как явно убыточный бизнес, тяготеющий к краху, однако многие общины не замечают этого109. 109 Следует учитывать, что понятия «рабочее время» и «время отдыха» в общине существенно отличаются от аналогичных понятий в обычном городском обществе. Поскольку в большинстве случаев жители альтернативных поселений ощущают, что работают «на себя», часто сами определяют удобный для них график работы, нередко работают совместно со своей семьей, и вообще стараются выбирать работу, которая им нравится и согласуется с их жизненными идеалами и устремлениями, то граница между «рабочим» и «свободным» временем становится все более и более размытой. В силу этого, во-первых, сами подсчеты такого времени становятся затруднительными (к примеру, время на приготовление пищи в семье не считается рабочим и не оплачивается, но как тогда быть с приготовлением пищи для нескольких семей в коммуне?), а во-вторых, чрезвычайно сложно оказывается и оценить такой труд в денежном эквиваленте (особенно, если речь заходит об оплате труда учителей, врачей, психологов, священников, музыкантов и культорганизаторов и т.п.). Поэтому, похоже, главным критерием для определения степени «прибыльности» или «убыточности» общинных предприятий должны служить не математические расчеты, а степень психологического комфорта или, наоборот, напряженности в коллективе. Если люди изматываются и ощущают нехватку свободного времени, если у них появляется устойчивая тяга к «отдыху» и «развлечениям» (в том числе желание «развеяться» в поездках за пределы поселения), то трудовая нагрузка в общине явно чрезмерна (или по количеству, или по качеству – слишком скучна, монотонна, изнурительна и т.п.). Еще один признак чрезмерной нагрузки (и вообще неблагоприятной обстановки в поселении) – высокая текучка кадров, когда с течением времени не увеличивается количество устойчивых носителей общинной культуры, что может привести к общему кризису общины (см. пример ниже по тексту и эпизод из истории Лост Вэлли в 17 главе). – прим. перев. Подобное случается регулярно в одной из сельских общин, которую я здесь назову Брусничная Долина. Каждый из ее 20 жителей работает на одном или нескольких общих предприятиях – установка черепичных кровель, изготовление кленового сиропа для магазинов округи и содержание кофейни в ближайшем городке на месте встреч местных поэтов и музыкантов. Рабочий день получается долгим и изнурительным, и более молодые, недавно вступившие в общину члены постепенно изматываются и все больше утрачивают энтузиазм. (При этом те, кого я называю «комьюнити мачо», - матёрые старожилы, - не упускают случая напомнить новичкам, что жизнь в общине – это вам не легкая прогулка, и требуется большое упорство, чтобы выдержать ее ритм.) В конце концов, один из молодых делает подсчеты и приходит к выводу, что кофейня теряет столько денег, что каждый из них фактически работает за 2 доллара в час110, и их мучительно длинный рабочий день есть следствие стремления во что бы то ни стало удержать на плаву этот явно убыточный проект. Группа новичков предлагает общине прекратить выбрасывать деньги на ветер и закрыть кофейню, чтобы члены общины могли зажить нормальной человеческой жизнью. Однако основатели и старожилы не соглашаются с этим требованием, ссылаясь на то, что стильная кофейня была с самого начала существенным элементом образа общины. После этого происходит массовый выход людей из общины. Сценарий повторяется регулярно с новыми группами новичков через несколько месяцев или лет. 110 Как можно судить по другим цифрам, приведенным в этой книге, средняя зарплата простого, невысококвалифицированного работника в США составляет около 10 долларов в час. – прим. перев. Обозначив основные возможные плюсы и минусы ведения общиной своего предприятия, я расскажу о том, как некоторые поселения решают этот вопрос. И хотя маловероятно, что участники нижеописанных общественных, кооперативных и индивидуальных предприятий серьезно разбогатеют или станут получать хорошую зарплату по меркам большого города, тем не менее, они нашли способы воплотить мечту о жизни в сельской общине и при этом нормально обеспечивать себя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|