Организация и технология производства работ
2.1. До начала работ по строительству асфальтобетонного покрытия должно быть полностью закончено строительство дорожного основания и принято представителями технического надзора органа управления. 2.2. Работы по строительству двухслойного асфальтобетонного покрытия в данной технологической карте ведутся поточным способом по разработанной технологической последовательности производства работ на двух захватках по 250 м. Длина захватки рассчитана с учетом сменной производительности асфальтобетонного завода (АБЗ) не менее 700 т. 2.3. При другой производительности АБЗ длину сменной захватки при строительстве асфальтобетонного покрытия определяют по формуле l = Q/B·h·ρ, где Q - производительность АБЗ, т/смену; B - ширина покрытия с учетом ширины краевых полос, м; h - толщина покрытия, м; ρ - плотность асфальтобетона, т/м3. 2.4. На первой захватке выполняют следующие технологические операции: · · очистку основания от пыли и грязи; · · розлив битумной эмульсии (подгрунтовка основания). 2.4.1. Поверхность верхнего слоя основания до укладки асфальтобетонной смеси должна быть очищена от пыли и грязи за два прохода по одному следу поливомоечной машины типа МД-433-03. 2.4.2. Чистое и сухое основание подгрунтовывают битумной эмульсией или жидким битумом, которые распределяют автогудронатором ДС-39Б. Норма расхода материалов устанавливается по табл. 1. Жидкий битум распределяют за сутки до укладки нижнего покрытия; битумную эмульсию не менее чем за 4 ч. Этого времени достаточно для полного испарения разжижителя битума или воды после распада битумной эмульсии. Таблица 1
Подгрунтовку основания, построенного с применением органических вяжущих, можно исключить, если интервал времени между его устройством и укладкой нижнего слоя покрытия составляет не более 2 сут и отсутствовало движение построечного транспорта.
2.5. На второй захватке выполняют основные технологические операции по устройству двухслойного асфальтобетонного покрытия в следующей последовательности: · · подвозка горячей крупнозернистой асфальтобетонной смеси для нижнего слоя покрытия автомобилями-самосвалами; · · выгрузка смеси в бункер асфальтоукладчика; · · распределение смеси асфальтоукладчиком; · · уплотнение нижнего слоя покрытия; · · подвозка горячей мелкозернистой асфальтобетонной смеси для верхнего слоя покрытия автомобилями-самосвалами; · · выгрузка смеси в бункер асфальтоукладчика; · · распределение смеси асфальтоукладчиком; · · уплотнение верхнего слоя покрытия. 2.5.1. Транспортировку асфальтобетонной смеси производят автомобилями-самосвалами КамАЗ-55118. Продолжительность транспортирования горячих асфальтобетонных смесей должна устанавливаться из условия обеспечения их минимальной температурой при укладке и уплотнении, указанной в табл. 14 СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». Асфальтобетонная смесь, имеющая температуру выше или ниже указанного в СНиП интервала, должна быть забракована и возвращена на АБЗ. Во избежание остывания смеси при транспортировании в прохладную погоду кузовы автомобилей-самосвалов следует оборудовать двойными стенками для обогрева отходящими газами и закрывать непромокаемым пологом. Края полога должны накрывать борта кузова и укрепляться на деревянной раме.
2.5.2. При выгрузке смеси в бункер асфальтоукладчика автомобиль-самосвал должен останавливаться в непосредственной близости перед асфальтоукладчиком, не отталкивая его назад. В контакт с автомобилем-самосвалом должен входить асфальтоукладчик. Автомобиль-самосвал не должен оказывать давление на приемный бункер асфальтоукладчика. Перед выгрузкой кузов автомобиля-самосвала следует слегка приподнять, чтобы смесь сползла к заднему закрытому борту. Такой прием позволяет выгрузить смесь в бункер асфальтоукладчика в виде единой массы после открытия заднего борта автомобиля-самосвала. Следует отметить, что выгрузка асфальтобетонной смеси напрямую из кузова автосамосвала приводит к усадке асфальтоукладчика, в результате которой уменьшается толщина укладываемого слоя. По мере выработки смеси и снижения нагрузки на механизм толщина слоя увеличивается. В конечном итоге нарушается ровность полосы укладки и, как следствие, снижается качество уплотнения и ровность готового покрытия. Для обеспечения равномерного непрерывного поступления смеси к укладчику следует использовать механизм типа «шатл-баги». 2.5.3. Асфальтоукладчик ДС-181 укладывает смесь на ширину от 3 до 7,5 м. В зависимости от ширины покрытия определяют число и ширину укладываемых полос. В данном случае при ширине проезжей части 7,5 м с учетом двух краевых полос по 0,75 м при общей ширине покрытия 9 м целесообразно укладывать две полосы по 4,5 м с учетом использования уширителей. Асфальтоукладчик в процессе работы выполняет следующие технологические операции: · · прием асфальтобетонной смеси из транспортных средств; · · подачу асфальтобетонной смеси на подготовленное и уплотненное основание; · · распределение смеси по ширине укладываемой полосы слоем заданной толщины; · · профилировку асфальтобетонной смеси с требуемым поперечным уклоном и продольным профилем в соответствии с проектными отметками поверхности укладываемого покрытия; · · предварительное уплотнение укладываемого слоя; · · отделку (выглаживание) поверхности укладываемого покрытия. Температура асфальтобетонных смесей при укладке в конструктивные слои дорожной одежды должна соответствовать требованиям ГОСТ 9128-97.
При работе одним укладчиком для обеспечения хорошего сопряжения полос по оси покрытия необходим периодический переход укладчика с одной полосы на другую (рис. 1). Оптимальная длина хода асфальтоукладчика устанавливается в зависимости от температуры воздуха (табл. 2). В процессе производства работ следует выполнять следующие рекомендации: · · при небольших перерывах в поступлении асфальтобетонной смеси не следует расходовать всю имеющуюся в укладчике смесь, а оставлять рабочие органы укладчика заполненными до прихода следующего автомобиля-самосвала; · · при длительных перерывах вся смесь, имеющаяся в укладчике, должна быть уложена, чтобы не допустить ее остывания; · · в конце смены или при длительных перерывах в течение смены необходимо подготовить конец уложенной полосы к устройству поперечного вертикального стыка для последующего продолжения работ. Рис. 1. Схема перехода асфальтоукладчика с полосы на полосу: I - длина укладываемой полосы; - рабочий ход; - холостой ход; - последовательность укладки смеси на участках Таблица 2
Поперечный стык выполняют двумя способами: - простой стык; - клиновой стык. Выбор способа зависит оттого, будет или нет осуществлять по уложенной полосе движение транспорта в период между окончанием и возобновлением строительства. В случае, если движение транспорта не предусмотрено, устраивают простой стык. Для этого при окончании смены в конце полосы укладывают упорную доску, закрепляя ее металлическими костылями. Смесь вручную подсыпают к доске и уплотняют катками. Причем необходимо, чтобы катки уплотняли смесь непосредственно до линии стыка. Для качественного уплотнения необходимо в конце полосы уложить доски для схода катка. Толщина досок должна равняться толщине уплотненного асфальтобетонного слоя.
При возобновлении работ доски убирают, место сопряжения разогревают горелками инфракрасного излучения. Край ранее уложенной смеси после ее разогрева смазывают горячим битумом. Если по уложенному слою предусмотрено движение транспорта, то в конце уложенной полосы необходимо устроить поперечный клиновой стык (рис. 2). Рис. 2. Клиновой стык: 1 - уложенный слой покрытия; 2 - упорная доска; 3 - поперечный клин; 4 - дорожное основание Со стороны уложенной полосы формируется вертикальная кромка так же, как при устройстве простого стыка, с помощью упорной доски. Затем подсыпают асфальтобетонную смесь, формируя из нее клиновидный скат от верхней кромки доски к основанию. Чтобы движущийся транспорт не выбивал доску из покрытия, она должна быть ровной и иметь ту же толщину, что и уплотненный асфальтобетонный слой. При возобновлении работ на участке необходимо удалить асфальтобетонный скат, снять упорную доску. Вертикальную кромку ранее уложенной полосы разогреть горелками инфракрасного излучения, смазать горячим битумом. 2.5.4. Уплотнение асфальтобетонной смеси следует начинать после ее укладки на полосе 8 - 10 м, соблюдая температурный режим, указанный в табл. 14 СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». В данной технологической карте предусмотрено уплотнение горячих асфальтобетонных смесей звеном самоходных катков с гладкими металлическими вальцами, которое состоит из: легких катков ДУ-50 массой 6 - 8 т и тяжелых - ДУ-49А массой 11 - 18 т. Катки должны иметь гладкие, хорошо отшлифованные вальцы, что необходимо для получения качественной поверхности покрытия. Для предотвращения прилипания смеси вальцы следует смачивать водой, смесью воды и керосина (1:1) или однопроцентным водным раствором отходов соапстока. Такая операция является обязательным условием качественного уплотнения и нормальной работы катка. Необходимо строго регулировать подачу антиадгезионных составов, излишний расход которых отрицательно сказывается на качестве асфальтобетонного слоя. Не следует применять для смазки вальцов соляровое масло и топочный мазут, растворяющие пленку битума на поверхности покрытия. Общее число проходов гладковальцовых катков по одному следу зависит от состава смеси и погодных условий и составляет ориентировочно для легких - 2 - 4, тяжелых - 15 - 18. Число проходов устанавливают пробным уплотнением с проверкой плотности. Уплотнение начинают легкими катками, заканчивают тяжелыми. При работе двумя асфальтоукладчиками катки должны двигаться от кромок к середине покрытия, затем от середины к кромкам, перекрывая каждый след катка на 20 - 30 см. При уплотнении первой полосы вальцы легкого катка не должны приближаться более чем на 10 - 15 см к кромке, обращенной к оси дороги. Эта полоса уплотняется тяжелым катком с перекрытием сопряжения на 20 - 30 см.
Уплотнение второй полосы (рис. 3) начинают тяжелым катком по продольному сопряжению с ранее уложенной первой полосой, а затем по традиционной схеме сначала легкими, затем тяжелыми катками от кромки покрытия. Рис. 3. Схема уплотнения асфальтобетонной смеси при работе двумя асфальтоукладчиками (размеры в см): - номера проходов катка При работе одним асфальтоукладчиком уплотнение второй свежеуложенной полосы начинают по продольному сопряжению с ранее уложенной полосой (рис. 4). Уплотнение стыка следует начинать с наездом на «холодную» полосу на расстояние 50 см. Второй проход - с наездом 15 - 20 см. В таком случае основное уплотняющее воздействие оказывается на смесь, находящуюся в области стыка. Смесь подается в сторону стыка до тех пор, пока уровень свежеуложенной полосы несравняется с уровнем соседней. В начале процесса уплотнения скорость катков должна быть 1,5 - 2 км/ч, а после пяти - шести проходов по одному следу ее увеличивают до 3,5 км/ч. При первом проходе гладковальцовых катков ведущие вальцы должны быть впереди. Во избежание образования неровностей не следует останавливать катки на горячей асфальтобетонной смеси. Рис. 4. Схема уплотнения асфальтобетонной смеси при работе одним асфальтоукладчиком (размеры в см): - номера проходов катка После предварительного уплотнения (двух - трех проходов легкого катка) необходимо проверить поперечный уклон и ровность покрытия с помощью трехметровой рейки. Просвет между нижней плоскостью рейки и поверхностью покрытия не должен превышать 3 - 5 мм. Обнаруженные неровности должны исправляться после первых же проходов катка. Одновременно должны устраняться и другие дефекты (раковины, зазоры, скопления щебня, трещины, наплывы и др.). При исправлении неровностей необходимо: · · вырубить дефектный участок; · · обмазать края и дно вырубленного места («ящика») горячим вязким битумом; · · заполнить «ящик» горячей асфальтобетонной смесью; · · уплотнить. Швы должны быть параллельны и перпендикулярны оси дороги. Признаком достаточного уплотнения покрытия является отсутствие следа от прохода задних вальцов тяжелых катков. Контроль плотности асфальтобетонного слоя в процессе уплотнения рекомендуется осуществлять экспресс-методами. Коэффициент уплотнения покрытий должен быть не ниже: 0,99 - для высокоплотного и плотного асфальтобетонов типов А и Б; 0,98 - для плотного асфальтобетона типов В, Г, Д, пористого и высокопористого асфальтобетонов. Наиболее достоверные значения коэффициента уплотнения получают при испытании образцов (кернов), отобранных из покрытия. В этом случае при составлении проекта производства работ необходимо после уплотнения нижнего слоя покрытия предусмотреть организационный перерыв, продолжительностью не менее двух смен, для лабораторных испытаний (рис. 6). 2.6. Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов приведена в табл. 3, 4. Таблица 3 Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов
2.7. Технологический план потока по устройству двухслойного асфальтобетонного покрытия представлен на рис. 2.8. Технология операционного контроля качества работ приведена в табл. 5. Таблица 4 Состав отряда
Рис. 5. Технологический план потока по устройству двухслойного асфальтобетонного покрытия Рис. 6. Технологический план потока по устройству двухслойного асфальтобетонного покрытия Таблица 5 Технология операционного контроля качества работ при устройстве асфальтобетонного покрытия
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА 3.1. К работе по устройству асфальтобетонных покрытий допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр, а также обучение и инструктаж по безопасности труда. 3.2. Лица, допускаемые к эксплуатации дорожных машин (асфальтоукладчика, автогудронатора, катка), должны иметь удостоверение на право работы на них. 3.3. При работе машин по устройству покрытий необходимо соблюдать требования, изложенные в СНиП III-4-80. 3.4. При проведении работ необходимо принять меры по обеспечению безопасности движения. С этой целью на участках проведения работ до их начала устанавливают временные дорожные знаки, ограждения и направляющие устройства, а в необходимых случаях устраивают объезд. Ограждение места работ производят с помощью ограждающих щитов, штакетных барьеров, стоек, вешек, конусов, шнуров с цветными флажками, сигнальных огней. Установку технических средств организации движения производят в соответствии с ВСН 37-84. Схемы организации движения и ограждения мест работ независимо от того, являются они типовыми или индивидуальными, а также сроки проведения работ утверждаются руководителем дорожной организации и согласовываются с органами ГИБДД. При составлении схем организации движения в местах проведения дорожных работ необходимо обеспечить выполнение следующих требований: · · предупредить заранее водителей транспортных средств и пешеходов об опасности, вызванной дорожными работами, и показать характер этой опасности; · · четко обозначить направление объезда, имеющихся на проезжей части препятствий, а при устройстве объезда ремонтируемого участка - его маршрут; · · создать безопасный режим движения транспортных средств и пешеходов на подходах и на участках проведения дорожных работ. При работах, имеющих подвижный и краткосрочный характер, временные знаки можно размещать на переносных ограждающих барьерах, щитах, а также на автомобилях и самоходных дорожных машинах, участвующих в работе. В темное время суток дорожные машины и оборудование должны находиться за пределами земляного полотна. В случае невозможности выполнения этого требования дорожные машины должны быть ограждены с обеих сторон барьерами с сигнальными фонарями желтого цвета, зажигаемыми с наступлением темноты, с установкой барьеров на расстоянии 10 - 15 м от машины. Выполнение требований по организации движения и техники безопасности в местах производства дорожных работ возлагается на инженерно-технический персонал, который непосредственно руководит производством работ (руководителя организации, главного инженера, начальника участка, прораба, мастера). При производстве работ по устройству асфальтобетонного покрытия руководствуются следующей технической литературой: 1. СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве. 2. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. 3. ТОИ Р-218-13-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста укладчика асфальтобетона. 4. ТОИ Р-218-14-93. Типовая инструкция по охране труда машиниста автогудронатора. 5. ТОИ Р-218-07-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста катка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|