Несколько слов об истории вопроса
Понятие операционального определения первым предложил Перси У. Бриджмен в своей книге «Логика современной физики» (1927). Бриджмен считал, что понятие должно быть определено не через свойства объекта, а через операции, производимые с ним. Правда, здесь возникает известная трудность: как быть в том случае, когда один объект можно измерить несколькими разными способами, методами и операциями (в социологии — разными шкалами)? Бриджмен утверждал, что в таком случае ученый получает разные понятия. Или: меняя операцию, мы, в сущности, меняем само понятие. Страстным поборником операционали-зации в социологии выступил Джорж А. Ландберг в книге «Основания социологии» (1939) —он полагал, что измерение является способом определения вещей. Наиболее острые и плодотворные дискуссии в американской литературе по поводу проблемы операционализации проходили в 30—40-е гг. Они позволили поставить ряд важных вопросов, связанных с процессом измерения и его влиянием на научную теорию. В частности, резкой критике были подвержены любые попытки построения теории, лишенной проверяемых гипотез и операционализированных понятий2. Именно с этого момента начинается эра эмпирической социологии как фундаментальной дисциплины, ориентированной на строгие каноны научного метода. Ключевым требованием этого метода выступает построение программы исследования. Преувеличение роли операционализации в научном познании вылилось в самостоятельное философское течение — операционализм. Операционализм — форма неопозитивизма, основанная на представлениях англо-американского физика П. Бриджмена. По его взглядам, научные понятия надо определять операционально, через ту или иную систему физических и измерительных операций, которые совершает ученый в процессе исследований предметной области (например, понятие длины представимо через операции измерения длины). Позже инструментальные операции были дополнены умственными, прежде всего вербальными, и манипуляциями с символами. Данная методология оказала существенное влияние на зарубежных психологов, особенно имеющих бихевиористскую ориентацию (Э. Толмен, Б. Скиннер).
В методологии естественных наукоперационализация нередко заменяется другим словом —«экспликация» (буквально —извлечение). Если в научную теорию вводится какое-либо размытое понятие, то позже в соответствие ему приходится вводить одно или несколько уточняющих его смысл строгих понятий. Строгое понятие, которое позволяет придать точный смысл исходному размытому понятию, называется его экспликацией. Ясно, что размытые понятия могут иметь не одну, а много разных экспликаций, по-разному уточняющих общий смысл. Если утверждение содержит размытые понятия, то, уточняя одно из них, мы должны соразмерно уточнить и остальные так, чтобы эксплицированное утверждение допускало строгую проверку3. Блестящим примером содержательного понятия, не имеющего общего строгого определения, является введенное И.М. Гельфандом и М.Л. Цетлиным (в серии работ по вычислительным методам и математической биологии) понятие «организации». * Blalock H. Methodology in Social Research. N.Y., 1968. P. 3. шрейдер Ю. Наука — источник знаний и суеверий // Новый мир, 1969. Вып. 10. Веб-адрес: http:// www.doktor.m/doctor/biometr/Iib/naukoved/schreider.htm Все развитие математики и физики было связано с уточнением формулировки основных понятий. Достаточно указать на ту роль, которую сыграла конкретизация таких понятий, как число, функция, пространство, наблюдаемая величина и т.п. Проникновение математических методов в другие науки вызвало у специалистов желание создать систему точных понятий и в биологии, лингвистике, психологии, социологии.
Однако непомерное увлечение экспликацией привело к выхолащиванию научного поиска. Размытые понятия, т.е. очень широкие, а потому и очень содержательные, будучи сведены к набору очень конкретных терминов, которыми легко манипулировать в эксперименте или наблюдении, часто давали хотя и точный, но очень тривиальный результат. Попробуйте свести категорию культуры к очень конкретным формулировкам, где не было бы таких понятий, как обычаи, традиции, язык, символы, система и т.д., которые так же, как и исходное понятие, являются размытыми. Вы поймете, что такого рода задача в социологии почти не решается. Выяснилось, что погоня за точностью понятий ради надежной проверки истинности фактов грозит окончательной потерей их содержательности. Речь не идет о том, чтобы вовсе запретить в естествознании процедуру экспликации, а в социологии операционализацию. Надо говорить о разумном сочетании точных и размытых понятий, об уместности и законности их существования в теле науки. Многие из современных теорий зародились в области ненаучных представлений. Так, теория множеств берет свои истоки в трудах Георга Кантора и служит основой математического анализа. Сейчас трудно представить, как выглядела бы математика без представления о множествах, о взаимно-однозначном соответствии между множествами и т.п. Но мало кто помнит, что интерес самого Г. Кантора к этим проблемам возник из размышлений над свойствами святой троицы. Человек, увлеченный успехами точных наук, верит, что размытые понятия биологии, лингвистики, философии и т.п. отживают свой век. «Увы, как только такой человек дает себе труд поближе познакомиться с проблематикой этих наук, его позиция подвергается серьезным испытаниям. Ему волей-неволей приходится разбираться в том, какие экстраполяции точных фактов можно считать достоверно обоснованными. Ему приходится решать серьезнейшие гносеологические проблемы взаимоотношения точных и размытых понятий, строго доказанных теорем и общих философских принципов. Экстраполяция научного результата возможна только на основе соответствующих философских предпосылок. Занимаясь конкретной естественной наукой, мы можем ограничивать круг рассматриваемых явлений, считая, что в область научного изучения входит только то, что может быть ясно сформулировано, описано, измерено, уложено в систему знаний. Но в реальной жизни мы все время наталкиваемся на явления, о которых мы знаем очень мало. Мы встаем здесь перед такой дилеммой: либо декларировать, что мы можем опираться только на точное знание, а во всех остальных случаях мы не имеем права принимать решения, либо декларировать право рассуждать о непознанных явлениях. Тут-то нам и приходится прибегнуть к гносеологическим рассуждениям о возможных пределах экстраполяции точного знания, о возможных источниках знания, о свойствах неопределенных ситуаций, бесконечности, о шкалах ценностей и т.д.»4.
Шрейдер Ю. Наука — источник знаний и суеверий // Новый мир, 1969. Вып. 10. Веб-адрес: http:// www.doktor.ru/doctor/biometr/Hb/naukoved/schreider.htm Итак, операционализация — это процедура перевода одного в другое, абстрактного понятия в сумму конкретных, которые им охватываются. Конечно, операционализация не то же самое, что дедукция, которая подразумевает, что из более общих суждений выводятся более частные, но что-то общее между ними есть. Операционализация тесно связана с концептуализацией, это симметричные и противоположно направленные процессы. Концептуализация больше походит на индукцию, которая из суммы конкретных суждений выводит обобщающую их абстрактную формулу. Цель концептуализации — показать место конкретного понятия или нескольких понятий в системе общетеоретического знания. Итак, мы получили два ряда связанных между собой незримым родством процедур: ♦ философские процедуры: дедукция и индукция; ♦ социологические процедуры: операционализация и концептуализация.Из всего вышесказанного становится очевидным, что без предварительного рассмотрения философии в целом и познавательных философских методов в частности в фундаментальной социологии делать нечего.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|