Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Переменные, измерение, пропозиции




Респондент для социолога — не уникальная личность, а источник нужных сведений. Все, что он рассказывает о себе, рассыпается на отдельные пере­менные: пол, национальность, образование, отношение к театру. От респон­дента остается сочетание переменных, которые и формируют ту реальность, которую ученому предстоит интерпретировать.

Как мы выяснили, структура теоретического знания состоит из категорий, понятий и терминов. Однако известно, что при построении своего теорети­ческого инструментария социолог оперирует и такими единицами, как пе­ременные. По мнению Р. Дабина, теоретическая модель начинается именно с переменных, взаимосвязь которых образует предмет исследования9. Когда наука переводит слова в цифры, она прибегает к языку переменных.

Почти все понятия социологии нуждаются в переводе в систему перемен­ных. Это означает, что социологические понятия и термины — прямо или опос­редованно (через процедуру операционализации) — можно выразить на язы­ке измерений, подобно тому как почти все понятия физики выражаются на языке чисел. Сразу оговоримся: категории практически не поддаются перево­ду на язык переменных. Это очень абстрактные понятия, которым практически невозможно приписать количественную размерность, предварительно их не конкретизировав, т.е. не переведя рангом ниже. Об этом недвусмысленно высказался один из основателей количественной методологии Г. Блейлок:

Trochim William M.K. An Introduction to Concept Mapping for Planning and Evaluation // http://

www.conceptsystems.com/papers/publications/eppl/eppl.htm

Dubin R. Theory Building. N.Y.: Free Press, 1969. P. 7.

социологи-теоретики часто пользуются чрезмерно абстрактными понятиями, которые в корне отличаются от переменных, являющихся рабочим инструмен­том социологов-эмпириков. Стремясь преодолеть разрыв, Блейлок предложил называть переменные индикаторами абстрактных понятий10.

Переменная понятие в социологии, которое может принимать различ­ные значения. Например, доход или образование могут принимать множе­ство значений, выраженных цифрами: доход в 100—500, 501—1000, 1001 — 1500 руб.; образование начальное (4 класса), неполное среднее (9 лет), пол­ное среднее (11 лет), высшее (5 лет) или неполное среднее, среднее, среднее техническое, высшее незаконченное и высшее законченное и т.д. Пол имеет всего два значения — мужской и женский. Тем не менее это переменная. Возраст имеет целый ряд значений: 1 год, 20 лет, 75 лет и др. Разброс в воз­расте респондентов называется вариацией, конкретные величины возраста — значениями, а совокупность всех значений образует переменную. Таким об­разом, переменная «возраст» имеет значения от 0 до 70 (средняя продолжи­тельность жизни) и более лет. Значения группируются в интервалы: 0—5, 6—10, 11 — 15 лет и т.д. Их можно группировать иначе, все зависит от задач исследования: например, интервалы значений переменной «возраст» в слу­чае с пенсионерами начинаются с 55 до 60 лет.

Переменной величиной выступает также «принадлежность к социальному

классу», ибо классов в обществе может быть несколько. Такими же переменны­ми являются собственность, статус, со­циальная напряженность и др. Среди наиболее часто применяемых социоло­гических переменных — социальный статус, доход, пол, возраст, семейное положение, национальность. Перемен­ная необязательно должна иметь количе­ственное выражение. Пол — типичный пример социологической переменной, которую нельзя выразить в цифрах. Количество значений многих переменных практически бесконечно. Пере­менная «национальность» включает сколь угодно много позиций — националь­ностей, «возраст» может фиксироваться самыми маленькими интервалами, «удовлетворенность» при желании идентифицируется в терминах «очень удов­летворен», «не очень удовлетворен», «удовлетворен», «скорее удовлетворен, чем неудовлетворен». Успешность карьеры можно измерить в шкале «очень успеш­ная — успешная (средняя) — неуспешная — очень неуспешная»1'.

Как видим, некоторые понятия можно измерять, не применяя к ним про­цедуру операционализации, т.е. они сами по себе являются переменными. Некоторые важные понятия в науке немогут стать переменными. Например, «культура вообще» не является переменной. Но если мы говорим о культуре конкретной страны или общества, то данное понятие можно как-то измерить, а значит, сделать его переменной. Для этого нужно дать определение понятия.

10 Blalock H. Methodology in Social Research. N.Y., 1968. P. 3. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебных заведений. М, 1995. С. 65.

Под концептуальным определением переменной (либо понятия) подразуме­вают словесную расшифровку или дефиницию, позаимствованную, как прави­ло, из словаря. Концептуальное означает теоретическое определение, при ко­тором более абстрактные понятия расшифровываются через более конкретные.

Под операциональным определением переменной (или понятия) подра­зумевают совокупность действий (указанных в инструкции), при помощи которых в реальности можно наблюдать (получать через анкетирование или интервью) эмпирические признаки описываемого данной переменной (или понятия) реального явления и фиксировать их в измеряемых величинах. Первый тип определения переменной именуют также качественным, а вто­рой — количественным, поскольку он предполагает процедуру измерения.

Другой пример: в качестве операционального определения понятия «по­литическая установка» может явиться указанием на инструмент — вопрос интервьюера: «Какая партия, по вашему мнению, выражает интересы наро­да?» Далее следуют сведения, что интервьюер выбирает одно или несколько наименований из предложенного ему набора карточек, что опрос проводит­ся по месту жительства, что интервьюер — молодая женщина. Предполага­ется, что при иных условиях распределение ответов заметно изменится12.

Рис. 12. Спросите родителей: кем бы они хотели видеть своих детей через 10 лет

после окончания школы?

Операциональное определение должно включать три обязательных момента:

♦ описание инструмента измерения (формулировка вопроса, шкалаидр.);

♦ описание действий, которые должен предпринять ученый для приме­нения данного инструмента (инструкция);

♦ описание условий сбора данных или измерения (проводится ли опрос на улице, по месту жительства, время проведения и др.).

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебных заведений. М., 1995. С. 55.

Первые два момента являются главными, третий — дополнительным, хотя и обязательным. Если операциональное определение понимается как серия инструкций, описывающих действия, которые должен осуществить иссле­дователь для установления значения переменной13, но не указан инструмент, то подобную расшифровку вряд ли можно считать полной.

Оба типа определения переменной — концептуальное и операциональ­ное — тесно связаны друг с другом. Если для начальной стадии эмпиричес­кого исследования можно ограничиться концептуальным определением, например, такого понятия, как «плотность проживания», то на последующих стадиях может потребоваться операциональное определение с указанием числа людей на одну комнату или единиц площади. Таким образом, с кон­цептуального определения эмпирическое исследование (в части создания ТМПИ) начинается, а операциональным оно завершается.

В культурной антропологии и социологии совмещают оба типа опреде­ления понятий, и оба типа измерения — качественное и количественное. Можно опросить 50- и 20-летних мужчин и женщин и узнать, что они счи­тают для себя средним возрастом. В результате мы получим, скорее всего, ка­чественные данные, т.е. концептуальное определение среднего возраста. Но если уточнить, во сколько лет наступает средний возраст, мы получим опе­рациональное определение.

Врезка

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...