Переменные, измерение, пропозиции
Респондент для социолога — не уникальная личность, а источник нужных сведений. Все, что он рассказывает о себе, рассыпается на отдельные переменные: пол, национальность, образование, отношение к театру. От респондента остается сочетание переменных, которые и формируют ту реальность, которую ученому предстоит интерпретировать. Как мы выяснили, структура теоретического знания состоит из категорий, понятий и терминов. Однако известно, что при построении своего теоретического инструментария социолог оперирует и такими единицами, как переменные. По мнению Р. Дабина, теоретическая модель начинается именно с переменных, взаимосвязь которых образует предмет исследования9. Когда наука переводит слова в цифры, она прибегает к языку переменных. Почти все понятия социологии нуждаются в переводе в систему переменных. Это означает, что социологические понятия и термины — прямо или опосредованно (через процедуру операционализации) — можно выразить на языке измерений, подобно тому как почти все понятия физики выражаются на языке чисел. Сразу оговоримся: категории практически не поддаются переводу на язык переменных. Это очень абстрактные понятия, которым практически невозможно приписать количественную размерность, предварительно их не конкретизировав, т.е. не переведя рангом ниже. Об этом недвусмысленно высказался один из основателей количественной методологии Г. Блейлок: Trochim William M.K. An Introduction to Concept Mapping for Planning and Evaluation // http:// www.conceptsystems.com/papers/publications/eppl/eppl.htm Dubin R. Theory Building. N.Y.: Free Press, 1969. P. 7. социологи-теоретики часто пользуются чрезмерно абстрактными понятиями, которые в корне отличаются от переменных, являющихся рабочим инструментом социологов-эмпириков. Стремясь преодолеть разрыв, Блейлок предложил называть переменные индикаторами абстрактных понятий10.
Переменная — понятие в социологии, которое может принимать различные значения. Например, доход или образование могут принимать множество значений, выраженных цифрами: доход в 100—500, 501—1000, 1001 — 1500 руб.; образование начальное (4 класса), неполное среднее (9 лет), полное среднее (11 лет), высшее (5 лет) или неполное среднее, среднее, среднее техническое, высшее незаконченное и высшее законченное и т.д. Пол имеет всего два значения — мужской и женский. Тем не менее это переменная. Возраст имеет целый ряд значений: 1 год, 20 лет, 75 лет и др. Разброс в возрасте респондентов называется вариацией, конкретные величины возраста — значениями, а совокупность всех значений образует переменную. Таким образом, переменная «возраст» имеет значения от 0 до 70 (средняя продолжительность жизни) и более лет. Значения группируются в интервалы: 0—5, 6—10, 11 — 15 лет и т.д. Их можно группировать иначе, все зависит от задач исследования: например, интервалы значений переменной «возраст» в случае с пенсионерами начинаются с 55 до 60 лет. Переменной величиной выступает также «принадлежность к социальному классу», ибо классов в обществе может быть несколько. Такими же переменными являются собственность, статус, социальная напряженность и др. Среди наиболее часто применяемых социологических переменных — социальный статус, доход, пол, возраст, семейное положение, национальность. Переменная необязательно должна иметь количественное выражение. Пол — типичный пример социологической переменной, которую нельзя выразить в цифрах. Количество значений многих переменных практически бесконечно. Переменная «национальность» включает сколь угодно много позиций — национальностей, «возраст» может фиксироваться самыми маленькими интервалами, «удовлетворенность» при желании идентифицируется в терминах «очень удовлетворен», «не очень удовлетворен», «удовлетворен», «скорее удовлетворен, чем неудовлетворен». Успешность карьеры можно измерить в шкале «очень успешная — успешная (средняя) — неуспешная — очень неуспешная»1'.
Как видим, некоторые понятия можно измерять, не применяя к ним процедуру операционализации, т.е. они сами по себе являются переменными. Некоторые важные понятия в науке немогут стать переменными. Например, «культура вообще» не является переменной. Но если мы говорим о культуре конкретной страны или общества, то данное понятие можно как-то измерить, а значит, сделать его переменной. Для этого нужно дать определение понятия. 10 Blalock H. Methodology in Social Research. N.Y., 1968. P. 3. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебных заведений. М, 1995. С. 65. Под концептуальным определением переменной (либо понятия) подразумевают словесную расшифровку или дефиницию, позаимствованную, как правило, из словаря. Концептуальное означает теоретическое определение, при котором более абстрактные понятия расшифровываются через более конкретные. Под операциональным определением переменной (или понятия) подразумевают совокупность действий (указанных в инструкции), при помощи которых в реальности можно наблюдать (получать через анкетирование или интервью) эмпирические признаки описываемого данной переменной (или понятия) реального явления и фиксировать их в измеряемых величинах. Первый тип определения переменной именуют также качественным, а второй — количественным, поскольку он предполагает процедуру измерения. Другой пример: в качестве операционального определения понятия «политическая установка» может явиться указанием на инструмент — вопрос интервьюера: «Какая партия, по вашему мнению, выражает интересы народа?» Далее следуют сведения, что интервьюер выбирает одно или несколько наименований из предложенного ему набора карточек, что опрос проводится по месту жительства, что интервьюер — молодая женщина. Предполагается, что при иных условиях распределение ответов заметно изменится12.
Рис. 12. Спросите родителей: кем бы они хотели видеть своих детей через 10 лет после окончания школы? Операциональное определение должно включать три обязательных момента: ♦ описание инструмента измерения (формулировка вопроса, шкалаидр.); ♦ описание действий, которые должен предпринять ученый для применения данного инструмента (инструкция); ♦ описание условий сбора данных или измерения (проводится ли опрос на улице, по месту жительства, время проведения и др.). Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебных заведений. М., 1995. С. 55. Первые два момента являются главными, третий — дополнительным, хотя и обязательным. Если операциональное определение понимается как серия инструкций, описывающих действия, которые должен осуществить исследователь для установления значения переменной13, но не указан инструмент, то подобную расшифровку вряд ли можно считать полной. Оба типа определения переменной — концептуальное и операциональное — тесно связаны друг с другом. Если для начальной стадии эмпирического исследования можно ограничиться концептуальным определением, например, такого понятия, как «плотность проживания», то на последующих стадиях может потребоваться операциональное определение с указанием числа людей на одну комнату или единиц площади. Таким образом, с концептуального определения эмпирическое исследование (в части создания ТМПИ) начинается, а операциональным оно завершается. В культурной антропологии и социологии совмещают оба типа определения понятий, и оба типа измерения — качественное и количественное. Можно опросить 50- и 20-летних мужчин и женщин и узнать, что они считают для себя средним возрастом. В результате мы получим, скорее всего, качественные данные, т.е. концептуальное определение среднего возраста. Но если уточнить, во сколько лет наступает средний возраст, мы получим операциональное определение. Врезка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|