Распределение, отклонение и среднее распределение доходов среди жильцов подъезда № 2
Таким образом, уравнение для среднего отклонения выглядит следующим образом: (3) где | ] — символ абсолютной величины (модуля). Если мы берем каждую отметку и вычитаем из нее среднее мы вычисляем ту величину, на которую каждая из отметок (вторая колонка) отличается от среднего (нижняя ячейка второй колонки). Сумма этих отклонений всегда равна нулю — важное математическое свойство среднего (проверьте это сами, сложив числа в третьей колонке). Поскольку мы интересуемся только величиной отклонения, а не направлением или знаком его, то находим абсолютные значения отклонения (четвертая колонка). Затем мы берем их сумму и делим на число отметок, чтобы найти среднее отклонение отметок от среднего; получаем MD = 630 Чем больше среднее отклонение, тем сильнее разброс отметок вокруг среднего Хотя среднее отклонение и выявляет разброс, чаще для его измерения используются дисперсия и среднеквадратическое отклонение. Дисперсия (о2) представляет собой сумму квадратов отклонений от среднего, разделенную на число отметок: Среднеквадратическое отклонение представляет собою корень квадратный издисперсии: Чем больше разброс данных вокруг среднего, тем выше значения с2 и S. Это означает, что если все данные одинаковы, то а2 и Нравны нулю. Пример расчета дисперсии и среднеквадратического отклонения. В опросе, проведенном в конце декабря 1998 г., нижегородцев просили оценить некоторые личностные качества недавно избранного мэра, используя для этого так называемый семантический дифференциал17. Этот метод заключается в следующем: респонденту предлагается выразить свое отношение к интересующему исследователя качеству по совокупности биполярных шкал (в нашем случае девятибалльных). Одно из предложенных для оценки качеств мэра — доступность — было выражено с помощью такой шкалы:
Результаты в исследовании распределились следующим образом: О технике использования этого метода см., например: Родионова Н.В. Семантический дифференциал (обзор литературы)//Социология 4М: методология, методы, математические модели. 1996. № 7. С. 175-200. Таблица 14 Распределение оценок качества «доступность»
Отбросив нули (табл. 14), т.е. варианты «нет ответа» (после чего Остановится равным 368), мы подсчитываем, что среднее значение оценки (по формуле средневзвешенного) составляет: = 5,42. Обратим внимание: если бы мы не отбросили значение «нет ответа», т.е. приняли бы эту позицию за нуль как математическую величину, то получили бы среднее значение: = 4,67, т.е. заметно меньшее, нежели рассчитанное нами. Оно более точно в математическом смысле, но искажает социологический смысл, поскольку ведь те, кто не дали ответа, вовсе не выставляли оценку «0», они просто не выставили никакой оценки. Рассчитаем отклонение от среднего и квадрат отклонения от среднего по каждому баллу (см. табл. 2.11). Таблица 15 Образец расчета
Сложив числа крайней правой колонки, мы получим: = 1258,88; 126 дисперсия: среднеквадратическое отклонение:
Что дает для анализа данных знание дисперсии? Напомним, что «дисперсия» {dispersion) по-английски означает «разбрасывание, рассеивание»; в данном случае это рассеяние реально полученных эмпирических данных вокруг среднего значения. В зависимости от того, насколько велика (точнее, мала) дисперсия или среднеквадратичное отклонение, мы можем судить, насколько единодушны были в своих оценках респонденты (при меньшем значении дисперсии), или наоборот — насколько сильно они расходятся в своих мнениях (при большем значении дисперсии)18. Сравним, к примеру, разброс оценок (по пятибалльной шкале: от 5 — очень важное, до 1 — затрудняюсь ответить), которую, в ходе исследования особенностей сексуального поведения, дали респонденты степени влияния на их «сексуальное образование» различных источников информации (табл. 16): Таблица 16 Оценка степени влияния различных источников на информированность о сфере интимных отношений (в средних знамениях по 5-балльной шкале)
Источник: Данные пилотажного опроса, декабрь 1998 г. Из этой таблицы помимо сведений о том, что максимальное влияние \м информированность о наиболее интимных сторонах жизни оказывает сексуальный партнер, а наименьшее — педагоги, мы узнаем также, что с наибольшим единодушием респонденты оценили низкую степень влияния такого источника, как педагоги, о чем говорит минимальное значение средне- 18 Поэтому индексы, основанные на дисперсии, полезно иногда применять при изучении групповси сплоченности. квадратического отклонения, а наибольшее расхождение в оценках вызвал такой источник, как супруг/супруга, — максимальное значение S (что, возможно, связано с большими различиями в индивидуальном опыте).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|