Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ парных распределений (CROSSTABS)




Анализ парных распределений необходим прежде всего для установления зависимостей (связей) между переменными. Этот вид анализа позволяет срав­нить между собой группы — структурные составляющие объекта исследова­ния. Другими словами, исследователя интересуют вопросы:

♦ существует ли связь между переменными?

♦ насколько сильна эта связь?

♦ является ли она статистически значимой?

Как говорилось в предыдущей главе, связь существует, если значения, которые мы наблюдаем для независимой переменной, ассоциируются со значениями, наблюдаемыми для зависимой переменной. Например, если электоральная активность населения увеличивается в зависимости от возра­ста, то можно сделать вывод, что возраст, являющийся независимой пере­менной, ассоциируется с электоральной активностью и влияет на нее.

Чем сильнее связь, тем больше вероятность того, что она окажется стати­стически значимой. Кроме того, чем большее число случаев мы можем рас­смотреть, тем более вероятно, что связь будет статистически значимой. По­этому большие выборки с большей вероятностью дают статистически значи­мые результаты, нежели малые выборки2.

Для определения наличия связи, ее силы и значимости нужно построить кросстаб (разд. I, гл. 5).

2 Johnson J. and Joslyn R. Research Methods of Political Science. Washington, 1986. P. 280.

При выполнении анализа парных распределений и выявлений связей между переменными необходимо:

1. Выбрать в меню: Statistics -» SummarizeCrosstabs (рис. 34).

Рис. 34

2. В диалоговом окне выбрать те переменные, которые нужно сопоставить.Например, исследователю необходимо выявить зависимость между степеньюудовлетворенности респондентов уровнем жизни (v4) и их отношением к идееприватизации в России (vl4).

Вопрос, соответствующий переменной v4: Насколько Вы удовлетворены Вашим уровнем жизни?

1 — удовлетворен.

2 — скорее удовлетворен, чем нет.

3 — скорее не удовлетворен.

4 — не удовлетворен.

5 — затрудняюсь ответить.

Вопрос, соответствующий переменной vl4: Что Вы думаете в целом об идее приватизации?

1 — безусловно правильная идея.

2 — скорее правильная, чем неправильная идея.

3 — скорее неправильная, чем правильная идея.

4 — безусловно неправильная идея.

5 — затрудняюсь ответить.

Допустим, нам нужно, чтобы варианты ответа на вопрос № 4 располага­лись горизонтально (строки таблицы), а варианты ответа на вопрос № 14 — вер­тикально (столбцы таблицы). Для этого в диалоговом окне Crosstabs перемен­ная v4 помещается в ячейку Row(s), а переменная vl4 — в ячейку Column(s).

3. В нижней части диалогового окна Crosstabs находится опция Cells, ко­торую нужно выбрать. Для анализа парных распределений нам будут необ­ходимы проценты по строке и столбцу. Поэтому в списке процентов (Percentages) выбираем Row и Column (рис. 35).

Рис. 35

4. В опции Cells выбрать Continue.

5. В случае, если задачи исследования предполагают статистические рас­четы с использованием коэффициентов (chi-square, lambda, gamma и т.д.), то в окне Crosstabs нужно выбрать опцию Statistics.

6. В окне Crosstabs выбрать Ок.

7. Результат анализа парных распределений выводится в окне Output —SPSS Viewer и представлен в табл. 24.

Количество строк (с первой по пятую) в таблице соответствует количеству вариантов ответа на вопрос № 4 об уровне жизни, а количество столбцов (с первого по пятый) — числу вариантов ответа на вопрос № 14 об идее при­ватизации.

В каждой ячейке таблицы зафиксированы три значения.

Таблица 2 V4 * V14 Crosstabulation (таблица парных распределений)

 

 

 

 

 

      v14 Total
             
v4   Count            
% within v4 21,9% 25,0% 21,9% 18,8% 12,5% 100,0%
%within v14 11,7% 6,7% 4,7% 2,8% 6,5% 5,3%
    Count            
%within v4 19,7% 29,5% 14,8% 26,2% 9,8% 100,0%
% within v14 40,0% 30,3% 12,2% 15,2% 19,4% 20,3%
    Count            
% within v4 8,4% 23,0% 31,4% 27,7% 9,4% 100,0%
%within v14 26,7% 37,0% 40,5% 25,1% 29,0% 31,8%
    Count            
%within v4 5,2% 11,7% 25,4% 47,2% 10,5% 100,0%
% within v14' 21,7% 24,4% 42,6% 55,5% 41,9% 41,3%
    Count            
% within v4   28,6%   42,9% 28,6% 100,0%
% within v14   1,7%   1,4% 3,2% 1,2%
Total   Count            
% within v4 10,0% 19,8% 24,7% 35,2% 10,3% 100,0%
% within v14 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0%

Первое — абсолютное числовое значение — количество респондентов, от метивших определенный вариант ответа на вопрос об уровне жизни и на воп рос об идее приватизации. Например, 13 респондентов, не удовлетворенны: своим уровнем жизни, считают идею приватизации безусловно правильной Поэтому в четвертой ячейке (первая колонка, четвертая строка) первая цифр, будет 13.

Второе значение — процент по строке (Row). В нашем примере второе значение в ячейке — 5,2% показывает, какой процент из тех, кто не удовлет ворен своим уровнем жизни, полагают, что идея приватизации является бе зусловно правильной идеей.

Третье значение — процент по столбцу (Column). 21,7% говорит о том какой процент составляют те, кто не удовлетворен своим уровнем жизни i группе сторонников приватизации (тех, кто считает приватизацию безуслов но правильной идеей).

Таким образом, из табл. 24 следует, что лишь небольшая часть (13 чело­век, или 5,2%) тех, кто не удовлетворен уровнем жизни, безусловно, поддер­живает идею приватизации.

В последнем столбце (row, total) и последней строке (column, total) выво­дится суммарный результат. Первое значение является абсолютным суммар­ным значением по столбцу или по строке, а второе по столбцу и третье по строке — процентом этого значения к общему количеству опрошенных. Так, если общее количество неудовлетворенных своим уровнем жизни 248 чело­век (ячейка total по строке № 4), то это составляет 41,3% к общему количе­ству респондентов по базе данных (600 человек). Второе значение в этой ячейке равно 100%. Это суммарный процент по строке.

Аналогичные показатели приведены в ячейках последней строки табли­цы. Разница состоит лишь в том, что за абсолютным значением сначала идет процент от общего количества, а затем суммарный процент по столбцу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...