Тема 2. «Право как регулятор общественных отношений».
Стр 1 из 11Следующая ⇒ ФГОУ ВПО «АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА «ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
ПРАВОВЕДЕНИЕ Планы семинарских занятий, методические рекомендации, Темы и практические задачи контрольных работ для студентов Неюридических специальностей заочного отделения Астрахань 2010 Составители: Баландина Н.В. старший преподаватель кафедры «Теория и история государства и права», Воронова И.В., старший преподаватель кафедры «Теория и история государства и права», Зарипов Р.Г., старший преподаватель кафедры «Теория и история государства и права», Фастова М.А., доцент кафедры «Теория и история государства и права».
Рецензенты: Иванова Т.М. старший преподаватель кафедры «Теория и история государства и права», Тарасова Н.В. старший преподаватель кафедры «Гражданско-правовые дисциплины»
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Правоведение» для студентов неюридических специальностей заочного отделения. – Астрахань, 2010. – с.
Данное пособие представлено планами семинарских занятий, методическими рекомендациями, перечнем тем контрольных работ, примерными планами контрольных работ и практическими задачами по дисциплине «Правоведение» для студентов неюридических специальностей заочной формы обучения. Оно составлено в соответствии с требованиями ГОС и ориентировано на оказание помощи студентам при подготовке к семинарским занятиям и написании контрольных работ.
Учебно-методическое пособие одобрено кафедрой «Теория и история государства и права» юридического факультета ФГОУ ВПО «АГТУ». Протокол заседания кафедры № 9 от «13» октября 2010г.
© ФГОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет»
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Правоведение – учебная дисциплина, предусмотренная для студентов неюридических специальностей и призванная сформировать у них основы правовых знаний посредством ознакомления с общими положениями теории государства и права и основных отраслей российского права (конституционного, гражданского, трудового, семейного, уголовного, административного, экологического), а так же с правовыми основами свободы информации, защиты государственной тайны в Российской Федерации и особенностями правового регулирования будущей профессиональной деятельности. В настоящем пособии представлены примерные планы семинарских занятий и методические рекомендации к ним, позволяющие учащимся уяснить структуру изучаемой дисциплины и способствующие лучшему усвоению учебного материала курса и подготовке к семинарским занятиям Написание контрольной работы является одной из основных форм учебной работы на заочном отделении, предусмотренной учебным планом соответствующих специальностей. Контрольная работа – особый вид отчетности, призванный отразить степень освоения студентом материала учебного курса, знание им специальной литературы по теме контрольной работы, умение вести самостоятельную работу с юридическими источниками и литературой. В данном пособии представлена тематика контрольных работ по курсу «Правоведение». Содержание заданий соответствует Программе курса по Правоведению для студентов неюридических специальностей. Тема контрольной работы выбирается студентом по согласованию с ведущим преподавателем и регистрируется у методиста кафедры. Контрольная работа выполняется студентом на основе самостоятельного изучения источников права и специальной литературы по выбранной теме. Список источников и литературы содержится после каждой темы, предусмотренной в данном пособии. Это не исключает возможности студенту источники для изучения в библиотеке учебного заведения и используя СПС «Гарант» и «Консультант Плюс».
В процессе написания контрольной работы студент имеет право получить у преподавателя необходимую консультацию, связанную с написанием данной работы.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Тема 1. «Государство как политико-правовая форма существования Общественных отношений».
Вопросы для изучения 1. Государство: понятие, сущность, признаки, функции государства.
3. Механизм государства. 4. Форма государства. Форма российского государства. 5. Правовое государство: понятие, принципы.
Методические рекомендации
Цель первого семинарского занятия – знакомство с государством, как политико-правовой формой существования общественных отношений. Отвечая на первый вопрос, необходимо в первую очередь, характеризовать взаимосвязь понятий общество и государство. При ответе следует отметить, что общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп. Следовательно, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества. Далее студент должен дать определение понятия государства и характеристику его сущности как единства общечеловеческого и классового начал. Затем следует охарактеризовать признаки государства, отличающие его от других организаций общества (суверенитет, законотворчество, наличие аппарата управления, связь с правом и т.д.), а также определить понятие функций государства, классифицировать функции (внутренние и внешние, основные и неосновные функции) и дать характеристику основных функций государства российского государства.. При рассмотрении второго вопроса студент должен проследить историческую смену основных концепций происхождения государства, а также охарактеризовать основные теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, патримониальная, договорная, психологическая, марксистская и т.д.) и назвать представителей перечисленных теорий.
Рассматривая третий вопрос, целесообразно сначала сформулировать понятие органа государства и рассмотреть его специфические признаки (такие как наличие властных полномочий, экономической и организационной обособленности, определенной компетенции, аппарата чиновников и т.д.). Далее следует дать понятие механизма государства, раскрыть его характерные черты (системность, структурированность, наличие тесной связи с функциями государства, материальное обеспечение), и охарактеризовать органы, образующие механизм современного Российского государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, органы судебной власти, Прокуратура РФ, Вооруженные силы). Ответ на четвертый вопрос необходимо начать с понятия формы государства. Далее следует проанализировать элементы формы государства: формы правления, формы государственного устройства, и государственно-правового режима. При раскрытии вопроса, необходимо охарактеризовать такие институты, как монархия – как форма правления (ограниченная и неограниченная), республика – как форма правления (парламентская, президентская, суперпрезидентская, смешанная); федерация, унитарное государство, - как формы государственного устройства, а также конфедерации, как формы межгосударственного объединения; демократический и антидемократические (авторитарный, тоталитарный, военный) государственные режимы, а также привести примеры таких государств. В заключение студентам предлагается охарактеризовать форму современного российского государства. Ответ необходимо построить, опираясь на Конституцию РФ. Для ответа на пятый вопрос семинара студенту необходимо рассмотреть историю развития идеи правового государства, а также назвать имена личностей, внесших вклад в развитие данной идей; далее дать определение правового государства, охарактеризовать основные принципы правового государства (наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, формирование режима правового ограничения для государственных структур и т.д.), а также способы и средства достижения целей идеи правового государства (права человека, теория разделения властей, система сдержек и противовесов).
Тема 2. «Право как регулятор общественных отношений».
Вопросы для изучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|