Маркетинговое исследование
Методы маркетингового исследования СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС Для выяснения общественного мнения сегодня принято задавать вопросы. Большие совокупности людей без применения выборочных методов и статистических обобщений просто так не охватишь. По существу опросы — всего лишь постановка конкретных вопросов перед отобранными группами людей, если формулировка вопросов и отбор респондентов основаны на научной базе. ИСТОРИЯ ОПРОСОВ Возможно, опросы в какой-то очень упрощенной и рудиментарной форме проводились с незапамятных времен, — например, перед выборами старейшины или принятием племенем какого-то важного вопроса. Даже процесс голосования поднятием руки на собрании считается опросом. Во всех подобных случаях организаторы мероприятия получают обобщенную информацию о мнении многих людей. Учитывая это, историю опросов надо вести с тех пор, когда впервые стали задаваться вопросы для получения информации об умонастроениях людей. Когда точно это произошло — неизвестно, но из древней истории мы знаем о первых опросах, которые сводились к пересчету голов. В современном английском языке само слово «опрос» (poll) произошло от древнеанглийского слова «голова» (pol, polle) — в средние века в Англии выборы проводились подсчетом голов. Наиболее часто такого рода опросы проводились для получения сведений о том, кто где живет и о количестве населения в целом. Такого рода опросы называются переписью. Первым «профессиональным социологом» впору назвать великого древнегреческого философа Сократа. Во всяком случае, методом интервью он владел отменно. Жил он в V в. до н.э., период расцвета античной демократии, поэтому философы, видные политические деятели, члены правительства (архонты) запросто беседовали с прохожими на улицах, обсуждая самые острые социальные проблемы. Правда, Сократ пошел несколько дальше v пытался выяснить глубинные вопросы человеческого бытия, решить с помощью такого метода серьезные философские проблемы. Прикинувшись простачком, он задавал по виду бесхитростные вопросы о смысле жизни, истоках и сущности прекрасного в природе. Поскольку все они были заране* продуманы и выстроены по определенной логике, то интервьюируемого от
нередко ставили в тупик, выставляли незадачливым профаном. К сожалению, миг торжества содержал семена неизбежного поражения: кроме противоречия во мнениях и взглядах людей Сократ ничего так и не выяснил. Решить сугубо научные вопросы с помощью опроса общественного мнения оказалось невозможно. К счастью, результаты «исследования» Сократа не пропали. Своеобразный научный отчет о них был написан другим великим греком — Платоном в произведении, названном «Диалоги». Однако здесь выведены не реальные люди, которых опрашивал Сократ, а некие идеальные типы, собирательные образы — яркие представители той или иной точки зрения, пози-•ции, мировоззрения, господствующего в обществе. Рис. 1. Первые попытки опросов для изучения общественного мнения Однако в качестве признанного научного метода изучения общественного мнения опросы существуют всего триста лет. В середине XVII в. усилиями французского математика Б. Паскаля и позже итальянского ученого И. Бернулли были сформулированы законы больших чисел и вероятностных расчетов, на которые опирается теория выборки в массовых опросах. В 1660 г. сотрудничество двух англичан, Дж. Граунта и У. Петти, завершилось созданием новой области исследований, названной ими политической арифметикой. В том же году немецкий ученый Г. Конринг читает университетский курс «статистических лекций», который сегодня называют «политической наукой».
Если Конринг, сравнивая различные общественные явления, мало пользовался цифрами, то Д. Дэвис в 1787 г. широко применяет статистический аппарат и одним из первых систематически практикует анкету. После его работы «Исследование семейного бюджета трудящихся классов в Англии» в 1797 г. также на основе анкетных данных появляется отчет о положении бедноты Ф.М. Идена. Анкетные опросы широко использовались в Германии в XIX в.; только в одном исследовании Теодора ван дер Гольтда (1874—1875) было опрошено 15 тыс. помещиков об условиях жизни сельскохозяйственных рабочих1. В России первый анкетный опрос был проведен в 1760 г. Сегодня опросы превратились в крупную индустрию, где ежегодно обращается несколько десятков миллиардов долларов. Общих цифр нет, но, по экспертным оценкам, ежегодно в мире проводится до 500 тыс. исследований разной направленности, тематики, жанров. Большинство из них проводится на заказ, чтобы помочь фирмам на рынке или кандидатам в политические структуры. Многие опросы организуются специально для воздействия на общественное мнение. Большое количество опросов объясняется тем, что их проводят самые разнообразные фирмы и организации (прежде всего гиганты опросной индустрии — всемирно известные службы Гэллапа, Роупера и Харриса). Кроме того, опросами занимаются сами средства массовой информации, в том числе известные и уважаемые объединения печатных и электронных СМИ. Опросы высокого качества проводятся также менее известными, но солидными региональными и местными опросными фирмами и научными организациями. В числе последних наиболее известны Институт социальных исследований при Мичиганском университете и Национальный центр по изучению общественного мнения при Чикагском университете. Огромное количество опросог проводится федеральным правительством и по его заказам. Лишь небольшая часть полученных данных просачивается в СМИ, большинство из них навсегда остается в корпоративных архивах. ОПРОС - ЭТО ПРОСТО Название для кого-то может показаться странным. Уж не разыгрывают л v нас авторы? Ведь всем известно, что социологическое исследование представляет собой весьма трудное дело даже для профессионалов. Нужно составит1 программу исследования, разработать теоретическую концепцию и методо логические принципы, выдвинуть гипотезы, операционализировать понятия Много времени занимают построение комплексного инструментария и при менение математических методов обработки данных, а также другие приемы составляющие основу профессионального мастерства социолога. А тут чита теля уверяют, что все очень просто. Может быть, так оно и есть? Вот на од ном из московских домов висит объявление: «Специализированное управ ление № 43 объединения «Мослифт» проводит социологический опрос на селения о качестве работы лифта в вашем подъезде. Ваше мнение просш сообщить по телефонам...»(номера телефонов прилагаются).
Итак, если опрос можно организовать по телефону, не составляя и н< размножая никаких анкет (здесь может быть всего один вопрос), то тако! способ изучения общественного мнения, в отличие от социологической исследования, действительно дело не такое уж и сложное. Да и академичес кие социологи им не брезгуют: в советские времена за год лишь один секто Института социологии АН СССР в состоянии был провести 20—25 исследо ваний. У таких «однодневок» незамысловатый инструментарий, простеньки Подробнее см.: Ноэль Э. Массовые опросы. М., 1978. С. 360-364. распределения, 2—3-страничный отчет, который посылают «инстанциям» и тут же про него забывают. Так что исследование исследованию рознь. Современная техника сбора данных шагнула далеко вперед: совершенная телефонная сеть, кабельное телевидение, сложнейшие ЭВМ и микрокомпьютеры позволяют опрашивать десятки тысяч людей практически одновременно на самых разных участках земного шара. Но если читатель решит, что мы стали больше знать, глубже разбираться в скрытых причинах общественного мнения или управлять им, то это будет глубоким заблуждением. В качественном плане общественный опрос со времен Сократа серьезно не продвинулся. Методология и техника сбора и анализа данных, конечно же, несопоставимы, но суть метода «опросил—обобщил» осталась прежней. В научных отчетах социологов фигурируют все те же идеальные типы — среднестатистический респондент, лишенный всякого индивидуального своеобразия и собственной позиции. Он — лишь выразитель «категории опрашиваемых». И неважно, на каком объекте вы снимаете свою информацию — на улице или в цехах предприятия.
Правда, погоня за современной техникой исследования, желание не отстать от моды и побольше насытить программу исследования математическими формулам нередко фальсифицируют суть дела. Тривиальные выводы типа «улучшить условия жизни населения», «сократить потери рабочего времени», облаченные в строгие ряды формул, внушают заказчику уважение, создают видимость научности. Существует и другая крайность, когда практические социологи не имеют достаточной профессиональной подготовки, игнорируют математические требования контроля надежности данных. Социологический опрос они организуют на полуинтуитивном уровне, а математические формулы, часто самые элементарные, приписывают уже потом, задним числом. «Консультируя по роду службы социологов-практиков и молодых специалистов, — пишет ленинградский ученый О.Б. Божков, — я пришел к выводу, что для них важны вовсе не формальные процедуры и показатели репрезентативности... Консультируемого больше всего волнует вопрос, какая формула «самая правильная», лишь для того, чтобы отбиться от полуграмотного «заказчика», дабы ссылкой на «объективность» математического (то есть сугубо научного) аппарата отвести возможные обвинения в субъективизме и ненаучности. Беда еще и в том, что не только «подневольному» социологу, но и «заказчику» нужна именно только формула, ибо он знает точно то, что требуется доказать, без всяких исследований. Но у него («заказчика») есть свои «вышестоящие инстанции», для которых его собственный опыт вовсе не аргумент. А вот если опрошены сотни (а лучше — тысячи) человек, да при этом использованы формулы, носящие звонкие имена зарубежных ученых, — тогда другое дело»2. Итак, если вы не используете коэффициентов Стьюдента или Чупрова, не выдвигаете гипотез, словом, не разрабатываете научной программы исследования объемом в несколько десятков или сотен страниц, и не поражаете воображение заказчика казуистической терминологией, то это вовсе не значит, что проведенный вами опрос общественного мнения на предприятии 2 Социологические исследования. 1988. № 3. С. 136. нельзя назвать социологическим. Некоторые специалисты утверждают: про грамма исследования нужна только для одной цели — доказать, что получен ная информация раскрывает какие-то важные закономерности поведенш социальных объектов. А если вы не претендуете на научное открытие и до вольствуетесь прикладными задачами, нужна ли вам громоздкая программа'
Надо запомнить главное: на основе информации, полученной методо\ опроса общественного мнения, т.е. выяснения крайне неустойчивых субъек тивных взглядов и установок людей, социологических закономерностей i строгом смысле получить нельзя. Ситуация усугубляется для тех, кто нару шает правила, пытается с помощью наспех сработанных вопросников уста новить объективные закономерности. Профанируя научное знание, они на носят огромный вред науке. Если вы уяснили себе эти принципы, то опрос проводится для решенш прикладных задач, становится для вас поистине простым делом. Компетентные в своей области специалисты могут успешно проводить такие опросы бе: знания всех тонкостей научного метода. По мнению С.А. Белановского, методике проведения интервью может научиться каждый, для этого необходимс анализировать свои ошибки вместе с опытным интервьюером. Очень важнс сохранять психологический контакт с опрашиваемым, дать ему возможное™ раскрыться, чтобы у него не возникло желание исказить информацию. К примеру, если вы хотите знать, предпочитают ли молодые рабочие i ближайшие два года повысить квалификацию, с тем чтобы в дальнейше\ продвинуться по службе или хотят остаться на прежнем месте, но решит! жилищную проблему, либо собираются выбрать иной вариант, то почему бь их прямо не спросить об этом? Разумеется, надо знать, кого, как, когда и гд«опрашивать. Если вы овладеете основными правилами и секретами квалифицированного опроса, то вам нечего краснеть за себя или стесняться того что в своем отчете вы не оперируете коэффициентом Стьюдента или не строите корреляционные зависимости. У вас есть на это право, поскольку вь проводите не фундаментальное академическое исследование, а оперативные опрос, имеющий сугубо практические цели, например, установить, как ра-ботают службы сервиса в данном микрорайоне или за кого на предстоящи; выборах будут голосовать его жители. Сложным он становится в том случае когда вы имеете дело с национальной выборкой, интересуетесь мнением больших социальных групп. Неправильным опрос становится тогда, когда выводы о жителях микро района вы распространяете на всю генеральную совокупность, например, ш все городское население страны. Какими бы похожими обе группы вам т казались, никогда не спешите с обобщениями. Ваш локальный опыт всегда уникален, а чтобы доказать его всеобщность, нужны специальные методические приемы. Нарушение данного требования и ведет к «открытию» различного рода закономерностей, поражающих дилетантов и вызываюши> горькую усмешку у профессионалов. На предприятиях социологи обычно проводят сплошные опросы, задаю! вопросы всем, кто их интересует, либо опрашивают большинство людей и: той категории, которую собираются изучать, например, 70—80% высококвалифицированных рабочих вспомогательного производства. Здесь правила выборочного обследования не особенно-то и нужны: вероятность ошибки незначительна. Сложнейшие процедуры вероятностных выборок (гнездовой многоступенчатой, стратифицированной) необходимы тогда, когда вы по части судите о целом. Распространены они во всероссийских, региональных и межстрановых обследованиях: тысячи респондентов могут представлять многомиллионные социальные группы, и риск появления ошибки значительно возрастает. В учебниках и статистических справочниках достаточно подробно освещены проблемы построения выборки. Однако практические работники, занимающиеся организацией социологического обследования, самым тщательным образом обходят эти разделы, мало нужные им на практике. Не менее важен другой этап проведения опроса — определение целей исследования. Просчеты в этой фазе могут свести на нет дальнейшие усилия и обесценить конечный результат исследования. Ошибок здесь можно сделать неисчислимое множество, некоторые из них просто не очевидны, поэтому для неопытного человека незаметны. Одна из самых распространенных ошибок звучит так: «изучим то, что изволите». Заказчике лице руководителя фирмы способен навязать свою волю, а потом всю вину свалить на исполнителя; или исполнитель неправильно ставит цель, избегая конфликта с руководством и стремясь всячески поладить с ним. Получается, как в известной шутке Роберта Лешке о том, что должен знать социолог, приступая к опросу: во-первых, он должен знать, какие вопросы хотел бы задать заказчик, во-вторых, какие ответы он желал бы услышать, и, в-третьих, социолог должен знать, как следует подойти к делу, чтобы получить эти ответы. Иногда добросовестный исследователь стремится узнать, какими путями и по каким группам распространяются на предприятии премии, льготные путевки и прочие блага. Руководство же, заранее зная, куда и как уходят общественные фонды, кто чаще других использует премиальные деньги, намеренно уводит в сторону и предлагает более нейтральную тему, скажем, поговорить о «национальных особенностях охоты». В других случаях само руководство заинтересовано в исследовании «болевых точек» на предприятии, но боится обострения межличностных конфликтов и опять же снижает остроту проблемы. Известен конкретный случай, произошедший в конце 1980-х гг. в одном из московских НИИ, руководство которого попросило социолога провести опрос и подготовить рекомендации для аттестации руководящих кадров, но такие, которые не призывали бы ни к каким изменениям и «научно» обосновывали бы необходимость оставить все как есть. Типичная ошибка в постановочной части опроса — выдвижение чрезмерно широкой цели. Можно назвать целые периоды в развитии отечественной социологии труда, когда увлекались такими проблемами, как перерастание социалистического труда в коммунистический, превращение труда в первую жизненную потребность и т.п. Совершенно очевидно, что грамотно решать такого рода вопросы невозможно не только силами прикладных социологов, но и академических тоже. Не под силу такие «орешки» ни межотраслевым, ни всероссийским исследованиям. И даже не всякий сравнительно исторический анализ с ним справится. Тем не менее, в советские времена конструировались «лобовые» вопросы типа «Какую часть рабочего дня труд является для вас первой жизненной потребностью?». Получали конкретные данные (например, 4,5 ч), на основании которых делались ничего не значащие обобщения о том, что для многих рабочих труд уже стал первой потребностью, хотя полное превращение наступит, видимо, при коммунизме. В отличие от таких общесоциологических категорий более конкретные, частносоциологические, скажем, удовлетворенность трудом или стабильность малой группы, кажутся многим более доступными для исследования. Можнс насчитать буквально сотни, если не тысячи, исследований, прямо или косвенно ставивших подобные вопросы. Подкупала их простота и инструменталь-ность: мол, спрошу инженера, чем он недоволен, и сразу же выдам практические рекомендации. В США, по разным данным, проведено от 4 до 8 тыс. исследований по удовлетворенности трудом, причем с более совершенным, че\: у нас, инструментарием. А общий вывод достаточно тривиален: между удовлетворенностью трудом и его производительностью в одних случаях связь существует, а в других — нет. Средства же затрачены колоссальные. Полезный совет: не выдвигайте такие цели, которые вы не можете обеспечить методом опроса, которые являются лишними или чрезвычайно широкими либо которые не дадут вам практических решений. Иными словами формулируйте проблему адресно, т.е. подразумевая совершенно определенную группу лиц, которых следует опросить. Как достигают адресности в обычных и плохо организованных исследованиях? В анкете формулируют как можно больше вопросов, спрашиваюп понемногу обо всем: об отношении к работе, переходу на хозрасчет и самофинансирование, о чувстве хозяина, взаимоотношениях в коллективе и т.п Действуют по принципу «чтобы не проводить пять исследований, лучше i одном опросе задать в пять раз больше вопросов». В конце же анкеты вставляют так называемую паспортичку, где респондентов просят указать cboi-возраст, пол, профессию, квалификацию, социальное происхождение и т.д При обработке данных задают процентные распределения по каждой соци ально-демографической или профессионально-квалификационной группе Считается, что анкета дает исчерпывающую характеристику таких групп i отдельности и ее адресность высока. Таким образом, адресность как бы навешивается на анкету, устанавливается постфактум. На самом же деле он; должна учитываться не в конце, а в начале исследования, встраиваться зара нее. Небольшая анкета (10—12 вопросов), четко ориентированная на ту шп иную группу, даст больше информации (и лучшего качества), чем «сборна> солянка», рассчитанная на любой вкус и потребности. Но в этом случае и uejn исследования надо ставить конкретно. Например: «отношение квалифици рованных рабочих вспомогательного производства к нововведению» (внедре ние бригадного подряда, переход на гибкий режим работы). Стало быть формулируйте вопрос для тех, кого он непосредственно касается, и опраши вайте именно их. Так, функциональная музыка затрагивает весь коллектив и бессмысленно о ее полезности спрашивать только высококвалифицирован ных рабочих. То же относится и к прагматической ценности вопросов. Что толку, есл! вы опросили всех управленцев и выяснили, что они работают на два-три час; больше, чем требуется по нормам. Это давно известный факт. Иное дело, есл1 руководство намерено внедрить новшество, которое может затронуть жиз ненные интересы различных работников, а отношение к ним людей неизве стно. Допустим, это высвобождение работников в связи с банкротством ил1 сокращением штатов. Кто окажется в самом невыгодном положении? Как они отнесутся к новшеству? Что делать с персоналом дальше? Как, наконец, достичь приемлемого компромисса между противоборствующими сторонами? Такого рода вопросы и могут стать темой вашего опроса, при этом разрешается пользоваться и индивидуальным, и групповым опросом. Итак, не задавайтесь абстрактными целями и не загромождайте инструмент множеством целей. От содержания и характера целей опроса зависит количество вопросов в вашей анкете, хотя прямой связи здесь нет и быть не может. Одну задачу можно решить с помощью одного-двух вопросов, для другой не хватит и шести. При неглубоком зондировании общественного мнения, выяснении фактологической информации, как показывает опыт, достаточно двух-трех вопросов на одну задачу. В более сложных ситуациях требуется четыре-пять позиций. Точного критерия количества вопросов в анкете нет, оно всегда является результатом компромисса между целями исследования, однородностью состава опрашиваемых и временем, которое они могут оторвать для вас от своего рабочего дня. При опросе о мнениях людей в случае нерепрезентативной выборки специалисты советуют ограничиться 25—30 вопросами3, на заполнение которых может уйти 15—30 мин. Социологическое исследование в зависимости от того, кто его проводит — профессионально подготовленные специалисты (прикладные или академические социологи) либо непрофессионалы (общественные активисты, работники отдела кадров, хозяйственные руководители), — порою значительно различается по своему характеру и содержанию, методам и затрачиваемому времени. Действительно, для разработки программы крупного всероссийского исследования, призванного установить какие-то фундаментальные закономерности в протекании социальных процессов, требуется нередко 8—10 лет. Региональные исследования, охватывающие большую территорию страны, поглощают 3—4 года, если учитывать все этапы. Службы социального развития на предприятиях проводили иногда два-четыре исследования в год по сравнительно небольшой выборке и более простому инструментарию. В течение года заводской социолог разрабатывал три-пять различных тем или проблемных областей. В диапазон от месяца до полугода укладывается примерно половина всех проводимых заводскими социологами исследований. Как видим, выстраивается определенная иерархия типов исследования, на вершине которой сравнительно редкие крупномасштабные исследования, а в основании — многочисленные оперативные, краткосрочные опросы. Ценность каждого из них, естественно, различная: первые нацелены на приращение научного знания, вторые — на решение конкретных практических задач на производстве. ПРИЗНАКИ НАУЧНОГО ОПРОСА В широком смысле опрос включает в себя как интервью, так и анкетирование. В узком смысле термин «опрос» подразумевает только устную беседу, а потому сводится к нескольким видам интервью. Анкетирование сюда не входит. См.: Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972. С. 454. Известные специалисты в области методики Дж. Мангейм и Р. Рич предлагают нам на выбор четыре основных типа опроса: очное интервьюирование, телефонное интервьюирование, анкетирование по почте и опрос через прессу. В их классификации явно прослеживается широкая трактовка опроса, однако она не проведена до конца: отсутствует указание на традиционное (индивидуальное и групповое) анкетирование. Само по себе анкетирование присутствует, но только в форме почтового и прессового. Таким образом, среди специалистов не достигнуто единого мнения относительно употребляемых терминов. Да и вообще, невозможно сказать, какое словоупотребление — широкое или узкое — единственно верное. Правильно и то и другое. Авторы имеют право придерживаться либо узкой, либо широкой трактовки, но если уж они выбрали один из вариантов, то проводить его надо через всю книгу. Путаница возникает именно тогда, когда оба значения используются одновременно. Авторы настоящей работы придерживаются расширенной трактовки опроса. Будем считать, что опрос — это социологический метод получения информации, при котором людям (их называют респондентами) в письменной или устной форме задают специально подобранные вопросы и просят ответить на них. Это наиболее распространенный вид социологического исследования и одновременно самый используемый метод сбора первичной информации. Рис. 2. Опрос — наиболее распространенный и самый используемый метод получения информации Социолог обращается к методам опроса в том случае, когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками либо такие источники вообще отсутствуют. Опрос незаменим в тех ситуациях, когда изучаются содержательные характеристики массового или индивидуального сознания, социальных или межличностных отношений, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению. Он используется при изучении состояния и уровня развития общественного мнения, социально-психологических факторов. С его помощью получают информацию о потребностях, интересах, мотивации, настроениях, ценностях, убеждениях людей. В этих ситуациях метод опроса может оказаться основным, а иногда и единственным способом получения эмпирических данных. Кроме того, опрос применяется в качестве контрольного (дополнительного) метода, т.е. для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователей к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, и, во-вторых, — регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. Цель опроса состоит в том, чтобы правильно измерить мнения, установки и поведение людей, задавая им вопросы. Успех здесь в значительной степени зависит от их качества: хорошие (грамотно сформулированные) вопросы обещают нам правильные ответы; плохие вопросы дают несоответствующие стимулы и имеют своим результатом недостоверные или неточные ответы. Продумывая вопросы, исследователю надлежит избегать двусмысленных, неопределенных, неясных или наводящих формулировок и использовать подходящую лексику. Небрежность здесь может привести к несовершенному вопроснику, вызывающему раздражение или оскорбляющему респондента, и в конечном счете привести исследователя к данным, лишенным всякого смысла. Таким образом, опрос — это систематизированный сбор информации, которая извлекается из ответов на вопросы, задаваемые респондентам. Мы не случайно выделили определение «систематизированный»: оно означает, что предпринимаются все меры к тому, чтобы сделать результаты не только, по возможности, точными, но и типовыми, а кроме того, иметь возможность применить к ним статистические оценки их надежности и достоверности. Опрос привлекает исследователей благодаря своей универсальности и незаменимости как основной канал поступления информации. Незаменимым его делает то обстоятельство, что он служит лучшим источником знаний о внутренних побуждениях людей (правда, для получения надежных и достоверных сведений надо постараться). Только опрос позволяет сделать невидимое (наши мысли, намерения, мнения) видимым (протокольными суждениями, процентными распределениями, наконец, научным фактом). Значительная часть необходимой социологу информации скрыта в субъективных состояниях человека, которые могут и не найти выражения в его поведении, а потому не стать предметом научного наблюдения. Многое, даже очень многое человек скрывает от постороннего взгляда, не доверяя свои мысли даже бумаге. Стало быть, анализ документов, скажем, мемуаров или дневников, в которых автор часто любит приукрашать себя, имеет множество ограничений. И уж тем более ограничен в своих действиях эксперимент. Универсальность опроса имеет два измерения — тематическую широту и широту охвата социальных слоев населения. Спрашивать можно обо всем, даже о том, чего самому ни увидеть, ни прочитать, ни услышать, ни придумать. Ученый нередко так хитро, умно и дальновидно строит свои вопросы, что выведывает у респондента то, в чем он сам стеснялся признаться себе, о чем не задумывался и никогда не спрашивал себя. К тому же ему не надо выглядеть очень умным и грамотно формулировать свои мысли, вопрось кажутся ему легкой и незатейливой игрой. Если соблюсти надлежащие предосторожности, этот метод позволяе получить не менее надежную, чем при наблюдении или самих документов информацию о событиях прошлого или настоящего, о продуктах деятельно сти, одним словом, — о чем угодно. Опрос позволяет мысленно моделиро вать любые нужные социологу ситуации для того, чтобы выявить устойчи вость мнений, намерений, мотивов. В этом заключается надежность опроса он дает ученому именно ту информацию, которую тот намеревался получит и которая может быть воспроизведена другими учеными. Искусство применения опросного метода — и в этом сходятся все специ алисты — состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спра шивать и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным от ветам. Добавив несколько других условий — кого спрашивать, где вести бе седу, как обработать данные и нельзя ли узнать все эти вещи, не прибегая: опросу, — мы получим достаточно полное представление о возможностя этого метода. Общение социолога с респондентами здесь опосредуется вопросником выполняющим функции инструмента для сбора эмпирических данных, i анкетером (интервьюером), играющим роль оператора. В основе любого воп росника лежат некоторые теоретические представления (пусть даже нея вные не оформленные в виде программы) о предмете исследования. Его назва ние — бланк интервью или анкета — зависит от формы проведения опрос (личное интервью, заочное или групповое анкетирование). В любом случа вопросник представляет собою формализованный набор вопросов, предназ наченный для получения информации от респондентов. Каковы основны требования, предъявляемые к нему? Нередко говорят, что вопросник дол жен быть подобен закону — ясным, недвусмысленным. Исследователю не обходимо соблюдать целый ряд правил формулировки вопросов, чтобы быт уверенным в том, что его поймут, дадут четкие и однозначные ответы. Результаты опроса зависят от ряда обстоятельств: ♦ психологическое состояние респондента в момент опроса; ♦ ситуация опроса (условия должны быть благоприятны для общения) ♦ содержание анкеты или устного вопроса (проблема применения воп росов различных типов и их адекватного понимания респондентом). Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетеро или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашиват большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Хот познавательные возможности опроса безграничны, информация, получен ная с его помощью, отражает изучаемую реальность лишь так, как она пре ломилась в сознании респондента. Поэтому социологи не спешат ставить зна равенства между объективной реальностью, выступающей предметом иссле дования, и данными, отражающими мнения людей о фактах, событиях явлениях. Они тщательно учитывают и по возможности нивелируют возмо* ное искажение информации. Кроме социологов опросным методом пользуются журналисты, врач* следователи, учителя. Как отличить научный опрос от ненаучного? Перва отличительная черта — количество опрошенных. Названные выше специг листы имеют дело, как правило, с одним человеком. Социолог же опрашг вает сотни и тысячи людей и лишь затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Суть социологического опроса заключается в том, чтобы на основании нескольких сотен мнений людей судить о тысячах и миллионах. Почему он так поступает? Когда опрашивают одного человека, то получают личное мнение. Для журналиста, интервьюирующего эстрадную звезду, врача, составляющего диагноз на основании слов пациента, следователя, доискивающегося до причин гибели человека, большего и не надо. Им необходимо именно личное мнение опрашиваемого. Социолог же, опрашивающий множество людей, напротив, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения, если их обработать статистически, — взаимопогашаются. В результате социолог получает усредненную картину реальности. Он опросил 100 инженеров, но выявил среднетипичного представителя данной профессии. Вот почему в социологической анкете не требуют указывать свою фамилию, имя и отчество, адрес. Она анонимная. Итак, социолог, получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности. Вторая отличительная черта — достоверность и объективность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели журналист. Ее можно назвать даже объективной, если строго соблюдены все научно-методические требования. Хотя получена она на основе субъективных мнений. Никто в мире не изобрел более совершенного способа соединить несоединимое, огонь и воду, лед и пламень. Это маленькое чудо научного познания совершает математическая статистика. Правда, она требует за это дорогую цену — совершенное владение методикой и техникой социологического Врезка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|