Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технические средства опроса




Социологические опросы — дорогостоящее мероприятие, особенно если одновременно опрашивается несколько тысяч человек. При исследовании культурных различий подобные опросы иногда проводятся в нескольких странах одновременно. Их стоимость велика, так как высока цена единич­ного контакта с респондентом, передачи полученных результатов в центр обработки, будь то междугородний телефонный звонок, почтовое сообще­ние, телефакс.

Сегодня телефон и компьютер — два лидера среди технических помощ­ников социолога. Первый позволяет опрашивать большое количество респон­дентов, находящихся за тысячи километров от офиса, в короткие сроки. Вто­рой в онлайн-режиме дает возможность опросить еще большее число людей по минимальной себестоимости и при этом быстро обработать данные с по­мощью специальных программ.

С каждым годом растет число пользователей Интернетом во всем мире. Это дает возможность исследовательским компаниям использовать Интер­нет в качестве средства проведения исследования. Нет сомнений, что уже в самом ближайшем будущем большинство исследований, которые сейчас проводятся традиционными способами, будут проводиться в режиме онлайн. Здесь два очевидных преимущества: стоимость и сроки проведения. Поня­тие weft-интервью станет таким же традиционным, как/асе-?о-./асе-интервыо. Цену единичного контакта Интернет снизил практически до нуля.

О возможностях использования технических средств в социологическом опросе в нашей стране начале говорить давно, практически одновременно с институциализацией социологии в конце 1960-х гг. Однако на практике дело ограничивалось только стадией анализа данных, где использовались ЭВМ. В 1970-е и особенно в 1980-е гг. техника начинает проникать и на стадию сбора первичной информации.

Первые попытки автоматизации, например, анкетного опроса приходят­ся на вторую половину 70-х гг. Именно в это время за рубежом, по преиму­ществу в США, стали разрабатываться методики CAPI (Computer-Assisted Personal Interviewing — личное интервью с помощью компьютера), CATJ (Computer Assisted Telephone Interview — телефонное интервью с помощью компьютера), CSAQ {Computer Assisted Self-Administered Questionnaire — запол-

нение анкеты респондентом на компьютере), CASIIP {Computer Assisted Self-Administered Interview With an Interviewer Present — интервью с помощью ком­пьютера в присутствии интервьюера). Традиционные же интервью по­лучили название РАР1{Paperand Pen Interview), т.е. «интервью с карандашо]у и бумагой»4.

В конце 1980-х гг. специалисты говорили о том, что в развитии методи­ки сбора социологической информации уже достаточно четко обозначили^ три направления: традиционное, когда интервьюер проводит опрос с по­мощью пера и бумаги; сравнительно новое, когда исследователь в ходе бе­седы использует различные технические средства; и, наконец, перспектив­ное направление, при котором осуществляется передача всех функций и операций ЭВМ.

Острая потребность социологии в технических средствах объясняется ря­дом причин. Одна из важнейших заключается в необходимости сократить зат­раты времени и средств на сбор, обработку, хранение и использование по­лученных результатов при проведении больших (по объему выборочной со­вокупности) исследований. При обработке вручную величина этих затрат часто обусловливала проведение опроса на небольших выборках, в против­ном случае результаты исследования можно было получить только очень не скоро. Иногда это время измерялось годами. Во-вторых, привлечение к оп­росам большого количества интервьюеров с разной подготовкой вело к по­лучению ненадежных, нерепрезентативных данных и, в свою очередь, так­же стимулировало применение разного рода технических средств.

Телефон — одно из первых технических средств, получивших довольно быстрое распространение в социологических исследованиях. В регионах с высоким уровнем телефонизации он является главным средством получения сведений о реакции аудиторий газет, журналов, радио и телевидения на их материалы и передачи, а также на различные события. В перспективе при телефонном интервью будут применяться факсимильные аппараты. Исполь­зование таких аппаратов позволит соединить достоинства анкетирования с преимуществами телефонного интервью.

Телефоны, оборудованные автоматическими ответчиками и накопителя­ми информации, а также селекторными и факсимильными установками, по­могают организовать коллективный разговор, фиксацию сообщений в отсут­ствие респондента, передачу копий материалов. Кроме того, специальный блок телефонного устройства обеспечивает автоматический перенос вызова абонента при временной занятости линии.

В отличие от телефонного телевизионное интервью с его наглядностью практически снимает проблему длины вопросов и самого вопросника, необ­ходимость ограничивать количество альтернатив. Однако в телеинтервью практически отсутствует обратная связь. Это приводит к необходимости ори­ентироваться на «среднестатистического» опрашиваемого, использовать оп­ределенные приемы для завоевания доверия и расположения телеаудитории. Прототипом быстрой и надежной обратной связи могут служить телевизи­онные производственные совещания — планерки — на некоторых крупных предприятиях нашей страны.

Бугенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии // Социологические исследова­ния. 1997. № 11. С. 100-106.

Рис. 4. Преимущества телефонного интервью

В 1980-е гг. в опросах использовались и другие технические средства. В частности, социологи стали активно применять микрокалькуляторы, пе­реносные кассетные магнитофоны и диктофоны, совмещая этапы сбора и анализа, сокращая время и стоимость исследования. Например, использо­вание программируемых микрокалькуляторов (микро-ЭВМ) в некоторых случаях оказывалось более эффективным и экономичным, чем применение стационарных ЭВМ.

ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС1

Бесспорно, для принятия обоснованных решений необходимо опирать­ся на опыт, знания и интуицию специалистов. После Второй мировое войны в рамках теории управления (менеджмента] стала развиваться самостоятельная дисциплинаэкспертные оценки. Экспертные оцен­киэто суждения знатоков, предполагающие процедуру сравнения объектов, их свойств по выделенным критериям. Метод экспертны> оценок — вид экспертного опроса, предполагающий использование экспертных оценок. Основное содержание метода заключается в раци­ональной организации осуществляемого экспертами анализа проблем с последующей оценкой выделенных исследователем суждений и об­работкой полученных данных.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...