Технические средства опроса
Социологические опросы — дорогостоящее мероприятие, особенно если одновременно опрашивается несколько тысяч человек. При исследовании культурных различий подобные опросы иногда проводятся в нескольких странах одновременно. Их стоимость велика, так как высока цена единичного контакта с респондентом, передачи полученных результатов в центр обработки, будь то междугородний телефонный звонок, почтовое сообщение, телефакс. Сегодня телефон и компьютер — два лидера среди технических помощников социолога. Первый позволяет опрашивать большое количество респондентов, находящихся за тысячи километров от офиса, в короткие сроки. Второй в онлайн-режиме дает возможность опросить еще большее число людей по минимальной себестоимости и при этом быстро обработать данные с помощью специальных программ. С каждым годом растет число пользователей Интернетом во всем мире. Это дает возможность исследовательским компаниям использовать Интернет в качестве средства проведения исследования. Нет сомнений, что уже в самом ближайшем будущем большинство исследований, которые сейчас проводятся традиционными способами, будут проводиться в режиме онлайн. Здесь два очевидных преимущества: стоимость и сроки проведения. Понятие weft-интервью станет таким же традиционным, как/асе-?о-./асе-интервыо. Цену единичного контакта Интернет снизил практически до нуля. О возможностях использования технических средств в социологическом опросе в нашей стране начале говорить давно, практически одновременно с институциализацией социологии в конце 1960-х гг. Однако на практике дело ограничивалось только стадией анализа данных, где использовались ЭВМ. В 1970-е и особенно в 1980-е гг. техника начинает проникать и на стадию сбора первичной информации.
Первые попытки автоматизации, например, анкетного опроса приходятся на вторую половину 70-х гг. Именно в это время за рубежом, по преимуществу в США, стали разрабатываться методики CAPI (Computer-Assisted Personal Interviewing — личное интервью с помощью компьютера), CATJ (Computer Assisted Telephone Interview — телефонное интервью с помощью компьютера), CSAQ {Computer Assisted Self-Administered Questionnaire — запол- нение анкеты респондентом на компьютере), CASIIP {Computer Assisted Self-Administered Interview With an Interviewer Present — интервью с помощью компьютера в присутствии интервьюера). Традиционные же интервью получили название РАР1{Paperand Pen Interview), т.е. «интервью с карандашо]у и бумагой»4. В конце 1980-х гг. специалисты говорили о том, что в развитии методики сбора социологической информации уже достаточно четко обозначили^ три направления: традиционное, когда интервьюер проводит опрос с помощью пера и бумаги; сравнительно новое, когда исследователь в ходе беседы использует различные технические средства; и, наконец, перспективное направление, при котором осуществляется передача всех функций и операций ЭВМ. Острая потребность социологии в технических средствах объясняется рядом причин. Одна из важнейших заключается в необходимости сократить затраты времени и средств на сбор, обработку, хранение и использование полученных результатов при проведении больших (по объему выборочной совокупности) исследований. При обработке вручную величина этих затрат часто обусловливала проведение опроса на небольших выборках, в противном случае результаты исследования можно было получить только очень не скоро. Иногда это время измерялось годами. Во-вторых, привлечение к опросам большого количества интервьюеров с разной подготовкой вело к получению ненадежных, нерепрезентативных данных и, в свою очередь, также стимулировало применение разного рода технических средств.
Телефон — одно из первых технических средств, получивших довольно быстрое распространение в социологических исследованиях. В регионах с высоким уровнем телефонизации он является главным средством получения сведений о реакции аудиторий газет, журналов, радио и телевидения на их материалы и передачи, а также на различные события. В перспективе при телефонном интервью будут применяться факсимильные аппараты. Использование таких аппаратов позволит соединить достоинства анкетирования с преимуществами телефонного интервью. Телефоны, оборудованные автоматическими ответчиками и накопителями информации, а также селекторными и факсимильными установками, помогают организовать коллективный разговор, фиксацию сообщений в отсутствие респондента, передачу копий материалов. Кроме того, специальный блок телефонного устройства обеспечивает автоматический перенос вызова абонента при временной занятости линии. В отличие от телефонного телевизионное интервью с его наглядностью практически снимает проблему длины вопросов и самого вопросника, необходимость ограничивать количество альтернатив. Однако в телеинтервью практически отсутствует обратная связь. Это приводит к необходимости ориентироваться на «среднестатистического» опрашиваемого, использовать определенные приемы для завоевания доверия и расположения телеаудитории. Прототипом быстрой и надежной обратной связи могут служить телевизионные производственные совещания — планерки — на некоторых крупных предприятиях нашей страны. Бугенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии // Социологические исследования. 1997. № 11. С. 100-106. Рис. 4. Преимущества телефонного интервью В 1980-е гг. в опросах использовались и другие технические средства. В частности, социологи стали активно применять микрокалькуляторы, переносные кассетные магнитофоны и диктофоны, совмещая этапы сбора и анализа, сокращая время и стоимость исследования. Например, использование программируемых микрокалькуляторов (микро-ЭВМ) в некоторых случаях оказывалось более эффективным и экономичным, чем применение стационарных ЭВМ.
ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС1 Бесспорно, для принятия обоснованных решений необходимо опираться на опыт, знания и интуицию специалистов. После Второй мировое войны в рамках теории управления (менеджмента] стала развиваться самостоятельная дисциплина — экспертные оценки. Экспертные оценки — это суждения знатоков, предполагающие процедуру сравнения объектов, их свойств по выделенным критериям. Метод экспертны> оценок — вид экспертного опроса, предполагающий использование экспертных оценок. Основное содержание метода заключается в рациональной организации осуществляемого экспертами анализа проблем с последующей оценкой выделенных исследователем суждений и обработкой полученных данных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|