Ограничения на участие в фокус-группах
Существует несколько категорий лиц, которые не должны привлекаться к участию в фокус-группах независимо от того, какова тема обсуждения и каковы принципы набора участников. К ним относятся: а) лица, знакомые с процедурой проведения фокус-групп; б) лица, знакомые друг с другом или с модератором; в) лица, профессионально знакомые с предметом обсуждения; г) лица, профессиональная деятельность которых связана с фокус-групповыми исследованиями, маркетингом или рекламой, а также профессиональные социологи и психологи. Число групп. Общее число фокус-групп, которое необходимо провести, зависит от исследовательских задач и степени дифференциации целевых групп. Обычно в рамках одного исследования проводится от 2 до 6 фокус-групп. Согласно другим российским данным, это число варьируется от 4 до 8, реже до 12 групп. Если существуют бюджетные ограничения, а также при исследовании только одной гомогенной популяции число групп может быть уменьшено до 5 — это минимальное число групп. Тем не менее зарубежные исследователи обходятся и меньшим количеством фокус-групп (3—4)8. При определении необходимого количества групп СИ. Григорьев и Ю.Е. Ра-стов9 рекомендуют учитывать следующие обстоятельства: ♦ их должно быть не менее двух, чтобы соблюсти минимум условий сопоставимости мнений их участников; ♦ количество фокус-групп должно быть достаточным для того, чтобы выявить мнения представителей тех групп населения, которые гипотетически по-разному относятся к изучаемой проблеме; ♦ увеличение количества групп желательно продолжать, пока в обсуждениях появляются новые мнения, т.е. до тех пор, пока дискуссии не станут повторяться, «идти по кругу».
Первая фокус-группа, в каком бы проекте она ни осуществлялась, неизбежно является пилотажной. После нее осуществляется окончательная доработка программы исследования. Лациба М. Особенности использования метода фокус-групп // http://www.europexxi.kiev.ua/rassian/ analitika/01/007.html Morgan D.L. Fokus groups as qualitative research. London: Sage, 1988. P. 42. Григорьев СИ., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учеб. пособие // http://irbis.asu.ru/ mmc/grig/5.ru.shtml Сколько групп необходимо провести для полноценного изучения одной гомогенной популяции? Ответ на этот вопрос следующий: число фокус-групп надо увеличивать до тех пор, пока объем новой информации, получаемой от каждой последующей группы, не снизится до такой степени, когда дальнейшее их проведение станет бессмысленным. Процедура проведения Как правило, фокус-группа длится не более чем 1,5—2 ч. Иногда целесообразно проводить короткие заседания групп (30—40 мин). В исключительных случаях, когда метод фокус-групп играет роль основного способа разработки новых идей, продолжительность группового обсуждения достигает 6—8 ч. В течение этого времени подготовленный ведущий (модератор) руководит беседой, которая проходит вполне свободно, но по конкретной схеме (topicguide). Весь процесс фокус-группы записывается на видеопленку. Видеозапись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает текст всей дискуссии (транскрипт). На основе транскрипта пишется аналитический отчет. Видеозапись используется также для того, чтобы учесть при анализе невербальные реакции респондентов. По желанию заказчика ему могут быть предоставлены видеозаписи и транскрипты фокус-групп, содержащие живую речь. Пример. Для обсуждения рекламы детских журналов на фокус-группы собирались женщины, имеющие детей в возрасте от 4 до 7 лет. Группы формировались также и по второму критерию — уровню обеспеченности. Оказалось, что у участников групп достаточно много общих интересов и проблем — проблемы воспитания и образования детей, представления о семейном и детском досуге, недостаток времени на совместный досуг, проблема выделения денег на досуг и детские товары из семейного бюджета и т.д. По ряду существенных параметров стиль жизни респонденток был весьма схож.
Вместе с тем обмен мнениями в группе обозначил два различных подхода к проблеме образования детей в целом и детскому чтению в частности, которые выразились и в различных оценках представленной рекламы10. Для того чтобы повысить продуктивность группового интервью, необходимо предъявлять некоторые требования к высказывающимся. Одно из ни> гласит: респонденты должны ощущать определенный дефицит времени нг ответы. Нехватка времени требует высказываться лаконично и по существу Кроме того, это служит дисциплинирующим началом, позволяя модератор} останавливать одного и давать высказаться другому участнику. Количество обсуждаемых на фокус-группе вопросов, по мнению Р. Крю-гера", не должно превышать 10, а лучше всего, если их 5—6. Д. Стюарт v П. Шамдесани12 рассчитали, что в большинстве случаев такого рода интервью обсуждают менее 12 тематических вопросов. Здесь применяют неструктурированные открытые и закрытые вопросы. Главное, чтобы они позволяли респондентам высказать самые разные точки зрения Вопросы тщательно продумываются и формулируются, каждый из них должег быть интересным для наибольшего числа участников. В формулировке вопро- Информация с веб-сайта центра РОМИР: http://www.romir.ru/qualitative.htm Kreuger R.A. Focus groups: A practical guide for applied research. London: Sage, 1988. Stewart D.W., Shamdasani P.N. Focus groups: Theory and practice. London: Sage, 1990. P. 15. сов методисты рекомендуют чаще использовать выражения типа «почему это происходит», «при каких условиях такое возможно», «что здесь случилось», например: «Что Вы думаете по поводу обсуждаемой сегодня программы?» При анализе результатов исследования могут применяться методы контент-анализа и дискурс-анализа. Анализ и интерпретация информации, полученной на фокус-группе, требует высокой квалификации исследователя, его умения систематизировать высказывания участников, в том числе и «случайные», сказанные «не к месту», учитывать групповую динамику, поведение и невербальные реакции респондентов.
Наблюдение за дискуссией. Анализ взаимодействия в фокус-группе может показать: 1) что из сказанного было принято респондентами, а что — нет; 2) аргументы, которые высказывали участники в случае оспаривания их точки зрения; 3) какие использовались источники для оправдания своих позиций и как другие участники на эти источники реагировали; 4) аргументы, источники и типы информации, которые побуждали участников менять свою точку зрения или реинтерпретировать ее; 5) тон голоса, язык телодвижений и уровень эмоциональности беседы13.Размещение участников желательно проводить по типу «круглого стола», модератору нужно иметь хороший зрительный контакт со всеми участниками фокус-группы, участники должны хорошо видеть друг друга.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|