Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции и качества модератора




Функции модератора и функции интервьюера, проводящего индивидуальные глубокие интервью, схожи с точки зрения конечных целей их работы, но не с точки зрения ее стиля. Хороший модератор всегда может эффективно провести инди­видуальное интервью, если оно относится к сфере профессионально знакомых ему предметов. Однако интервьюер, специализирующийся на проведении индивиду­альных интервью, не всегда сможет стать эффективным модератором, хотя на­выки проведения интервью, конечно, в очень большой степени будут помогать ему в освоении новой профессии. Методисты убеждены: основная функция мо­дератора состоит не столько в опрашивании, сколько в регулировании дискуссии.

Личностные качества модератора. Личностные качества человека явля­ются производными от генетически заданного типа нервной системы и типа социализации. Хорошего модератора сравнивают с капитаном корабля и с ди­рижером оркестра. Профессиональные качества опытного модератора тако­вы: способность не терять нить обсуждения, соотносить ход дискуссии с целью исследования; способность воодушевлять участников обсуждения (ак­тивное слушание: внимание, понимание, адекватное реагирование, сопере­живание, эмпатия); способность отстаивать свою главенствующую роль; эф­фективное использование времени дискуссии. Согласно мнению Р. Крюге-ра, модератор должен быть настороженным (бдительным) и внимательным, не должен суетиться и поддаваться давлению; должен воспитывать в себе умение слушать других; обязан помнить вопрос и уметь думать и слушать одновременно14. Бывает так, что модераторы оказывают разрушительное воз-

13 Веб-страница: www.socd.univ.kiev.ua/PUBLICAT/LIBRARY/SOClOLOGY/Focus/chap05.htm.

14 KreugerR.A. Focus groups: A practical guide for applied research. London: Sage, 1988.

действие на качество и ход обсуждения. С чем это связано? Скорее всего, с недопониманием модератором своей функции или отсутствием вышеобоз-наченных личных качеств. Различают следующие деструктивные типы.

Растерянный и запуганный модератор. Типичный результат — механичес­кое следование вопроснику, за который тревожный модератор хватается, ка* за спасательный круг.

Вообще, хороший модератор должен испытывать удовольствие от своей работы, невзирая на то, что она трудна и изматывающа. Попустительствую­щий модератор не может сосредоточить дискуссию на обсуждаемых вопро­сах и сконцентрировать ее во времени. Активизируются альтернативные ли­деры, которые переключают внимание на себя.

Модератор, влияющий на ход дискуссии. Основная причина такого влия­ния состоит в наличии у модератора собственной точки зрения, котора5 мешает ему адекватно воспринимать точки зрения участников.

Модератор-комедиант. Недопустимо использовать юмор в качестве сред ства развлечения респондентов.

Модератор-эксгибиционист. Это модератор, который использует групп; главным образом для иелей самоутверждения, стремясь вызвать восхищени< у ее членов и (или) у наблюдателей, находящихся за зеркалом.

А также соблазняющий модератор, модератор с болезненным любопытством авторитарный модератор, слишком активный модератор, плохо слушающие модератор.

Устройство помещения

Фокус-группы могут проводиться либо в стационарных помещениях, спе циально оборудованных для этой цели, либо в помещениях, временно при способленных для проведения одной или нескольких групп.

В России на начало 1995 г. имелось не более десятка помещений, оборудо ванных для проведения фокус-групп в соответствии с мировыми стандартами Специально оборудованное помещение состоит как минимум из двух, а лучш из трех комнат: прихожая, комната для заседаний и комната для наблюдателей Отличительной чертой такого помещения является наличие полупрозрачное зеркала, отделяющего комнату заседаний от комнаты наблюдателей. «Следуе отметить, что социальные исследователи, работающие вне сферы рыночны опросов, сравнительно редко пользуются помещениями с полупрозрачной сте ной и часто ограничиваются лишь звукозаписью с последующей текстовой рас шифровкой. По мнению таких исследователей аудиозапись может обеспечит более 90% того, что необходимо зафиксировать во время заседания группы»1 Комната наблюдателей имеет отдельный вход, звукоизолирована и снабжен звукопроводящей аппаратурой, т.е. обладает односторонней как видео-, так звукопроницаемостью. Вместимость комнаты должна быть такова, чтобы в не могли с удобством расположиться не менее шести человек.

Общие требования к обстановке помещения заключаются в том, чтобы н создавать дискомфорт или иные неблагоприятные эмоции. Неблагоприятна физическая среда отвлекает модератора и участников группы, а также наблгс дателей, что может негативно сказаться на проведении группы. Есть сведенш

15 Stewart D.W., Shamdasani P.N. Fokus groups: Sage, 1990. P. 15.

что по физиологическим и психологическим причинам участники лучше чув­ствуют себя в комнате, которая прохладнее, чем обычное жилое помещение.

В помещении, плохо изолированном от постороннего шума, внимание отвлекается. Шумы также могут повлиять на качество магнитной записи и оказаться помехой при прослушивании пленки.

Обеспечение явки. Договоренность об участии респондентов в фокус-груп­повом обсуждении достигается в ходе фильтрующего опроса. Для привлече­ния респондентов обычно используются материальные стимулы. При при­влечении групп населения с высоким доходом размер их гонорара должен быть либо существенно увеличен, либо его не должно быть вовсе. Последнее означает, что присутствие респондентов должно быть обеспечено за счет уговоров, моральных стимулов и т.д.

Рис. 16. Стимул к участию в работе фокус-группы

Питье и закуска. Фактически все участники группы ожидают какого-ни­будь питья и закуски до или в течение проведения группы. В связи с этим респондентам, которые пришли на заседание, должны быть предложены напитки и закуски в качестве оказания любезности и стимула к участию.

Набор участников и фильтрующая анкета. Основным инструментом набора участников фокус-групп является фильтрующая анкета, разрабатываемая на основе отборочных критериев и с учетом требования обеспечения гомоген­ности состава групп. Крометого, фильтрующая анкета должна предотвращать набор лиц, чье участие нежелательно по профессиональному признаку (спе­циалисты по маркетингу и др.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...