Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С чего начинается социометрия?




Существует предание, популярное среди социо-метристов. Морено пригласили в учебно-воспи­тательную колонию в городе Хадсоне, близ Нью-Йорка, где жили, учились и работали 500 деву­шек из разных слоев общества, различные по своим национальным, культурным, религиозным и другим признакам. У колонии были хорошие попечители, которые пригласили добропорядоч­ных организаторов, построили благоустроенные коттеджи, производственные мастерские, учеб­ные классы и обучили воспитательниц, специаль­но назначенных в каждый коттедж. Везде — во время учебных занятий, на работе, в столовой — девушки не были предоставлены сами себе, вос­питательницы следили за ними. При этом руково­дители колонии находились в постоянном напря­жении и недоумевали: «Ну, чего им не хватает? Условия хорошие, масса возможностей для раз­влечений и спорта, хорошие учителя, а они — все

время в оппозиции, все время в состоянии со­противления, какого-то недоверия, а то и заго­вора, и все время хотят сбежать отсюда. Куда? В свои ужасные несчастные семьи, к нищим и пьющим родителям? И почему в каждом домике постоянные ссоры? Что им делить?» Руководи­тели представляли себе, что врач-консультант побеседует с глазу на глаз, как психиатр, с за­чинщиками постоянных конфликтов и даст им какие-то лекарства или внушит что-то. Словом, попытается вылечить. Однако Морено, приехав со своей командой, не оправдал их ожиданий. Он пришел в столовую, где за столами по четверо чинно сидели девушки. Морено спросил воспи­тательницу, смотрящую не без удовольствия на эту чистоту и порядок: «Могу ли я обратиться к девушкам с предложением?» «Да, конечно, док­тор!» — с готовностью ответила та. Тогда Море­но попросил девушек встать и выбрать, с кем они хотели бы сидеть вместе за одним столом. Мгно­венно весь внешний порядок исчез, и в столовой наступил хаос.

1.Человеческие чувства имеют количественное измерение и выражаются в простейших единицах — "теле", характеризующих эмоциональные связи между людьми. По распределению "чувственной материи" (измеряемой в "теле") можно судить о распределении симпатий и антипатий между людь­ми. Величину и характер чувств можно измерить с помощью социометричес­кого метода.

2.Ни один человек не может жить без эмоциональных связей с другими людьми, и поэтому не отдельный индивид, а эмоционально объединенная группа является наименьшим элементом общества, своего рода "социальным атомом". В то же время группа состоит из индивидуальных атомов — отдель­ных личностей, каждая из которых ядро, своего рода центр, в котором соби­раются воедино многочисленные роли, характеризующие взаимодействие этой личности с другими людьми. Складывающиеся стихийно групповые отношения и роли влияют на самочувствие и поведение индивидов и групп и могут быть источником острых конфликтов.Структуру [...] этих межлич­ностных отношений можно установить с помощью специальных методов — "тестовролей" — "психодрамы" и "социодрамы", выполняющих оценочные, диагностические и терапевтические функции.

3.В отношениях между людьми действует закон социальной гравитации, согласно которому сплоченность группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу и обратно пропорциональна пространственной ди­станции между ними. Поэтому повысить эффективность групповой деятель­ности можно за счет приближения официальной формальной структуры группы к неформальной структуре взаимных симпатий.

4. Высшие формы коллективных организаций развиваются из низших,простейших. Вследствие этого ведущим методом повышения эффективнос­ти деятельности организации являются не макроструктурные, общеоргани­зационные преобразования, а воздействие на малые группы.

Восьмеро бегут к одному и тому же столу, к де­вушке, с которой они все страстно желают сидеть вместе. Остальные распределяются по немногим притягивающим их «звездам» и одна — остается в изоляции, т.е. вообще без выборов, без внима­ния. Но за каждым столом всего 4 места, и вос-

питательнице приходится приложить немало уси­лий, чтобы рассадить девушек принудительным образом. Она видит, к чему приводят такие «де­мократические» эксперименты и, не обращая вни­мания на чувства своих подопечных, назначает за

каждым столом «лидеров» и рассаживает всех так, как ей удобно. Теперь Морено проводит социо­метрический тест, и после обработки результатов находит оптимальное размещение, учитывающее по возможности наибольшее число спонтанных выборов, выражающих искренние чувства пред­почтения. Он добивается максимально возможной в данной ситуации взаимности и удовлетворения как можно большего числа взаимных выборов 1-го уровня предпочтения, потом 2-го, потом 3-го (у каждой — только три выбора). Полученное размещение, парадоксальным образом соединяя и групповые интересы, и частные, весьма интим­ные, создает группу с оптимальной структурой. Проведенный через несколько недель после из­менения в размещении новый социометрический тест показывает, что удовлетворенность повыси­лась, климат в группе улучшился, да и у воспита­тельницы напряжения поубавилось. Источник: Золотовицкий Р.А. Социометрия Я.Л. Морено: мера общения//Социологические исследования. 2002. № 4. С. 105.

5. Внутри любой группы симпатии и привязанности распределяются не­равномерно: большая часть эмоциональных влечений ее членов направлена на немногих участников (так называемых "звезд"), тогда как большинство участников оказывается эмоционально обездоленными ("социометрический пролетариат"). Увеличение размера группы еще больше усиливает эту непро­порциональность, которую может уничтожить лишь "социометрическая ре­волюция", проведенная с помощью соответствующего научного метода»18.

С точки зрения Морено, при проведении социометрического исследова­ния важно обеспечить необходимую для этого мотивацию его участников. Это требование отражено в правиле адекватной мотивации, согласно которому процедура любого теста должна совпадать с интересами испытуемых. Лишь в этом случае исследуемая группа превращается в группу исследователей, стре­мящихся не только добросовестно выполнить указания тестирующего, но и извлечь из этого жизненно важные для себя уроки.

В рамках социометрии можно выделить три группы методов: социомет­рическую тестовую методику (тест), психодраму19 и социодраму, а также груп­повую моренотерапию (групповую терапию), это так называемая триединая система Морено. Правда, подобное разделение имеет место лишь в теории, на практике все три группы методов тесно взаимосвязаны. Более того, каж­дая из трех составных частей триединой системы, будучи отделенной от двух других, теряет свой смысл и эффективность.

В настоящий момент социометрические тесты используются в качестве независимых методов, включающих специальные процедуры сбора первич­ной информации о выборах членов группы (прежде всего социометрический опрос), способы представления (социограмма, социоматрица20) и анализ этой

8 См.: Пугачев В.В. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учеб. для студентоввузов. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 39-40.

9 Психодрама — метод групповой психотерапии, основанный Морено, который объединяет в себе ди­агностические возможности, сценические представления (театр спонтанности, групподинамическиесеансы) и аналитическую работу группы. С помощью различных технических приемов, таких как сменаролей, дублирование, «пустой стул», зеркало и т.д., конфликты индивида и общества не только и нестолько обсуждаются в групповых дискуссиях, но и разыгрываются на сцене с учетом различных роле­вых позиций. На сцену выносится пережитое в прошлом, ожидаемое в будущем, насыщенные конф­ликтным содержанием фантазии, мечты, сны, идеи (acting out). Эти действия способствуют осозна­нию и преодолению (переживанию) конфликта. Не только главное действующее лицо (протагонист),но и его партнеры по игре («вспомогательные Я»), а также другие члены группы приобретают новыйличностный опыт, который способствует развитию спонтанности и креативности.

20 Социоматрица — способ представления данных, полученных с помощью социометрических методов. Социоматрица, построенная по данным опроса малой группы, представляет собой квадратную таблицу. состоящую из нулей и единиц. На пересечении;'-й строки иу'-го столбца стоит единица, если /-Й член группы выбираету'-го в ответе на данный вопрос, и нуль — в противном случае (каждому социометри­ческому вопросу соответствует одна социоматрица). Социоматрица используется в качестве исходной при различных методах обработки социометрических данных (расчеты социометрических индексов, вы­деление подгрупп и других подструктур и т.п.). Социограмма — способ изображения структуры меж­личностных отношений в малой социальной группе. Обычно используется для представления данных, полученных с помощью социометрического опроса. Социограмма, представляющая данные ответа на всех членов группы на социометрический вопрос, — это рисунок, на котором члены группы изобража­ются точками, а их выборы — стрелками. Существует множество разновидностей социограммы: кон­центрическая или «мишень» (члены группы располагаются в пределах круга, соответствующего их со­циометрическому статусу: чем выше статус, тем ближе к центру помещается соответствующая точка): локограмма (члены группы размещаются на чертеже, представляющем их реальное расположение в по­мещении — на рабочих местах на производстве и т.п.); взвешенная социограмма (если тем или иным способом измерена интенсивность межличностных чувств); социограмма группировок (чем выше ин­тенсивность межличностных чувств, тем ближе на социограмме расположены члены группы).

информации. Социометрический опрос — метод сбора первичной информа­ции, используемый в социологии и социальной психологии для изучения структуры межличностных отношений в малых (контактных) социальных группах. Социометрический опрос является одним из самых распространен­ных социометрических методов. В процессе социометрического опроса ис­пользуется опросный лист, где каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по различным вытекающим из задач исследования критериям (с точки зрения совместной работы, проведения досуга, участия в решении деловой проблемы и т.п.). Иными словами, рес­пондентам предлагается выбрать по тем или иным социометрическим кри­териям одного или нескольких человек исследуемой малой группы. Приме­ром социометрического опроса является опрос членов производственной бригады с помощью анкеты, включающей вопросы типа: «Кого из членов Вашей бригады Вы оставили бы в ней, если бы бригада формировалась за-ново?»В ответ на каждый вопрос респонденты должны указать номера чле­нов бригады (из врученного им вместе с анкетой списка). Вопросы социо­метрического теста могут существенно различаться в зависимости от целей исследования. Так, например, если нужно выявить делового лидера, то они касаются совместного выполнения задания, обращения за профессиональ­ным советом и т.п.; если нужно выбрать эмоционального лидера, то речь идет о выборе компаньона для совместного отдыха, откровенной беседы.

Flu:. 11. Симпатии внутри любой группы исправлены на «звезд»

Социометрический опрос существенно отличается от других видов социо­логического исследования по характеру исходных данных, способам их пред­ставления, процедуре опроса и методам анализа собранной информации. При

социометрическом опросе результатом измерения (ответом на вопрос) явля­ется не характеристика респондента (т.е. знание признака, измеренного в том или ином типе шкалы), а отношение между респондентами. Если в других видах опроса ответ всех респондентов на любой вопрос порождает распреде­ление опрошенных по признаку, соответствующему данному вопросу, то от­веты всех членов группы на данный социометрический вопрос порождают определенную структуру отношений: каждому члену группы ставится в соот­ветствие один или несколько других членов группы. Это отличие приводит к возникновению специальных способов представления собранных данных. Полученная в результате опроса структура представляется в виде специального рисунка (социограммы, см. рис. 12) или таблицы (социоматрицы, см. рис. 13).

Рис. 12. Социограмма отношений симпатии и антипатии в группе из 7 человек (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж)

На рис. 12 А — лидер группы, вместе с Б и В образующий ее ядро. Члены группы Г и Е испытывают взаимную неприязнь, Ж оказывается вовсе вне контактов с остальными (отвергнутый). Чтобы улучшить групповой климат, надо повлиять на взаимоотношения между Е и Г или содействовать перехо­ду этих лиц в другой коллектив. Потеря А означает нарушение эмоциональ­но-психологической целостности этой группы, ибо он цементирует ее и яв­ляется активным носителем групповых норм и традиций.

Рис. 13. Социоматрица 714

Социометрическая матрица является глубинной потому, что внешние социальные структуры постепенно расходятся все дальше друг от друга, со­циальные игры разнятся, их разнообразие увеличивается, меняются «правила игры», раздвигаются рамки социальной реальности и становится все труд­нее это объединить в реальной жизни.

Значительно отличаются также и методы анализа данных социометричес­кого опроса. Специфика обработки социометрических методов связана с тем, что первичной информацией, подлежащей обработке, являются отношения между респондентами, а не характеристики респондентов, как при обычном социологическом опросе. Анализ социометрических данных включает в себя представление социометрических данных, их агрегирование, расчет социо­метрических индексов, выделение социометрических подструктур, изучение связей между социометрическими критериями и связей между социометри­ческими и обычными вопросами, проверку статистических гипотез.

Процесс измерения отношений начинается с экспликации теоретическо­го понятия (что представляет собой данное отношение? в чем оно проявляет­ся?), выделения эмпирических референтов, в качестве которых выступают социометрические критерии; затем по каждому критерию происходит изме­рение, результатом которого является набор социоматриц; на последнем эта­пе требуется синтезировать информацию в показатели, близкие к теоретичес­кому понятию, т.е. объединить социоматрицы в одну итоговую (взвешенную) социоматрицу. Алгоритмы агрегирования задаются теоретической концепцией исследования. Расчет социометрических индексов решает задачи описания структуры межличностных отношений группы в целом (индекс сплоченнос­ти группы, степень групповой интеграции) или положения отдельных членов группы в структуре (статус каждого члена группы, индекс эмоциональной экспансивности, индекс объема взаимодействия и т.п.). С этой точки зрения различают групповые и индивидуальные социометрические индексы. Итак, социометрические индексы — количественные показатели, характеризующие структуру межличностных отношений в малой группе (групповые социомет­рические индексы) или положение отдельных членов группы в этой структу­ре (индивидуальные социометрические индексы). Традиционные социомет­рические индексы вычисляются как функция числа отданных и полученных каждым членом группы социометрических выборов.

Более глубокое изучение структуры межличностных отношений в груп­пе дает выделение социометрических подструктур, т.е. одного или несколь­ких членов группы, занимающих особое положение в структуре. Иными словами, социометрическая подструктура — это некоторое подмножество членов группы, состоящее из одного или нескольких лиц, выделенных по степени наличия у каждого из них или у подмножества в целом определен­ного свойства. Как правило, это свойство измеряется с помощью тех или иных индексов. Наиболее распространенными являются следующие подструкту­ры: лидер группы по отношению N (имеется в виду одно из возможных ин­тересующих исследователя межличностных отношений — симпатия, анти­патия и пр. — член группы, обладающий максимальным статусом по этому отношению); укрепляющие члены группы — члены группы, удаление кото­рых уменьшает ее сплоченность (из социоматрицы поочередно удаляется по одному члену группы вместе с отданными и полученными этим членом груп­пы выборами, рассчитывается индекс сплоченности группы до и после уда-

ления); ослабляющие члены группы — члены группы, удаление которых уве­личивает сплоченность; нейтральные члены группы — члены группы, уда­ление которых не изменяет сплоченности. Изолированные члены группы — члены группы, не получившие ни одного выбора (двусторонне изолирован­ные — не получившие и не сделавшие ни одного выбора); ядро группы — подмножество, полученное удалением из группы ослабляющих членов; под­группа — множество членов группы, сплоченность которого существенно выше сплоченности группы в целом. Интерпретация подструктур зависит от отношения, по которому построена изучаемая структура. Социометрические подструктуры, дополненные анализом характеристик членов группы, входя­щих в подструктуру, могут рассматриваться как составные элементы струк­туры группы в целом. Это дает возможность разрабатывать практические рекомендации и принимать управленческие решения при проведении социо-технических социометрических исследований.

Одна из основных задач анализа данных — изучение связей между при­знаками. В силу специфики социометрических данных анализ связи между социометрическими критериями требует специальных показателей связи; традиционные коэффициенты корреляции здесь неприменимы. В качестве показателя односторонней связи, описывающего влияние социометрического критерия А на критерий В, может использоваться коэффициент причинно­сти или импликации, интерпретирующийся как вероятность того, что каж­дый из респондентов, выбрав тех или иных членов группы по критерию А, выберет их также и по критерию В. В качестве показателя двухсторонней свя­зи может использоваться социометрический коэффициент взаимосвязи меж­ду критериями А и В. Последний можно интерпретировать как вероятность того, что взятый наугад респондент выберет данное лицо при критерию А и по критерию В одновременно при условии, что он выбрал его хотя бы по од­ному из этих критериев.

Следующим направлением обработки социометрических данных является изучение связи между социометрической и обычной информацией (связи структуры отношений с характеристиками членов группы). Можно выделить два подхода, использующихся в зависимости от целей исследователя. Пер­вый — свертка социометрической информации, расчет по социоматрице тех или иных характеристик респондентов с помощью индивидуальных социомет­рических индексов. В результате получаются социометрические характерис­тики, измеренные в том или ином типе шкал, которые можно коррелировать с другими характеристиками респондентов, пользуясь обычным корреляци­онным анализом. Второй — представление характеристик членов группы в виде матрицы отношений. Между каждыми двумя членами группы рассчитывает­ся коэффициент близости по изучаемой характеристике. Сопоставление этой матрицы с социоматрицей и дает ответ на вопрос, есть ли связь между струк­турой межличностных отношений и данной характеристикой членов группы.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что социометричес­кая процедура — это, как минимум:

♦ создание спонтанной атмосферы откровенного обсуждения целей те -рапии (эксперимента), роли ведущего и каждого; постепенное погружение социометриста и всех участников в самые актуальные темы «здесь и теперь»; выделение наиболее значимых социометрических критериев, первоначаль­ное их прояснение и обозначение;

71G

♦ создание особой атмосферы эмоционально-чувственной проводимости между людьми (эмпатии), в которой становятся очевидными общность и различие чувств и состояний людей, проявляющиеся в социометрических критериях; проведение индивидуальных интервью и перцептивной социо­метрии — построение социального атома индивида, в котором обозначаются люди, эмоционально значимые для данного индивида и просто знакомые, а также представления о том, на каких дистанциях данный индивид находит­ся у значимых для него лиц;

♦ обозначение спонтанного выбора каждого по каждому критерию; срав­нение социограмм различных критериев, социальных атомов индивидов с реальными социограммами, где появляются те же самые люди, что и в атоме;

♦ отслеживание наиболее важных связей на основании изучения позиций людей в социограммах и социальных атомах, а также значимых выборов среди тех, кто пока не охвачен социометрической процедурой; прослеживание наиболее важных связей (при необходимости, выбранные лица опрашива­ются и приглашаются в группу, может меняться размер и состав группы); прослеживание новых социометрических выборов или отвержений; поиск методом психодрамы или социодрамы ситуаций, в которых становятся на­глядными проблемы, связанные с тем или иным выбором индивида или выбором, направленным на него; сравнение социограмм социального атома и реальных групповых социограмм, по результатам которого проводится регенерация социального атома, и т.п.;

♦ анализ и консервация результатов проведенных этапов социометричес­кой процедуры; проведение теста на реальность и социометрического теста для оценки результатов всего цикла; проведение заключительного свободного обмена чувствами и телеотнесениями (телеотнесение — проверка отношений на реалистичность);

♦ перегруппировка или реструктуризация группы, сближение различных структур и сетей отношений;

♦ изменения отношения к деятельности, предметам, целям и ценностям,вообще изменения в организации, в жизни участников, группы, производи­мые самими ее членами.

Дальнейшее развитие социометрических методов шло в разных направ­лениях. Во-первых, на основании многочисленных экспериментов уточня­лась интерпретация результатов, полученных с помощью социометрических методов, определялись границы их применимости. Во-вторых, создавались различные модификации процедуры сбора данных, позволяющие расширить класс отношений, изучаемых с помощью социометрических методов, и спо­собы получения информации об этих отношениях. В частности, новые ме­тоды позволяют изучать не только эмоциональные межличностные, но и другие отношения между членами группы, а способы получения информа­ции включают все основные способы сбора данных, используемые в социо­логии (опрос, наблюдение, анализ документов и текстов). К таким модифи­кациям относится, например, «референтометрия», позволяющая выделять референтные группы, т.е. определять для каждого респондента тех членов группы, мнение которых его интересует в наибольшей степени. Другой при­мер — методика «выбора в действии», суть которой заключается в том, что исследователь получает информацию о выборах членов группы путем наблю­дения в реальной или специально сконструированной им эксперименталь-

ной ситуации. Постепенно расширялся класс объектов, отношения которых изучались с помощью социометрических методов. Развитие социометричес­ких методов в указанных направлениях привело к формированию более широкого определения их назначения. Под социометрическими методами в широком смысле понимаются методы исследования структуры отношений между социальными объектами. Из этого определения вытекает и основное ограничение области использования социометрических методов: исследуе­мые социальные объекты представляют собой некоторую систему, изучение которой отнюдь не исчерпывается описанием структуры отношений между ее элементами. В частности, очевидно, что невозможно получить более или менее полное представление о коллективе и вообще о любой малой группе, исследуя лишь структуру межличностных отношений; изучение малых групп должно включать исследование групповых норм и ценностей, социально-демографических и других характеристик группы, а также связей между раз­личными классами характеристик.

С помощью социометрических тестов можно выявить не только эмоцио­нальные отношения, но и типичные образцы поведения членов коллектива, распределение неформальных социальных ролей. Кроме того, этот метод позволяет описать положение индивида в группе так, как оно ему представ­ляется, сопоставить полученную картину с реакциями других членов груп­пы и установить структуру групповых ролей, в том числе выявить лидеров и аутсайдеров. Особенно плодотворно социометрическое тестирование исполь­зуется при формировании команд. Вместе с тем была доказана некоторая ограниченность данных процедур, ибо с их помощью фиксируются поверх­ностные, не глубинные взаимоотношения в группах, причем специфика групп и коллективов зачастую остается невыявленной.

Резка

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...