Стратегия и тактика поведения в конфликте
⇐ ПредыдущаяСтр 150 из 150 Тест американского социального психолога К. Томаса позволяет оценить индивидуальную стратегию (партнерство — ориентация на учет интересов и потребностей партнера или напористость — реализация собственных интересов, достижение собственных целей) и тактику (уступка, сотрудничество, компромисс, избегание, противоборство) поведения в конфликтной ситуации. Инструкция: Для определения своих индивидуальных характеристик поведения в конфликте предлагается следующий опросник. Вам даны 30 пар утверждений, характеризующих ту или иную тактику поведения. Выберите, пожалуйста, из каждой одно утверждение, которое Вам больше подходит, точнее характеризует Ваше обычное поведение в конфликте, и отметьте его. Утверждения повторяются, но каждый раз в новом сочетании. 1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственностьза решение спорного вопроса. б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны. 2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Я стремлюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. а) Улаживая спорную ситуацию, я всегда стараюсь найти поддержку у другого. б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. а) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. б) Я стараюсь добиться своего. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временемрешить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего. I. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. ). а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий, б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 10. а) Я твердо стремлюсь достичь своего. б) Я пытаюсь найти компромиссное решение. II. а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. 12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне. 13. а) Я предлагаю среднюю позицию. б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему. 14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах, б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. 15. а) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отно -шения. б) Я стремлюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности. 16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого. б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. 17. а) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять насвоем. б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 19. а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. б) Я стремлюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. 20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. 21. а) Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого, б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. 22. а) Я пытаюсь найти позицию, находящуюся посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека. б) Я отстаиваю свои желания. 23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас. б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь пойти навстречу его желаниям. б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. 25. а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. б) Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого. 26. а) Я предлагаю среднюю позицию. б) Я обычно озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас. 27. а) Зачастую я избегаю позиции, которая может вызвать споры. б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. 28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Улаживая ситуацию, я часто стремлюсь найти поддержку у другого. 29. а) Я предлагаю среднюю позицию. б) Не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. 30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого. б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно с заинтересованным человеком могли добиться успеха. Ключ к опроснику К. Томаса: Отметьте, пожалуйста, какую тактику Вы выбрали из каждой пары.
Подсчитайте, пожалуйста, сумму набранных Вами баллов по каждой из тактик и нанесите результат на график.
Оптимальной стратегией поведения в конфликте считается такая, когда применяются все 5 тактик поведения и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. На графике результат оптимальной стратегии поведения попадает в «коридор», отмеченный штриховыми линиями. Если Ваш результат отличен от оптимального, одни тактики имеют значения ниже 5 баллов, другие — выше 7 баллов (сумма баллов равна 30). Для оптимизации своего поведения в конфликте рекомендуется привести значения всех пяти тактик в интервал от 5 до 7 баллов, т.е. реже прибегать к тактике, имеющей завышенные значения, и чаще использовать тактики, имеющие заниженные значения по результатам тестирования.
СЛОВАРЬТРУДНЫХТЕРМИНОВ Анализ документов — метод исследования в социологии, при котором источником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях. Анкетирование — вопросно-ответная форма организации текста. Анкетные вопросы — все адресованные респондентам речевые сообщения в вопросительной, утвердительной и (или) отрицательной формулировках, а также и предлагаемые варианты ответов. Аппликант — заявитель, лицо, подавшее официальную просьбу о принятии куда-либо, главным образом в иностранный вуз или для получения иностранного гражданства. Арттерапия — способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности. Библиотерация — метод психотерапии, основанный на педагогических дидактических принципах.
Бренд (брэнд) — хорошо раскрученная торговая марка. Бриф — документ, в котором кратко и четко формулируются задачи, которые ставит клиент перед агентством, и содержится дополнительная информация, необходимая агентству для их достижения. Брифинг — инструктаж, совещание, в рамках которого формулируются цель и задачи маркетингового исследования; встреча исполнителя и заказчика при обсуждении задания исследования. Валидность — основная характеристика качества измерения в социологии, отражающая степень соответствия измеренного показателя тому, что подлежало измерению. Вариация — разброс в значениях переменной. Верификация — подтверждение научной теории всем множеством эмпирических фактов, которые к ней относятся. Вероятностное знание — предположительное знание, требующее эмпирического подтверждения, обращения к фактам. Вероятность — числовая характеристика степени возможности появления какого-либо случайного события при тех или иных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях. Вопросы-фильтры — класс дополнительных вопросов социологической анкеты, в задачу которых входит установление основного адресата вопроса и отсечение тех, кто не имеет отношения к данному вопросу. Вторичные данные — информация, которая уже была кем-то получена и обработана. Выборка — группа людей, подобранная для исследования, репрезентирующая тех, кого социолог намерен изучить. Выборочная совокупность — люди, которыми социолог интересуется как исследователь и кто реально включен в опрос; то же самое, что выборка. Выборочное обследование — способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении. Генеральная совокупность — множество тех людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании. Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Гистограмма — графическое изображение распределения, построенного чаще всего по интервальной шкале. Глубинные интервью — детальное изучение представителей целевой аудитории, на которую сфокусирован производимый товар (услуга). Группировка данных — один из основных методов обработки первичной статистической информации, представляющий собой процесс образования групп единиц совокупности, однородных в каком-либо отношении, а также имеющих одинаковые или близкие значения изучаемого признака. Групповое интервью — беседа одного интервьюера, который в этом случае называется модератором, с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет.
Данные — информация, представленная в формализованном виде, позволяющем передавать или обрабатывать ее при помощи средств вычислительной техники. Деликатный вопрос — анкетный вопрос, который затрагивает щекотливые темы. Деловые игры — прикладная методика и система решения конкретных управленческих задач на предприятии или в организации, имеющая характер непродолжительного тренинга (метод активного обучения) руководящего персонала. Дельфи-метод — метод экспертных оценок, основанный на предположении, что обобщенная оценка экспертов будет иметь наименьшую дисперсию, а медианное значение индивидуальных оценок стремится к фактическому значению прогнозируемого показателя. Дескриптивная интерпретация — описание понятий, которые используются при построении теоретической модели. Дескриптивные исследования {descriptive research) — исследования, построенные на простом описании изучаемого объекта. Диаграмма — обобщенное название самых разнообразных графических изображений, наглядно показывающих соотношение каких-либо величин. Диалоговое интервью — форма глубинного интервью, протекающего в форме свободного диалога исследователя и исследуемого, в котором оба занимают одинаково активную позицию и равноправно обмениваются мнениями относительно обсуждаемых проблем. Дискриминантная валидность — те переменные, которые в теории считаются невзаимосвязанными (некоррелирующими), должны быть таковыми и в эмпирии. Дискриминантный анализ — статистический метод, который позволяет изучать различия между двумя и более объектами по нескольким признакам одновременно. Дисперсия — средняя из квадратов отклонений значений признака от их средней величины. Дневник — метод исследования, при котором респонденты в течение некоторого времени (от недели и дольше) заполняют специальные дневники. В дневниках может фиксироваться информация о просмотре телепрограмм или прослушивании радиостанций и т.п. Дневниковые исследования — изучение изменения настроений, потребностей и поведения респондентов путем заполнения опрашиваемыми дневников, куда они регулярно записывают интересующую информацию. Доверительная вероятность — вероятность того, что оцениваемый параметр в генеральной совокупности будет находиться в установленном интервале. Домашний тест (Home-test) — методика домашнего тестирования товаров. Зависимые переменные — переменные, на изменение которых влияют другие переменные. Закон больших чисел — утверждение, гласящее, что совокупное действие большого числа случайных факторов приводит, при некоторых весьма общих условиях, к результату, почти не зависящему от случая. Закономерность — мера вероятности наступления какого-то события или явления либо их взаимосвязи. Идеализированный объект — теоретическая модель исследуемого объекта, вводимая на теоретическом уровне анализа. Измерение — сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Индекс — относительная величина среднего измерения двух состояний одного и того же явления, состоящего из совокупности элементов (товаров, услуг, ресурсов и т.п.). Индивидуальное (личное) интервью — беседа тет-а-тет интервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке и отсутствие посторонних наблюдателей. Индивидуальные глубинные интервью — индивидуальные беседы с экспертом в области вашего исследования. Индикатор — ориентирующий показатель, измеритель, позволяющий в определенной степени предвидеть, в каком направлении следует ожидать развития экономических, социальных, политических и экологических процессов. Инновация — конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедряемого на рынке; нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности либо нового подхода к оказанию социальных услуг. Интервенционистская социология — научное исследование социальной проблемы методом активного вмешательства исследователя в изучаемый процесс. Интерпретация — истолкование, объяснение. Исследовательские вопросы — гипотезы, построенные на основе сформулированных научных проблем. История жизни — тактика исследования, использующая биографические данные, а также другие источники. Кабинетные исследования (Desk research) — в маркетинге вторичные исследования, т.е. обработка уже существующей информации, которая была собрана для других обследований, но может быть полезна для нового изучения. Квазиэксперимент — крупномасштабное социальное нововведение без предварительного тестирования объекта. Кейс-стади — глубинное, детальное исследование одного объекта (фабрики, школьного класса, семьи, подростковой группы, села, племени), имеющего четкие временные и пространственные границы. Глубинное, детальное исследование одного объекта Классификация — процесс организации эмпирических данных и приведения их к обобщенным понятиям (категории, классы, субкатегории) для последующего выявления формальных связей между ними. Кластерный анализ — группа технических процедур, используемых для объединения объектов или людей, похожих между собой по двум и более классификационным признакам. Клиническая социология — направление прикладной социологии, ставящее своей целью произвести позитивные изменения в социальной организации любого уровня. Кодирование — присвоение числовых кодов позициям в социологической анкете. Конвергентная валидность — те переменные, которые в теории считаются взаимосвязанными (коррелирующими), должны быть таковыми и в эмпирии. Конкретизация — перевод категорий в понятия (эмпирическая интерпретация). Консалтинг — помощь клиентам (индивидуальным или институциональным), оказываемая отдельным специалистом или консалтинговой компанией, при решении социальных, экономических и политических проблем, возникающих в ходе практической деятельности. Контент-анализ — количественный анализа текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Контролирование репрезентативности — сравнение средних генеральной и выборочной совокупностей с целью определения ошибки выборки и ее уменьшения. Концептуализация — наделение или определение теоретического смысла слов и превращение их в понятия. Концептуальное (понятийное) определение предмета социологии — совокупность всех теоретических понятий, при помощи которых наука описывает реальные факты, объясняет и практически решает социальные проблемы. Концептуальное картирование (Concept Mapping) — процесс перевода абстрактных идей, посвященных какой-либо одной теме, в систему наглядных схем и изображений рисуночного типа. Концептуальный объект — идеальный конструкт, обозначающий рамки темы исследования. Корреляция — показатель степени статистической взаимосвязи признаков. Коэффициент вариации — отношение среднего квадратического отклонения к величине соответствующей ему средней. Коэффициент взаимной сопряженности Пирсона — оценка степени тесноты связи между качественными, но не альтернативными признаками. Коэффициент корреляции — числовая характеристика совместного распределения двух случайных величин, выражающая их взаимосвязь. Коэффициент корреляции рангов Спирмэна — непараметрическая оценка, позволяющая измерить тесноту связи как между количественными, так и между качественными признаками. Критерий Пирсона (%2) (Pearson's chi-squared test) — наиболее распространенный критерий согласия, предназначенный для проверки гипотезы о том, что случайная выборка извлечена из генеральной совокупности Хс функцией распределения F(X), вид которой считается известным, а параметры — неизвестными. Критерий Стьюдента (7-критерий) — критерий, предназначенный для проверки гипотез о средних величинах. Кросстаб (от англ. crosstab (cross — крест и tab — сокращение от table — таблица)) — «крестообразная таблица», перекрестное наложение значений двух переменных. Кросстабуляция — процесс создания перекрестных таблиц. Кумулята — графическое изображение вариационного ряда, когда на вертикальной оси откладываются накопленные частоты или частости, а на горизонтальной — значения признака. Линейные (одномерные) распределения — перечисление всех значений одной переменной. Логический анализ понятий — логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры. Логический контроль — соотнесение каждого вопроса анкеты, ее композиции и организационных решений по проведению опроса со списком нормативных требований. Маркетинговые исследования (Marketing Research) — система поиска, сбора, обработки данных, необходимых для решения маркетинговых проблем и обеспечения маркетинговой деятельности на любом ее уровне. Медиана — величина варьирующего признака, делящая совокупность.на две равные части, со значениями больше и меньше медианы. Метод (в социологии) — основной способ сбора, обработки или анализа данных; правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями. Методика — организационный документ, основанный на совокупности методов, связанных общностью решаемой задачи. М. выполняет функцию методической инструкции. Методология: 1) система принципов научного исследования; 2) совокупность исследовательских процедур, техники и методов. Методы когнитивного интервью — вовлечение респондента в процесс тестирования, критики и улучшения вопросника. Мистери-шоппинг — оценка условий торговли, качества обслуживания с помощью контрольных покупок, проводимых инкогнито. Мода — величина признака, которая встречается в изучаемой совокупности чаще, чем другие величины данного признака. Модераторы — интервьюеры, подготовленные для проведения глубинных и фокус-групповых опросов. Наблюдение — метод сбора первичной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий на местах. Наводящий вопрос — вопрос, в котором содержится скрытая подсказка или расшифровка того, в каком направлении пойдет в дальнейшем беседа между исследователем и респондентом, дополнительная информация, необходимые пояснения. Нарративное интервью (narrative — рассказ, повествование) — произвольное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера. Независимые переменные — переменные, на изменение которых не влияют другие переменные. Неформализованное интервью — длительная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов с минимальной детализацией поведения интервьюера. Номинальная шкала — шкала произвольных взаимно-однозначных преобразований, в результате которых сохраняются отношения равенства и неравенства между числами. Нормальное распределение — непрерывное, симметричное распределение, имеющее форму колокола, в котором средняя, мода и медиана равны одной и той же величине. 68% наблюдений попадают в интервал Х+ а; около 95% наблюдений — в интервал Х± 2а; а 99% — в интервал Х± За. Обработка социологической информации — математико-статистическое преобразование данных, которое делает их компактными, пригодными для анализа и интерпретации. Объект исследования — в широком смысле носитель той или иной социальной проблемы, в узком — люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Объем выборки — количество единиц выборочной совокупности. ОМНИБУС — опрос респондентов путем заполнения ими анкет с большим количеством вопросов на различные темы. Операционализация — перевод понятий в термины либо наделение терминов эмпирическими признаками; установление количественных контуров изучаемого явления, которые выражены в цифрах или наблюдаемых признаках. Операционализм — форма неопозитивизма, основанная на представлениях англо-американского физика П. Бриджмена. Операциональное определение переменной — совокупность действий (указанных в инструкции), при помощи которых в реальности можно наблюдать (получать через анкетирование или интервью) эмпирические признаки описываемого данной переменной реального явления и фиксировать их в измеряемых величинах. Опросная сеть — совокупность обученных и опытных интервьюеров по всей стране, которые занимаются проведением различных исследований, а также сеть супервизоров и региональных представителей, которые контролируют их работу и проверяют качество предоставляемых данных. Органиграмма — графическая интерпретация процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающая распределение организационных процедур разработки и принятия решения между подразделениями, их внутренними структурными органами и отдельными работниками. Организационный план исследования — описание распределения во времени выполнения этапов и отдельных процедур исследования. Оценочное исследование — систематическое, использующее методы социальных наук, концептуальное обоснование и анализ ситуации, которые следует рассматривать как вариант прикладного социального исследования. Ошибка репрезентативности — мера отклонения статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности. Ошибки выборки — ошибки, допускаемые исследователем при составлении выборочной совокупности. Ошибки поля — ошибки, связанные с организацией и проведением поля ошибки. Паспортичка — совокупность демографических, экономических и профессиональных сведений, находящихся в конце анкеты. Первичные данные — полученная в эмпирическом исследовании статистическая информация, прошедшая известную математическую обработку и выраженная в форме таблиц с распределением ответов респондентов. Переменная — понятие в социологии, которое может принимать различные значения. Показатели (социальные) — качественные и количественные характеристики изучаемых социальных объектов, явлений, процессов, отражающих их структуру или динамику развития. Полевое исследование — крупномасштабное изучение социальных явлений методом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жизненных ситуациях. Полигон распределения — замкнутая ломаная линия в прямоугольной системе координат с координатами {хр д), где х. — значение /-го признака, д. — частота или частость /-го признака. Полуструктурированное интервью — интервью, которое состоит из тематических блоков и содержит перечень обязательных аспектов, относительно которых должна быть получена информация. Понятие-индикатор — понятие, обозначающее регистрируемые признаки. Предмет исследования — наиболее существенные свойства и отношений объекта, познание которых особенно важно для решения проблемы исследования. Проблема исследования — различие между существующим, чаще всего нежелательным состоянием объекта или явления и желательным положением дел, выраженное на научном языке. Проблемная ситуация — состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития. Программа — стратегический документ научного исследования, цель которого представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Прожективные вопросы — вопросы, задаваемые респонденту в сослагательном наклонении либо о поведении других людей. Пропозиция (пропозициональная функция) — выражение с неопределенными терминами (переменными), при выборе конкретных значений для этих терминов преобразующееся в осмысленное (истинное или ложное) высказывание. Протокольные предложения — конкретные записи о единичном событии методологи, придерживающиеся позитивистской ориентации. Профиль работника — перечень профессиональных умений, знаний, навыков и производственного опыта, требуемых для выполнения данной работы или назначения на конкретную должность. Процедура — последовательность всех операций, общая система действий по организации исследования. Психотехника — прикладное направление в советской психологии труда в 20— 30-е гг., изучавшее широкий круг социальных вопросов — от дизайна рабочего места и проблем утомляемости до мотивации труда и обучения персонала; послужило историческим предшественником заводской социологии. Реинжиниринг — метод совершенствования характеристик предприятия, который приводит к радикальным изменениям наряду с такими методами, как стратегическое планирование, управление изменениями, достижение тотального качества и архитектура развития. Релевантность — уместность, соответствие чему-либо. Репрезентативность выборки — свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной. Роллинговые исследования — опрос, при котором данные накапливаются до достижения достаточного уровня значимости. Социальная диагностика — оперативная оценка состояния или режима работы социального объекта выявлением отклонения от заданного или нормального состояния, режима функционирования и развития. Социальная проблема — существующая в самой реальности противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы больших социальных групп либо социальных институтов. Социальное проектирование — обоснованное конструирование отвечающих заданным требованиям и намечаемых к построению в близком или отдаленном будущем социальных объектов (состояний, процессов). Социальные технологии — вид прикладного исследования, позволяющий многократно использовать отработанные стандартные алгоритмы для решения типовых задач управления. Среднее арифметическое — сумма значений переменной, поделенная на число значений. Среднее квадратическое отклонение — один из показателей вариации, представляющий собой корень второй степени из среднего квадрата отклонений значений признака от их средней величины (дисперсии). Среднее линейное отклонение — один из показателей вариации, представляющий собой среднее значение отклонения вариантов признака от их средней величины. •г Среднее отклонение — мера разброса, основанная на отклонении каждого из значений от среднего. Средняя (средняя арифметическая) — значение признака, которое равномерно распределено между всеми единицами совокупности. Статистические таблицы — способ оформления статистических данных в виде систематически расположенных чисел, характеризующих те или иные массовые явления или процессы. Стратагема — алгоритм практических или теоретических действий. Структурированные интервью — визуальный опрос респондентов путем фиксирования на бумаге точных и однозначных показателей. Структурная интерпретация — упорядочение теоретических понятий, выявление их взаимных связей. Сценарий — вероятностное описание картины будущего, составленной на основе компетентных технических суждений. Телефонное интервью — одна из форм опосредованного опроса при помощи телефона. Тенденция — слабый вид закономерности, показывает основное направление развития событий, приближение реального процесс к объективной закономерности. Теоретическая модель предмета исследования — обобщенное выражение проблемной ситуации в логический взаимосвязанной системе основных понятий. Тест — кратковременное стандартизованное испытание, направленное на получение в сжатые сроки важной информации о наличии или степени выраженности определенного психического свойства. Техника — совокупность специальных приемов для эффективного исследования того или иного метода. Типологизация — обобщение признаков социальных явлений на основе идеальной теоретической модели и по теоретически обоснованным критериям. Типологическая группировка — разделение качественно разнородной совокупности на отдельные качественно однородные группы и выделение на этой основе социальных типов явления. Тренинг — комплекс упражнений, проводимых на умственном, интеллектуальном и психологическом уровне и осуществляемых по специальной методике, разработанной на научной основе. Трудный вопрос — это вопрос, затруднения при ответе на который связаны со спецификой опосредованного общения и прежде всего с восприятием печатного текста. Факторная интерпретация — установление связей (иногда выраженных в количественных величинах) между исходными понятиями и переменным'и. Факторы — гипотетические, непосредственно не измеряемые, скрытые переменные, подразделяются на общие и характерные. Фокус-группа — беседа небольшой группы людей по определенному плану на заранее поставленную ученым тему в непосредственном (личном) контакте в специально отведенном помещении. Фокусированное (направленное) интервью — подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен. В Формализованное интервью — беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов. Холл-тесты — тестирование отдельных характеристик товаров в закрытом помещении, моделирование ситуации покупки. Хронография — графическая фиксация временных характеристик двигательной активности человека в процессе работы. Хронометраж — метод опосредствованного наблюдения трудового процесса с применением секундомера. Центральная тенденция — выявление того, какие из значений переменных встречаются в линейных распределениях наиболее часто, а значит, определяют общую или центральную закономерность. Частнонаучные понятия — социологические понятия среднего (невысокого) уровня абстракции. Эксперимент — исследовательская стратегия, в ходе которой осуществляется целенаправленное наблюдение за тем, как ведут себя одни характеристики явления (процесса, ситуации), если последовательно и в определенном порядке изменять другие характеристики. Экспертный опрос — разновидность социологического опроса, в ходе которого респондентами выступают специалисты-эксперты. Эксплицировать — делать нечто явным, открыто выражать, производить логический вывод, объяснять. Эмпирическая интерпретация — операционализация теоретических понятий. Эмпирическая схема объекта исследования — описание экспериментальной ситуации, разработка и описание инструмента исследования, операциональное определение переменных и указание эмпирических признаков (референтов), составление выборочной совокупности и многое другое — входит в содержание. Эмпирические референты — реальные признаки, фиксирующие наличие или отсутствие изучаемого свойства у объекта и выступающие в виде значения переменной. Эмпирический индикатор — элемент или характеристика объекта, которые доступны наблюдению и измерению. Эмпирический факт — единичное суждение о конкретном событии. Эмпирическое исследование — сбор первичных данных, проведенный по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученого репрезентативную информацию. Эргономика — отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда. Эффект эха («галлоэффект») — многократное повторение одной и той же оценки, отнесенной к общей группе проблем. Action research — семейство научно-практических методологий, которые на равных основаниях используют методы научного познания (опрос, наблюдение, диагностику, экспертизу и др.) и активного вмешательства (изменения, преобразования, улучшения) в объект изучения; исследование-внедрение. CATI (Computer Assisted Telephone Interviewing) — компьютерная система телефонного опроса. CATI-центр — помещение, оборудованное для проведения автоматизированных телефонных опросов. Computer Assisted Self-Administered Interview With an Interviewer Present — интервью с помощью компьютера в присутствии интервьюера. Computer Assisted Self-Adminislered Questionnaire — заполнение анкеты респондентом на компьютере. Computer Assisted Telephone Interview — телефонное интервью с помощью компьютера. Computer-Assisted Personal Interviewing — личное интервью с помощью компьютера. ESOMAR — Европейское сообщество по маркетинговым исследованиям и общественному мнению. Market Research — исследование рынка. Marketing Research — исследование сбыта, маркетинговое исследование. Paper and Pen Interview — интервью с карандашом и бумагой; традиционные интервью. People meter — прибор, позволяющий регистрировать просмотр телевизора каждым из членов телевизионной панели. ЛИТЕРАТУРА 1. Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982. 2. "Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы: заметки социолога М 1987. ' " 3. Айвазян З.С. Приглашать консультантов или учиться самим? // Консультант директора. 1999. № 15. 4. Айвазян С.А., Мхитарян B.C. Прикладная статистика в задачах и упражнениях: Учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 5. Алексеев А.А. «Технологические» методы проблемных маркетинговых исследований: «опрос техническими средствами» и «полевой эксперимент» // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. № 2. 6. Алексеев А.Н. Применение метода включенного наблюдения в комплексном социальном исследовании // Молодежь. Образование, воспитание, профессиональная деятельность. Л.: Наука, 1973. С. 65—71. 7. Алексеев А.Н. Скрытая камера социолога // Знание — сила. 1982. № 3. 8. Алексеев А.Н. Человек в системе реальных производственных отношений (опыт экспериментальной социологии) // Новое политическое мышление и процесс демократизации. М.: Наука, 1990. 9. Алексеев А.Н. Познание через действие. Фрагменты экспериментальной социологии. Кн. 1-3. М.: ИС РАН, 1993. 10. Алексеев Б.К., Докторов Б.З., Фирсов Б.М. Изучение общественного мнения: вопросы организации исследований // Социологические исследования. 1981. № 1. С. 78-85. 11. Алексеев И.С, Бородкин Ф.М. Принцип дополнительности в социологии//Моделирование социальных процессов. М.: Наука, 1970. 12. Алексеева О. Кто помогает детям? О работе благотворительных организаций. М., 1994.
13. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консультантов. М., 1999. 14. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. М.: Педагогика, 1982. 15. Андреева Г.М. Программа конкретного социального исследования // Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 1972. 16. Андреева Г.М., Никитин Е.П. Метод объяснения в социологии // Социология в СССР. М., 1965. Т. 1. 17. Андреенков В.Г. Проблемы сравнительного анализа в современных социологических исследованиях // Методологические и методические проблемы сравнительного анализа в социологических исследованиях. Кн. 1. М.: ИСИ АН СССР, 1982. С. 5-20. 18. Андреенков В.Г., Маслова О.М. Методы сбора социологической информации: Метод, пособие. М., 1985. Вып. I, II. 19. Андреенков В.Г., Маслова О.М. Эмпирический базис социологической науки // Социологические исследования. 1987. № 6. 20. Андреенков В.Г., Сотникова Т.Н. Телефонные опросы населения (Методические рекомендации по проведению выборочных массовых опросов). М.: ИСИ АН СССР, 1985. 21. Андреенков В.Г., Чередниченко В.А. К вопросу о создании банка социологической информации // Социологические исследования. 1982. №1.С. 140-146. 22. Антон Г. Анализ таблиц сопряженности. М.: Финансы и статистика, 1983. 23. Анурин В.Ф. Анализ социологической информации. Н.Новгород: НКИ, 1999. 24. Аргунова К.Д. Взаимодействие признаков в регрессивных моделях // Социологические исследования. 1987. № 2. 25. Аргунова К.Д. Качественный регрессионный анализ в социологии: Метод, пособие. М., 1990. 26. Артемов В.А. Структура исследования. Программа (проект) исследования // Бюджет времени (вопросы изучения и использования). Новосибирск: Наука, 1977. С. 102-113. 27. Асхаков СИ. Методика и техника социологического исследования. Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 2000. 28. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., стер. Минск: ТетраСистемс, 2001. 29. Багиев Г.Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации. СПб., 1996. 30. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы маркетинговых исследований: Учеб. пособие. СПб., 1996. 31. БадалянЛ.Г., Криворотов В.Ф. Объективность и достоверность данных социологического исследования // Методы социологического исследования. 3-я Всесоюз. конф. Вып. IV. М.: Ин-т социологии АН СССР, 1989. С. 53-56. 32. Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в социологии. М.: Наука, 1986. 33. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1996. 34. Башкирова Е.И., Островская О.М. Применение методики панельных исследований в маркетинговых исследованиях: индивидуальная потребительская панель// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1999. № 6.
35. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М., 1996. 36. БелнапН., Стил Т. Логика вопросов и ответов. М., 1981. 37. Беляевский И.К. Маркетинговые исследования. М., 2001. 38. Березин И.С. Проведение массовых опросов // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1996. № 5. 39. Березин И.С. «Вложенное» исследование: плюсы и минусы // Практический маркетинг. 2001. № 5. 40. Берка К. Измерения: понятие, теории, проблема. М., 1987. 41. Берштейн М.С. Метод анкет //Методы изучения личности. Орел, 1923. 42. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки. М.: Наука, 1973. 43. Биографический метод в социологии: История, методология, практика. М., 1993. 44. Биографический метод в социологии: История, методология, практика. М.: ИС РАН, 1994. 45. Благуш П. Факторный анализ с обобщениями. М.: Финансы и статистика, 1989. 46. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ: спецпрактикум по социальной психологии. М., 1992. 47. Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. М., 1997. 48. Богословская К.А. Тренинг глубинного интервью // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1997. № 4. 49. Богословская К.А. Экспертное интервью в исследованиях российского рынка // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1997. № 2. 50. Божков О.Б. Эта неуловимая генеральная совокупность // Социологические исследования. 1987. № 3. 51. Болтунов А.П. Метод анкеты в педагогическом и психологическом исследовании. М., 1916. 52. БольшевЛ.Н., Смирнов Н.В. Таблицы математической статистики. М.: Наука, 1983. 53. Борисова Л. Г. Метод включения в исследование // Социологические исследования. 1983. № 2. 54. Буданцев Ю.П. Программа и этапы эмпирического социологического исследования // Социология: Учеб. пособие. М.: Знание, 1995. 55. Бунге М. Существуют ли операциональные определения? // Вопросы философии. 1966. № 1. 56. Бурдей К., Дембо О. Как составить запрос на проведение исследования //YES!. 2000. №2.
57. Бурдье П. Общественное мнение не существует // Социология политики. М.: Социологос, 1993. С. 159-178. 58. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. 59. Бурлицкая М.Г., Петрова Л.Я. Стандартизированное интервью: Проблемы организации // Социологические исследования. 1997. № 10. С. 131-137. 60. Бурлов А.В., Татарова Г.Г. Логическая организация анализа данных, полученных методом неоконченных предложений // Социологические исследования. 1999. № 8. 61. Бутенко И.А. «Нет ответа». Анализ методической ситуации на страницах журнала // Социологические исследования. 1986. № 4. 62. Бутенко И.А. Равноценны ли альтернативы? // Социологические исследования. 1988. № 2. 63. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М., 1989. 64. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М.: Тривола, 1998. 65. Бутенко И.А. Трудный вопрос // Социологические исследования. 1989. №4. С. 112-117. 66. Бутенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии // Социологические исследования. 1997. № 11. С. 100—105. 67. Веселкова Н.В. Полуформализованное интервью // Социологический журнал. 1994. № 3. 68. Веселкова Н.В. Методические принципы полуформализованного интервью// Социология: 4М. 1995. № 5-6. С. 28-48. 69. Виноградский В.Г. Крестьянские семейные хроники (Методический опыт качественного исследования)//Социологический журнал. 1998. № 1/2. 70. Власова М.Л. Фокус-группа без фокусов // Маркетолог. 1999. № 1. 71. Власова М.Л. Чем пользуется профессионал? Краткий обзор методов маркетинговых исследований // Маркетолог. 1999. № 2—3. 72. Воинова В.Д., Чернакова Н.Е. Организационно-методические особенности группового опроса // Организационно-методические проблемы социологического опроса. М.: ИСИ АН СССР, 1986. С. 50-69. 73. Воинова В.Д., Чернакова Н.Е. Групповой опрос // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. М., 1990. 74. Волович В.И. Надежность информации в социологическом исследовании: Проблемы методологии и методики. Киев: Наукова думка, 1974. 75. Воробьев Н.А. Методологические проблемы анализа объекта социологического исследования. Барнаул, 1974. 76. Воронкова О.А. Взаимоотношения в телефонном интервью: Социолог, интервьюер, респондент // Социология: методология, методы, математические модели. (4М). 1996. № 7. 77. Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М.: Статистика, 1974. 78. Герчиков В.И. О процессе постановки задачи конкретно-социологического исследования // Методологические проблемы социологического исследования мобильности трудовых ресурсов. Новосибирск,-1977. 79. Герчикова И.Н. Методика проведения маркетингового исследования // Маркетинг. 1995. № 2-3. 80. Герчук Я.П. Графические методы в статистике. М.: Статистика, 1968. 81. Гильяшева И.Н. Вопросники как метод исследования личности // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983. С. 62-81. 82. Гласе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. 83. Глушакова Т.И., Грызунова Н.В. Маркетинговые исследования начинаются с брифинга // Практический маркетинг. 1997. № 8. 84. Голофаст В.Б. Методологический анализ в социальном исследовании- Л.: Наука, 1981. 85. Голофаст В.Б. Континуум опросных методов // Человек социалистического общества и процессы массовой коммуникации. Л.: Наука 1981 С. 105-111. 86. Голофаст В.Б. Методологический анализ в социальном исследовании Л.: Наука, 1981. 87. Голофаст В.Б. Соотношение концептуальных и инструментальных характеристик знания в социологическом исследовании // Логика социологического исследования. М.: Наука, 1987. 88. Голубков Е.П. Сбор маркетинговых данных и их анализ // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 4. 89. Голубков Е.П. Составление анкет и разработка выборочного плана // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 3. 90. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-е изд. М.: Финпресс, 2000. 91. Гостковский 3.0 повышении достоверности опроса в социологических исследованиях// Социологические исследования. 1978. № 4. 92. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 93. Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Теория и ее объект. М., 1973. 94. Гудков Л.Д. Характеристики респондентов, отказывающихся от контактов с интервьюерами // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1996. № 4. С. 45—50. 95. Гуренко Е.Н. Два года «встроенного наблюдения» // Социологические исследования. 1990. № 5. 96. Гурко Е.Н. Эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании. Минск, 1984. 97. Гуров Ю.С. Методология и методика социологических исследований. Чебоксары, 1995. 98. Гурьев В.И. Основы социальной статистики: методы, система показателей, анализ. М., 1991. 99. Гуттман Л. Основные компоненты шкального анализа // Математические методы в современной буржуазной социологии. М.: Прогресс, 1966. С. 288-343. 100. Гуттман Л. Основы шкалограммного анализа // Математические методы в современной буржуазной социологии. М., 1979.
101. Давидюк Г.П. Прикладная социология. Минск: Вышэйшая школа, 1979 102. Давыдов А.А. Анализ одномерных частотных распределений в социологии: эволюция подходов // Социс. 1995. № 5. С. 113-116. 103. Давыдов А.А. Экспертные оценки дает респондент // Социологические исследования. 1989. № 3. 104. Давыдов А.А., Крыштановский А.О. Ремонт выборки//Социологические исследования. 1989. № 5. С. 100-105. 105. Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. М.: Наука, 1993. 106. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: ИС РАН, 1996. 107. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998. 108. Дегтярев Г.П. Факторный анализ в социологическом исследовании: вопросы интерпретации // Комплексный подход к анализу данных в социологии. М.: ИСАИ СССР, 1989. С. 168-184. 109. Джессен Р. Методы статистических обследований: Пер. с англ. /Под ред. и с предисл. Е.М. Четыркина. М.: Финансы и статистика, 1985. ПО. Джини К. Средние величины. М., 1970. 111. Димитров Д. Проблемы достоверности социологической информации //Социологические исследования. 1979. № 1. С. 186—194. 112. Дмитриев А.В. В помощь интервьюеру // Социологические исследования. 1977. № 3. 113. Дмитриев А.В., Иванов О.И., ГолофастВ.Б. Комплексное социально-экономическое исследование. Л., 1978. 114. Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998. 115. Докторов Б. 3.0 надежности измерения в социологическом исследовании. Л.: Наука, 1979. 116. Докторов Б.З. Повышение возврата анкет при почтовом опросе // Социологические исследования. 1981. № 3. 117. Докторов Б.З. Метрологическая карта исследования общественного мнения//Социологические исследования. 1984. № 1. С. 115—123. 118. Докторов Б.З. Экспертный опрос как метод изучения общественного мнения// Социологические исследования. 1985. № 4. 119. Докторов Б.З. Подготовка и проведение почтового опроса. Препринт научного доклада. Л.: ИСЭП АН СССР, 1986. 120. Докторов Б.З. Типология методических исследований // Социологические исследования. 1989. № 1. 121. Докторов Б.З., Фирсов Б.М. Методические вопросы формализации социологических анкет//Социологические исследования. 1975. № 3. 122. Докторова Л.Д. Система основных процедур подготовки и анализа данных в комплексном многоступенчатом исследовании // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 1979. С. 237-247. 123. Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. М.: Статистика, 1973. 124. Дубин Б.В. Затрудняющиеся с ответом и социокультурная стратификация ответов// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1995. № 3. С. 30—34. 125. Дудина В.И. Социологический метод: от классической к постнеклас-сической точке зрения // Журнал социологии и социальной антропо- - логии. 1999. Т. 11. №3. 126. Дудченко B.C. Основы инновационной методологии. М., 1996. 127. Дэвид Г. Метод парных сравнений. М.: Статистика, 1978. 128. Дюран Б., Оделл П. Кластерный анализ. М.: Статистика, 1977. 129. Елисеева И.И. Статистические методы измерения связей. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. 130. Елисеева И.И., Рукавишников В.О. Группировка, корреляция, распознавание образов. М.: Статистика, 1977. 131. Елисеева И.И., Рукавишников В.О. Логика прикладного статистического анализа. М.: Финансы и статистика, 1982. 132. Елсуков Н.Н. Эмпирическое познание и научный факт. Минск, 1981. 133. Ельмеев В.Я. Социологический метод: теория, онтология, логика. СПб.: Петрополис, 1995. 134. Ермакова В.В., Пациорковский В.В., Шереги Ф.Э. Повторные исследования в прикладной социологии // Социологические исследования 1982. № 1. 135. Ермолаева Е.М. Язык респондента — язык анкеты // Социологические исследования. 1987. № 1. 136. Жабский М.И. Методология прикладного социологического исследования. М., 1976. 137. Жабский М.И. Обоснование репрезентативности социологического исследования//Социологические исследования. 1983. №2. С. 148—158. 138. Жабский М.И. Возможности, границы и техника опроса // Социологические исследования. 1984. № 3. 139. Жабский М.И. Принципы стандартизированного интервью // Социо логические исследования. 1985. № 3. С. 131—136.
140. Жукова Я.И. Российский рынок маркетинговых исследований // Map кетинг и маркетинговые исследования в России. 1999. № 6. 141. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследовани ях// Социология: 4М. 1993-1994. № 3-4. 142. Журавлева И.В. Об использовании основных типов интервью в прак тике социологических исследований // Вопросы методики и техник] социологических исследований. М., 1975. С. 92—103. 143. Забродин В.Ю. Социологический консалтинг. СПб., 1999. 144. Завгородний А.И., Шахматова Н.В. Методика эмпирических исследо ваний в социологии: Учеб. пособие / Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Черны шевского. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1995. 145. Загоруйко И.Г., Самохвалов К.Ф., Свириденко Д.И. Логика эмпири ческих исследований. Новосибирск: Наука, 1978. 146. Зайкина НА., Кулькова НА. Какпровести социологическое маркетинговое исследование: Учеб. пособие. М., 1995. 147. Зайцева М.И. Анкета как инструмент конкретно-социологического исследования. М., 1970. 148. Замбржицкая А.К. Эмпирическая апробация вопросника в маркетинговом исследовании // Социологические исследования. 1999. №11. С. 115-116. 149. Заславская Т.И. Социологический мониторинг экономических и социальных перемен в России // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1993. № 1. С. 3—8. 150. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М.: Мысль, 1969. 151. Зеленогорский ФА. О методах исследования и доказательства / Сост., примеч. КА. Томилин. М.: РОССПЭН, 1998. 152. Иберла К. Факторный анализ. М.: Статистика, 1980. 153. Иванов А.Л. Как получить честный ответ на поставленный вопрос? (К вопросу повышения достоверности результатов социологических и маркетинговых опросов) // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2001. №6. 154. Иванов В.Г., Корешева Т.В., Харченко А.Ф. Информационные технологии в процессе обработки социологической информации: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. 155. Иванов МА. Беседа как метод исследования // Социологические исследования. 1989. № 4. С. 106-111. 156. Иванова Т.В. Retail Audit — исследование «после» // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. № 2. 157. Измерение и моделирование в социологии / Отв. ред. Ю.П. Воронов. Новосибирск: Наука, 1969. 158. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях / Отв. ред. В.Г. Андреенков, Ю.Н. Толстова. М.: Наука, 1987. 159. Исупова О. Г. Телефонное интервью: Заметки организатора опроса // Социология: 4 М. 1996. № 6. 160. Как провести социологическое исследование: В помощь идеологическому активу / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. М.: Политиздат, 1985. 161. Каныгин Г.В. Предметная область при компьютерном моделировании анкетного опроса//Социологический журнал. 1997.№ 1/2.С.93-119. 162. Карпова И.П. Основные методы сбора информации в маркетинговых исследованиях: В 2 ч. Новосибирск, 1999. 163. Качественные методы в социальных исследованиях: фокус-группа. Учеб. пособие: Пер. с англ. /Алтайский регион, центр Сиб. отд. Рос. акад. образования и др. Барнаул, 1995. 164. Квинн В. Прикладная психология: Пер. с англ. М., 2000. 165. Кендэлл М. Ранговые корреляции. М.: Статистика, 1975. 166. Кендэлл М., Стюарт А. Статистические выводы и связи. М.: Наука, 1973. 167. Кенкманн П.О. Лонгитюдное исследование: опыт и проблемы // Социологические исследования. 1985. № 3. 168. Киселева И.П. Информативно-целевой анализ текста свободного интервью // Социологический журнал. 1994. № 3. С. 110—116. 169. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев-ПАН Лтд, 1994. 170. Клигер С.А. Некоторые ошибки при опросах: Постановка вопросов в анкетах и опыт использования шкал // Социологические исследования 1974. № 2. 171. Клигер С.А., Косолапое М.С., Толстова Ю.Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. М., 1978. 172. Клюшина Н.А. Причины, вызывающие отказ от ответа // Социологические исследования. 1990. № 1.
173. Королев Ю.Т. Выборочный метод в социологии. М., 1975. 174. Ковалев Е.М., ШтейнбергИ.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М., 1999. 175. Ковалевский А.Г. Основы теории выборочного метода. Саратов, 1924. 176. Козеренко Е.В., Новиков С.Г., Шнейдер М.Г. Методы построения и реализации выборки // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1993. № 1. С. 9—10. 177. КозинаИ.М. Особенности применения стратегии исследования случая (case study) при изучении производственных отношений на промышленном предприятии // Социология: 4М. 1995. № 5—6. 178. Козлов В.А., Суслов Ю.А. Программа конкретно-социологического исследования // Конкретно-социологические исследования в области права: Учеб. пособие. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. С. 45-68. 179. Кокрен У. Методы выборочного исследования: Пер. с англ. М., 1976. 180. Количественные методы в социальных исследованиях. Информ. бюлл. ИКСИ АН СССР и CCA. M.: ИКСИ АН СССР. 1968. № 8. 181. Количественные методы в социологии / Редкол. А.Т. Аганбегян, Г.В. Осипов, В.Н. Шубкин. М.: Наука, 1966. 182. Количественные методы в социологических исследованиях. Новосибирск, 1964. 183. Комплексное применение математических методов в социологических исследованиях / Отв. ред. В.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|