Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегия и тактика поведения в конфликте




Тест американского социального психолога К. Томаса позволяет оценить индивидуальную стратегию (партнерство — ориентация на учет интересов и потребностей партнера или напористость — реализация собственных интере­сов, достижение собственных целей) и тактику (уступка, сотрудничество, ком­промисс, избегание, противоборство) поведения в конфликтной ситуации.

Инструкция:

Для определения своих индивидуальных характеристик поведения в кон­фликте предлагается следующий опросник. Вам даны 30 пар утверждений, характеризующих ту или иную тактику поведения. Выберите, пожалуйста, из каждой одно утверждение, которое Вам больше подходит, точнее характери­зует Ваше обычное поведение в конфликте, и отметьте его. Утверждения по­вторяются, но каждый раз в новом сочетании.

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственностьза решение спорного вопроса.

б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стремлюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши от­ношения.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов дру­гого человека.

а) Улаживая спорную ситуацию, я всегда стараюсь найти поддержку у другого.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

а) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временемрешить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.

I. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затрону­тые интересы и спорные вопросы.

). а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий, б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь достичь своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

II. а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затрону­тые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отно­шения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах, б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отно -шения.

б) Я стремлюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять насвоем.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затрону­тые интересы и спорные вопросы.

б) Я стремлюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со време­нем решить его окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого, б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, находящуюся посередине между моей пози­цией и точкой зрения другого человека.

б) Я отстаиваю свои желания.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас. б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь пойти на­встречу его желаниям.

б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

б) Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я обычно озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.

27. а) Зачастую я избегаю позиции, которая может вызвать споры.

б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я часто стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно с заинте­ресованным человеком могли добиться успеха.

Ключ к опроснику К. Томаса:

Отметьте, пожалуйста, какую тактику Вы выбрали из каждой пары.

 

~~—-—____^ Тактика И вопроса" ■—^_^ Противоборство Сотрудничество Компромисс Избегание Уступка
        а б
    б а    
  а       б
      а   б
    а   б  
  б     а  
      б а  
  а б      
  i_ б     а  
  а   б    
    а     б
      б а  
  б   а    
  б а      
        б а
  б       а
  а     б  
      б   а
    а   б  
    а б    
    б   а  
  б   а    
    а   б  
      б   а
  а       б
    б     а
        а б
  а б      
      а б  
    б     а

Подсчитайте, пожалуйста, сумму набранных Вами баллов по каждой из тактик и нанесите результат на график.

Оптимальной стратегией поведения в конфликте считается такая, когда применяются все 5 тактик поведения и каждая из них имеет значение в ин­тервале от 5 до 7 баллов. На графике результат оптимальной стратегии пове­дения попадает в «коридор», отмеченный штриховыми линиями. Если Ваш результат отличен от оптимального, одни тактики имеют значения ниже 5 баллов, другие — выше 7 баллов (сумма баллов равна 30). Для оптимиза­ции своего поведения в конфликте рекомендуется привести значения всех пяти тактик в интервал от 5 до 7 баллов, т.е. реже прибегать к тактике, име­ющей завышенные значения, и чаще использовать тактики, имеющие зани­женные значения по результатам тестирования.


 

СЛОВАРЬТРУДНЫХТЕРМИНОВ

Анализ документов — метод исследования в социологии, при котором источ­ником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикаци­ях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюст­рациях.

Анкетирование — вопросно-ответная форма организации текста.

Анкетные вопросы — все адресованные респондентам речевые сообщения в воп­росительной, утвердительной и (или) отрицательной формулировках, а так­же и предлагаемые варианты ответов.

Аппликант — заявитель, лицо, подавшее официальную просьбу о принятии куда-либо, главным образом в иностранный вуз или для получения иностранно­го гражданства.

Арттерапия — способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными воз­можностями средствами искусства и художественной деятельности.

Библиотерация — метод психотерапии, основанный на педагогических дидак­тических принципах.

Бренд (брэнд) — хорошо раскрученная торговая марка.

Бриф — документ, в котором кратко и четко формулируются задачи, которые ставит клиент перед агентством, и содержится дополнительная информация, необходимая агентству для их достижения.

Брифинг — инструктаж, совещание, в рамках которого формулируются цель и задачи маркетингового исследования; встреча исполнителя и заказчика при обсуждении задания исследования.

Валидность — основная характеристика качества измерения в социологии, от­ражающая степень соответствия измеренного показателя тому, что подлежало измерению.

Вариация — разброс в значениях переменной.

Верификация — подтверждение научной теории всем множеством эмпиричес­ких фактов, которые к ней относятся.

Вероятностное знание — предположительное знание, требующее эмпирическо­го подтверждения, обращения к фактам.

Вероятность — числовая характеристика степени возможности появления како­го-либо случайного события при тех или иных, могущих повторяться не­ограниченное число раз условиях.

Вопросы-фильтры — класс дополнительных вопросов социологической анкеты, в задачу которых входит установление основного адресата вопроса и отсече­ние тех, кто не имеет отношения к данному вопросу.

Вторичные данные — информация, которая уже была кем-то получена и обра­ботана.

Выборка — группа людей, подобранная для исследования, репрезентирующая тех, кого социолог намерен изучить.

Выборочная совокупность — люди, которыми социолог интересуется как иссле­дователь и кто реально включен в опрос; то же самое, что выборка.

Выборочное обследование — способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении.

Генеральная совокупность — множество тех людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании.

Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых яв­лений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.

Гистограмма — графическое изображение распределения, построенного чаще всего по интервальной шкале.

Глубинные интервью — детальное изучение представителей целевой аудитории, на которую сфокусирован производимый товар (услуга).

Группировка данных — один из основных методов обработки первичной стати­стической информации, представляющий собой процесс образования групп единиц совокупности, однородных в каком-либо отношении, а также име­ющих одинаковые или близкие значения изучаемого признака.

Групповое интервью — беседа одного интервьюера, который в этом случае назы­вается модератором, с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет.

Данные — информация, представленная в формализованном виде, позволяющем передавать или обрабатывать ее при помощи средств вычислительной техники.

Деликатный вопрос — анкетный вопрос, который затрагивает щекотливые темы.

Деловые игры — прикладная методика и система решения конкретных управлен­ческих задач на предприятии или в организации, имеющая характер непродол­жительного тренинга (метод активного обучения) руководящего персонала.

Дельфи-метод — метод экспертных оценок, основанный на предположении, что обобщенная оценка экспертов будет иметь наименьшую дисперсию, а меди­анное значение индивидуальных оценок стремится к фактическому значе­нию прогнозируемого показателя.

Дескриптивная интерпретация — описание понятий, которые используются при построении теоретической модели.

Дескриптивные исследования {descriptive research) — исследования, построенные на простом описании изучаемого объекта.

Диаграмма — обобщенное название самых разнообразных графических изобра­жений, наглядно показывающих соотношение каких-либо величин.

Диалоговое интервью — форма глубинного интервью, протекающего в форме свободного диалога исследователя и исследуемого, в котором оба занимают одинаково активную позицию и равноправно обмениваются мнениями от­носительно обсуждаемых проблем.

Дискриминантная валидность — те переменные, которые в теории считаются невза­имосвязанными (некоррелирующими), должны быть таковыми и в эмпирии.

Дискриминантный анализ — статистический метод, который позволяет изучать раз­личия между двумя и более объектами по нескольким признакам одновременно.

Дисперсия — средняя из квадратов отклонений значений признака от их сред­ней величины.

Дневник — метод исследования, при котором респонденты в течение некоторо­го времени (от недели и дольше) заполняют специальные дневники. В днев­никах может фиксироваться информация о просмотре телепрограмм или прослушивании радиостанций и т.п.

Дневниковые исследования — изучение изменения настроений, потребностей и поведения респондентов путем заполнения опрашиваемыми дневников, куда они регулярно записывают интересующую информацию.

Доверительная вероятность — вероятность того, что оцениваемый параметр в генеральной совокупности будет находиться в установленном интервале.

Домашний тест (Home-test) — методика домашнего тестирования товаров.

Зависимые переменные — переменные, на изменение которых влияют другие переменные.

Закон больших чисел — утверждение, гласящее, что совокупное действие боль­шого числа случайных факторов приводит, при некоторых весьма общих условиях, к результату, почти не зависящему от случая.

Закономерность — мера вероятности наступления какого-то события или явле­ния либо их взаимосвязи.

Идеализированный объект — теоретическая модель исследуемого объекта, вво­димая на теоретическом уровне анализа.

Измерение — сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.

Индекс — относительная величина среднего измерения двух состояний одного и того же явления, состоящего из совокупности элементов (товаров, услуг, ресурсов и т.п.).

Индивидуальное (личное) интервью — беседа тет-а-тет интервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке и отсутствие посторонних на­блюдателей.

Индивидуальные глубинные интервью — индивидуальные беседы с экспертом в области вашего исследования.

Индикатор — ориентирующий показатель, измеритель, позволяющий в опреде­ленной степени предвидеть, в каком направлении следует ожидать развития экономических, социальных, политических и экологических процессов.

Инновация — конечный результат инновационной деятельности, получивший во­площение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедряемого на рынке; нового или усовершенствованного процесса, используемого в практи­ческой деятельности либо нового подхода к оказанию социальных услуг.

Интервенционистская социология — научное исследование социальной пробле­мы методом активного вмешательства исследователя в изучаемый процесс.

Интерпретация — истолкование, объяснение.

Исследовательские вопросы — гипотезы, построенные на основе сформулирован­ных научных проблем.

История жизни — тактика исследования, использующая биографические данные, а также другие источники.

Кабинетные исследования (Desk research) — в маркетинге вторичные исследова­ния, т.е. обработка уже существующей информации, которая была собрана для других обследований, но может быть полезна для нового изучения.

Квазиэксперимент — крупномасштабное социальное нововведение без предва­рительного тестирования объекта.

Кейс-стади — глубинное, детальное исследование одного объекта (фабрики, школьного класса, семьи, подростковой группы, села, племени), имеющего четкие временные и пространственные границы.

Глубинное, детальное исследование одного объекта

Классификация — процесс организации эмпирических данных и приведения их к обобщенным понятиям (категории, классы, субкатегории) для последую­щего выявления формальных связей между ними.

Кластерный анализ — группа технических процедур, используемых для объеди­нения объектов или людей, похожих между собой по двум и более класси­фикационным признакам.

Клиническая социология — направление прикладной социологии, ставящее своей целью произвести позитивные изменения в социальной организации любо­го уровня.

Кодирование — присвоение числовых кодов позициям в социологической анкете.

Конвергентная валидность — те переменные, которые в теории считаются взаи­мосвязанными (коррелирующими), должны быть таковыми и в эмпирии.

Конкретизация — перевод категорий в понятия (эмпирическая интерпретация).

Консалтинг — помощь клиентам (индивидуальным или институциональным), оказываемая отдельным специалистом или консалтинговой компанией, при решении социальных, экономических и политических проблем, возникаю­щих в ходе практической деятельности.

Контент-анализ — количественный анализа текстов и текстовых массивов с це­лью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

Контролирование репрезентативности — сравнение средних генеральной и выбороч­ной совокупностей с целью определения ошибки выборки и ее уменьшения.

Концептуализация — наделение или определение теоретического смысла слов и превращение их в понятия.

Концептуальное (понятийное) определение предмета социологии — совокупность всех теоретических понятий, при помощи которых наука описывает реаль­ные факты, объясняет и практически решает социальные проблемы.

Концептуальное картирование (Concept Mapping) — процесс перевода абстракт­ных идей, посвященных какой-либо одной теме, в систему наглядных схем и изображений рисуночного типа.

Концептуальный объект — идеальный конструкт, обозначающий рамки темы исследования.

Корреляция — показатель степени статистической взаимосвязи признаков.

Коэффициент вариации — отношение среднего квадратического отклонения к величине соответствующей ему средней.

Коэффициент взаимной сопряженности Пирсона — оценка степени тесноты свя­зи между качественными, но не альтернативными признаками.

Коэффициент корреляции — числовая характеристика совместного распределе­ния двух случайных величин, выражающая их взаимосвязь.

Коэффициент корреляции рангов Спирмэна — непараметрическая оценка, позво­ляющая измерить тесноту связи как между количественными, так и между качественными признаками.

Критерий Пирсона (%2) (Pearson's chi-squared test) — наиболее распространенный критерий согласия, предназначенный для проверки гипотезы о том, что случай­ная выборка извлечена из генеральной совокупности Хс функцией распреде­ления F(X), вид которой считается известным, а параметры — неизвестными.

Критерий Стьюдента (7-критерий) — критерий, предназначенный для провер­ки гипотез о средних величинах.

Кросстаб (от англ. crosstab (cross — крест и tab — сокращение от table — табли­ца)) — «крестообразная таблица», перекрестное наложение значений двух пе­ременных.

Кросстабуляция — процесс создания перекрестных таблиц.

Кумулята — графическое изображение вариационного ряда, когда на вертикаль­ной оси откладываются накопленные частоты или частости, а на горизонталь­ной — значения признака.

Линейные (одномерные) распределения — перечисление всех значений одной

переменной. Логический анализ понятий — логическое структурирование исходных понятий,

определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и

структуры. Логический контроль — соотнесение каждого вопроса анкеты, ее композиции и

организационных решений по проведению опроса со списком нормативных

требований.

Маркетинговые исследования (Marketing Research) — система поиска, сбора, об­работки данных, необходимых для решения маркетинговых проблем и обеспечения маркетинговой деятельности на любом ее уровне.

Медиана — величина варьирующего признака, делящая совокупность.на две равные части, со значениями больше и меньше медианы.

Метод (в социологии) — основной способ сбора, обработки или анализа данных; правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фак­тами, гипотезами и теориями.

Методика — организационный документ, основанный на совокупности мето­дов, связанных общностью решаемой задачи. М. выполняет функцию мето­дической инструкции.

Методология: 1) система принципов научного исследования; 2) совокупность исследовательских процедур, техники и методов.

Методы когнитивного интервью — вовлечение респондента в процесс тестиро­вания, критики и улучшения вопросника.

Мистери-шоппинг — оценка условий торговли, качества обслуживания с помо­щью контрольных покупок, проводимых инкогнито.

Мода — величина признака, которая встречается в изучаемой совокупности чаще, чем другие величины данного признака.

Модераторы — интервьюеры, подготовленные для проведения глубинных и фокус-групповых опросов.

Наблюдение — метод сбора первичной информации путем прямой и непосред­ственной регистрации исследователем событий и условий на местах.

Наводящий вопрос — вопрос, в котором содержится скрытая подсказка или рас­шифровка того, в каком направлении пойдет в дальнейшем беседа между исследователем и респондентом, дополнительная информация, необходимые пояснения.

Нарративное интервью (narrative — рассказ, повествование) — произвольное по­вествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера.

Независимые переменные — переменные, на изменение которых не влияют дру­гие переменные.

Неформализованное интервью — длительная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов с минимальной детализацией поведения интервьюера.

Номинальная шкала — шкала произвольных взаимно-однозначных преобразо­ваний, в результате которых сохраняются отношения равенства и неравен­ства между числами.

Нормальное распределение — непрерывное, симметричное распределение, име­ющее форму колокола, в котором средняя, мода и медиана равны одной и той же величине. 68% наблюдений попадают в интервал Х+ а; около 95% наблюдений — в интервал Х± 2а; а 99% — в интервал Х± За.

Обработка социологической информации — математико-статистическое преобра­зование данных, которое делает их компактными, пригодными для анализа и интерпретации.

Объект исследования — в широком смысле носитель той или иной социальной проблемы, в узком — люди или объекты, способные дать социологу необхо­димую информацию.

Объем выборки — количество единиц выборочной совокупности.

ОМНИБУС — опрос респондентов путем заполнения ими анкет с большим ко­личеством вопросов на различные темы.

Операционализация — перевод понятий в термины либо наделение терминов эмпирическими признаками; установление количественных контуров изу­чаемого явления, которые выражены в цифрах или наблюдаемых признаках.

Операционализм — форма неопозитивизма, основанная на представлениях анг­ло-американского физика П. Бриджмена.

Операциональное определение переменной — совокупность действий (указанных в инструкции), при помощи которых в реальности можно наблюдать (получать через

анкетирование или интервью) эмпирические признаки описываемого данной переменной реального явления и фиксировать их в измеряемых величинах.

Опросная сеть — совокупность обученных и опытных интервьюеров по всей стра­не, которые занимаются проведением различных исследований, а также сеть супервизоров и региональных представителей, которые контролируют их работу и проверяют качество предоставляемых данных.

Органиграмма — графическая интерпретация процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающая распределение орга­низационных процедур разработки и принятия решения между подразделения­ми, их внутренними структурными органами и отдельными работниками.

Организационный план исследования — описание распределения во времени выполнения этапов и отдельных процедур исследования.

Оценочное исследование — систематическое, использующее методы социальных наук, концептуальное обоснование и анализ ситуации, которые следует рас­сматривать как вариант прикладного социального исследования.

Ошибка репрезентативности — мера отклонения статистической структуры вы­борки от структуры соответствующей генеральной совокупности.

Ошибки выборки — ошибки, допускаемые исследователем при составлении вы­борочной совокупности.

Ошибки поля — ошибки, связанные с организацией и проведением поля ошибки.

Паспортичка — совокупность демографических, экономических и профессио­нальных сведений, находящихся в конце анкеты.

Первичные данные — полученная в эмпирическом исследовании статистическая информация, прошедшая известную математическую обработку и выражен­ная в форме таблиц с распределением ответов респондентов.

Переменная — понятие в социологии, которое может принимать различные зна­чения.

Показатели (социальные) — качественные и количественные характеристики изучаемых социальных объектов, явлений, процессов, отражающих их струк­туру или динамику развития.

Полевое исследование — крупномасштабное изучение социальных явлений ме­тодом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жиз­ненных ситуациях.

Полигон распределения — замкнутая ломаная линия в прямоугольной системе координат с координатами р д), где х. — значение /-го признака, д. — час­тота или частость /-го признака.

Полуструктурированное интервью — интервью, которое состоит из тематических блоков и содержит перечень обязательных аспектов, относительно которых должна быть получена информация.

Понятие-индикатор — понятие, обозначающее регистрируемые признаки.

Предмет исследования — наиболее существенные свойства и отношений объек­та, познание которых особенно важно для решения проблемы исследования.

Проблема исследования — различие между существующим, чаще всего нежела­тельным состоянием объекта или явления и желательным положением дел, выраженное на научном языке.

Проблемная ситуация — состояние в развитии социального объекта, характери­зующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потреб­ностям дальнейшего развития.

Программа — стратегический документ научного исследования, цель которого представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить кон­цепцию всего исследования.

Прожективные вопросы — вопросы, задаваемые респонденту в сослагательном наклонении либо о поведении других людей.

Пропозиция (пропозициональная функция) — выражение с неопределенными тер­минами (переменными), при выборе конкретных значений для этих терминов преобразующееся в осмысленное (истинное или ложное) высказывание.

Протокольные предложения — конкретные записи о единичном событии мето­дологи, придерживающиеся позитивистской ориентации.

Профиль работника — перечень профессиональных умений, знаний, навыков и производственного опыта, требуемых для выполнения данной работы или назначения на конкретную должность.

Процедура — последовательность всех операций, общая система действий по организации исследования.

Психотехника — прикладное направление в советской психологии труда в 20— 30-е гг., изучавшее широкий круг социальных вопросов — от дизайна рабо­чего места и проблем утомляемости до мотивации труда и обучения персо­нала; послужило историческим предшественником заводской социологии.

Реинжиниринг — метод совершенствования характеристик предприятия, кото­рый приводит к радикальным изменениям наряду с такими методами, как стратегическое планирование, управление изменениями, достижение тоталь­ного качества и архитектура развития.

Релевантность — уместность, соответствие чему-либо.

Репрезентативность выборки — свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной.

Роллинговые исследования — опрос, при котором данные накапливаются до до­стижения достаточного уровня значимости.

Социальная диагностика — оперативная оценка состояния или режима работы социального объекта выявлением отклонения от заданного или нормально­го состояния, режима функционирования и развития.

Социальная проблема — существующая в самой реальности противоречивая си­туация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы больших социальных групп либо социальных институтов.

Социальное проектирование — обоснованное конструирование отвечающих за­данным требованиям и намечаемых к построению в близком или отдален­ном будущем социальных объектов (состояний, процессов).

Социальные технологии — вид прикладного исследования, позволяющий мно­гократно использовать отработанные стандартные алгоритмы для решения типовых задач управления.

Среднее арифметическое — сумма значений переменной, поделенная на число значений.

Среднее квадратическое отклонение — один из показателей вариации, представ­ляющий собой корень второй степени из среднего квадрата отклонений зна­чений признака от их средней величины (дисперсии).

Среднее линейное отклонение — один из показателей вариации, представляющий со­бой среднее значение отклонения вариантов признака от их средней величины.

•г

Среднее отклонение — мера разброса, основанная на отклонении каждого из значений от среднего.

Средняя (средняя арифметическая) — значение признака, которое равномерно распределено между всеми единицами совокупности.

Статистические таблицы — способ оформления статистических данных в виде систематически расположенных чисел, характеризующих те или иные мас­совые явления или процессы.

Стратагема — алгоритм практических или теоретических действий.

Структурированные интервью — визуальный опрос респондентов путем фикси­рования на бумаге точных и однозначных показателей.

Структурная интерпретация — упорядочение теоретических понятий, выявление их взаимных связей.

Сценарий — вероятностное описание картины будущего, составленной на основе компетентных технических суждений.

Телефонное интервью — одна из форм опосредованного опроса при помощи те­лефона.

Тенденция — слабый вид закономерности, показывает основное направление развития событий, приближение реального процесс к объективной законо­мерности.

Теоретическая модель предмета исследования — обобщенное выражение про­блемной ситуации в логический взаимосвязанной системе основных по­нятий.

Тест — кратковременное стандартизованное испытание, направленное на полу­чение в сжатые сроки важной информации о наличии или степени выражен­ности определенного психического свойства.

Техника — совокупность специальных приемов для эффективного исследования того или иного метода.

Типологизация — обобщение признаков социальных явлений на основе идеаль­ной теоретической модели и по теоретически обоснованным критериям.

Типологическая группировка — разделение качественно разнородной совокупно­сти на отдельные качественно однородные группы и выделение на этой ос­нове социальных типов явления.

Тренинг — комплекс упражнений, проводимых на умственном, интеллектуаль­ном и психологическом уровне и осуществляемых по специальной методи­ке, разработанной на научной основе.

Трудный вопрос — это вопрос, затруднения при ответе на который связаны со спецификой опосредованного общения и прежде всего с восприятием печат­ного текста.

Факторная интерпретация — установление связей (иногда выраженных в коли­чественных величинах) между исходными понятиями и переменным'и.

Факторы — гипотетические, непосредственно не измеряемые, скрытые перемен­ные, подразделяются на общие и характерные.

Фокус-группа — беседа небольшой группы людей по определенному плану на заранее поставленную ученым тему в непосредственном (личном) контакте в специально отведенном помещении.

Фокусированное (направленное) интервью — подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен.

В

Формализованное интервью — беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

Холл-тесты — тестирование отдельных характеристик товаров в закрытом по­мещении, моделирование ситуации покупки.

Хронография — графическая фиксация временных характеристик двигатель­ной активности человека в процессе работы.

Хронометраж — метод опосредствованного наблюдения трудового процесса с применением секундомера.

Центральная тенденция — выявление того, какие из значений переменных встре­чаются в линейных распределениях наиболее часто, а значит, определяют общую или центральную закономерность.

Частнонаучные понятия — социологические понятия среднего (невысокого) уровня абстракции.

Эксперимент — исследовательская стратегия, в ходе которой осуществляется целенаправленное наблюдение за тем, как ведут себя одни характеристики явления (процесса, ситуации), если последовательно и в определенном по­рядке изменять другие характеристики.

Экспертный опрос — разновидность социологического опроса, в ходе которого респондентами выступают специалисты-эксперты.

Эксплицировать — делать нечто явным, открыто выражать, производить логи­ческий вывод, объяснять.

Эмпирическая интерпретация — операционализация теоретических понятий.

Эмпирическая схема объекта исследования — описание экспериментальной си­туации, разработка и описание инструмента исследования, операциональное определение переменных и указание эмпирических признаков (референтов), составление выборочной совокупности и многое другое — входит в содержа­ние.

Эмпирические референты — реальные признаки, фиксирующие наличие или отсутствие изучаемого свойства у объекта и выступающие в виде значения переменной.

Эмпирический индикатор — элемент или характеристика объекта, которые дос­тупны наблюдению и измерению.

Эмпирический факт — единичное суждение о конкретном событии.

Эмпирическое исследование — сбор первичных данных, проведенный по опре­деленной программе и с использованием правил научного вывода, предо­ставляющий в распоряжение ученого репрезентативную информацию.

Эргономика — отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда.

Эффект эха («галлоэффект») — многократное повторение одной и той же оцен­ки, отнесенной к общей группе проблем.

Action research — семейство научно-практических методологий, которые на рав­ных основаниях используют методы научного познания (опрос, наблюдение,

диагностику, экспертизу и др.) и активного вмешательства (изменения, пре­образования, улучшения) в объект изучения; исследование-внедрение.

CATI (Computer Assisted Telephone Interviewing) — компьютерная система теле­фонного опроса.

CATI-центр — помещение, оборудованное для проведения автоматизированных телефонных опросов.

Computer Assisted Self-Administered Interview With an Interviewer Present — интер­вью с помощью компьютера в присутствии интервьюера.

Computer Assisted Self-Adminislered Questionnaire — заполнение анкеты респон­дентом на компьютере.

Computer Assisted Telephone Interview — телефонное интервью с помощью ком­пьютера.

Computer-Assisted Personal Interviewing — личное интервью с помощью компью­тера.

ESOMAR — Европейское сообщество по маркетинговым исследованиям и об­щественному мнению.

Market Research — исследование рынка.

Marketing Research — исследование сбыта, маркетинговое исследование.

Paper and Pen Interview — интервью с карандашом и бумагой; традиционные интервью.

People meter — прибор, позволяющий регистрировать просмотр телевизора каж­дым из членов телевизионной панели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.

2. "Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы: заметки социолога М

1987. ' "

3. Айвазян З.С. Приглашать консультантов или учиться самим? // Кон­сультант директора. 1999. № 15.

4. Айвазян С.А., Мхитарян B.C. Прикладная статистика в задачах и уп­ражнениях: Учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

5. Алексеев А.А. «Технологические» методы проблемных маркетинговых исследований: «опрос техническими средствами» и «полевой экспери­мент» // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. № 2.

6. Алексеев А.Н. Применение метода включенного наблюдения в комп­лексном социальном исследовании // Молодежь. Образование, воспи­тание, профессиональная деятельность. Л.: Наука, 1973. С. 65—71.

7. Алексеев А.Н. Скрытая камера социолога // Знание — сила. 1982. № 3.

8. Алексеев А.Н. Человек в системе реальных производственных отноше­ний (опыт экспериментальной социологии) // Новое политическое мышление и процесс демократизации. М.: Наука, 1990.

9. Алексеев А.Н. Познание через действие. Фрагменты эксперименталь­ной социологии. Кн. 1-3. М.: ИС РАН, 1993.

10. Алексеев Б.К., Докторов Б.З., Фирсов Б.М. Изучение общественного мнения: вопросы организации исследований // Социологические ис­следования. 1981. № 1. С. 78-85.

11. Алексеев И.С, Бородкин Ф.М. Принцип дополнительности в социо­логии//Моделирование социальных процессов. М.: Наука, 1970.

12. Алексеева О. Кто помогает детям? О работе благотворительных орга­низаций. М., 1994.

 

13. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консультан­тов. М., 1999.

14. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. М.: Педагогика, 1982.

15. Андреева Г.М. Программа конкретного социального исследования // Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 1972.

16. Андреева Г.М., Никитин Е.П. Метод объяснения в социологии // Со­циология в СССР. М., 1965. Т. 1.

17. Андреенков В.Г. Проблемы сравнительного анализа в современных со­циологических исследованиях // Методологические и методические проблемы сравнительного анализа в социологических исследованиях. Кн. 1. М.: ИСИ АН СССР, 1982. С. 5-20.

18. Андреенков В.Г., Маслова О.М. Методы сбора социологической инфор­мации: Метод, пособие. М., 1985. Вып. I, II.

19. Андреенков В.Г., Маслова О.М. Эмпирический базис социологической науки // Социологические исследования. 1987. № 6.

20. Андреенков В.Г., Сотникова Т.Н. Телефонные опросы населения (Ме­тодические рекомендации по проведению выборочных массовых опро­сов). М.: ИСИ АН СССР, 1985.

21. Андреенков В.Г., Чередниченко В.А. К вопросу о создании банка со­циологической информации // Социологические исследования. 1982. №1.С. 140-146.

22. Антон Г. Анализ таблиц сопряженности. М.: Финансы и статистика, 1983.

23. Анурин В.Ф. Анализ социологической информации. Н.Новгород: НКИ, 1999.

24. Аргунова К.Д. Взаимодействие признаков в регрессивных моделях // Социологические исследования. 1987. № 2.

25. Аргунова К.Д. Качественный регрессионный анализ в социологии: Метод, пособие. М., 1990.

26. Артемов В.А. Структура исследования. Программа (проект) исследова­ния // Бюджет времени (вопросы изучения и использования). Новоси­бирск: Наука, 1977. С. 102-113.

27. Асхаков СИ. Методика и техника социологического исследования. Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 2000.

28. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие для студентов ву­зов. 2-е изд., стер. Минск: ТетраСистемс, 2001.

29. Багиев Г.Л. Методы получения и обработки маркетинговой информа­ции. СПб., 1996.

30. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы маркетинговых исследований: Учеб. пособие. СПб., 1996.

31. БадалянЛ.Г., Криворотов В.Ф. Объективность и достоверность данных социологического исследования // Методы социологического исследо­вания. 3-я Всесоюз. конф. Вып. IV. М.: Ин-т социологии АН СССР, 1989. С. 53-56.

32. Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в социологии. М.: Наука, 1986.

33. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1996.

34. Башкирова Е.И., Островская О.М. Применение методики панельных исследований в маркетинговых исследованиях: индивидуальная потре­бительская панель// Маркетинг и маркетинговые исследования в Рос­сии. 1999. № 6.

 

35. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М., 1996.

36. БелнапН., Стил Т. Логика вопросов и ответов. М., 1981.

37. Беляевский И.К. Маркетинговые исследования. М., 2001.

38. Березин И.С. Проведение массовых опросов // Маркетинг и маркетин­говые исследования в России. 1996. № 5.

39. Березин И.С. «Вложенное» исследование: плюсы и минусы // Практи­ческий маркетинг. 2001. № 5.

40. Берка К. Измерения: понятие, теории, проблема. М., 1987.

41. Берштейн М.С. Метод анкет //Методы изучения личности. Орел, 1923.

42. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки. М.: Наука, 1973.

43. Биографический метод в социологии: История, методология, практи­ка. М., 1993.

44. Биографический метод в социологии: История, методология, практи­ка. М.: ИС РАН, 1994.

45. Благуш П. Факторный анализ с обобщениями. М.: Финансы и статис­тика, 1989.

46. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ: спецпрактикум по социальной психологии. М., 1992.

47. Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социаль­но-психологического исследования. М., 1997.

48. Богословская К.А. Тренинг глубинного интервью // Маркетинг и мар­кетинговые исследования в России. 1997. № 4.

49. Богословская К.А. Экспертное интервью в исследованиях российского рынка // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1997. № 2.

50. Божков О.Б. Эта неуловимая генеральная совокупность // Социологи­ческие исследования. 1987. № 3.

51. Болтунов А.П. Метод анкеты в педагогическом и психологическом ис­следовании. М., 1916.

52. БольшевЛ.Н., Смирнов Н.В. Таблицы математической статистики. М.: Наука, 1983.

53. Борисова Л. Г. Метод включения в исследование // Социологические исследования. 1983. № 2.

54. Буданцев Ю.П. Программа и этапы эмпирического социологического исследования // Социология: Учеб. пособие. М.: Знание, 1995.

55. Бунге М. Существуют ли операциональные определения? // Вопросы философии. 1966. № 1.

56. Бурдей К., Дембо О. Как составить запрос на проведение исследования //YES!. 2000. №2.

 

57. Бурдье П. Общественное мнение не существует // Социология поли­тики. М.: Социологос, 1993. С. 159-178.

58. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологичес­кой диагностике. Киев: Наукова думка, 1989.

59. Бурлицкая М.Г., Петрова Л.Я. Стандартизированное интервью: Про­блемы организации // Социологические исследования. 1997. № 10. С. 131-137.

60. Бурлов А.В., Татарова Г.Г. Логическая организация анализа данных, по­лученных методом неоконченных предложений // Социологические исследования. 1999. № 8.

61. Бутенко И.А. «Нет ответа». Анализ методической ситуации на страни­цах журнала // Социологические исследования. 1986. № 4.

62. Бутенко И.А. Равноценны ли альтернативы? // Социологические ис­следования. 1988. № 2.

63. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М., 1989.

64. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследова­ния. М.: Тривола, 1998.

65. Бутенко И.А. Трудный вопрос // Социологические исследования. 1989. №4. С. 112-117.

66. Бутенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии // Социологические исследования. 1997. № 11. С. 100—105.

67. Веселкова Н.В. Полуформализованное интервью // Социологический журнал. 1994. № 3.

68. Веселкова Н.В. Методические принципы полуформализованного ин­тервью// Социология: 4М. 1995. № 5-6. С. 28-48.

69. Виноградский В.Г. Крестьянские семейные хроники (Методический опыт качественного исследования)//Социологический журнал. 1998. № 1/2.

70. Власова М.Л. Фокус-группа без фокусов // Маркетолог. 1999. № 1.

71. Власова М.Л. Чем пользуется профессионал? Краткий обзор методов маркетинговых исследований // Маркетолог. 1999. № 2—3.

72. Воинова В.Д., Чернакова Н.Е. Организационно-методические особен­ности группового опроса // Организационно-методические проблемы социологического опроса. М.: ИСИ АН СССР, 1986. С. 50-69.

73. Воинова В.Д., Чернакова Н.Е. Групповой опрос // Методы сбора ин­формации в социологических исследованиях. Кн. 1. М., 1990.

74. Волович В.И. Надежность информации в социологическом исследова­нии: Проблемы методологии и методики. Киев: Наукова думка, 1974.

75. Воробьев Н.А. Методологические проблемы анализа объекта социоло­гического исследования. Барнаул, 1974.

76. Воронкова О.А. Взаимоотношения в телефонном интервью: Социолог, интервьюер, респондент // Социология: методология, методы, матема­тические модели. (4М). 1996. № 7.

77. Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологическом иссле­довании. М.: Статистика, 1974.

78. Герчиков В.И. О процессе постановки задачи конкретно-социологичес­кого исследования // Методологические проблемы социологического исследования мобильности трудовых ресурсов. Новосибирск,-1977.

79. Герчикова И.Н. Методика проведения маркетингового исследования // Маркетинг. 1995. № 2-3.

80. Герчук Я.П. Графические методы в статистике. М.: Статистика, 1968.

81. Гильяшева И.Н. Вопросники как метод исследования личности // Ме­тоды психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Меди­цина, 1983. С. 62-81.

82. Гласе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психо­логии. М.: Прогресс, 1976.

83. Глушакова Т.И., Грызунова Н.В. Маркетинговые исследования начи­наются с брифинга // Практический маркетинг. 1997. № 8.

84. Голофаст В.Б. Методологический анализ в социальном исследовании- Л.: Наука, 1981.

85. Голофаст В.Б. Континуум опросных методов // Человек социалисти­ческого общества и процессы массовой коммуникации. Л.: Наука 1981 С. 105-111.

86. Голофаст В.Б. Методологический анализ в социальном исследовании Л.: Наука, 1981.

87. Голофаст В.Б. Соотношение концептуальных и инструментальных ха­рактеристик знания в социологическом исследовании // Логика социо­логического исследования. М.: Наука, 1987.

88. Голубков Е.П. Сбор маркетинговых данных и их анализ // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 4.

89. Голубков Е.П. Составление анкет и разработка выборочного плана // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 3.

90. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-е изд. М.: Финпресс, 2000.

91. Гостковский 3.0 повышении достоверности опроса в социологических исследованиях// Социологические исследования. 1978. № 4.

92. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических иссле­дований: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

93. Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Теория и ее объект. М., 1973.

94. Гудков Л.Д. Характеристики респондентов, отказывающихся от контак­тов с интервьюерами // Экономические и социальные перемены: мо­ниторинг общественного мнения. 1996. № 4. С. 45—50.

95. Гуренко Е.Н. Два года «встроенного наблюдения» // Социологические исследования. 1990. № 5.

96. Гурко Е.Н. Эмпирическое и теоретическое в социологическом иссле­довании. Минск, 1984.

97. Гуров Ю.С. Методология и методика социологических исследований. Чебоксары, 1995.

98. Гурьев В.И. Основы социальной статистики: методы, система показа­телей, анализ. М., 1991.

99. Гуттман Л. Основные компоненты шкального анализа // Математичес­кие методы в современной буржуазной социологии. М.: Прогресс, 1966. С. 288-343.

100. Гуттман Л. Основы шкалограммного анализа // Математические мето­ды в современной буржуазной социологии. М., 1979.

 

101. Давидюк Г.П. Прикладная социология. Минск: Вышэйшая школа, 1979

102. Давыдов А.А. Анализ одномерных частотных распределений в социо­логии: эволюция подходов // Социс. 1995. № 5. С. 113-116.

103. Давыдов А.А. Экспертные оценки дает респондент // Социологические исследования. 1989. № 3.

104. Давыдов А.А., Крыштановский А.О. Ремонт выборки//Социологичес­кие исследования. 1989. № 5. С. 100-105.

105. Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии. Очерк исто­рии и теории. М.: Наука, 1993.

106. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического иссле­дования. М.: ИС РАН, 1996.

107. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998.

108. Дегтярев Г.П. Факторный анализ в социологическом исследовании: вопросы интерпретации // Комплексный подход к анализу данных в социологии. М.: ИСАИ СССР, 1989. С. 168-184.

109. Джессен Р. Методы статистических обследований: Пер. с англ. /Под ред. и с предисл. Е.М. Четыркина. М.: Финансы и статистика, 1985.

ПО. Джини К. Средние величины. М., 1970.

111. Димитров Д. Проблемы достоверности социологической информации //Социологические исследования. 1979. № 1. С. 186—194.

112. Дмитриев А.В. В помощь интервьюеру // Социологические исследова­ния. 1977. № 3.

113. Дмитриев А.В., Иванов О.И., ГолофастВ.Б. Комплексное социально-экономическое исследование. Л., 1978.

114. Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998.

115. Докторов Б. 3.0 надежности измерения в социологическом исследова­нии. Л.: Наука, 1979.

116. Докторов Б.З. Повышение возврата анкет при почтовом опросе // Со­циологические исследования. 1981. № 3.

117. Докторов Б.З. Метрологическая карта исследования общественного мнения//Социологические исследования. 1984. № 1. С. 115—123.

118. Докторов Б.З. Экспертный опрос как метод изучения общественного мнения// Социологические исследования. 1985. № 4.

119. Докторов Б.З. Подготовка и проведение почтового опроса. Препринт научного доклада. Л.: ИСЭП АН СССР, 1986.

120. Докторов Б.З. Типология методических исследований // Социологи­ческие исследования. 1989. № 1.

121. Докторов Б.З., Фирсов Б.М. Методические вопросы формализации со­циологических анкет//Социологические исследования. 1975. № 3.

122. Докторова Л.Д. Система основных процедур подготовки и анализа дан­ных в комплексном многоступенчатом исследовании // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 1979. С. 237-247.

123. Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. М.: Статис­тика, 1973.

124. Дубин Б.В. Затрудняющиеся с ответом и социокультурная стратифи­кация ответов// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1995. № 3. С. 30—34.

125. Дудина В.И. Социологический метод: от классической к постнеклас-сической точке зрения // Журнал социологии и социальной антропо-

- логии. 1999. Т. 11. №3.

126. Дудченко B.C. Основы инновационной методологии. М., 1996.

127. Дэвид Г. Метод парных сравнений. М.: Статистика, 1978.

128. Дюран Б., Оделл П. Кластерный анализ. М.: Статистика, 1977.

129. Елисеева И.И. Статистические методы измерения связей. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982.

130. Елисеева И.И., Рукавишников В.О. Группировка, корреляция, распоз­навание образов. М.: Статистика, 1977.

131. Елисеева И.И., Рукавишников В.О. Логика прикладного статистичес­кого анализа. М.: Финансы и статистика, 1982.

132. Елсуков Н.Н. Эмпирическое познание и научный факт. Минск, 1981.

133. Ельмеев В.Я. Социологический метод: теория, онтология, логика. СПб.: Петрополис, 1995.

134. Ермакова В.В., Пациорковский В.В., Шереги Ф.Э. Повторные иссле­дования в прикладной социологии // Социологические исследования 1982. № 1.

135. Ермолаева Е.М. Язык респондента — язык анкеты // Социологические исследования. 1987. № 1.

136. Жабский М.И. Методология прикладного социологического исследо­вания. М., 1976.

137. Жабский М.И. Обоснование репрезентативности социологического ис­следования//Социологические исследования. 1983. №2. С. 148—158.

138. Жабский М.И. Возможности, границы и техника опроса // Социоло­гические исследования. 1984. № 3.

139. Жабский М.И. Принципы стандартизированного интервью // Социо логические исследования. 1985. № 3. С. 131—136.

 

140. Жукова Я.И. Российский рынок маркетинговых исследований // Map кетинг и маркетинговые исследования в России. 1999. № 6.

141. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследовани ях// Социология: 4М. 1993-1994. № 3-4.

142. Журавлева И.В. Об использовании основных типов интервью в прак тике социологических исследований // Вопросы методики и техник] социологических исследований. М., 1975. С. 92—103.

143. Забродин В.Ю. Социологический консалтинг. СПб., 1999.

144. Завгородний А.И., Шахматова Н.В. Методика эмпирических исследо ваний в социологии: Учеб. пособие / Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Черны шевского. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1995.

145. Загоруйко И.Г., Самохвалов К.Ф., Свириденко Д.И. Логика эмпири ческих исследований. Новосибирск: Наука, 1978.

146. Зайкина НА., Кулькова НА. Какпровести социологическое маркетин­говое исследование: Учеб. пособие. М., 1995.

147. Зайцева М.И. Анкета как инструмент конкретно-социологического ис­следования. М., 1970.

148. Замбржицкая А.К. Эмпирическая апробация вопросника в маркетин­говом исследовании // Социологические исследования. 1999. №11. С. 115-116.

149. Заславская Т.И. Социологический мониторинг экономических и соци­альных перемен в России // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1993. № 1. С. 3—8.

150. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических иссле­дований. М.: Мысль, 1969.

151. Зеленогорский ФА. О методах исследования и доказательства / Сост., примеч. КА. Томилин. М.: РОССПЭН, 1998.

152. Иберла К. Факторный анализ. М.: Статистика, 1980.

153. Иванов А.Л. Как получить честный ответ на поставленный вопрос? (К вопросу повышения достоверности результатов социологических и маркетинговых опросов) // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2001. №6.

154. Иванов В.Г., Корешева Т.В., Харченко А.Ф. Информационные техно­логии в процессе обработки социологической информации: Учеб. по­собие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.

155. Иванов МА. Беседа как метод исследования // Социологические ис­следования. 1989. № 4. С. 106-111.

156. Иванова Т.В. Retail Audit — исследование «после» // Маркетинг и мар­кетинговые исследования в России. 2000. № 2.

157. Измерение и моделирование в социологии / Отв. ред. Ю.П. Воронов. Новосибирск: Наука, 1969.

158. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях / Отв. ред. В.Г. Андреенков, Ю.Н. Толстова. М.: Наука, 1987.

159. Исупова О. Г. Телефонное интервью: Заметки организатора опроса // Социология: 4 М. 1996. № 6.

160. Как провести социологическое исследование: В помощь идеологичес­кому активу / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. М.: Политиз­дат, 1985.

161. Каныгин Г.В. Предметная область при компьютерном моделировании анкетного опроса//Социологический журнал. 1997.№ 1/2.С.93-119.

162. Карпова И.П. Основные методы сбора информации в маркетинговых исследованиях: В 2 ч. Новосибирск, 1999.

163. Качественные методы в социальных исследованиях: фокус-группа. Учеб. пособие: Пер. с англ. /Алтайский регион, центр Сиб. отд. Рос. акад. образования и др. Барнаул, 1995.

164. Квинн В. Прикладная психология: Пер. с англ. М., 2000.

165. Кендэлл М. Ранговые корреляции. М.: Статистика, 1975.

166. Кендэлл М., Стюарт А. Статистические выводы и связи. М.: Наука, 1973.

167. Кенкманн П.О. Лонгитюдное исследование: опыт и проблемы // Со­циологические исследования. 1985. № 3.

168. Киселева И.П. Информативно-целевой анализ текста свободного ин­тервью // Социологический журнал. 1994. № 3. С. 110—116.

169. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев-ПАН Лтд, 1994.

170. Клигер С.А. Некоторые ошибки при опросах: Постановка вопросов в анкетах и опыт использования шкал // Социологические исследования 1974. № 2.

171. Клигер С.А., Косолапое М.С., Толстова Ю.Н. Шкалирование при сбо­ре и анализе социологической информации. М., 1978.

172. Клюшина Н.А. Причины, вызывающие отказ от ответа // Социологи­ческие исследования. 1990. № 1.

 

173. Королев Ю.Т. Выборочный метод в социологии. М., 1975.

174. Ковалев Е.М., ШтейнбергИ.Е. Качественные методы в полевых социо­логических исследованиях. М., 1999.

175. Ковалевский А.Г. Основы теории выборочного метода. Саратов, 1924.

176. Козеренко Е.В., Новиков С.Г., Шнейдер М.Г. Методы построения и ре­ализации выборки // Экономические и социальные перемены: мони­торинг общественного мнения. 1993. № 1. С. 9—10.

177. КозинаИ.М. Особенности применения стратегии исследования случая (case study) при изучении производственных отношений на промыш­ленном предприятии // Социология: 4М. 1995. № 5—6.

178. Козлов В.А., Суслов Ю.А. Программа конкретно-социологического ис­следования // Конкретно-социологические исследования в области права: Учеб. пособие. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. С. 45-68.

179. Кокрен У. Методы выборочного исследования: Пер. с англ. М., 1976.

180. Количественные методы в социальных исследованиях. Информ. бюлл. ИКСИ АН СССР и CCA. M.: ИКСИ АН СССР. 1968. № 8.

181. Количественные методы в социологии / Редкол. А.Т. Аганбегян, Г.В. Осипов, В.Н. Шубкин. М.: Наука, 1966.

182. Количественные методы в социологических исследованиях. Новоси­бирск, 1964.

183. Комплексное применение математических методов в социологических исследованиях / Отв. ред. В.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...