Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 1.Новая история стран Запада: периодизация курса, проблемы методологии курса




Вопрос 1. Новая история стран Запада: периодизация курса, проблемы методологии курса

Дисциплина «Новая и новейшая история зарубежных стран» («Новая и новейшая история стран Запада») является интегративной частью курса всеобщей истории.

Курс новой и новейшей истории зарубежных стран хронологически охватывает пять столетий, и по насыщенности событиями, остроте дискутируемых научных проблем и из-за отсутствия должного количества и качества учебных пособий является наиболее сложным как для преподавания в вузе, так и для преподавания в средней школе.

Опыт истории нового и новейшего времени стран Запада в начале XXI века стал предметом ожесточенных идейно-политических споров и столкновений в российском обществе. Если один полюс современной российской политической жизни продолжает абсолютизировать опыт и уроки либеральной демократии, считая возможным его механическое перенесение на отечественную почву, то другой полюс склонен к последовательному и решительному его отрицанию. Наряду с этим, вполне очевидным фактором российской жизни стал возврат к рыночным отношениям, к системе политического и идейного плюрализма, к курсу на модернизацию. Очевиден и факт «раскрытия» современной России миру и стремление ее интегрироваться в этот мир. Все это и предопределяет особую важность обращения к истории зарубежных стран XVI – начала XXI в., опыт которого во многом определяет мир текущего столетия.

Серьезнейший отпечаток на преподавание истории нового и новейшего времени зарубежных стран накладывает ангажированность этого курса различными идейно-политическими кругами, а также общий характер экономических, социальных и политических перемен в нашей стране. Наконец, заметную сложность для преподавания любого уровня создает постоянное нарастание объема учебного материала в связи с «продолжением» исторического процесса.

В своей совокупности, эти особенности и предопределили цель и задачи курса:

Цель курса – освещение важнейших процессов и закономерностей формирования и развития современных обществ Запада, а также отдельных стран и регионов Западной, Центральновосточной Европы и Америки.

Основные задачи курса в плане приобретения аспирантом теоретических знаний:

- определить цель и задачи, объект и предмет новой и новейшей истории зарубежных стран;

- продемонстрировать основные традиции в изучении проблем курса;

- показать особенности и этапы возникновения, а также генетическую природу современных обществ Запада;

- обозначить основные типологические черты, региональное и национальное своеобразие развития стран Запада в новое и новейшее время;

- провести сравнительно-историческое сопоставление развития России с регионами Запада в период XVI – начала XXI вв.

 

Хронологические рамки курса охватывают период с рубежа XV-XVI вв. по начало XXI в.

Территориальные рамки включают регион Западной, Центральновосточной Европы и Америки.

Вопрос 2. Основные этапы и проблемы историографии стран нового Запада

Историография XVII века

От Возрождения к Просвещению. Рационализм. Научная революция XVII века. Складывание картезианского идеала науки. Выработка нового метода познания и принципов научного исследования. Европейская культура и XVII века. Теория естественного права и общественного договора: Гуго Гроций (1583 – 1645), Томас Гоббс (1588 – 1679) и др. Рационализм и исторические предрассудки. Прагматизм и скептицизм в истории. Эрудиты и антиквары. Уильям Кемден (1551 – 1623): история и археология. Деятельность академий и учёных ассоциаций. Публикация источников. Бенедиктинские монастыри, их архивы и библиотеки. Конгрегация Св. Мавра (осн. в 1619 г. ) и мавристы. Ученые общества иезуитов. Жан Болланд (1596 – 1665) и «общество болландистов». Начало издания собрания всех житий святых в 1643 г. Гипер-критицизм. Жан Мабильон (1632 – 1707) и его «Шесть книг о дипломатике» (1681). Создание вспомогательных исторических дисциплин: палеографии, археографии и дипломатики. Бернар Монфокон (1655 – 1741) – основатель греческой палеографии. Монфокон и история искусства. Капитальные издания А. Муратори (1672 – 1750) – начало внутренней критики источников. Интеллектуальная ситуация в Европе к началу XVIII века: отсутствие общепринятых «конечных истин». Джамбаттиста Вико (1668 – 1744): принцип историзма и отрицание доктрины естественного права. Осмысление истории как особого рода истинного знания. «Новая наука» Вико о единстве исторического процесса, закономерности и повторяемости исторических явлений. Три эпохи развития человечества и идея круговорота. Представление об органической связи всех сторон исторического процесса. Метод исторических параллелей.
2. Историография эпохи Просвещения

Французская историография эпохи Просвещения.
Общая характеристика. Общие для XVII–XVIII вв. идеи и подходы во взглядах на общество. Общие для XVII–XVIII вв. идеи и подходы во взглядах на историю. Расширение научной основы обществознания. Гораздо больший интерес к истории со стороны философов, чем в XVII в. Превращение истории в философскую историю. Пересмотр предмета, тематики и проблематики истории. Философская история. Изменения в подходах к истории. Широкий подход. Просветитель как обществовед и историк в одном лице. История действительно становится всемирной. Пересмотр задач и расширение тематики истории. История как орудие идейной борьбы. Другие течения истории. Развитие научной историографии. Многообразие выводов об историческом процессе и устройстве общества. Проблема смены политических форм. Движущие силы истории. Теории прогресса. Идеи поступательного развития человечества и периодизация истории. Идея неравномерности развития. Сравнение разных культур, стадий и эпох. Иные взгляды на исторический процесс. Руссо. Идея прогресса и факторы истории. Трактовка вопроса об историческом опыте. «О духе законов» и «Рассуждение о причинах величия и упадка римлян» Ш. Монтескье (1689 – 1755). «Третья позиция» Монтескье в полемике между романистами и германистами о происхождении феодальных институтов. Формально-юридическая критика источников. Вольтер (1694 – 1778) как историк: расширение горизонтов всемирной истории в «Опыте о нравах и духе народов и о главных событиях истории». Реализм, критика свидетельств источников с позиции здравого смысла и экскурс в раннюю историю историографии. Г. Мабли (1709 – 1805) и его советы «О способе писать историю» (1783). Что должен знать историк? Приоритет суждений перед эрудицией. История и мораль. Критика Вольтера. «Десять эпох истории человечества» в сочинении Ж. -А. Кондорсе (1743 – 1794) «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума».
Английская мысль эпохи Просвещения.

Воспитательная функция истории: «власть историка». Г. Болингброк (1678 – 1751) и «Письма об изучении и пользе истории». «История Англии» Д. Юма (1711 – 1776): императив беспристрастности и пересмотр исторической традиции. Сочетание приемов гуманистической и философской истории, предвосхищение принципов историографии будущего. Понимание историзма самой историографической проблемы. Британские историки-рационалисты. У. Робертсон (1721 – 1793), его Введение к «Истории правления Карла V» и концепция истории средневековой Европы. «История упадка и крушения Римской империи» Э. Гиббона (1737 – 1794) - классический образец универсальной истории эпохи Просвещения. Адам Фергюсон.
Просветительская историография в Германии.

Общая социально-экономическая и политическая отсталость раздробленной Германии, долгое и безраздельное господство теологии. Противоречие между религиозно-мистическими представлениями и просветительскими идеями. Иммануил Кант «Идеи относительно всеобщей истории под космополитическим углом зрения». Иоганн Иоахим Винкельман «История искусства древности». Иоганн Готфрид Гердер «Идеи философии по истории человечества». Гёттингенский университет. Иоганн Кристоф Гаттерер и решение четырёх задач: 1) точное определение предмета исторического исследования, 2) развитие теории исторического познания, которая была бы адекватна реальности, 3) разработка общих методов исторического исследования и 4) создание специализированных исторических учреждений. Август Людвиг Шлёцер и включение во всемирно-историческую схему так называемых переходных периодов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...