Другие навыки: поручение и требование
Поручение (telling) и требование (demanding) не фигурируют в перечне «стандартных» умений, необходимых коучу. Это — оружие не новичка, но продвинутого профессионала. Когда мы готовим действительно компетентных коучей, нам приходится затрачивать много времени, чтобы отучить людей от стремления что-то поручать и чего-то требовать. Коактивныи коучинг отстаивает право клиента на его собственную жизнь, в которую нельзя вмешиваться со своими советами. Он очень высоко ценит искусство задавания вопросов, а не «давания поручений». Таким образом, мотивация к обучению и деятельности исходит от клиента, а не от коуча. Наиболее мощные вмешательства, интервенции коуча — это вежливая просьба (request) и вызов (challenge). В них есть «встроенный предохранитель», который предусматривает право клиента в любой момент отказаться или сделать встречное предложение. Однако бывают случаи, когда правильная тактика коучинга действительно будет заключаться в поручении и требовании. Это как горн, который будит солдат по утрам. Когда клиент абсолютно запутался и попал в ловушку, когда невозможно преодолеть сопротивление, когда он повторяет одну и ту же деструктивную игру, когда необходимо прекратить саморазрушительный противодействие, для коуча наступает время призвать: «К оружию!». Здесь нельзя останавливаться на полпути. Необходимо четко произнести: «Это разрушительно. Прекратите немедленно!». Это никакая не вежливая просьба, это не намек, не совет, не предложение решения. Это самое что ни на есть вмешательство. И оно настолько редко исходит от коуча, что будет втрое эффективнее обычного воздействия на клиента. Но для работы с таким мощным орудием коуч должен быть опытным человеком. Коуч вправе применять это средство только в силу того, что он принимает на себя обязательства, касающиеся жизни и благополучия клиента. Это может быть единственный способ остановить «гремлина» клиента, взяв его за горло, или единственный способ вытряхнуть клиента из привычного для него самоограничивающего убеждения. Требование может звучать так: «Я не потерплю, чтобы Вы себя предавали и продавали таким образом! Вы же знаете, что достаточно сильны. Я знаю, что Вы достаточно сильны. Просто сделайте это!». Только представьте, какая сила признания и принятия клиента «встроена» в подобное вмешательство в его жизнь! Как тридцать тонн тротила.
Расписания и структурирующие элементы Коучи приходят в эту профессию со своими собственными повадками работы, со своим собственным эффективным стилем деятельности, со своей личностью и темпераментом. Для некоторых получасовой разговор по телефону — абсолютно идеальный способ контактировать с клиентом. Другим получаса недостаточно, им нужен час, чтобы разговор был в достаточной мере глубоким и серьезным. Расписание и структура коучинга зависят от индивидуальных предпочтений коуча — во взаимодействии с индивидуальными особенностями клиентов, которые приходят на сессию. Таким образом, модель совместного активного коучинга может быть воплощена во множестве конкретных форм коучинга. Еженедельные сессии Практика коучинга показывает, что наиболее приемлемыми оказываются еженедельные получасовые телефонные разговоры. Это весьма удобно и для коуча, и для клиента. Одного раза в неделю бывает достаточно для поддержания мотивации и энергии клиента в его продвижении. Фиксирование времени разговора (не более получаса) придает занятию серьезность, а клиенту— ответственность за максимально эффективное использование этого времени. Это простой, не требующий особенных усилий и удобный для большинства коучей способ организации своей практики, потому что можно работать, не выходя из дома, с клиентами буквально со всего мира.
Но это не единственный способ проведения практики коучинга. Многие коучи чувствуют себя вполне комфортно и естественно при очной встрече с клиентом. У них может быть специальный офис, в котором они встречаются с клиентами. Некоторым коучам и клиентам гораздо больше подходит очная беседа в течение часа раз в две недели, нежели еженедельные получасовые телефонные разговоры. Некоторые коучи работают три недели по телефону и одну неделю очно. В конце концов, нет единых правил проведения подобных занятий. Можно делать что угодно и как угодно, лишь бы это давало результат. План (расписание) дня и недели Многие коучи предпочитают «принимать» подряд несколько клиентов в день, при этом длительность сессии с каждым клиентом составляет полчаса. Это помогает коучу «завестись», сохраняя бодрость и энергичность, что делает его работу более насыщенной. Если коуч так планирует свой, то ему необходимо не забыть в своем расписании о перерыве (примерно через каждые четыре сессии), иначе вскоре он начнет мечтать о внутривенном питании и катетере из мочевого пузыря... Планируя свою неделю, некоторые коучи стараются уместить все сессии с клиентами в два-три дня, а остальное время используют на то, чтобы заниматься маркетингом, выступать перед публикой, писать книги или статьи либо тратить это время на себя. Коучи, работающие индивидуально, должны заблаговременно планировать перерывы, выходные, отгулы и каникулы, желательно — за несколько месяцев. Иначе можно легко уступить соблазну в это время принять еще каких-нибудь клиентов. Необходимо следить за тем, чтобы запланированное время отдыха коуч действительно уделял себе. Отдых ему, несомненно, понадобится. И, кроме всего прочего, какой пример он будет подавать клиенту? Как коуч может говорить клиенту о необходимости достижения баланса различных областей жизни, если ему самому это совершенно не удается? Групповой коучинг На протяжении всей книги мы говорили об индивидуальном коучинге, однако, групповой коучинг — также весьма распространенная и доступная форма проведения сессий. Она требует по большей части тех же самых умений и навыков и того же самого базового формата. Некоторые коучи работают с супружескими парами, а также с малыми группами, например, с членами рабочего коллектива какой-нибудь организации, с командой менеджеров или исполнителей.
Иногда в группу объединяют людей со сходными целями (например, группа торговых представителей, группа финансистов-плановиков, группа распорядителей или медсестер-сиделок). Первая — вводная, или ознакомительная, сессия сосредоточивается на общих для группы целях и тех результатах, которые ее участники хотят получить от работы с коучем. На первой же сессии устанавливается альянс между коучем и каждым из участников группы, при этом определяются конкретные цели для каждого из присутствующих. Встречи с группой происходят регулярно, но их периодичность устанавливает сама группа. Нередко групповой коучинг осуществляется также по телефону, в режиме «форума» или «конференции» с использованием современных технологий. Сессии могут длиться час и проходить раз в неделю. При этом коуч может выделить на звонки утренние часы, пять дней в неделю. Работа по телефону помогает аккумулировать очень много энергии, особенно, если члены группы встречаются ежедневно. Обычно участники группы звонят, когда для них наступает время отчитываться в том, что они сделали согласно договору с коучем, сообщать о своих успехах и неудачах, промахах; звонят, когда им необходимо провести «мозговой штурм» или дискуссию в группе, или чему-то научиться индивидуально, или договориться о следующей очной встрече и так далее. Если коуч работает с группой, ему требуются определенная ловкость, гибкость и восприятие групповой динамики, чтобы быть уверенным в вовлеченности каждого из ее членов в процесс, а также в том, что эти занятия приносят им пользу. Работа с группой — это, естественно, большое испытание для навыков слушания коуча на третьем уровне глубины. Другой вид коучинга в группе — это так называемый кратковременный групповой процесс. Обычно он длится три недели. Это очень насыщенный формат, который включает встречи с командой для оказания поддержки ее членам в удержании ими избранного направления движения к реальному прогрессу, преодолении различных препятствий на пути развития, лишении сопротивления его магической силы и мотивировании всех участников группы к достижению поставленной ими трудной кратковременной цели.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|