Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процесс и подотчетность




Процесс — это самоуглубление, созерцание, следование по­току. Но в то же время, как мы уже отметили ранее, процесс включает в себя деятельность. Следовательно, коучинг процес­са, так же как коучинг самореализации или баланса, может включать элемент подотчетности. В этом случае коуч и его кли­ент активно ищут способы катализировать действия и углубить навыки плавания в потоке жизни.

Представим, что клиентка испытывает затруднения каждый раз при необходимости высказать неприятную правду боссу, коллегам, супругу или детям, и эти затруднения столь сущест­венны, что мешают ей вообще куда-либо двигаться. Коуч может убедить ее взять на себя обязательство сказать неприятную правду на следующей неделе не менее пятнадцати раз и пона­блюдать, что в ней происходит в момент непосредственного столкновения с внутренней борьбой, вместо того чтобы заглу­шать или избегать ее. Теперь она ответственна за свое бытие в этой нелегкой ситуации. Например, она может обещать записы­вать ежедневно по три утверждения «неприятной правды» и по­том отмечать, хватило или нет у нее решимости громко произне­сти каждое из этих утверждений перед человеком, которого оно касается. Или она может каждый день записывать в дневнике ответ на вопрос: «Какую неприятную правду я скрыла от себя сегодня?».

Также можно добавить процессуальный аспект к традицион­ным формам подотчетности. Если клиент обязался написать за следующую неделю очередные тридцать страниц своей книги, заметив, что он это исполнит, хотя и с большим трудом, — коуч может сделать встречное предложение: «А слабо написать все те же самые тридцать страниц, но только так, чтобы это было лег­ко?». Или спросить клиента, выяснив, что тот намерен делать, какие ощущения у него могут возникнуть в этот момент. Может ли он выполнять задуманные действия так, чтобы это было быс­тро, или радостно, или по-детски, или торжествующе, или неж­но? Хочет ли он быть веселым, напряженным, творческим, со­средоточенным, ответственным? И вообще — сколько сущест­вует способов, которыми можно просто быть?

Где надо остановиться?

Прежде чем закончить обсуждение работы с «внутренними препятствиями» клиента, стоит целенаправленно задать вопрос коучу: «Где Вы сами останавливаетесь в коучинге? Какие облас­ти жизни являются трудными для Вас?». Ответ на этот вопрос очень важен — он указывает на моменты и темы, которые коучу будет трудно прорабатывать с клиентами.

Допустим, у коуча проблемы с финансами, или его одолевают агрессивные реакции, или охватывает чувство покинутости. Это пункты, о которые коуч может споткнуться, спасовав в тот мо­мент, когда клиенту понадобиться пройти сквозь эти участки своего опыта. Но, если коуч не сознает особенностей своего соб­ственного процесса, то в такой ситуации не сможет вести коу-чинг, фактически обманув клиента: как только клиент двинется в одну из этих областей, коуч тут же бессознательно направит его в другую сторону. Таким образом, коучу необходимо пройти су­ровый самоанализ — желательно с помощью другого коуча. Про­анализировав эти «заблокированные» потоки и интегрировав их в свою жизнь, коуч сможет помочь в этом и своим клиентам.

Самореализация, баланс и процесс: сведение воедино

Пройти с каждым клиентом сквозь каждую ситуацию всегда можно через дюжину различных туннелей. Тех, кто ищет руко­водство по коучингу «для чайников» или исчерпывающий свод правил, придется разочаровать: такого не существует. Во всяком случае, универсального алгоритма, который бы в каждом случае безошибочно вел вас от одного шага коучинга к другому, не предложит никто. То, какой туннель коуч выберет, зависит от его осознавания и присутствия на третьем уровне, от интуиции и решимости следовать непроторенными путями.

В первом туннеле, который он выберет, может не оказаться прохода. Это нормально. Коучинг — затея долговременная, на­скоком тут ничего не сделаешь. В течение тридцатиминутной сессии можно неудачно попытаться войти в несколько разных туннелей, всякий раз возвращаясь к началу. Можно провести небольшие «кусочки» коучинга самореализации, посвященного выявлению ценностей, коучинга баланса с обзором новых пер­спектив и коучинга процесса для выяснения причины невыно­симой медлительности того, что происходит; причем каждая из этих попыток займет какие-то минуты.

Со временем коуч все лучше будет осваивать навыки коучин­га и учиться подстраиваться к клиенту, слушая его на втором и третьем уровнях. Коуч очень чутко реагирует на все происходя­щие изменения. Это и называется — пребывать в потоке.

Большинству людей — даже большинству коучей — легче по­нять, зачем нужны коучинг самореализации и коучинг баланса и какое место они могут занимать в человеческой жизни. Это два туннеля, в которые коучи и клиенты заходят в первую очередь. Активная деятельность и подотчетность — видимые и осязае­мые аспекты коучинга, создающие его «скелет» и «мускулату­ру». Но если объектом коучинга оказывается вся жизнь клиента целиком, а задача коучинга — помочь клиенту достичь полноты самореализации и самовыражения, свободного доступа во все области собственной жизни, то в этом случае необходимо пони­мать, что такое коучинг процесса, и уметь им пользоваться. Ра­бота с процессом — сердце целостного организма коучинга.
Глава четвёртая.

ЛОВУШКИ И ПОДСКАЗКИ

 

На протяжении почти всей книги мы говорили о принципах, контекстах и навыках коучинга. Мы приводили примеры и опи­сывали способы его применения. А теперь настало время проана­лизировать мелкие детали и разобраться в разных винтиках, шпунтиках и прочих составляющих коучинга, исследовать все серьезные вопросы о том, как изучать, распространять и налажи­вать эффективную практику коучинга.

Подробное освещение этих тем потребовало бы написания отдельной книги. Но есть несколько моментов, которые необхо­димо обсудить прямо сейчас, потому что они непосредственно касаются взаимоотношений коуча и клиента.

Временная рамка

В коучинге мы постоянно заостряем внимание на вопросах, связанных со временем, и это — один из краеугольных камней коучинга. Когда мы берем на себя ответственность за использование некоего конкретного времени, то есть вкладываем ресурс времени в наше собственное развитие и обозначаем временные рамки наших действий, это оказывается важным по ряду при­чин. Самое главное — такой подход воплощает истину, касаю­щуюся длительного и глубокого личностного изменения.

Трансформация всегда требует времени. Ослепляющая вспышка инсайта^или явление божества на вершине горы всегда возможны, но для большинства клиентов изменения — посте­пенный процесс, больше напоминающий возделывание земли, нежели запуск космической ракеты. Приходится копаться в гря­зи, что-то высаживать, поливать, пропалывать и только потом — собирать урожай. Клиентам требуется время, чтобы усвоить оп­ределенные вещи, достичь ясности, понять, какие пределы и (са­мо) ограничения мешают им продвигаться в жизни.

Большинство отношений коучинга начинается с того, что кли­ент берет на себя обязательства, определенную ответственность перед коучем, по крайней мере, на три месяца, хотя зачастую срок коучинга составляет шесть месяцев, год или более. В этом случае временная рамка помогает клиенту взять на себя ответст­венность и серьезные обязательства на длительный период вре­мени, вместо того чтобы просить психотерапевта или коуча «по­чинить» его как можно быстрее и желательно с минимумом уси­лий с его, клиента, стороны.

Коучинг — это не «залатывание дыр», это изменение всей жизни. Три месяца, как правило, включают период первого по­гружения в процесс, а также первого застревания, или «плато». Клиенты начинают свои отношения коучинга преисполненны­ми энергии, энтузиазма и даже эйфории по поводу возможнос­ти «начать новую жизнь». Через несколько недель, по мере того как процесс изменения становится неприятным и напряжен­ным, это сияние начинает тускнеть, меркнуть. «Гремлин» про­сыпается и начинает бузить, а клиенты обнаруживают, что из­менения — это, ко всему прочему, еще и беспорядок, неразбе­риха и путаница.

Когда мы беремся «реконструировать» собственную жизнь, это напоминает строительные или ремонтные работы любого рода. Кругом — хаос, приходится принимать какие-то решения, иметь дело с какими-то людьми... Когда в воздухе полно цемент­ной пыли, трудно сохранить ясное видение перспективы и конечной цели. Временная рамка создает клиенту условия для ис­следования ситуации разочарования, потери отваги и мужества или ситуации «застревания», тупика, «плато».

Часто клиенты стремятся максимально использовать энергию своей мотивации и повышенной осознанности, поэтому в самом начале добиваются фантастических результатов (в смысле жиз­ненных изменений). В дальнейшем они в какой-то момент до­стигают пределов своей зоны комфорта. Они останавливаются у порога, причем обычно их удерживает какой-нибудь «гремлин», и начинают сомневаться в том, что могут двигаться дальше.

Такое состояние «плато» чаще всего возникает в первые не­сколько месяцев. В этот же период может произойти «откат», сползание, потеря четкого направления. Клиентам становится скучно играть в свою игру. Первые несколько месяцев — это также и период испытания, клиенты выясняют, насколько мож­но отклониться от намеченного курса и как долго им будет поз­волительно манкировать своими обязательствами, прежде чем коуч призовет их к ответу. Необходимо время, чтобы построить взаимоотношения коучинга и определить их основные правила.

Необходимо также тщательно рассмотреть и обдумать личное отношение клиента ко времени. Какова приемлемая (а также оптимальная) для него скорость изменений? Если коуч сразу начнет слишком сильно «давить», то даже те клиенты, которые очень стремятся и готовы к изменениям, могут взять на себя слишком много и потерпеть неудачу. Конечно, провал и ошибка — это не беда, это возможность чему-нибудь научиться. Но на начальных стадиях формирования отношений коучинга лучше, чтобы у клиента было больше возможностей учиться не на ошибках, а как-то иначе, тогда его мотивация к изменению по­высится. Когда правильно — «давить», когда — игнорировать ошибки, когда — удерживать клиента от поспешных действий, а когда — предпринимать решительные шаги и двигаться дальше? Все эти вопросы имеют отношение к восприимчивости, чуткос­ти коуча.

Главное — удостовериться в том, что клиент делает макси­мально возможное для него на данный момент. Когда, допустим, спортсмен или атлет стремится достичь определенных успехов в своей области, он использует цикл, состоящий из этапа интен­сивных тренировок и последующего отдыха, что позволяет быс­тро и эффективно развивать мышцы и выносливость при длительных нагрузках. Мы намеренно даем мышцам очень боль­шую нагрузку и сильно устаем, чтобы затем выстроить заново всю систему, которая станет эффективнее, чем была. Коучу не­обходимы чувство ритма, чувство времени, и это очень важно. Это умение, которое сочетает в себе опыт, интуицию и слуша­ние на третьем уровне глубины.

Клиенты иногда хотят „передохнуть, сделать перерыв на неде­лю или пару недель. Они могут предложить встречаться или раз­говаривать по телефону раз в две недели, а не раз в неделю. Опасность в данном случае заключается в том, что клиент может утратить намерение, мотивацию или сложить с себя взятые обя­зательства. Развитие, которое происходит при еженедельных встречах коуча с клиентом, начинает угасать, не получая регу­лярного подкрепления. Коуч может спросить клиента, насколь­ко действительно тому требуется передышка, не есть ли это оче­редная ловкая «гремлиновская» игра, направленная на противо­стояние изменениям?

Если после перерыва клиент вновь возвращается к коучингу и с трудом снова «встает на дорожку», если кажется, что он поте­рял опору или пламя, горевшее в нем, потухло, все это — обуча­ющие возможности для коуча и клиента. Может быть, более ту­склое пламя — это именно то, что и было нужно клиенту. Коуч знает, что для реальных изменений требуется несколько меся­цев. Поэтому в такой ситуации есть определенные преимущест­ва, когда коуч помогает клиенту делать выбор и принимать ре­шения. Например, клиенты иногда будут брать на себя обяза­тельства произвести какие-то действия, а коуч по опыту знает, или интуиция подсказывает ему, что они обрекают себя на про­вал. Коуч может или вмешаться и спасти клиента от такой пло­хой, разрушительной идеи, или же позволить клиенту учиться на своих собственных ошибках, зная, что именно время научит его тому, в чем он нуждается.

Эта ситуация также освобождает коуча от определенного ро­да давления, от веры в то, что он должен быть «доброй феей», ко­торая готова с волшебной палочкой прилететь по первому зову. Здесь есть одна ловушка, и коуч должен ее внимательно высма­тривать: это стремление ускорить коучинг, мысль о том, что про­рывы в понимании и значительные жизнеизменяющие инсайты у клиента могут и должны возникать при каждой встрече (или телефонном разговоре) с коучем. На самом деле, если подобные


инсайты вообще случаются, они, как правило, происходят в пе­риод между встречами клиента с коучем, а не во время самой сессии. Коучи, которые ловятся на удочку так называемой «про­фессиональной необходимости» при каждой встрече с клиен­том достигать каких-то фантастических результатов, подверга­ются опасности причисления себя к образу «великого коуча». При этом они начинают действовать, исходя из своей собствен­ной жизненной программы (сценария развития), вместо следо­вания запросу клиента и работы со сценарием развития его жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...