Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. Примерная схема психолого-медико-педагогической характеристики. Вариант I.




6. Примерная схема психолого-медико-педагогической характеристики. Вариант I.

Обычно психолого-педагогическая характеристика составляется на ребенка, с которым студент проводит индивидуальные занятия. В характеристике должны быть следующие разделы:

1. Общие сведения о ребенке: фамилия, имя, отчество, возраст. Дата поступления в детский сад. Заключение ПМПК на момент поступления в детский сад состояние слуха, речи, интеллекта, наличие дополнительных ощущений.

2. Анамнестические сведения. Время выявления снижения слуха, предполагаемые причины. Раннее моторное и речевое развитие.

3. Сведения о семье. Состав семьи, профессии родителей, наличие других детей. Наличие в семье или среди родственников лиц с нарушениями в развитии (снижение слуха и др. ) Формы общения с ребенком в семье, устная речь, устно-дактильная речь, естественные жест; жестовая речь. Участие семьи в обучении ребенка.

4. Особенности личности ребенка, его поведение в саду. Любимые игры ребенка в саду. Преобладающее эмоциональное состояние. Особенности поведения. Контактность ребенка (со взрослыми, с другими людьми). Формы общения со взрослыми и детьми. Характерологические особенности: активный, инициативный, доброжелательный, упрямый, замкнутый.

5. Физическое и моторное развитие. Соответствие физического развития возрасту ребенка. Овладение основными движениями. Особенности крупной и мелкой моторики.

6. Сенсорное и интеллектуальное развитие. Уровень развития восприятия (цвета, формы, величины, пространственных отношений и т. д. ), внимания, памяти. Состояние наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. Уровень сформированности количественных представлений.

7. Овладение основными видами детской деятельности. Наличие интереса к игре, уровень игры, наличие замысла, использование предметов-заместителей, овладение ролевым поведением и т. д.

Уровень развития изобразительной и конструктивной деятельности. Наличие интереса к данной деятельности. Овладение предметным и сюжетным рисованием. Наличие замысла Конструктивная деятельность (по подражанию, по образцу, по словесной инструкции).

8. Представления об окружающем. Наличие и характер представлений о себе и своих близких, предметах и явлениях ближайшего окружения, объектах живой и неживой природа Использование вербальных и невербальных средств в воспроизведении этих представлений.

9. Развитие слухового восприятия. Данные тональной аудиометрии (копия аудиограммы): характеристика аудиометрических данных. Наличие индивидуального слухового аппарата (тип и марка аппарата), режим работы аппараты. Расстояние, с которого воспринимает речевые и неревые звучания с аппаратом и без него. Слуховой словарь ребенка (примерное количество слов и фраз). Этап развития слухового восприятия: различение, опознавание, распознание.

10. Состояние речи. Наличие желания ребенка пользоваться речью. Какой формой речи пользуется ребенок (устной, устно-дактильной ), уровень пользования речью в общении со взрослыми: отдельные слова (усеченное, приближенное произношение), грамматичная фраза, развернутая фразовая речь. Словарь (соответствие программным требованиям), наличие в нем различных лексико-грамматических категорий, отражение различных смысловых связей: видо-родовых, часть-целое, синонимических, антонимических и др. ) Понимание и продуцирование связных высказываний в ситуациях общения (побуждения, вопросы, сообщения, отрицания). Описательно-повествовательная речь ребенка: умение рассказывать о событиях дома и в детском саду, описать предмет, картинку и т. д.

11. Состояние произносительных навыков.

Если ребенок младше 4-4, 5 лет, то в характеристике указываются те звуки, которые появились спонтанно (неформально). Остальные звуки указываются так, как они произносятся ребенком.

У детей старшего возраста проверяются все звуки (в соответствии с программой, указывается их наличие у дефекты, замены или отсутствие.

Также дается общая характеристика устной речи детей для всех воз­растных групп ( в соответствии с программой): голоса, речевого дыха­ния, темпа, слитности, соблюдение норм орфоэпии, словесного и логи­ческого ударения, элементарной интонации.

 

7. Схема психолого-педагогической характеристики ребенка с недостатками слуха.

Имя ребенка ______________________________

Дата рождения ____________________________

Дата поступления __________________________

Дата, время проведения обследования __________

Место проведения ______________________________

1. Медицинский диагноз: _______________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

2. История развития ребенка.

· Нормально ли проходила беременность, роды, была ли травма;

· когда заметили отклонения в развитии, что именно встревожило;

· когда ребенок начал держать головку, сидеть, ползать, брать в руки предметы, жевать, есть, одеваться, раздеваться;

· когда стал фиксировать взгляд на предметах, людях, узнавать родных, реагировать на обращенную речь, говорить звуками, слогами, словами, предложениями;

· в каких медицинских учреждениях наблюдался (наблюдается;

· какие педагогические учреждения посещал;

· были ли индивидуальные занятия с логопедом, учителем;

· другая информация.

3. Ситуация в семье __________________________________________

____________________________________________________________

есть ли еще дети, их возраст, посещают ли школу, д/С, и др., как идет их развитие, как относятся к брату, сестре – инвалиду;

Другие члены семьи (мать, отец, бабушка, дедушка) возраст, место работы; есть ли кто-то, кто помогает ухаживать за ребенком.

3. Еда.

· культурно ведет себя за столом во время еды;

· правильно держит ложку;

· пользуется столовой и чайной ложками;

· ест с закрытым ртом;

· ест, аккуратно, пользуется салфеткой;

· выходит из-за стола только после еды;

· благодарит взрослых.

4. Хозяйственно-бытовой труд.

· не собирает, собирает, разбросанные игрушки самостоятельно или по просьбе;

· доводит начатое дело до конца;

· наводит порядок в группе, расставляет все по своим местам;

· протирает игрушки влажной тряпкой;

· дежурит на занятиях, по столовой

· накрывает на стол

· стирает кукольную одежду, гладит ее под руководством или самостоятельно;

· ремонтирует игровые атрибуты;

· ухаживает за комнатными растениями;

· ухаживает за домашними животными.

5. Изобразительная деятельность.

· проявляет интерес к процессу изображению и готовым рисункам;

· проявляет потребность в собственной изобразительной деятельности;

· узнает предмет в различных изображениях;

· подкалывает рисунки и аппликации к соответствующему предмету;

· знаком с основными орудиями изображения;

· средствами изобразительной деятельности;

· наглядными правилами действии с: пластилином, бумагой, карандашами, фломастерами, кистями и красками;

· рисует и лепит на основе предварительного обследования натуры под руководством старшего: обводки, ощупывание;

· анализирует не сложный образец под руководством;

· самостоятельно анализирует образец и рисует;

· изображает по предварительному замыслу, предваряя ее словесной формулировкой и планом.

6. Мотивационно-эмоциональное развитие.

· трудно увлечь чем-либо или легко;

· радуется успеху или безразличен;

· расстраивается или безразличен к неудачам;

· пробует ли еще, если не получается;

· реакция на шум, крик, смех, плач, музыка.

7. Реакция на ЛФК, массаж, гидротерапию.

· нравится физическая деятельность (активен, пассивен…);

· прикосновение рук доставляет удовольствие пугает, вызывает отрицательные реакции, не боится ли воды;

· поведение в бассейне (пассивен, более активен, пытается выбраться, расслабляется, ныряет…) и др.;

8. Речевое сопровождение действий.

· лепетная речь;

· сопровождает действие звуками;

· знает некоторые слова, произносит их, характеризует действие;

· комментирует действие фразовой речью;

· пользуется дактильной речью;

· пользуется жестовой речью;

· сопровождает действие собственными жестами;

· не владеет устной дактильной, жестовой речью.

9. Самообслуживание, одевание.

· обращает внимание на свой внешний вид;

· замечает ли непорядок в одежде;

· устраняет непорядок самостоятельно или с помощью воспитателя;

· снимает и одевает одежду в определенном порядке или нет;

· аккуратно складывает одежду, вешает в свой шкаф;

· расстегивает и застегивает пуговицы;

· расшнуровывает и зашнуровывает ботинки;

· завязывает бантики на обуви;

· застегивает молнии.

10. Умывание, туалет.

· правильно, в нужной поочередности моет лицо и руки с мылом;

· перед мытьем подворачивает рукава рубашки, платья;

· обливается или нет при умывании;

· своевременно, с напоминанием или нет, моет лицо и руки с мылом;

· пользуется личным полотенцем для вытирания рук;

· пользуется индивидуальной расческой, носовым платком;

· своевременно и аккуратно совершает свой туалет;

· пользуется туалетной бумагой;

· заправляет постель самостоятельно или с помощью взрослого;

· чистит зубы утром и на ночь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...