6. Примерная схема психолого-медико-педагогической характеристики. Вариант I.
6. Примерная схема психолого-медико-педагогической характеристики. Вариант I. Обычно психолого-педагогическая характеристика составляется на ребенка, с которым студент проводит индивидуальные занятия. В характеристике должны быть следующие разделы: 1. Общие сведения о ребенке: фамилия, имя, отчество, возраст. Дата поступления в детский сад. Заключение ПМПК на момент поступления в детский сад состояние слуха, речи, интеллекта, наличие дополнительных ощущений. 2. Анамнестические сведения. Время выявления снижения слуха, предполагаемые причины. Раннее моторное и речевое развитие. 3. Сведения о семье. Состав семьи, профессии родителей, наличие других детей. Наличие в семье или среди родственников лиц с нарушениями в развитии (снижение слуха и др. ) Формы общения с ребенком в семье, устная речь, устно-дактильная речь, естественные жест; жестовая речь. Участие семьи в обучении ребенка. 4. Особенности личности ребенка, его поведение в саду. Любимые игры ребенка в саду. Преобладающее эмоциональное состояние. Особенности поведения. Контактность ребенка (со взрослыми, с другими людьми). Формы общения со взрослыми и детьми. Характерологические особенности: активный, инициативный, доброжелательный, упрямый, замкнутый. 5. Физическое и моторное развитие. Соответствие физического развития возрасту ребенка. Овладение основными движениями. Особенности крупной и мелкой моторики. 6. Сенсорное и интеллектуальное развитие. Уровень развития восприятия (цвета, формы, величины, пространственных отношений и т. д. ), внимания, памяти. Состояние наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. Уровень сформированности количественных представлений.
7. Овладение основными видами детской деятельности. Наличие интереса к игре, уровень игры, наличие замысла, использование предметов-заместителей, овладение ролевым поведением и т. д. Уровень развития изобразительной и конструктивной деятельности. Наличие интереса к данной деятельности. Овладение предметным и сюжетным рисованием. Наличие замысла Конструктивная деятельность (по подражанию, по образцу, по словесной инструкции). 8. Представления об окружающем. Наличие и характер представлений о себе и своих близких, предметах и явлениях ближайшего окружения, объектах живой и неживой природа Использование вербальных и невербальных средств в воспроизведении этих представлений. 9. Развитие слухового восприятия. Данные тональной аудиометрии (копия аудиограммы): характеристика аудиометрических данных. Наличие индивидуального слухового аппарата (тип и марка аппарата), режим работы аппараты. Расстояние, с которого воспринимает речевые и неревые звучания с аппаратом и без него. Слуховой словарь ребенка (примерное количество слов и фраз). Этап развития слухового восприятия: различение, опознавание, распознание. 10. Состояние речи. Наличие желания ребенка пользоваться речью. Какой формой речи пользуется ребенок (устной, устно-дактильной ), уровень пользования речью в общении со взрослыми: отдельные слова (усеченное, приближенное произношение), грамматичная фраза, развернутая фразовая речь. Словарь (соответствие программным требованиям), наличие в нем различных лексико-грамматических категорий, отражение различных смысловых связей: видо-родовых, часть-целое, синонимических, антонимических и др. ) Понимание и продуцирование связных высказываний в ситуациях общения (побуждения, вопросы, сообщения, отрицания). Описательно-повествовательная речь ребенка: умение рассказывать о событиях дома и в детском саду, описать предмет, картинку и т. д.
11. Состояние произносительных навыков. Если ребенок младше 4-4, 5 лет, то в характеристике указываются те звуки, которые появились спонтанно (неформально). Остальные звуки указываются так, как они произносятся ребенком. У детей старшего возраста проверяются все звуки (в соответствии с программой, указывается их наличие у дефекты, замены или отсутствие. Также дается общая характеристика устной речи детей для всех возрастных групп ( в соответствии с программой): голоса, речевого дыхания, темпа, слитности, соблюдение норм орфоэпии, словесного и логического ударения, элементарной интонации.
7. Схема психолого-педагогической характеристики ребенка с недостатками слуха. Имя ребенка ______________________________ Дата рождения ____________________________ Дата поступления __________________________ Дата, время проведения обследования __________ Место проведения ______________________________ 1. Медицинский диагноз: _______________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ 2. История развития ребенка. · Нормально ли проходила беременность, роды, была ли травма; · когда заметили отклонения в развитии, что именно встревожило; · когда ребенок начал держать головку, сидеть, ползать, брать в руки предметы, жевать, есть, одеваться, раздеваться; · когда стал фиксировать взгляд на предметах, людях, узнавать родных, реагировать на обращенную речь, говорить звуками, слогами, словами, предложениями; · в каких медицинских учреждениях наблюдался (наблюдается; · какие педагогические учреждения посещал; · были ли индивидуальные занятия с логопедом, учителем; · другая информация. 3. Ситуация в семье __________________________________________ ____________________________________________________________ есть ли еще дети, их возраст, посещают ли школу, д/С, и др., как идет их развитие, как относятся к брату, сестре – инвалиду; Другие члены семьи (мать, отец, бабушка, дедушка) возраст, место работы; есть ли кто-то, кто помогает ухаживать за ребенком. 3. Еда. · культурно ведет себя за столом во время еды; · правильно держит ложку; · пользуется столовой и чайной ложками; · ест с закрытым ртом; · ест, аккуратно, пользуется салфеткой;
· выходит из-за стола только после еды; · благодарит взрослых. 4. Хозяйственно-бытовой труд. · не собирает, собирает, разбросанные игрушки самостоятельно или по просьбе; · доводит начатое дело до конца; · наводит порядок в группе, расставляет все по своим местам; · протирает игрушки влажной тряпкой; · дежурит на занятиях, по столовой · накрывает на стол · стирает кукольную одежду, гладит ее под руководством или самостоятельно; · ремонтирует игровые атрибуты; · ухаживает за комнатными растениями; · ухаживает за домашними животными. 5. Изобразительная деятельность. · проявляет интерес к процессу изображению и готовым рисункам; · проявляет потребность в собственной изобразительной деятельности; · узнает предмет в различных изображениях; · подкалывает рисунки и аппликации к соответствующему предмету; · знаком с основными орудиями изображения; · средствами изобразительной деятельности; · наглядными правилами действии с: пластилином, бумагой, карандашами, фломастерами, кистями и красками; · рисует и лепит на основе предварительного обследования натуры под руководством старшего: обводки, ощупывание; · анализирует не сложный образец под руководством; · самостоятельно анализирует образец и рисует; · изображает по предварительному замыслу, предваряя ее словесной формулировкой и планом. 6. Мотивационно-эмоциональное развитие. · трудно увлечь чем-либо или легко; · радуется успеху или безразличен; · расстраивается или безразличен к неудачам; · пробует ли еще, если не получается; · реакция на шум, крик, смех, плач, музыка. 7. Реакция на ЛФК, массаж, гидротерапию. · нравится физическая деятельность (активен, пассивен…); · прикосновение рук доставляет удовольствие пугает, вызывает отрицательные реакции, не боится ли воды; · поведение в бассейне (пассивен, более активен, пытается выбраться, расслабляется, ныряет…) и др.; 8. Речевое сопровождение действий. · лепетная речь; · сопровождает действие звуками; · знает некоторые слова, произносит их, характеризует действие;
· комментирует действие фразовой речью; · пользуется дактильной речью; · пользуется жестовой речью; · сопровождает действие собственными жестами; · не владеет устной дактильной, жестовой речью. 9. Самообслуживание, одевание. · обращает внимание на свой внешний вид; · замечает ли непорядок в одежде; · устраняет непорядок самостоятельно или с помощью воспитателя; · снимает и одевает одежду в определенном порядке или нет; · аккуратно складывает одежду, вешает в свой шкаф; · расстегивает и застегивает пуговицы; · расшнуровывает и зашнуровывает ботинки; · завязывает бантики на обуви; · застегивает молнии. 10. Умывание, туалет. · правильно, в нужной поочередности моет лицо и руки с мылом; · перед мытьем подворачивает рукава рубашки, платья; · обливается или нет при умывании; · своевременно, с напоминанием или нет, моет лицо и руки с мылом; · пользуется личным полотенцем для вытирания рук; · пользуется индивидуальной расческой, носовым платком; · своевременно и аккуратно совершает свой туалет; · пользуется туалетной бумагой; · заправляет постель самостоятельно или с помощью взрослого; · чистит зубы утром и на ночь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|