Цель, задачи бухгалтерского учёта и аудита, экономическая сущность товарных операций
В соответствии со ст.492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью [1]. По сути, такими покупателями являются физические лица – конечные потребители товара. Однако, договор розничной купли - продажи возможен и между юридическими лицами, приобретающими товар, затраты по которому не относятся на себестоимость. Торговля - особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена. В процессе перехода к рыночной экономике в Российской Федерации, произошли значительные изменения в сфере торговли. Она превратилась в одну из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей народного хозяйства. Около 90% своих доходов население расходует на приобретение предметов потребления в розничной торговой сети. В настоящее время торговой деятельностью занимаются почти 1,2 млн организаций. Это треть всех предприятий страны. Таким образом, розничная торговля - это продажа товаров конечным потребителям, и при этом не с целью ее дальнейшей перепродажи или использования в рамках предпринимательской деятельности физических лиц из числа индивидуальных предпринимателей или юридических лиц. В соответствии с п.23 Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденного Постановлением Госкомстата России от 1 декабря 2003 г. N 105, розничная торговля представляет собой продажу товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков [15].
В целях применения положений гл.26.3 НК РФ в соответствии со ст.346.27 НК РФ под розничной торговлей понимается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт [2]. Обязательным признаком операции, относимой к розничной торговле, является наличие кассового чека (документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам). Согласно ст.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовую технику в обязательном порядке должны применять все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг [5]. При этом контрольно-кассовая техника применяется и в том случае, если в качестве покупателя выступает индивидуальный предприниматель, сторонняя организация (в том числе через своих уполномоченных представителей), а также любые иные покупатели. В отдельных случаях в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, организации могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники, но при обязательном условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Учитывая характер осуществляемых хозяйственных операций, организации розничной торговли, как правило, документы строгой отчетности при осуществлении наличных расчетов не применяют, а используют контрольно-кассовые аппараты [2].
Объектом процесса торговли является товар. В соответствии со ст. 455 ГК РФ товаром по договору купли-продажи признаются материальные ценности, которые могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. [1]. Движение товаров и прочие операции с ними сопровождаются расчетами между поставщиками и покупателями, формированием доходов. Общая стоимость проданных товаров (доход от обычных видов деятельности) в торговле называется товарооборотом, а в других отраслях - выручкой от продажи товаров. В настоящий момент определение розницы приведено в соответствие со ст. 492 Гражданского кодекса РФ, поэтому такой деятельностью считается торговля с физическими лицами. При этом неважно, как покупатели расплачиваются - наличным или безналичным расчетом. А если товары продаются за наличные юридическим лицам, то это под ЕНВД не подпадает. Поэтому если фирма торгует за наличные как с юридическими, так и с физическими лицами, то ей придется вести раздельный учет. Не включаются в оборот розничной торговли: стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы; стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта. В ходе работы торгового предприятия осуществляются процессы приобретения, хранения, реализации товаров. Совокупность этих процессов можно объединить в понятие - товарные операции. Экономическая сущность товарных операций в розничной торговле заключается в том, что в процессе осуществления торговой деятельности происходит взаимодействие экономических субъектов (производители, оптовые организации, арендодатели, экспедиторские организации и др.) и конечных потребителей товара (физические лица, юридические лица, приобретающие товары затраты по которым не относятся на себестоимость). Происходит перемещение товара из сферы производства в сферу конечного потребления, тем самым завершается цикл движения товара. Процесс реализации в рознице выявляет потребительские приоритеты, что в свою очередь влияет на ассортимент производимой продукции. Кроме того, развитие розничной торговли способствует развитию здоровой конкуренции, что содействует улучшению качества товаров и снижению цен, а следовательно развивается инфраструктура рынка и экономика в целом.
Для правильного руководства деятельностью торгового предприятия необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением хозяйственного учета. Основным объектом бухгалтерского учёта в розничной торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации розничной торговли обязана обеспечить полный учёт поступающих товаров и своевременное отражение в учёте операций, связанных с их выбытием. В связи с чем, основными целями бухгалтерского учета в торговле являются: контроль за сохранностью товаров, своевременное представление руководству предприятия информации о товарообороте и валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования. Следует отметить, что для целей бухгалтерского учета под товарами понимается часть – материально - производственных запасов организации, приобретенная и предназначенная для продажи (ПБУ 5/01) [19]. Для достижения этих целей решается целый комплекс бухгалтерских задач: - проверка правильности документального оформления товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете; - контроль за товарными запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров; - контроль за финансовыми показателями (размер прибыли, источники поступления средств и порядок их расходования, оборотные средства, капитальные вложения, отчисления от прибыли и т. д.), за правильностью расчетов с поставщиками и покупателями, за своевременным поступлением платежей в бюджет, за правильностью использования банковских кредитов; - учет расходования фонда заработной платы; - выявление возможности для снижения издержек обращения и повышения рентабельности (издержки обращения покрываются за счет торговых наценок, включаемых в цену товара, но за счет наценки образуется и прибыль; поэтому, чем ниже уровень издержек обращения, тем большая часть торговой наценки идет на образование прибыли);
- контроль за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств. Для правильного и своевременного учета должны быть установлены четкие разграничения материальной ответственности должностных лиц за вверенные им ценности, а также своевременно и качественно необходимо проводить инвентаризации и ревизии. Задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом в торговом предприятии, могут быть выполнены только при правильной его организации. Особое значение для предприятия розничной торговли имеет правильность, своевременность и полнота отражения товарных операций в системе бухгалтерского учета. Информация, полученная на базе бухгалтерского учета товарных операций необходима для принятия управленческих решений (по сбытовой политике, формированию ассортимента товаров и др.), которые повышают экономическую эффективность деятельности торгового предприятия. Для оценки достоверности информации, полученной в системе бухгалтерского учета товарных операций, следует обратиться к аудиту. Аудит товарных операций имеет большое значение для управления предприятием розничной торговли, так как на основе полученных данных о наличии и движении товаров определяют обоснованность показателей доходов, расходов и финансовых результатов организаций. Целью аудита товарных операций является определение законности этих операций и правильности отражения их в бухгалтерском учете для оценки влияния на достоверность бухгалтерской отчетности торговой организации. Для достижения этой цели решаются следующие задачи: - оценка организации учета сохранности и списания товаров; - проверка правильности документального оформления товарных операций; - проверка наличие первичных документов по учету товаров; - проверка организации и порядка ведения складского хозяйства; - проверка наличия товаров; - изучение договоров (контрактов) на поставку товаров; - ознакомление с учетной политикой предприятия в части организации учета товаров; - проверка соблюдения нормативно - правовой базы в ходе осуществления товарных операций; - ознакомление с материалами проводимых инвентаризаций; - проверка соблюдения метода учета товаров методу, закрепленному в учетной политике. В заключении необходимо отметить, что бухгалтерский учет и аудит товарных операций направлен на систематизацию информации, полученной в процессе осуществления торговой деятельности, и является ключевым звеном управления и планирования работы торгового предприятия в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|