Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Документальное оформление товарных операций на предприятии

 

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций, наличных денежных расчетов при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, по учету торговых операций при продаже товаров в кредит, по учету торговых операций в комиссионной торговле утверждены Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132. Во всех формах требуется наличие кода предприятия по ОКПО и кода вида деятельности по ОКДП. Эти коды указаны в информационном письме органа статистики, в котором зарегистрирована организация.

Порядок документального оформления получения, приемки и выбытия товаров.

В ООО «Магазин Донвино» товары для продажи поступают от производственных предприятий, оптовых организаций, со складов и т. д. Товары, поступающие на предприятие розничной торговли в ООО «Магазин Донвино», должны иметь сопроводительные документы (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, накладные и др.), предусмотренные условиями поставки товаров, а также правилами перевозки грузов. Помимо перечисленных документов особое внимание должно быть уделено сертификатам качества товара, потому что речь идет о продуктах питания, и в случае нарушения качества товара возможно причинение вреда здоровью человека.

В учете товарных операций важно обеспечить контроль за своевременным и полным поступлением товаров, а также за правильным их оприходованием со стороны материально-ответственных лиц. При приемке товара следует особое внимание уделить на целостность упаковки.

Приемка товара от поставщика в ООО «Магазин Донвино» может осуществляется лицами, с которыми заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Обычно заключается договор с поставщиком, в котором оговаривается доставка приобретенных товарно-материальных ценностей на склад магазина ООО «Магазин Донвино», за счет поставщика.

В таблице 2.1 указаны основные формы первичных учетных документов по торговым операциям, применяемые в ООО «Магазин Донвино».

 

Таблица 2.1 Первичные документы учета торговых операций в ООО «Магазин Донвино»

№ п/п

Хозяйственная операция

Документ

наименование код

1

Поступление товаров

Акт о приемке товаров   ТОРГ-1  
Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей ТОРГ-2
Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров ТОРГ-3  
Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика ТОРГ-4  
Товарная накладная ТОРГ- 12
Накладная на внутреннее перемещение товаров и тары ТОРГ- 13
Расходно-приходная накладная (для мелкорозничной торговли) ТОРГ- 14
Сопроводительные документы поставщика -Сертификат -Паспорт качества и др.  

2

Выбытие товаров

Товарная накладная ТОРГ- 12
Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей ТОРГ- 15
Акт о списании товаров ТОРГ- 16
Накладная на внутреннее перемещение товаров и тары ТОРГ- 13

3

Расчетные документы

Платежное требование   0401061
Счет -
Счет-фактура -

 

В ООО «Магазин Донвино» основным документом, подтверждающим факт купли-продажи товара, является чек, полученный с применением контрольно-кассовой техники, а также товарный чек, который выписывается по требованию покупателя. К общим документам учета торговых операций наряду с указанными в таблице 2.1 относится так же Товарный ярлык (ТОРГ-11).

Акт о приемке товаров (ф. № ТОРГ-1)- применяется для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора. Акт составляется членами приемной комиссии, уполномоченными на это руководителем ООО «Магазин Донвино». При заполнении строки «Сертификат» (документа, удостоверяющего качество товара в соответствии с принятыми стандартами) обязательно указываются его номер, наименование органа регистрации, выдавшего этот документ, и срок его действия. На каждую партию товара должен быть выписан отдельный сертификат качества.

Приемка товара производится по фактическому наличию. Количество составляемых актов и комплектность документов определяются фактической ситуацией. Акты об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (ф. № ТОРГ-2), импортных товаров (ф. № ТОРГ-3)являются юридическим основанием для предъявления претензии поставщику при наличии расхождений фактически поступивших грузов с данными сопроводительных документов поставщика.

Приемка товаров получателем по количеству, качеству и комплектности товаров от организации транспорта и почтовых отправлений от организаций связи оформляется актом в соответствии с правилами, действующими на транспорте и в организациях связи. Акты о приемке товаров по количеству составляются в соответствии с фактическим наличием товаров по данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности - согласно требованиям к качеству товаров, предусмотренным в договоре или контракте.

Акты составляются по результатам приемки членами комиссии и экспертом организации, на которую возложено проведение экспертизы, с участием представителей организаций поставщика и получателя или представителем организации-получателя с участием компетентного представителя незаинтересованной организации. Акты составляются отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу.

При приемке товарно-материальных ценностей акты о приемке с приложением документов (счета-фактуры, накладные и т.д.) передаются в бухгалтерию под расписку и для направления претензионного письма поставщику или транспортной организации, доставившей груз.

На основании акта кладовщик делает записи об оприходовании товаров в журнале учета товаров на складе форма №ТОРГ-18. Оформленный акт передают в бухгалтерию ООО «Магазин Донвино». Срок хранения акта о приемке товаров в архиве организации составляет пять лет.

Пример.

По договору купли-продажи (поставки) от 10 апреля 2007 г. №119 ООО «Магазин Донвино» приобрело у ОАО «Винный квартал» следующие товары:

- 20 ящиков сух. вина «Саперави» на сумму 32000 руб.;

- 10 ящиков п/с «Донское красное» на сумму 19000 руб.

Общая стоимость товаров составила 51.000 руб.

На приобретенные товары ООО «Магазин Донвино» получены следующие товаросопроводительные документы:

- товарная накладная от 14 апреля 2007 г. №130;

- счет-фактура 14 апреля 2007 г. №130.

Если количество или качество поступивших товаров не совпадает с данными сопроводительных документов поставщика, то кроме акта по форме ТОРГ-1 в ООО «Магазин Донвино» составляют акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей форма ТОРГ-2.

Акт по форме №ТОРГ-2 составляется в двух экземплярах:

- первый экземпляр остается в организации;

- второй экземпляр направляется поставщику товарно-материальных

ценностей.

В практике учета имеют место случаи, когда по одному транспортному документу поступают разные товары, а недостача выявлена только по одному из них. В этих случаях товары, которые полностью соответствуют условиям поставки, в акте не отражают, а только в конце акта делают отметку: «По остальным товарам расхождений нет».

Акт по форме №ТОРГ-2 подписывают члены комиссии, принимавшие товары, главный бухгалтер и представитель поставщика (в том случае если он присутствовал при приемке товара) после чего его утверждает руководитель организации. Он служит основанием для составления претензионного письма поставщику или транспортной организации, если по ее вине образовалась недостача, с требованием возместить убытки. Полностью оформленный акт передается в бухгалтерию ООО «Магазин Донвино» на основании которого составляются соответствующие бухгалтерские проводки.

Срок хранения акта об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей в архиве организации составляет пять лет.

Акт по ф. № ТОРГ-2 составляется в четырех экземплярах, по ф. № ТОРГ-3 - в пяти экземплярах. В ООО «Магазин Донвино» акты по ф. № ТОРГ-2, ТОРГ-3 за всю деятельность организации не составлялись, ввиду отсутствия расхождений фактически поступивших грузов с данными сопроводительных документов поставщика.

Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика (ф. № ТОРГ-4)- применяется для оформления неотфактурованных поставок, составляется в двух экземплярах членами комиссии при участии материально ответственного лица. Товар, поступивший без счета поставщика, принимается к учету по средней цене, сложившейся в организации-покупателе на аналогичный товар. В ООО «Магазин Донвино» акт по ф. № ТОРГ-4 не составлялся, так как такого случая не было.

Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (ТОРГ-13)- применяется для учета движения товарно-материальных ценностей внутри организации (между структурными подразделениям или материально ответственными лицами), и в аптеке ООО «Магазин Донвино» отражает движение товара из подсобного помещения в торговый зал.

Накладная составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом, сдающего товарно-материальные ценности со склада в торговый зал. Первый экземпляр служит сдающему основанием для списания товарно-материальных ценностей со склада, а второй экземпляр - принимающему материально - ответственному лицу торгового зала для оприходования товароматериальных ценностей и лекарственных средств. Заполненный документ подписывается материально ответственными лицами сдатчика и получателя и сдается в бухгалтерию для учета движения товароматериальных ценностей.

Товарная накладная (ф. № ТОРГ-12) в ООО «Магазин Донвино» выступает как приходным, так и расходным товарным документом.

1) когда магазин приобретает, например, алкогольную продукцию у организации-поставщика: поставщик выписывает товарную накладную оформления продажи (отпуска) товара. Документ составляется в двух экземплярах, первый из которых остается у организации-поставщика сдающей товар (является основанием для его списания), а второй передается в ООО «Магазин Донвино» (является основанием для принятия к учету этот товар);

2) при реализации товара из магазина сторонним организациям - покупателям: в этом случае составляют товарную накладную на отпущенные товарно-материальные ценности в двух экземплярах первый из которых остается в магазине и является основанием для списания реализованных продуктов питания, а второй передается организации-покупателю.

Форма товарной накладной аналогична Акту о приемке товаров.

Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей (ф. № ТОРГ-15)- применяется для оформления возникающего по тем или иным причинам повреждения товарно-материальных ценностей. Для списания ценностей, а также товаров, не подлежащих продаже по причине потери качества, используются Акты о списании товаров (ТОРГ-16, ТОРГ-16а).Акт по ф. № ТОРГ-15 составляется в трех экземплярах и подписывается членами комиссии с участием представителя администрации организации, материально ответственного лица или, при необходимости, представителя санитарного надзора. Акт утверждается руководителем организации. Первый экземпляр акта направляется в бухгалтерию и является основанием для списания с материально ответственного лица потерь товарно-материальных ценностей, второй экземпляр остается в подразделении, третий - у материально ответственного лица.

Акт по ф. № ТОРГ-16 составляется в трех экземплярах и подписывается членами комиссии, уполномоченной на это руководителем организации. Первый экземпляр направляется в бухгалтерию и служит основанием для списания с материально ответственного лица потерь товарно-материальных ценностей, второй экземпляр остается в подразделении, третий - у материально ответственного лица. Документы по форме № ТОРГ-15, ТОРГ-16, ТОРГ-16а в ООО «Магазин Донвино» не составлялись, ввиду отсутствия случаев порчи товарно-материальных ценностей.

Товарный ярлык (ф. № ТОРГ-11)- применяется для учета товарно-материальных ценностей в местах хранения товаров в ООО «Магазин Донвино» - это на складе и в подсобных помещениях магазина. Товарный ярлык заполняется в одном экземпляре материально-ответственным лицом на каждое наименование с проставлением порядкового номера ярлыка. Товарный ярлык хранится вместе с товарно-материальными ценностями по месту их нахождения. Данные товарного ярлыка используются для заполнения инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей.

В практике учета встречаются ситуации, когда в организацию поступают товары без сопроводительных документов и право собственности на эти товары организации не принадлежит. В этих случаях, до урегулирования вопроса с поставщиком, товары должны быть оприходованы на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Акт подписывают члены комиссии, принимавшие товары, после чего его утверждает руководитель организации. Если на товары есть документы, выписанные транспортной организацией, то заполняются следующие строки:

- «По транспортным документам значится»;

- «Масса товара станции (пристани, порта) отправления»;

- «Масса товара станции (пристани, порта) назначения».

Строку «Состояние упаковки» заполняют, если при приемке товара было обнаружено, что упаковка повреждена. Срок хранения акта о приемке товара, поступившего без счета поставщика в архиве организации составляет пять лет. Для складского учета товаров в ООО «Магазин Донвино» используются:

- журнал учета товаров на складе (форма №ТОРГ-18);

- товарный отчет (форма №ТОРГ-29).

В учете товаров в ООО «Магазин Донвино» используются расчетные документы, такие, как платежное требование, счет, счет-фактура и др. ООО «Магазин Донвино» находится на уплате Единого налога на вмененный доход, в связи с чем, не является плательщиком НДС, поэтому не ведет книгу покупок и книгу продаж, не выписывает при продаже счета-фактуры и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...