Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вкусовая с-ма, ее рецепторы, мех-мы восприятия вкусовых ощущений.




В процессе эволюции вкус формировался как мех-м выбора или отвергания пищи. В естеств условиях вкусовые ощущения комбини-руются с обонятельными, тактильными и термическими, также создава-емыми пищей. Предпочтительный выбор пищи основан на врожденных мех-мах, но часто зависит от связей, выработанных в онтогенезе условнорефлекторным путем. Рецепторы вкуса (вкусовые почки) расположены на языке, задней стен-ке глотки, мягком небе, миндалинах и надгортаннике. Больше всего их на кончике, краях и задней части языка. Каждая из ~ 10 000 вкусо-вых почек чел-ка состоит из нескольких (2-6) рецепторных клеток и опорных клеток. Вкусовая почка имеет колбовидную фор-му; у чел-ка ее длина и ширина ~ 70 мкм. Вкусовая почка не дости-гает поверхности слизистой языка и соединена с полостью рта через вкус/пору. Вкус/клетки - наиболее коротко живущие эпителиальные клетки орг-ма. Каждая из ре-цепторных вкус/клеток име-ет на конце, обращенном в просвет поры, 30-40 тончайших микроворси-нок толщиной 0,1- 0,2 мкм и длиной 1-2 мкм. Они играют важную роль в возб-и рецепторной клетки, воспринимая те или иные хим в-ва, адсорбированные в канале почки. В области микроворсинок расположены активные центры - стереоспецифич участки рецептора, избирательно воспринимающие разные адсорбирован-ные в-ва. Этапы первичного преобраз-я хим-й энергии вкусовых в-в в энергию нервного возб-я вкус/рецепторов в деталях еще не изучены.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Память, ее виды, мех-мы формирования.

В формир-и и осущ-и высших ф-й мозга важное зна-чение имеет общебиологич св-во фиксации, хранения и воспроизведения информации, объединяемое понятием «память».

Память как основа процессов обучения и мышления включает в себя 4 тесно связанных процесса: запоминание, хранение, уз-навание, воспроизведение. Виды памяти классифицируют по форме проявления (образная, эмоци-ональная, логич, или словесно-логич), по временной хар-ке, или продолжит-ти (мгновенная, краткосрочная, долго-срочная). Образная память проявл-ся формиров-ем, хранением и воспроизве-дением ранее воспринятого образа реального сигнала, его нервной модели. Эмоциональная память -воспроизведение некоторого пере-житого ранее эмоцион состояния при повторном сиг-нале, вызвавшем первичное возникновение такого эмоцион состоя-ния. Эмоцион память хар-ся высокой скоростью и прочно-стью. Логическая (словесно-логич, семантическая) память - память на словесные сигналы, обозначающие как внешние объ-екты и события, так и вызванные ими ощущения и представления. Мгновенная (иконическая) память заключ-ся в образовании мгновен-ного отпечатка, следа действующего стимула в рецепторной структуре. Этот отпечаток отлич-ся высокой информативностью, полнотой признаков (отсюда и название «иконич память», т.е. четко прорабо-танное в деталях отражение) действующего сигнала, высокой скоро-стью угасания. При достаточной силе действующего стимула иконич память пе-реходит в категорию краткосрочной памяти. Краткосрочная память - оперативная память, обеспечивает выпол-нение текущих поведенческих и мыслит операций. В основе ее ле-жит повторная многократная циркуляция импульсов по круго-вым замкнутым цепям нервных клеток. Кольцевые структуры могут быть образованы и в пределах одного и того же нейрона. Превращ-е краткосрочной памяти в долгосрочную обусловлено стойкими изменениями синаптич проводимости как рез-т повторного возб-я нервных клеток. В основе долгосроч-ной памяти лежат процессы синтеза белковых молекул в клетках гол мозга. Определ значение в мех-мах долгосрочной памяти имеют из-менения в медиаторных мех-мах, обеспечивающих процесс хим передачи возб-я с одной нервной клетки на другую. Динамика трансмембранных токов ионов делает мембрану более чувствительной к д-ю медиаторов. Одной из хим теорий памяти явл-ся гипо-теза Хидена о белковой природе памяти. Информация, лежащая в основе долговременной памяти, кодир-ся, записыв-ся в структуре полинуклеотидной цепи молекулы. Разная структура импульс-ных потенциалов, в кот-х закодирована определенная сенсорная ин-ф-я, в аффер нервных проводниках приводит к разной пере-стройке молекулы РНК, к специфическим для каждого сигнала перемеще-ниям нуклеотидов в их цепи.

 

Эмоции, их биологическая роль.

Эмоция - специфич состояние психич сферы, одна из форм целостной поведенческой р-и, вовлекающая многие физиологич системы и обусловленная потребностями орг-ма и уровнем возможного их удовлетворения. Субъективность эмоции проявл-ся в переживании чел--ком его отношения к окруж действит-ти. Эмоции - рефлекторные р-и орг-ма на внешние и внутр раздражения, хар-ся ярко выраженной субъективной окраской и включают все виды чувствит-ти. Эмоции не имеют биологич и физиологич ценности, если орг-м располагает достаточной информацией для удовлетворения сво-их желаний и потребностей.

Эмоциональное возб-е тесно связано с удовлетворением потреб-ностей чел-ка: пищевой, защитной и половой.

Эмоции проявл-ся при недостатке точных сведений и путей дости-жения жизненных потребностей. Информац природа эмоции по П. В. Симонову: Э = П (Н - С), где Э - эмоция, П - жизненно важная потребность орг-ма, Н – инф-я, необходимая для достижения цели, удовлетворения данной потребно-сти; С – инф-я, кот-й владеет орг-м и кот-я может быть использована для организации целенаправленных д-й.

Дальнейшее развитие эта концепция получила в трудах Г. И. Косицкого, кот-й'предложил оценивать величину эмоц-го напряжения по формуле: СН = Ц (ИННН- ИССС), где СН - состояние напряжения, Ц - цель, Ин, Вн, Эн - необходимые информация, время и энергия, Ис, ВС) Эс - существующие у орг-ма информация, время и энергия.

1- я стадия напряжения (CH-I) - состояние внимания, мобилизация активности, ↑ работоспос-ти. 2- я стадия напряжения (CH-II) – максимальное ↑ энергетич ресурсов орг-ма, ↑ АД, ↑ частоты сердцебиений, дыхания.

3- я стадия возб – астенич отрицат р-я, хар-ся истощением ресурсов орг-ма и находит свое психологич выражение в состоянии ужаса, страха, тоски. 4- я стадия возб-я – стадия невроза.

 

Сон, его виды и стадии.

Сон - жизненно необходимое периодич функцион состоя-ние, хар-ся специфич электрофизиологич, соматическими и вегетативными проявлениями.

Биологич цель сна - отдых. Гумор концепция наступления сна - накопление продуктов метаболизма во время периода бодрствования. Большую роль в индуцировании сна имеют специфич пептиды, на-пример, пептид «дельта-сна». Теория информационного дефицита основной причиной наступления сна полагает ограничение сенсорного притока.

Сон - совокупность 2 чередующихся фаз: «медленного» («ортодоксаль-ного») и «быстрого» («парадоксального») сна. Название этих фаз сна обусловлено характерными особ-тями ЭЭГ: «медленный» сон - медленные волны, «быстрый» сон - быстрый β-ритм, характерный для бодрствования чел-ка, потому и наз-ся «парадоксальный» сон. Стадия I - дремота, процесс погружения в сон, харак-терна полиморфная ЭЭГ, исчезает α-ритм. Продолж-ть 1-7 мин. Медленные движения глазных яблок, быстрых дви-жений нет. Стадия II - на ЭЭГ появл-ся сонные веретена (12-18 в сек) и вертекс-потенциалы, 2-фазовые волны с ампли-тудой ~ 200 мкВ на общем фоне электрич активности амплиту-дой 50-75 мкВ, а также К-комплексы (вертекс-потенциал с последую-щим «сонным веретеном»). Эта стадия наиболее продолжитель-ная из всех - 50% всего ночного сна. Движений глаз нет. Стадия III - наличие К-комплексов и ритмич ак-тивности (5-9 в сек), появление медленных дельта-волн (0,5-4 в сек) с амплитудой > 75 мкВ. Суммарная продолжит-ть дель-та-волн в этой стадии – 20-50% от всей III стадии. Движений глаз нет. Эту стадию сна называют дель-та-сном. Стадия IV - стадия «быстрого» («парадоксального») сна хар-ся десинхронизированной смешанной активностью на ЭЭГ: быстрые низкоамплитудные ритмы, кот-е черед-ся с низкоамплитудными медленными и с короткими вспышками α-ритма, быстрые движения глаз при закрытых веках. Продолж-ть «медленного» сна - 75-85%, а «парадок-сального» - 15-25% от всего ночного сна.

Функц-е значение отд-х стадий сна: во сне восстан-ся объем кратковрем памя-ти, эмоцион равновесие, нарушенная система психологич защит. Во время «дельта»-сна происходит организация инфор-и, поступившей в период бодрствования с учетом степени ее значимости, а также восстан-ся физ и умственная работоспос-ть, что сопров-ся мыш релакса-цией и приятными переживаниями; синтез-ся белковые макромолекулы (и в ЦНС), кот-е потом используются во время «быстрого» сна.

Сон и психич деят-ть, сновидения. При засыпании утрач-ся волевой контроль за мыслями, наруш-ся контакт с реальностью и формир-ся регрессивное мышление. Оно возникает при ↓ сенсорного притока и хар-ся наличием фантастич представлений, диссоциацией мыслей и образов, отрывочных сцен. Возникают галлюцинации - серии зрит застывших образов (типа слайдов); при этом субъектив-но время течет значит-но быстрее, чем в реальном мире. В «дельта»-сне возможны разговоры во сне. Напряженная творческая деят-ть резко ↑ продолжит-ть «быстрого» сна. Сновидения возникают в фазе «быстрого» сна, но бывают и в «медленном» сне, особенно в стадии «дельта»-сна. Физиологич значение сновидений: в снови-дениях используется мех-м образного мышления для решения проб-лем, кот-е не удалось решить в бодрствовании с помощью логич мышления.

 

Гипноз, теории гипноза.

Гипноз - особое состояние чел-ка, вызываемое искусственно, с по-мощью внушения, отлич-ся избирательностью реагирования, ↑ восприимч-ти к психологич возд-ю гипнотизи-рующего и ↓ восприимч-ти к др влияниям.

Различают несколько стадий гипноза:

I - cтадия гипноидности - мышечное и психич рас-слабление, мигание и закрывание глаз.

II - стадия легкого транса -характерна каталепсия конечностей -могут долго находиться в необычном поло-жении.

III - стадия среднего транса -возникают амнезия, изменения личности; возможны простые гипнотич внушения.

IV - стадия глубокого транса - полный сомнамбулизм, фантастич внушения.

Теории гипноза. Согласно теории частичного сна, созданной школой И. П. Павлова, гипноз рассматривают как искусственно вызванный частичный сон. Согласно этой теории, гипнотич состояние подразделяется на 3 фазы:

1 – уравнительная - все раздражители независимо от их интенсивности д-ют одинаково;

2 – парадоксальная - слабый раздраж-ль оказывает эффект, в то время как сильный раздраж-ль не д-ет;

3 – ультрапарадоксальная - возникает ответ на д-е стимулов, на кот-е орг-м в состоянии бодрствования не реаги-рует.

Теория психоанализа, предложена школой Фрейда: во главу угла ставит взаимоотношения гипнотизера и гипнотизируемого («сумасше-ствие вдвоем»). Гипнотизер играет роль всемогущего родителя; «гипно-тизер бессознательно желает магич власти и господства над па-циентом». У гипнотизера возникает парадоксальная ситуация: одно-временная потребность в близости и ощущение необходимости в дистан-ции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...