Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Социальные институты




Вопрос к семинару:

1. Социальный институт - основные понятия, условия возникновения.

Основная литература:

1. Андреев Ю.П., Коржевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. - Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1989. - 84 с.

2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001.- С.510-561.

***************

Под институтом понимают устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему (социальная система - относительно жестко связанная совокупность основных элементов общества).

Институты рассматриваются в качестве средства обеспечения устойчивости общественного строя и в таком контексте сформировалось соответствующее направление - институционализм. При этом под институтами представители данного направления понимают различные значения:

· в качестве основного элемента социальных институтов выдвигается " организующую идею", т.е. представления о цели, подлежащей достижению (М.Ориу, Ж.Ренар);

· в качестве основного элемента социальных институтов выдвигаются идеи, представления, чувства людей (М.Вебер, Э.Дюркгейм);

· в качестве основного элемента социальных институтов выдвигаются правила и нормы, образцы поведения (Г.Ландсберг, Т.Парсонс, Д.Хоманс и др.);

· социальные институты трактуются как группы людей, объединенных какой-либо идеей, чувством солидарности и т.д. (Т.Веблен, М.Ориу, Ж.Ренар, А.Грачи и др.).

Социальный институт следует отличать от конкретных организаций и социальных групп. Так, понятие "институт семьи" подразумевает не отдельную семью, а комплекс норм, реализующихся в бесчисленном множестве семей определенного вида; институт "президентства" - не отдельного человека с его окружением, а комплекс норм, связанных с этой структурой.

Для возникновения институтов нужны особые условия:

1. Должна возникнуть и распространиться некая потребность, которая, будучи осознанной многими членами общества, становится главной предпосылкой становления институтов. Исходя из "социальной потребности" ("социальной функции"), т.е. направленности на сохранение и поддержание жизнедеятельности общества, выделяют 5 главных (основных, фундаментальных) социальных институтов:

· Институты семьи и брака (потребность в воспроизводстве рода).

· Политические институты (потребности в безопасности и социальном порядке).

· Экономические институты (потребности в добывании средств)

· Образовательные институты, культура, наука (потребности в передаче знаний, социализации; социализация - это процесс присвоения личностью системы статусов, ролей, ценностей).

· Религия (потребности в решении духовных проблем, смысла жизни);

(раз выделяют главные, основные институты, то, соответственно, имеются и менее важные, т.н. неглавные, неосновные, частные социальные институты).

Герберт Спенсер (1820-1903), сравнивавший общество с биологическим организмом, выделял в качестве основных общественных потребностей:

а) "необходимость активной обороны" для борьбы с окружающими "врагами и грабителями" (военное дело);

б) потребность в деятельности, поддерживающей "основные средства существования" (сельское хозяйство, производство одежды и т.п.);

в) потребность в обмене (т.е. в рынках);

г) потребность в координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве).

2. Должна быть сложившаяся система функций, действий, реализующих эту потребность.

3. Должны быть необходимые ресурсы (например, для производства товаров необходимы 4 вида общественных ресурсов: земля, труд, капитал и организация; в первую очередь, ресурсы материальные, трудовые, организационные).

4. Для обеспечения самовоспроизводства института необходимо, чтобы сформировалась присущая только ему субкультура (особая система знаков, действий, правил поведения).

Одной из функций институтов является введение разнообразной деятельности людей в рамки более или менее предсказуемой ролевой модели поведения.

Явная функция институтов записана в уставах, формально заявлена, принята обществом и латентная - которая осуществляется на самом деле. Нестабильны институт, в которых эти функции сильно отличаются и, соответственно, само общество.

Условия, воздействующие на институты постоянно меняются и, соответственно, институты постоянно трансформируются.

В переходном обществе функции социальных институтов переменны, противоречивы. Одна из главных особенностей функционирования в настоящее время социальных институтов в России - сдвиг с коллективного на индивидуальное.

Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Институциональный кризис - падение авторитета данного института (например, института семьи). Институционализация - восхождение, укрепление социальной практики до уровня института, законодательное оформление статуса, обрастание организационной инфраструктурой и материальными ресурсами.

Медицина, как социальный институт: взаимодействие с другими социальными институтами общества; воздействие общества на развитие медицины; медицина и здравоохранение с позиций социального детерминизма; концепции развития медицины и здравоохранения; культурно-исторические типы систем здравоохранения; социальные аспекты политики здравоохранения; социология организации здравоохранения; медицинский персонал, его социальная роль и положение; социология пациента и качества жизни; медицинское образование; социология медицинской профессии; социология здоровья и болезни; социология медицинской науки и медицинских технологий; социология экономической деятельности в здравоохранении; социология медицинского страхования; глобализация социальных процессов и медицина.

***************

Контрольный вопрос:

1. Социальные институты в современном российском обществе.

Темы рефератов:

1. Медицина как социальный институт.

2. Образовательные институты.


Тема 4. ОБЩЕСТВО

Вопросы к семинару

1. Общество - основные понятия.

2. Классификации обществ.

3. Гражданское и тоталитарное общества - основные понятия.

4. Процессы глобализации и мировая система.

Основная литература:

1. В.В.Касьянов, В.Н.Нечипуренко, С.И.Самыгин Социология. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2000. - С.275-333 (512 с).

2. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.: Академический Проект, 2001. - 3-е изд., перераб. и доп. - С.81-168 (508 с.).

***************

Слово "общество" имеет целый ряд различных значений ("американское общество", "сливки общества", "общество защиты животных", "общество с ограниченной ответственностью"). Например, Р.Миллс понимал общество как конфигурацию институтов, которые при своём функционировании ограничивают свободу людей. Другие - как большую группу людей, сформировавших общую культуру; третьи - как социально-политическое объединение, ассоциируемое с какой-либо территорией и т.д.

Р.Марш (1967) попытался определить условия, которые должны выполняться, чтобы социальное объединение можно было назвать обществом. К этим условиям относятся: а) определенная (постоянная) территория; б) пополнение общества главным образом, за счет деторождения; в) развитая культура; г) "политическая" независимость. Но даже такое обстоятельное определение общества является спорным (что значит, например, развитая культура в стране, где проживают представители различных религиозных верований и этнических групп или политическая независимость?)

Другие социологи считают, что определяющей характеристикой общества является "самообеспеченность" ("самодостаточность"), но так же спорно в связи с международным разделением труда (едва ли не единственный пример достижений в условиях "самообеспеченности" - ЮАР).

Общество можно свести к совокупности 5 фундаментальных институтов (семья, производство, государство, образование, религия).

Всё общество можно разделить на 4 главные сферы: экономическую, политическую, духовную (культура, наука, религия, образование) и социальная сфера (совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения - транспорт, здравоохранение, коммунальное и бытовое обслуживание, связь, учреждения досуга).

В целом, ни одна из 4-х сфер не выступает в качестве единственного базиса общества, детерминирующего все другие сферы. При этом между основными сферами общества существуют определенные противоречия и между ними наблюдается что-то вроде конкурентной борьбы (экономическая система устремлена к максимальной прибыли, политическая - к максимилизации власти, социальная - к максимализации стабильности и порядка, культурная - к нравственным принципам). В тоже время, если эти сферы дублируют друг друга (например, экономическая и социальная стремятся к равенству, как в СССР), то эти задачи всё равно не решаются и функционирование самих этих сфер не эффективно.

О гражданском обществе говорят в случае развитости отношений, статусов, ролей, институтов, неподконтрольных государству (в России в настоящее время определенные подобные формирования есть, но они практически не влияют на государство). Гражданское общество определяет собой государство, а не наоборот; в гражданском обществе личность имеет приоритет над обществом.

Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом - идеалом только в одном случае, когда устанавливается правовое государство. Оно основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах в качестве прирожденных свойств человека (Равенство имеет 3 значения: равенство перед законом, равенство возможностей - каждый имеет одинаковые шансы добиться в жизни всего благодаря своим достоинствам и способностям, равенство результатов - каждый должен иметь одинаковые стартовые возможности независимо от таланта, усилий и способностей).

Противоположный полюс - тоталитарное государство, основные черты которого - развернутый и действующий аппарат подавления с преследованием инакомыслящих, отсутствие свободы слова, диктатура одной политической партии, монополия государственной собственности, геноцид против собственного народа.

Существует множество способов классификации обществ.

а) Г. и Дж.Ленски (1970) составили классификацию обществ по способу добывания средств к существованию: общество охотников и собирателей, садоводческое (возникло на ближнем Востоке около 6 тысяч лет назад), аграрное (в Древнем Египте, когда производилось больше продуктов, чем требовалось для обеспечения населения) и промышленное общество.

Г. и Дж.Ленски также выделяли 6 основных элементов для стабильного существования общества: а) коммуникация между его членами; б) производство товаров и услуг; в) распределение товаров и услуг; г) защита членов общества от физической опасности, от патогенных воздействий и врагов; д) замена выбывающих членов общества; е) контроль за их поведением.

Эти социальные потребности удовлетворяются не автоматически. Для их удовлетворения необходимы совместные усилия членов общества. Эти совместные усилия и осуществляются институтами.

б) По К.Марксу, основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания; если бы усилия людей удовлетворять свои материальные потребности не были коллективно организованны, не было бы общества (т.е. тип общества определяется способом организации деятельности людей в целях их материального выживания). Соответственно, К.Маркс считал критерием разделения общества формы собственности, выделив 5 формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

в) Ф.Теннис (1887) разделял общество на традиционное (община, относится к сельской общине; гемайншафт) и современное (общество, городское промышленное общество, гезельшафт). Их основные различия: люди живут в соответствии с общинными ценностями или личной выгодой; основаны на традиционных обычаях или на федеральном законе; ограниченная специализация или специализированные профессиональные роли; опирается ли общество на религиозные или на светские ценности; главные институты общества - семьи и община или же крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.

г) Современная индустриальная социология (Д.Белл, З.Бжезинский) ввела понятие доиндустриального общества (определяющий фактор развития которого - сельское хозяйство, главные институты - церковь и армия), индустриальное (промышленность, с корпорацией и фирмой во главе) и постиндустриальное общество (теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения). Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается изменением классовой структуры: классовое деление уступает место профессиональному; собственность как критерий социального неравенства теряет своё значение, решающим становится уровень образования и знания.

Все эти концепции по-своему ограниченны, но они содержат рациональное зерно.

В свете возрастающей интеграции современного мира сейчас формируется новое направление в мировой социологии - социология наднациональных организаций (в другой интерпретации - интернациональных обществ) или, как ее чаще называют, социология сообществ. Глобалистика, глобализация - исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество превращается в единую политическую систему.

Мировую систему нередко делят на 3 части (И.Валлерстайн, который предложил вместо понятия "общество" использовать "историческая система"): ядро, полупериферия, периферия (ядро - постиндустриальные общества, в которых всё больше концентрируется экономическая и политическая власть; полупериферия - индустриальные общества, периферия - традиционные, аграрные общества). Принципы деления:

· перерабатываются или экспортируются полезные ископаемые, природные ресурсы;

· большая часть прибавочного продукта присваивается местным или иностранным капиталом;

· местная элита вкладывает деньги в своем государстве или за его пределами (элита - небольшая группа людей, которые отличаются не тем, что они обладают лучшими нравственными или творческими качествами, а тем, что обладают наибольшей властью в обществе; практически синонимом понятию элита в США выступает термин "истеблишмент"; современная правящая элита в РФ на 70% состоит из субэлит старой номенклатуры);

· нестабильность политического режима;

· высший класс не отделен от низшего широким слоем среднего класса.

Наряду с этой закономерностью (концентрацией власти) наблюдается 2 следующие тенденции в новом международном порядке - суверенизация мелких государств; вытесненные на политическую и экономическую периферию государства борются с гегемонией сверхдержав доступными им средствами (вплоть до террора).

***************

Контрольные вопросы:

1. В чем, на Ваш, взгляд, достоинства и недостатки концепций Г. и Дж.Ленски, К.Маркса, Ф. Тенниса, Д.Белла и З.Бжесинского.

2. Гражданское и тоталитарные общества.

3. Место России в мировой системе (в контексте концепции И.Валлерстайна).

Темы рефератов:

1. Проблема построения гражданского общества в России.

2. Глобализация: возможные последствия и текущие проблемы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...