Тема 12. Социология семьи. Гендерные роли и их различия
Вопросы к семинару: 1. Семья, общая характеристика, формы семьи и брака. 2. Общие проблемы и тенденции семьи в большинстве стран. 3. Гендерные роли, определение понятия, проявления их различий. Основная литература: 1. Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С.65-70. 2. Клецина И.С. Теоретические проблемы гендерной психологии // Мир психологии. - 2001. - № 4 (28). - С.162-179. 3. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. - СПб.: Питер Ком, 1998. - С.225-267. 4. Смелзер Н Социология: Пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - С.328-360, 390-426. 5. Турецкая Г.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. - 1998. - Т.19, № 1.- С. 37-46. 6. Чаффинс С., Форбс М., Фукуа-младший Г.Е., Кенджмени Дж.П. "Стеклянный потолок": занимают ли женщины в США должное положение в обществе? // Иностранная психология. - 1998. - № 10. - С. 24-29. *************** Семья - один из наиболее древних социальных институтов она возникла в недрах первобытного общества намного раньше классов, наций и государств. В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности постоянно изменялись. С социологических позиций семья анализируется в русле 2-х основных направлений: сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения ее функций или социальных потребностей, которым она служит (экономическая, передача статуса, социальное благосостояние и социализация детей); сторонники теории конфликта придают главное значение распределению власти внутри семьи (члены семьи, в большей мере владеющие материальными средствами, имеют большую власть), а также конфликтам между семьями и более крупными организациями (школа, производство, государство).
Формы семьи: нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят; расширенная семья включает нуклеарную семью и родственников; неполная семья - отсутствует один из родителей. Формы брака: - моногамия - брак между одним мужчиной и одной женщиной; - полигамия - брак между одним и несколькими другими индивидами (полигиния- брак между одним мужчиной и несколькими женщинами, полиандрия- брак между одной женщиной и несколькими мужчинами); - групповой брак - между несколькими мужчинами и несколькими женщинами. Семейные традиции, отвергаемые в одном обществе, могут считаться нормой носителями другой культуры, однако по мере развития общества нарастает моногамия, а проявления полиандрии и группового брака - встречаются, практически, в архаичных обществах. Для устойчивости семьи психологические факторы более важны, чем сексуальные. Люди чаще остаются в браке, если они: · стали супругами в возрасте не моложе 20 лет; · оба выросли в стабильном доме с двумя родителями; · встречались в течение длительного периода до женитьбы (более года); · одного возраста, вероисповедания и образования; · имеют хорошую работу и стабильный доход; · живут в маленьком городке. Люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью и чаще имеют более высокие показатели здоровья по сравнению со вдовыми, одинокими и, особенно, с разведенными и брошенными людьми. Предполагаемая браком роль супруга и родителя обеспечивает дополнительный источник самоуважения. Общие проблемы и тенденции семьи в большинстве стран: а) Снижение уровня браков. б) Возрастание числа разводов и супругов, живущих отдельно (количество разводов зависит от культуральных и социально-экономических факторов и колеблется примерно в 50 раз в разных странах). В тоже время правомерно говорить о недостаточной обоснованности части разводов: две трети разведенных мужчин и почти половина разведенных женщин считали, что их развод можно было бы предотвратить.
Развод неблагоприятно сказывается на психологическом состоянии детей (дошкольники обычно чувствуют страх, неуверенность в себе и считают себя виновными в разводе родителей; дети более старшего возраста выражают свой протест более непосредственно). Большинство детей успокаиваются в течение года-двух после развода, хотя некоторые переживают более долго. в) Повышение численности совместно проживающих пар, не вступающих в брак (большинство из которых, как правило, не имеет детей). г) Увеличение числа детей, родившихся вне брака. В настоящее время имеется четкая тенденция разделения институтов брака и семьи; традиционная (т.е. нуклеарной) семья испытывает кризис, её возрождения не предвидится, но и полного разрушения института семьи не ожидается. Гендер - близкое понятие пол, только пол это биологическая категория, а гендер - социально-психологическая, обусловленная социально- историческими и культуральными факторами; "гендерная роль" - набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин, некоторые различия в которых: Мальчики более независимы и играют в относительно больших группах; девочки более взаимозависимы и играют в меньших по размеру группах. Для мальчиков содержание совместной деятельности важнее, чем индивидуальная симпатия к партнерам (у девочек - наоборот). Мальчиков больше интересуют точные науки и техника, девочек - искусство и гуманитарные предметы. Мужской стиль общения более активен и предметен, но одновременно более соревнователен и конфликтен, чем женский. Мужское общение отличается большей эмоциональной сдержанностью, женщины свободнее и полнее выражают свои чувства и эмоции. Женщины чаще делятся своими страхами и чаще говорят о болезнях, они составляют основную массу обращающихся за советом на радио или в специализированные консультационные центры. Женщины обычно лучше интерпретируют эмоции окружающих и более способны к сопереживанию (эмпатии). Женщины в 2 раза чаще страдают от тревожности и депрессией, но в 3 раза реже совершают самоубийства.
У большинства мужчин на первом плане стоит профессионально-трудовая деятельность, у женщин - семья. Выбирая род занятий, мужчина интересуется прежде всего предметным содержанием деятельности и возможностью продвижения в ней, а женщина придает большее значение эмоциональному климату, межличностным отношениям. Профессиональные успехи часто вызывают у женщин тревогу, т.к. ассоциируется с нежелательными последствиями - утратой женственности, потерей значимых отношений и социальным отторжением. В ответ - потребность в демонстрации своей женственности пропорционально интимности и значимости отношений с избеганием в них лидерства. Мужчины после стрессов на работе чаще хотят, чтобы их оставили дома в покое или разряжаются, устроив скандал жене и детям. Для женщин характерно прямо противоположное избавление от стрессов - они концентрируются на детях, общаются с подругами. Хотя действительные гендерные различия не так уж и выражены, стереотипы в отношении этих различий сильны. Приведенные различия нельзя рассматривать как прямо противоположные особенности поведения или абсолютизировать. Максимальное соответствие индивида полоролевому стереотипу не гарантирует психическое и социальное благополучие - фемининные женщины часто отличаются повышенной тревожностью и пониженным самоуважением; эти черты даже входят в условный набор фемининности; дети, поведение которых более всего соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями. Индивиды, относительно свободные от жесткой половой типизации, обладают более богатым поведенческим репертуаром и психологически более благополучны; фемининные женщины и маскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными нормами полоролевой дифференцировки. Первичная половая идентичность (сознание своей половой принадлежности) формируется у ребенка к 1,5 годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой, элемент его самосознания. С возрастом объем и содержание этой идентичности меняются. 3 основные теории половой социализации: идентификации, половой типизации и самокатегоризации.
В любом из существовавших человеческих обществ обнаруживаются какие-то разделения труда между полами, специфические для мужчин и женщин виды деятельности и социальные функции, что способствовало различным социальным ролям мужчин и женщин - как правило, их неравенству и главенству мужчин. Подобное неравенство сохранилось вплоть до современного индустриального общества западного типа. Прямое выражение предрассудков по отношению к женщинам сегодня встречается достаточно редко (как и прямая дискриминация), но завуалированные предрассудки ещё широко распространены (предрассудки - неоправданно негативные установки). *************** Контрольные вопросы: 1. Социально-психологические проблемы семьи и брака в настоящее время. 2. Характеристика гендерных ролей и их проявлений. Темы рефератов: 1. Профессиональная карьера женщины: психологические проблемы. 2. Психологические последствия для детей развода родителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|