Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Социализация личности




Вопросы к семинару:

1. Социализация, общая характеристика.

2. "Базовые" теории социализации (Э.Эриксона, Ж.Пиаже, Л.Колберга и др.).

Основная литература:

1. Смелзер Н Социология: Пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - С.94-129.

***************

Социализация - это процесс присвоения личностью системы статусов, ролей, ценностей. Смыслом и результатом социализации является интеграция человека в систему социальных отношений.

Основные факторы социализации биологические свойства, данные от рождения, психологические (психические) факторы и социогенные условия (культурные комплексы, социальная структура, круг общения).

Основные положения концепции социализации:

1) Базовые черты личности формируются в детстве и впоследствии только развиваются (если какая-либо черта получила развитие в детстве, она остается и у взрослого человека).

2) Периоды роста и развития у разных людей не одинаковы; человек отставший от сверстников на одной фазе, затем может наверстать упущенное.

3) Разные системы организма достигают зрелости в разные периоды жизни, поэтому, если в одном отношении ребенок по развитию некоторых свойств выше взрослого, то в другом дело обстоит наоборот.

4) Каждая фаза имеет свой пик развития, в котором происходит разрешение противоречий. В результате индивид переходит к следующему этапу развития.

5) В жизни человека можно зафиксировать несколько кризисов развития, которые определяют сущность личности на длительный период.

Отличия социализации взрослых от социализации детей:

а) социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, а дети воспринимают базовые ценностные ориентации;

б) взрослые оценивают нормы, а дети лишь их усваивают;

в) социализация взрослых предполагает понимания широкого спектра поведения, а требования для детей достаточно узки (часто только "можно" или "нельзя");

г) социализация взрослых помогает им овладеть определенными навыками, социализация детей формирует, главным образом, мотивацию их поведения.

Причины неуспешной социализации:

1) Органическая и функциональная недостаточность, неразвитость индивидуальных задатков, часто вследствие отрицательного влияния неблагоприятного психологического климата в семье, неправильного воспитания.

2) Недостаточно четкая деятельность институтов и агентов социализации (СМИ, школы, общественных/спортивных организаций и др.).

"Базовые" теории социализации (теории развития личности):

1. Эпигенетическая теория (Эрик Эриксон): основная характеристика личности - идентичность - выражается в способности соотносить и отожествлять себя с социальной группой, ролью, самим собой. Идентичность меняется с переходом от одной фазы к другой в момент кризиса, при котором происходит выбор одного из возможных вариантов развития. Стадии (кризисы) развития:

а) вбирающая, которая формирует доверие либо недоверие к миру (раннее младенчество - от рождения до 1 года);

б) формирование чувства самостоятельности, уверенности в себе или сомнения в себе, гипертрофированного чувства вины (позднее младенчество - 1-3 года);

в) при нормальной линии развития - активность и пассивность - при аномальной линии развития (раннее детство - около 3-5-ти лет);

г) трудолюбие или чувство собственной неполноценности (среднее детство - от 5 до 11 лет);

д) личностное самоопределение или путаница в моральных, мировоззренческих установках (половая зрелость, подростковый период и юность - 11-20 лет);

е) близость к людям или изоляция от людей (ранняя взрослость - 20 - 40-45 лет);

ж) творчество, забота о воспитании нового поколения или застой, эгоистичность, "погруженность в себя" (средняя взрослость - от 40-45 лет до 60);

з) удовлетворенность прожитой жизнью или отчаяние (поздняя взрослость - свыше 60 лет).

2. Теория когнитивного развития (Жан Пиаже). В её основе идея о том что базовые черты личности формируются параллельно с развитием познавательных процессов. Этапы когнитивного развития:

а) Сенсорно-моторный период (до 2-х лет) - происходит переход от рефлекторного уровня адаптации к относительно связному взаимодействию с непосредственным окружением (простые акты перцепции и двигательного характера).

б) Предоперациональная стадия (2-7 лет) - освоение мира символов и начало операций с ними.

в) Стадия конкретных операций (7–11 лет) - начало формирования способностей к обобщениям, складывание понятийного аппарата.

г) Период формально-логических операций (12-15 лет) - мышление отрывается от наличных предметов и оперирует с абстрактными образованиями.

Параллельно умственного развития ребенка идет его нравственное развитие являющееся существенным фактором интеграции его в общественную систему.

3. Теория нравственного развития (Лоренс Колберг) основана на теории когнитивного развития. Выделяет 3 уровня с 2-мя фазами в каждом:

1) Доконвенционая мораль со стадиями, ориентированными на избежание наказания и получение поощрения.

2) Конвенциональная мораль - сначала ориентация на образец "хорошего мальчика" ("хорошей девочки"), а на следующей стадии - ориентация на авторитет (чтобы избежать осуждения и чувство вины за невыполнение своих обязанностей, начинают осознавать интересы общества и правила поведения в нём).

3) Постконвенциональная мораль - 5-я фаза - осмысливание возможных противоречий между различными нравственными убеждениями, формирование суждения что такое "хорошо" и что такое "плохо", а на шестой стадии - формируются собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы.

4. Теория символического интеракционизма (Джордж Герберт Мид, Чарлз Хортон Кули). Основным компонентом социализации является интериоризация (внутреннее принятие) социальных ролей. В этом процессе особую роль играет самоидентификация, способствующая наиболее полному освоению воли. Основные механизмы интериоризации ролей: имитация (простое повторение действий); подражание (ориентация на действия и оценки значимых других); ролевые игры (моделирование ролевого социально значимого поведения с использованием символов роли).

5. Психоаналитическая теория (Зигмунд Фрейд) - процесс формирования личности проходит через ряд стадий, на каждой из которых возникает конфликт между стремлением к удовольствию (благодаря эрогенной зоне) и ограничениями, установленными сначала родителями, а в дальнейшем и Супер-эго. Стадии:

а) оральная (до года) - эрогенной зоной является рот, вся энергия младенца направлена на то, чтобы получить удовольствие через рот (еда, сосание пальца);

б) анальная стадия (2-4 года) - эрогенной зоной становится задний проход, в это время дети стремятся к самостоятельности, а родители стараются приучить их проситься на горшок - поощрения и похвала постоянно сменяются запретами (ребёнок не понимает, почему его хвалят, если он "это сделал" и ругают, если он "сделал это" на пол или взял кусочек кала в руки); фиксация на этой стадии, по Фрейду, ведёт в формированию упрямства, чрезмерной аккуратности;

в) фаллическая (с 3-х до 5-6-ти лет) - главный источник удовольствия - пенис или клитор, начинают проявляться различия мальчиков и девочек с формированием Эдипова комплекса у мальчиков (подсознательного стремления занять место своего отца рядом с матерью) и чувства неполноценности у девочек в связи с отсутствием пениса;

г) латентный период (6-12 лет) - некоторое ослабление сексуальной напряженности вследствие переключения на спорт, учебу, другие увлечения;

д) генитальная стадия - в подростковом и юношеском возрасте сексуальность оживает с новой силой.

***************

Контрольные вопросы:

1. Достоинства и недостатки "базовых теорий" социализации, целесообразность их преподавания в системе высшего медицинского образования.

2. На основе схемы Э.Эриксона укажите и проанализируйте возможные отклонения в процессе социализации на любом её этапе.

3. Дайте ретроспективный анализ процесса социализации на примере конкретной личности (по любой теории).

Темы рефератов:

1. Социализация, причины успешной и неуспешной социализации.

2. Механизмы социализации: подражание, внушение, социальная фациллитация, конформность и следование установленным нормам.


Тема 8. ДЕВИАЦИЯ

Вопросы к семинару:

1. Девиация, трудности определения понятия, основные компоненты.

2. Основные концепции девиации (биологическое объяснение, психологическое, социологические объяснения Э.Дюркгейма, Р.Мертона, культурологические и конфликтологический подходы, теория стигматизации.

3. Девиация как процесс развития и социальный контроль.

4. Основные типы девиантного поведения.

Основная литература:

1. Жариков Н.М., Иванова А.Е., Анискин Д.Б., Чуркин А.А. Самоубийства в Российской Федерации как социопсихиатрическая проблема // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1997. - Т.97, № 6. - С. 9-15.

2. Клейберг Ю.А. Психология девиантного (отклоняющегося) поведения // Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С.141-145.

3. Скороходова А.С. Граффити как социально-психологическое явление // Прикладная психология. - 1998. - № 5. - С.20-31.

4. Смелзер Н Социология: Пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - С.197-242.

5. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: Прометей, Юрайт, 1998. - С.233-251.

***************

Девиацию можно определить как поведение, которое считается отклонением от общепринятых норм и установленных стандартов (юридических, моральных или социальных). Девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным нормами (ожиданиям), которые могут быть спорными (даже убийство не абсолютно - на войне оно поощряемо).

Девиация включает 3 основных компонента:

а) человека, которому свойственно определенное поведение:

б) норму/ожидание, являющиеся критерием оценки поведения как девиантного;

в) другую группу или организацию, реагирующие на данное поведение.

Некоторые концепции, объясняющие девиации:

1) Биологическое объяснение девиации представлено в теории У.Шелдона, согласно которой характер поведения людей обусловлен особенностями их телосложения; взглядах Ч.Ломброзо о том, что "криминальный тип" есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции и поэтому он обладает характерной внешностью; биологической концепцией о том. что мужчины, обладающие дополнительными хромосомами типа Y (XXY, XYY), в большей степени склонны к агрессивности и преступности; однако многие факты противоречат этим подходам.

2) Психологические объяснения - например, концепция "агрессивного поведения подростков как формы самоутверждения" (А.Бандура, А.Басс, М.Лазарус), но не низкое самоуважение обусловливает отклоняющееся поведение, а делинквентные действия снижают самооценку; за нарушением правил следует осуждение, которое, в свою очередь, обусловливает более низкую самооценку; представления З.Фрейда о "преступниках с чувством вины" (хотят быть наказаны). Психологические факторы всегда рассматриваются в совокупности с другими.

3) Социологические объяснения:

а) Теория аномии Э.Дюркгейма подчеркивает роль нормативной неопределенности и дезориентации, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать социальным нормам общества. С другой стороны, предложена концепция необходимости для общества девиантов, помогающих понять и сохранить нормы (Э.Эриксон).

б) Теория аномии Р.Мертона опирается на анализ факторов, способствующих принятию или отрицанию людьми целей общества, социально одобряемых средств их достижения или того и другого вместе. Типология девиаций: инновация (согласие с одобряемыми целями, но отрицание одобряемых способов их достижения), ритуализм (отрицание целей, но использование одобряемых средств), ретреатизм (бегство от действительности) и бунт.

в) Культурологические объяснения (Т.Селли, У.Миллер) сосредоточены на анализе культурных ценностей (типа девиации возникают при усвоении норм субкультуры, которые противоречат правилам культуры господствующей).

г) Теория стигматизации или наклеивания ярлыков (Г.Беккер) объясняет девиантное поведение тем, что влиятельные группы обладают возможностью наклеивать ярлыки "девиантов" на представителей менее влиятельных групп.

д) Конфликтологический подход (А.Турк, Р.Квинни) придает основное значение сущности самого общества и его законодательной системы (девианты чаще бунтовщики).

Причинами девиантного поведения можно считать противоречия социально-экономического и политического развития, с одной стороны, и индивидуальную социально-психологическая дезадаптацию с кризисом духовности, с другой.

Девиация нередко рассматривается как процесс развития (Н.Смелзер), в ходе которого можно выделить несколько стадий: формирование норм - сущность норм - совершение девиантного поступка - признание поступка девиантным - признание человека девиантным - стигматизация - следствия стигматизации - коллективные формы девиантного поведения.

Социальный контроль выражается в стремлении других (большинства) воспрепятствовать девиантному поведению, наказать или "вернуть их в строй". Методы социального контроля: изоляция, обособление и реабилитация. Типы неформального социального контроля:социальное поощрение, наказание, убеждение и переоценка норм.

Наиболее податлива к девиациям молодёжь, особенно лишённая благоприятных условий социализации.

Модели девиантного поведения могут быть на ситуационном, средовом и персональном (индивидуальном) уровнях.

Основные типы девиантного поведения: преступность; пьянство и алкоголизмм; явления "наркотизма", "наркомании" и "токсикомании"; проституция; сексуальные девиации и сексуальные перверсии (извращения); суицид.

Пьянство (синонимы - "бытовое пьянство"; "злоупотребление" или " употребление с вредными последствиями") - многократные и регулярные выпивки, которые наносят явный ущерб соматическому здоровью или создают социальные проблемы в быту, на работе. При пьянстве отсутствует характерная для алкоголизма симптоматика. Алкоголизм ("синдром зависимости"; иногда встречается грамматически неправильное выражение "хронический алкоголизм") - хроническое прогредиентное заболевание с совокупностью психических и соматических расстройств. Может развиваться как от крепких, так и от слабых алкогольных напитков; распространенность в разных странах - от 0% до 8-10% в винодельческих странах; в большинстве стран - 3-5% населения.

Под наркоманией в отечественной медицине понимают болезнь, возникающую в результате злоупотребления лекарственными или иными веществами, занесенными специальными приказами Министерства Здравоохранения в список наркотиков. Под токсикоманией понимают болезнь, вызванную злоупотреблением лекарственными и иными веществами, не отнесенными к наркотикам, но вызывающими болезненное пристрастие. Употребление наркотиков или других токсических веществ без зависимости от них не считается наркоманией или токсикоманией. Для этих случаев предлагалось множество разных названий - наркотизм ("употребление с вредными последствиями"), эпизодическое употребление, широкое распространение получил термин "аддиктивное поведение" (от англ. addiction - пагубная привычка, порочная склонность).

В последние годы проблема наркомании и токсикомании стала крайне актуальной вследствие резкого увеличения числа лиц, принимающих наркотические средства (в первую очередь, среди молодёжи, истинная общая численность наркоманов в 5-10 раз превышает цифры официальной статистики и составляет 0,1-0,2% населения РФ) и тенденции к употреблению новых препаратов.

Суицид (самоубийство) - феномен социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциальных конфликтов. Под суицидальным поведением понимают различные формы активности людей, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством решения личностного кризиса. Большинство совершающих суициды - практически здоровые люди, попавшие в психотравмирующие ситуации, из которых они не смогли найти правильный выход. Для РФ характерно "омоложение" суицидов, а распространенность завершенных самоубийств в общей популяции составляет около 40 на 100 тыс. населения, что, согласно общемировому стандарту, считается сверхвысоким.

Относительно специфическими формами девиантного поведения детей и молодёжи являются "черный юмор" и подростковый вандализм (граффити).

Социальное творчество можно рассматривать как позитивно отклоняющееся поведение.

***************

Контрольные вопросы:

1. Характеристика отклоняющегося поведения.

2. Социальные, психологические и биологические причины девиаций.

3. Индивидуальные и коллективные формы отклоняющегося поведения.

4. Роль социальных институтов в предотвращении отклоняющегося поведения.

Темы рефератов:

1. Виды и типы отклоняющегося поведения.

2. Маргинальность: прошлое, настоящее и будущее.

3. Социальная аспекты алкоголизма (наркоманий, проституции, вандализма).

4. Мода как специфическая форма девиантного поведения.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...