Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Личность и малая группа. Руководитель




Вопросы к семинару:

1. Группа, малая группа - определение понятий, общая характеристика.

2. Механизмы групповой динамики.

3. Индивид в группе, двойственность влияния группы на личность.

4. Структура личности "успешного" руководителя (по М.Шоу).

5. Стили руководства (К.Левин).

Основная литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1998. - С.137-262, 303-317.

2. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М.: МГУ, 1991. - 207 с.

3. Майерс Д. Социальная психология:Пер. с англ. - СПб.: Питер Ком, 1998. - С.354-397.

4. Немов Р.С. Психология: В 3-х книгах. Кн.1. Общие основы психология - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. - С.528-593.

***************

В социологии личность определяется как системное качество индивида, обусловленное его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; человек - это прежде всего субъект социального развития и, что не менее важно, активный субъект саморазвития; признавая уникальность, неповторимость каждой личности, социология, тем не менее делает акцент на изучении социально типического в её поведении и деятельности.

Группу отличает от простого скопления людей:

· взаимодействие,

· некоторая продолжительность существования,

· наличие общей цели или целей,

· развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры,

· осознание входящими в нее индивидами себя как "мы", своего членства в ней.

Стихийные социальные группы - толпа, публика и массы. Они организуются на основе особых форма коммуникативного, интерактивного и информационного процессов и имеют следующие механизмы психологического влияния на человека: заражение (психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений); внушение (целенаправленное, неаргументированное воздействие на одного человека или на группу) и подражание (воспроизведение черт и образцов демонстрируемого поведения).

Среди организованных групп принято выделять, в первую очередь, большие и малые; малые группы могут быть разными по количественному составу: от 2-3-х до 30-40 человек. Малая группа представляет элементарную ячейку общества (это семья, учебная группа, бригада, спортивная команда и т.п.).

Диада, или группа состоящая из 2-х человек, является хрупкой и требует более тесного, упорядоченного и позитивного взаимодействия между её членами, чем группа другого типа. В то же время в ней создаются условия для более глубокого эмоционального удовлетворения, чем в других группах.

В триаде обычно складываются сложные отношения: рано или поздно происходит сближение е между двумя её членами и исключение из неё третьего. Третий член групп часто играет одну из трёх: безучастного посредника; оппортуниста, который использует других в своих целях; тактику принципа "Разделяй и властвуй".

Более крупные группы, как правило, более продуктивны, чем диады и триады. В более крупной группе меньше согласия, но также меньше и напряженность. В таких группах наблюдается неравенство между её членами и их члены меньше удовлетворены своей ролью в совместной деятельности группы, чем члены малых групп.

В группах с четным составом в большей мере проявляются разногласия, чем в группах с нечетным, поэтому группы с четным числом человек менее устойчивы (они могут распадаться на фракции с равным количеством членов, что невозможно в группах с нечетным количеством).

Согласно точке зрения многих исследователей, группы из 5-ти человек обычно не сталкиваются с выше отмеченными проблемами. В то же время их участники не страдают от непрочности и напряженности, свойственных диадам и триадам. В группах из 5-ти человек каждый более глубоко удовлетворен своей ролью, в случае разногласий чаще всего такие группы не распадаются.

В целом, наиболее сплоченной и управляемой является группа в 7-12 человек.

В 55-60% случаев люди поступают не так, как они хотели бы, а так, как это принято в группе или организации, членами которых они являются.

Коллектив раньше определялся как особое качественное состояние малой группы, достигшей высокого (наивысшего) уровня социально-психологической зрелости.

Основные факторы воздействия группы на индивида могут быть как положительными (образец для подражания, источник духовных ценностей, обеспечение индивида информацией, в т.ч. способствующей развитию "Я", источник положительных эмоций и подкреплений) так и отрицательными за счет деиндивидуализации и обезличивания, а также конформизма. (В частности, положительное воздействие на личность может оказывать только высокоразвитый коллектив, а их всего 6-8% - еще В.М.Бехтерев с М.В.Ланге в 1920-е годы доказали, что коллектив может подавлять особо одаренную творческую личность). Классические опыты (С.Милгрэма, С.Аша) показали значительную распространенность (и выраженность) конформности, и открывающиеся в связи с этим возможности манипулирования поведением людей. Но конформность как способствует исправлению ошибочного мнения и поведения индивида, так используется для получения какой-либо личной выгоды.

Причины возникновения малой группы лежат вне её и вне индивидов, её образующих, в более широкой социальной системе. Этапы малой группы: образование, функционирование, развитие, стагнация, регресс, распад. Структуру официальных (деловых) отношений именуют каналами коммуникации, содержание неофициальных (эмоциональных) - психологическим климатом.

Двухфакторная модель развития группы (Б.Такмен) развитие отношений (их упорядочность, структурированность) в сфере деловой активности, как правило, опережает аналогичный процесс в эмоциональной сфере.

Механизмы групповой динамики:

1) Разрешение групповых противоречий. Интеграция (возрастающими актуальной деятельностью группы и ее потенциальными возможностями) и дифференциация (растущее стремление членов группы к самореализации и самоутверждению) в группе - сосуществование названных тенденций обусловливает неравномерность и пульсирующий характер процесса развития малой группы.

Периодически возникающие рассогласования поведения лидера с ожиданиями, связываемыми с его действиями последователями.

2) " Идиосинкразический кредит " - член группы может отклоняться от групповых норм пропорционально его прошлому вкладу в достижение групповых целей (в частности, больше дозволено отклоняться лидеру); это способствует переходу группы на более высокую ступень жизнедеятельности.

3) Психологический обмен - сначала носит диадный уровень (между двумя людьми), типичный для начального этапа жизни группы; постепенно возрастает взаимодействие между диадами. Межличностная совместимость - преимущественно, диадный феномен.

Между сплоченностью группы и продуктивностью ее деятельности не обязательно существует прямая связь. Групповая структура, эффективная для решения поставленной перед группой задачей, может оказаться неудовлетворительной в межличностном плане и, наоборот.

В основе группового процесса лежит коммуникация. Гарольд Ливитт (1951) выделял следующие группы в зависимости от способов передачи информации внутри них - "колесо", "цепь", "Y", "круг".

Обладание информацией позитивно и тесно связано с величиной официального статуса индивида в группе; как правило, высокостатусным членам группы адресуется больше сообщений и они носят более благоприятный, дружелюбный характер.

По сравнению с индивидуальными, групповые решения, в целом, более высокого качества. В тоже время в процессе дискуссии могут возникнуть деформации, снижающие качество групповых решений: сдвиг к риску и групповая поляризация (мнения не сглаживаются, а оформляются к концу дискуссии в две противоположные позиции, исключающие компромиссы).

Положение индивида в группе определяется:

а) личным статусом;

б) характером его роли и способом ее исполнения;

в) образцами поведения, принятыми в группе;

г) престижем группы среди других групп;

д) типом и жесткостью группового контроля над поведением её участников;

е) способом организации группы.

Типы поведения людей в малой группе:

а) обособляющий, такой человек наиболее продуктивно работает в условиях относительной независимости от группы;

б) ведомый тип - характерен конформизм, подчиненное положение, а успешность его деятельности зависит от степени сотрудничества с более компетентными членами группы;

в) сотрудничающий - характерно стремление к совместному решению задач.

г) лидирующий тип - стремится к занятию ключевых позиций в группе и наибольших результатов достигает когда другие члены группы ему подчиняются.

Для успеха группы в ней должен обязательно находиться субъект, превосходящий своих партнеров в изобретательности и компетентности и обладающий способностью к лидерству. Лидирование руководителя в ведущем типе групповой деятельности является важным условием эффективности коллектива.

Если руководителя иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают, то лидер выдвигается стихийно.

Лидер - член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Лидер может одновременно быть руководителем группы, а может и не быть. Нередко лидерство переходит в руководство, а руководитель становится лидером.

Различные классификации руководителей (лидеров):

1) по содержанию деятельности (вдохновитель и исполнитель);

2) по характеру деятельности (универсальный и ситуативный);

3) по направленности деятельности (эмоциональный и деловой).

М.Шоу (США) "разложил" личность руководителя на 3 класса составляющих:

1) Биографические характеристики.

а) Возраст - крайне много случаев успешного руководства как в молодом возрасте, так и в пожилом.

б) Пол - многочисленны эксперименты типа если руководимая женщиной группа добивается успеха в сугубо "мужской" деятельности, то успех приписывается везению или лучшему составу группы; если руководимая мужчиной группа добивается успеха - то это объясняется его личными качествами. Влияние неопределенно. Больший интерес женщин к отношениям между людьми - единственное значимое отличие мужчин-руководителей и женщин-руководителей.

в) Образование - достаточно определенно и прямо.

г) Социально-экономический статус - "легче всего стать руководителем и успешно руководить, если твои родители, друзья, знакомые большие начальники".

2) Способности.

а) Общего плана, в т.ч. и интеллект. Наиболее эффективными оказываются руководители не с чрезмерно высокими или низкими показателями интеллекта, а имеющие промежуточные по степени выраженности его оценки, что чаще всего объясняется множеством других факторов, влияющих на эффективность руководства (опыт руководителя, его мотивация, отношения с начальством и подчиненными и т.д.).

б) Специфические (специальные знания; компетентность; информированность.

3) Черты личности, способствующие эффективности руководства:

а) доминантность - стремление влиять на подчиненных;

б) самоуважение и уверенность в себе;

в) эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость;

г) креативность - способность к творческому решению задач;

д) стремление к достижению;

е) предприимчивость (наиболее предпочтительны ситуации, в которых можно взять на себя ответственность в решении проблемы, при этом риск в значительной мере предсказывается и просчитывается);

ж) ответственность и надежность в выполнении задания;

з) независимость (если человек подстраивается под чье-то мнение, то через какое-то время станет видна ненужность такого человека);

и) общительность.

Стиль руководства (лидерства) - типичная для руководителя (лидера) система приемов воздействия на подчиненных (ведомых). Согласно "вероятностной модели" Ф.Фидлера эффективность стиля руководства опосредована степенью контроля руководителя над ситуацией, в которой он действует (в частности, более 10 дел на день планировать не рекомендуется).

К.Левин в 1947г. выделил 3 стиля руководства:

1. Авторитарный (директивный) - жесткие способы управления, пресечение инициативы и обсуждения принимаемых решений. Распоряжения деловые и краткие, запреты без снисхождения, с угрозой, похвала и порицание субъективны, эмоции в расчет не принимаются, показ приемов - не система. Однако находясь в подчиненном положении, авторитарный субъект воспринимает свою роль как естественную и вполне приемлемую, уступаю давлению вышестоящих лиц.

2. Демократичный (коллегиальный). Инструкции в форме предложений, похвала и порицание - с советами, а распоряжения и запреты - с дискуссиями.

3. Попустительский (нейтральный, либеральный, анархичный) - практический отказ от управления, устранение от руководства. Похвала и порицание отсутствуют.

В целом, авторитарное и демократическое руководство имеет своим результатом примерно равные показатели продуктивности, но что касается удовлетворенности своим трудом, то здесь преимущество за демократическим стилем руководства.

Однако в определенных ситуациях преимущества имеют определенные типы руководителей: в ситуациях, очень благоприятных или крайне неблагоприятных для группы, руководитель, ориентированный на задачу (чаще, это авторитарный), добивается больших результатов, чем руководитель, ориентированный на людей (чаще, это - демократичный). При умеренно благоприятной ситуации более успешным оказывается руководитель, ориентированный на людей.

Однако лучше если руководитель гибко использует оба стиля - разные люди предпочитают разное.

Должностной авторитет руководителя способен обеспечить не более 65% влияния на подчиненных; 100%-ю отдачу от работника руководитель может получить, лишь опираясь еще дополнительно и на свой психологический авторитет. Психологический авторитет состоит из морального (мировоззренческие и нравственные качества личности) и функционального (компетентность, деловые качества, отношение к деятельности) авторитета.

***************

Контрольные вопросы:

1. Социально-психологические явления в малых группах (в т.ч. проанализируйте подобные процессы в Вашей учебной группе).

2. Пути и средства повышения эффективности групповой работы.

Темы рефератов:

1. Влияние группы на личность.

2. Феноменология лидерства.


Тема 10. ОБЩЕНИЕ

Вопросы к семинару:

1. Общение, общая характеристика, виды.

2. Коммуникативная сторона общения.

3. Перцептивная сторона общения.

4. Виды межличностных общений; манипулирование и ложь.

Основная литература:

1. Немов Р.С. Психология: В 3-х книгах. Кн.1. Общие основы психология - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. - С.511-527.

2. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издат. центр "Академия", 1995. - С.280-309.

3. Симоненко С.И. Психологические основания оценки ложности или правдивости сообщений // Вопросы психологии. - 1998. - № 3. - С.78-84.

***************

Эффективность взаимодействия и общение в системе врач-пациент представляет собой центральное звено для достижения удовлетворенности врача и больного лечебным процессом, для клинической компетентности врача, а также оказывают решающее влияние на результаты лечения.

Общение - это обмен информации между людьми и их взаимодействие. В значительной мере зрелость определяется тем, как человек решает свои проблемы в общении с другими; с возрастом наблюдается тенденция ограничивать межличностные контакты, увеличивая вместе с тем сложность моделей взаимодействия. Общение бывает:

1) Прямое - есть личный контакт и конкретное восприятие друг друга при общении, видна реакция человека; косвенное - общение через посредников, которыми выступают люди (на предложение 3-го лица легче согласиться и пойти на уступки).

2) Непосредственное - осуществляется с помощью естественных органов человека (руки, глаза, голосовые связки); опосредованное - связано с применением специальных средств и орудий общения (по телефону, через Internet).

3) Межличностное - связано с непосредственным контактом людей в группах или парах, постоянных по составу участников; массовое - это множественный, непосредственный контакт с незнакомыми людьми.

4) Межперсональное - участниками общения являются конкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются другим по ходу общения; ролевое - участники рассматриваются как носители определенных ролей (межперсональное и межличностное общение нередко отождествляются).

Барьеры общения: социальные (обусловленные социально-ролевыми рамками или стереотипами), религиозные, политические, психологические.

Внутренняя структура общения состоит из 3-х взаимосвязанных сторон:

1. Коммуникативная - обмен информации между партнерами в процессе общения. Хорошая коммуникация - не только интуитивный дар, но и профессиональное умение, мастерство, которому можно научиться (и надо учиться) хотя бы для умения добиться согласия, что крайне важно для лечения.

Уровни обмена информации - вербальный (речь) и невербальный (внешний вид, жесты, мимика, смех, плач, тональность голоса, поза, походка и т.д.). Существует обратная связь общения.

"Официальную" беседу или переговоры лучше вести через стол, сидя напротив друг друга. Если же необходим более доверительный разговор, то он предпочтительнее не "лоб в лоб", а когда собеседники сидят рядом (на диване, креслах или стульях сбоку друг к другу).

Тесное знакомство и симпатии сокращают дистанцию общения. Люди проявляют склонность подходить ближе к равным по статусу партнерам, нежели к лицам с более высоким или низким статусом. В ситуации общения женщины располагаются к собеседнику (собеседнице) ближе, чем мужчины.

В российской культуре принято, чтобы расстояние между лицами беседующих было около 1-го метра (тогда более психологически "спокойно и комфортно"); в определенных случаях, например, для придания большей доверительности (в т.ч. поддержки тяжело больного человека), можно уменьшить это расстояние. Во многих восточных культурах принято разговаривать на меньшем расстоянии.

При общении не желательны какие-либо барьеры между беседующими (типа портфеля на столе) - это воспринимается как желание отгородиться от собеседника. Более доверительна обстановка если собеседник хорошо виден.

Желательно, чтобы фразы не содержали более 5-9 смысловых единиц, что удерживается около 5 секунд. Лучше отдавать предпочтение коротким предложениям, используя больше глаголов и меньше прилагательных. Оптимальная скорость речи - 50-60 слов в минуту. Не стоит злоупотреблять терминами, иначе собеседник (в частности, больной или его родственники) заподозрит, что за терминологией скрывается неуверенность в себе и плохое владение вопросом. Сильнее убеждает конкретика, чем рассуждения общего характера. Хорошая речь содержит много примеров. Сухую, содержательную речь стоит перемеживать личными нотками (о собственном отношении к тому, что говорится). Люди более благожелательно воспринимают надежды, уверенность в себе, осторожный оптимизм.

Занимаемая поза, как и выражение лица, служат сильным средством демонстрации определенного отношения к партнеру или к содержанию того, что сообщается. Поза и выражение лица могут контролироваться сознательно, но могут и складываться бессознательно и, помимо воли и желания самого человека, демонстрировать его истинное отношение к содержанию разговора или собеседнику. Разговор, глядя в сторону, стоя вполоборота или спиной и на значительном расстоянии от собеседника, обычно затрудняет общение и свидетельствует о недоброжелательности. Не рекомендуется, чтобы во время общения руки закрывали лицо (лицо - это как бы зеркало души человека, показывает его истинные намерения, а таким образом делаются попытки их скрыть).

Поза во время беседы - строгая, официальная или расслабленная - в значительной мере зависит от ситуации и обстановки, которую желательно создать. Более доверительная обстановка создается если разумно "зеркалить" собеседника (со строго, "чопорно" сидящим человеком лучше сидеть таким же образом; если же собеседник несколько развалился, то можно тоже поудобнее сесть).

Общаясь, необходимо помнить, что отношение человека значительной мере определяет степень доверия к словам и рекомендациям. Авторитет (в частности, врача), определяемый уровнем знаний и профессиональным положением, тоже в значительной мере зависит от отношения. При этом возможны попытки проверить компетентность ("А сталкивались ли Вы с подобными случаями?... А еще какими лекарствами можно это лечить? " и т.п.). Стоит удовлетворить подобное любопытство, которое, часто можно и предугадать (при редком или тяжелом заболевании, сказать, что Вы или отделение, в котором будет лечиться больной, с подобными случаями знакомы и достигают в их лечении хороших результатов; уместны примеры).

Пытаясь доказать свою правоту не надо приводить множество аргументов, лучше если их будет немного, но они будут убедительными (когда множество аргументов, то какие-то из них будут слабее, но именно они воспримутся, вызовут возражения и несогласие в целом). В ряде случаев эффективным может оказаться настаивание без предъявления доказательств или объяснений, когда говорящий повторяет одну и ту же фразу, отражающую его позицию, но делает это очень убедительным тоном.

2. Перцептивная - процесс вчувствования и, даже можно более шире -понимания и познания людьми друг друга.

Мысль никогда не равна прямому значению слов (например, выражение "я сегодня так устал" чаще всего означает не констатацию усталости, а просьбу дать отдохнуть).

В зависимости от ударения может меняться смысл фразы. Например, если во фразе "Дайте мне чашку чая" сделать ударение на 1-м слове, то это часто означает желание прекратить спор или перевести разговор на другую тему; ударение на 2-м слове - обида, что кому-то дали чай, а мне - нет; ударение на 3-м - подчеркивается, что я чай люблю пить не из стакана, а из чашки; на 4-м слове - я хочу не сок/кофе, а именно чай.

Нередко человек или его проблема лучше понимается при не очень длительном и не очень тесном общении (нет ореолов, субъективных образов, которые сознательно или подсознательно стараемся подтвердить или опровергнуть).

Американские психологи Л. и Н.Зунины утверждают, что решающими для формирования впечатления о человеке становятся первые 4-ре минуты общения с ним. Известному дипломату и политику прошлого Талейрану принадлежит выражение: "Бойтесь первого движения души - оно самое верное".

Понимание носит как рациональный, так и эмоциональный характер.

Одно из основных условий общения - это умение разбираться в других, т.е. правильно интерпретировать поведение собеседника - а что он хочет?, т.е. вскрыть его мотивы. Однако чаще вскрываются не столько истинные мотивы, сколько приписываемые на основании прошлого опыта, трафаретов (на основе внешности, национальности, социального статуса) и т.д. Люди и их желания видятся не такими, какими они есть на самом деле, а больше такими, какими их хотят видеть. Т.е. люди могут заблуждаться, тем более, что для врача характерна позиция авторитаризма (я-врач и лучше знаю, когда больной что-то хочет сказать, спросить). Подобные заблуждения чаще всего связаны с:

· прошлым опытом или представлениями ("у меня этот больной раньше лечился, он из-за каждого пустяка паникует...опять будет чего-то требовать" и т.п.);

· принципом контрастности (плохому приписывается все плохое, хорошему - хорошее);

· слишком завышенной самооценкой (когда у людей сильно завышена самооценка, то они полностью поглощены собой, плохо знают других - им не до того, чтобы разбираться); предотвращает впечатление самоуверенности (часто замечаемое у врачей) выражения типа "Мне представляется (кажется), что... Мне близка другая точка зрения... Не ошибаюсь ли я, полагая, что...";

· с определенными механизмами психической защиты, например, с проекцией или рационализацией.

Искажать перцептивный (и коммуникативный) процесс могут явления " трансфера " и " контртрансфера ". Согласно предложенной З.Фрейдом концепции "трансфера" ("переноса") врач подсознательно напоминает больному какую-нибудь эмоционально значимую личность из его детства, например, отца. В зависимости от того, какие впечатления и отношения преобладали при контакте больного с отцом, они "переносятся" в отношении врача (отрицательные или положительные). В противоположном направлении действует "контртрансфер". В настоящее время это понимается более шире - больному (и другим людям) некоторые элементы поведения, внешнего вида или репутации могут напоминать что-то положительное или отрицательное из их жизни, в первую очередь, опыт эмоционального общения с теми лицами, которые имели для него большое эмоциональное значение (родители, другие родственники, учителя и др.). т.е. человек несёт как бы "груз прошлого".

Крайне важно для доверительного рассказа больных о мучающих их проблемах - это эмпатия, т.е. способность (в частности, врача) эмоционально откликнуться на переживание других, сопереживать вместе с ним. При этом речь не идет о подмене своих чувств чувствами больного; больному нужно, важно, чтобы врач заметил, как ему (больному) плохо, трудно, тяжело. Очень сближает, помогает если доступность подобных переживаний объясняется (и, соответственно, больной поддерживается). В идеале доступность переживаний другого человека показывается ему выражениями типа "я через это прошел...у меня тоже точно такое было". Но в контексте врач-больной ссылки на себя могут использоваться в исключительных случаях, а в остальных - ссылки на подобные проблемы у других больных из своего врачебного опыта или на своих знакомых (естественно, без имен и фамилий).

Выражение подобного сочувствия, понимания не должно быть явно наигранным, театральным. Очень плохо, когда видится фальшь сочувствия. Эмоциональный отклик также не должен содержать и крайности - то чуть ли не плакать, а то вовсю смеяться. Крайности часто пугают людей, т.к. они не знают, что можно ожидать в следующий момент.

3. Интерактивная - взаимодействие или обмен действий.

Виды межличностных общений:

1. Императивное - авторитарная форма воздействия с целью достижения контроля над поведением и внутренними установками; конечная цель такого общения - явное принуждение к чему-либо.

2. Диалоговая - равноправие общения; цель взаимное познание, саморазвитие и самопознание.

3. Манипулятивное, цель - достижение скрытых намерений. Партнер используется как средство достижения, существует контроль над поведением и мыслями другого человека. В общении почти всегда присутствует элемент манипуляции. Самое важное - вовремя распознать манипуляцию (её первый признак - неестественность собственного поведения) и разрушить её, сообщив собеседнику "Мне жаль разочаровывать Вас, но я не могу...Боюсь, Вы переоцениваете... Увы, я не готов выполнить эту работу на таких условиях" и т.п. За манипуляцией часто стоит страх впрямую, честно и открыто высказать свое желание, свою просьбу, и манипулятор тоже ощущает себя неестественно, он чувствует фальшь своих слов. Разрушение ситуации манипулирования помогает выбраться из неестественности и лжи и установить открытый контакт.

Ложь - это сознательное неверное показание, служащее для того, чтобы посредством обмана других достичь определенных целей (3 признака: сознание ложности, намерение обмануть, целесообразность - направленность на получение какой-либо выгоды или отклонение невыгоды).

Лингвистические различия в речи людей, желающих обмануть и говорящих правду, нередко более информативны, чем изменения во взгляде или жесты. Чаще выделяют следующие приметы лжи (которые нельзя абсолютизировать):

1. Негативные заявления и отрицания (знаменитым примером служит заявление тогдашнего президента США Р.Никсона во время "уотергейтского скандала". Он заявил: "Я не плут", вместо того, чтобы сказать: "Я честный человек").

2. Отсутствие деталей в заявлениях, нежелание сообщать конкретные факты. Пожалуй, при оценке доверять или не доверять в первую очередь обращают внимание на конкретность.

3. Короткие ответы без объяснений и уточнений.

4. Длинные объяснения и отступления от тем.

5. Изъяснение на повышенных тонах (из-за боязни, что обман раскроется).

Распознание лжи часто затруднено. Близость или совместное проживание не облегчает задачу разоблачить лжеца, в частности, супруги не обладают большей способностью обнаружить обман со стороны мужа или жены, чем незнакомцы.

***************

Контрольные вопросы:

1. Проанализируйте характерные особенности своего общения с окружающими.

2. Факторы, способствующие эффективности общения.

3. Психологические барьеры и их преодоление при общении с людьми с физическими дефектами (больными СПИДом, алкоголизмом, венерическими заболеваниями).

4. Продумайте модель собственного поведения, когда Вами пытаются манипулировать (сообщают ложь или другие случаи, когда Вы испытываете серьезные трудности при общении).

Темы рефератов:

1. Невербальные формы передачи информации.

2. Эффективность взаимодействия и общение в системе врач-пациент.


Тема 11. КОНФЛИКТ

Вопросы к семинару:

1. Конфликт - основные понятия (определение, виды, структура и динамика).

2. Модель конфликта в позитивной психотерапии, концепции К.Томаса.

3. Психологические особенности людей, способствующие конфликтам.

4. Внутриличностные конфликты и конфликтоустойчивость.

5. Конструктивное разрешение конфликтов.

Основная литература:

1. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Изд-во "Питер", 2000 - 464 с.

2. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2001. - 320 с.

3. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. - СПб.: Питер Ком, 1998. - С.631-672.

4. Немов Р.С. Психология: В 3-х книгах. Кн.1. Общие основы психология - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. - С.593-600.

***************

Люди часто вступают в различного рода взаимодействия с другими людьми. Наиболее распространено деление всевозможных видов взаимодействий на 2 противоположных вида: кооперация и конкуренция (кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации); наиболее яркая форма конкуренции - конфликт.

Конфликт - это воспринимаемая несовместимость действий или целей.

Конфликт может быть разного уровня - внутриличностный, межличностный, межгрупповой, межорганизационный, межнациональный, межгосударственный. Социальные конфликты (ядром которых являются преимущественно рассматриваемые в данной темы межличностные конфликты) тесно связаны с психологическими аспектами внутриличностного конфликта.

По степени остроты противоречий конфликты могут быть разделены на следующие типы: недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда.

Структура конфликта состоит из к онфликтной ситуации - несовместимости интересов, с внешней и внутренней позицией; внешняя позиция конфликта - мотивировка - открыто предъявляется, но внешняя позиция может не совпадать с внутренней; внутренняя позиция часто скрыта не только от оппонента, но и от самого себя и инцидента - ситуации взаимодействия; конфликт становится психологической реальностью для участников с момента возникновения инцидента.

Иногда среди характеризующих структуру конфликта элементов выделяют:

объективные (участники конфликта, объект, группа поддержки, микросреда);

субъективные (мотивы сторон, стратегии поведения, восприятие конфликта).

Динамика конфликта: возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликта, применение конфликтных действий, разрешение конфликта (2-я и 3-я стадии не обязательны). Обычно последовательность развития конфликта:

1) постепенное усиление участников конфликта за счет накопления опыта борьбы, повышения конфликтной активности участников, ужесточения конфликтной ситуации, вовлечения новых сил;

2) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;

3) нарастание эмоциональной напряжённости, которая может как мобилизовывать, так и дезорганизовывать участников конфликта;

4) изменение отношения к проблемной ситуации и конфликту в целом (с какого конца разбивать яйцо).

М.Дойч выделяет конфликты продуктивные (конструктивные) и деструктивные. Продуктивный конфликт чаще возникает когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию более всестороннего понимания проблемы.

Деструктивный конфликт в большей степени совпадает с обыденными представлениями. Именно для него характерно развитие с вовлечением новых лиц и ростом напряженности, рассогласование взаимодействия. Деструктивный конфликт чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу на "личности".

Модель конфликта в позитивной психологии. Отношения между вежливостью и честностью являются ключевым конфликтом при общении конфликтующих сторон. Вежливость означает признание условных форм межличностных отношений. Вежливость может привести к тому, что свои интересы и потребности будут принесены в жертву интересам и потребностям других. В результате она может привести к социально обусловленному подавлению агрессии. Эмоциональной реакцией в этом случае является тревога.

Согласно концепции К.Томаса поведение людей в конфликтных ситуациях (которое вытекает из повседневного) представлено: соперничеством (соревнованием, конкуренцией) - стремлением добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; п риспособлением - принесением в жертву собственных интересов ради другого; к омпромиссом - взаимным отказом от чего-то (еще один недостаток компромисса - стороны стараются "раздуть" свои претензии); и збеганием - отсутствием стремления к сотрудничеству и тенденцией к достижению собственных целей; с отрудничеством - приходом к решению, полностью удовлетворяющем обе стороны. При избегании, соперничестве, приспособлении, компромиссе или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают; только при сотрудничестве обе стороны оказываются в выигрыше.

С 1960-х годов по отношению к внутриличностным конфликтам стала применяться концепция когнитивного диссонанса Л.Фестингера человеку присуще стремление сохранять разумное постоянство мнений и поведения, а значительное отклонение от постоянства вызывает выраженный психологический дискомфорт. Термины "согласованность" и "диссонанс" обозначают степень гармонии между подходами (убеждениями; мнениями) и поведением в определенной ситуации. Диссонанс возникает при значительном несоответствии между элементами ситуации (пример: руководитель - сторонник демократических методов, но его непосредственное начальство ждет от него жесткого авторитарного подхода и проведение такого подхода в жизнь вызывает внутренний конфликт).

Внутриличностные кризисы переживаются с разной интенсивностью и результатом в зависимости от психологической устойчивости личности, состоящей в сохранении оптимал

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...