Тема 6. Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) федеральной таможенной службы (ФТС) РФ.
1.ЕАИС ФТС России как совокупность мер, обеспечивающих автоматизацию деятельности таможенных органов. Принципы построения ЕАИС. Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) Федеральной таможенной службы (ФТС) России представляет собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности. Основным назначением ЕАИС таможенной службы РФ является повышение эффективности формирования и осуществления единой таможенной политики государства и деятельности таможенных органов. Основная цель создания ЕАИС заключается в совершенствовании существующих, а также в обеспечении создания и развития новых информационных автоматизированных таможенных технологий, базирующихся на современных программно-технических средствах. Исходя из этого, назначением ЕАИС ФТС России является: ¾ обеспечение подразделений Федеральной таможенной службы России и правительственных органов, информацией, необходимой для ведения таможенной статистики; ¾ совершенствование системы организационно-экономического управления таможенными органами всех уровнях управления; ¾ автоматизация таможенного оформления документов на товары; ¾ повышение эффективности таможенного контроля за багажом следующих через границу пассажиров; ¾ обеспечение централизованного взимания и контроля начисления таможенных платежей; ¾ информационная поддержка борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил; ¾ совершенствование методов и средств нетарифного регулирования и контроль исполнения лицензий и квот; ¾ создание информационной технологии контроля внешнеэкономической деятельности с валютного контроля и др.
ЕАИС таможенной службы России за время своего развития превратилась в уникальный инструмент реализации основных таможенных информационных технологий на всех уровнях - от таможенного поста до центрального аппарата ФТС России. Для организации работ по реализации программы поэтапной разработки ЕАИС при ФТС России создан Главный Научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ ФТС России) как научно-производственная организация по созданию, внедрению и эксплуатации ЕАИС. Учитывая сложную многоуровневую структуру системы таможенных органов России, множественность их функций и задач, при создании ЕАИС таможенной службы принимались во внимание информационные потребности ФТС России и ее основных структурных подразделений (I уровень управления), специализированных и территориальных региональных таможенных управлений (II уровень управления), таможни (в том числе базовых - III уровень управления), приграничных и внутренних таможенных постов (IV уровень управления). Это предопределило и сложную структуру ЕАИС, обслуживающую систему таможенных органов и их подразделений. Особенностью созданной ЕАИС является и то, что она ориентирована на информационное обеспечение различных по документообороту объектов. Основной объем документооборота и исходной (первичной) информации в таможенных органах России составляют грузовые таможенные декларации (далее ГТД). Первая очередь ЕАИС ФТС России реализует основные информационные таможенные технологии, обеспечивая функционирование всех уровней таможенных органов (от таможенных постов и отделов таможенного оформления до центрального аппарата ФТС России). Внедрение компьютерной техники и программного обеспечения первой очереди ЕАИС осуществлялось, прежде всего, для решения проблем, возникающих в центральном аппарате ФТС. Автоматизация внедрялась сверху вниз. В результате в таможенных органах России создан мощный технический потенциал, который позволяет приступить к решению задач комплексной автоматизации, перейти от автоматизации отдельных рабочих мест к интегрированным системам и к автоматизации таможенных информационных технологий.
Вторая очередь ЕАИС является логическим развитием существующей автоматизированной системы на новых программно-технической и технологической платформах. Под новой программно-технической платформой, наряду с современными мощными средствами вычислительной техники и телекоммуникаций, понимаются и прогрессивные общесистемные программные средства: операционные системы Windows, Unix, сетевые операционные системы Windows, Novell, система управления базами данных ORACLE и системы проектирования, входящие в комплект ORACLE CASE. Применение новой программно-технической платформы позволит: · расширить круг автоматизируемых задач; · повысить надежность функционирования системы; · внедрить эффективные элементы защиты от несанкционированного доступа. В связи с этим одной из основных задач, которая должна решаться при создании второй очереди ЕАИС, является обеспечение преемственности и совместного сосуществования имеющихся и вновь разрабатываемых или модернизируемых (в рамках второй очереди) прикладных и общесистемных программных средств. Достижение сформулированных выше целей создания и развития ЕАИС ФТС России обеспечивается за счет: ¾ развития и совершенствования аппаратно-программной платформы ЕАИС на базе последних достижений в области компьютерной и телекоммуникационной техники и информационных технологий; ¾ внедрения электронных документов и использования частичной бумажной технологии обработки таможенных документов; ¾ создания единого информационного пространства таможенных органов на основе использования электронной почты, обеспечивающей оперативное взаимодействие между таможенными органами, а также между таможенными органами и сторонними организациями; ¾ формализации и стандартизации таможенных процедур, технологий, нормативной базы и документов; ¾ разработки и внедрения объективных параметров таможенной оценки ситуации и селекции товаров;
¾ разделения процессов оформления и досмотра товаров; ¾ создания систем контроля и слежения за товарами при процедурах, требующих длительных сроков контроля по времени (временный ввоз, вывоз, реэкспорт, бартерные операции, ВТТ и др.) ¾ снижения уровня загрузки персонала рутинными операциями, переориентации работников таможенных органов на углубленный анализ различных аспектов внешнеэкономической деятельности, уменьшение трудоемкости составления отчетно-учетной документации с одновременным повышением ее достоверности; ¾ гарантии непрерывного обслуживания клиентов и повышения удобства контактов клиентов с таможенными органами. Основными критериями оценки разрабатываемой второй очереди ЕАИС является: ¾ повышение достоверности таможенной статистики; ¾ полнота взимания таможенных платежей в Госбюджет; ¾ повышение эффективности таможенного контроля, снижение затрат на таможенное оформление; ¾ повышение оперативности решения задач таможенной службы; ¾ сокращение временных и финансовых затрат на информационно-поисковые, расчетные и аналитические работы; ¾ адекватная отчетность по финансовым операциям таможенных органов (контроль начисления и взимания таможенных платежей); ¾ обеспечение соответствующего уровня защиты системы и соответственно ограничение доступности данных, включая полный аудит использования (попытки использования) информационных ресурсов системы; ¾ минимизация времени стабилизации системы при изменении нормативно-правовой базы; ¾ обеспечение полного резервирования критических компонентов системы: аппаратной части, программного обеспечения, коммуникаций и целостности данных. Разработка и внедрение ЕАИС ФТС России резко повысили роль таможенной службы России как инструмента экономической политики государства. Это привело кбурному росту объема решаемых таможенных задач, и обусловило специфические требования к функционированию ЕАИС:
· этапность разработок ЕАИС и ее внедрения из-за необходимости первоочередной реализации в информационно-технологической структуре главных направлений деятельности важнейших задач ФТС России; · соблюдение принципов построения «открытых систем» для обеспечения гибкости информационно-технологической структуры, возможности ее модификаций и наращивания мощностей в соответствии с потребностями ФТС России и выделяемыми ресурсами. Дальнейшее развитие таможенной службы России выдвигает новые требования к ЕАИС. К ним относятся: · создание единого информационного пространства таможенных органов на основе использования' современных программных и технических средств, обеспечивающих оперативный обмен информацией; · создание эффективного механизма информационного взаимодействия между таможенными органами и органами государственной власти и управления, государственными органами правоохранительного блока (МВД, ФСБ, прокуратура, налоговые органы и т.д.), иными государственными организациями (МИД и т.п.), банками, участниками ВЭД, брокерами/декларантами и другими организациями, действующими на рынке таможенных услуг (склады временного хранения, перевозчики и т.п.); · сведение к минимуму рутинных операций в работе сотрудников и за счет этого увеличение доли аналитических функций; · сокращение затрат времени и сил на подготовку отчетов, ведение учета и т.п. при повышении качества документирования работы; · уменьшение существующего разрыва между высокими современными требованиями к оперативности отчетности по финансовым операциям таможенных органов, таможенной статистики, внутритаможенного транзита и т.д. и ограниченными технологическими возможностями первой очереди ЕАИС; · повышение эффективности таможенного оформления и таможенного контроля с одновременным уменьшением временных затрат на его производство; · обеспечение стабильного функционирования программно-технического комплекса ЕАИС при постоянно увеличивающихся объемах обрабатываемой информации и сокращении времени на такую обработку. Проектируемая ЕАИС ФТС России охватывает все четыре уровня организационной структуры таможенной службы: ¾ уровень ФТС России; ¾ уровень регионально таможенного управления; ¾ уровень таможни; ¾ уровень таможенного поста. Режим работы всей ЕАИС и ее отдельных компонентов определен в соответствии с регламентом работы тех таможенных служб, которые непосредственно используют соответствующие компоненты ЕАИС. Важнейшим требованием к системе является совместимость всех подсистем и элементов между собой и с аналогичными системами других ведомств, что достигается применением в ней стандартных и унифицированных компонентов.
В части стандартизации и унификации ЕАИС ФТС России выполнены следующие требования: · обеспечение типизации и блочности (модульности) структуры компонентов ЕАИС; · обеспечение документированного интерфейса компонентов ЕАИС для их комплексирования; · для организации информационного обмена ЕАИС с внешними пользователями (их программными системами) используется открытый интерфейс, основанный на четком описании технологии взаимодействия, форматов данных, регламентов приема, передачи и обработки данных и т.п.; · обеспечение максимальной интеграции обработки данных, т.е. достижение однократности ввода и про верки информации при обеспечении ее многократного и многопользовательского востребования. Повышение степени надежности и эффективности функционирования системы производится с использованием: ¾ средств проектирования и разработки, входящих в комплект ORACLE CASE (для баз данных и приложений в среде СУБД ORACLE); ¾ стандартного набора программного обеспечения для разработки баз данных и приложений; ¾ стандартного набора операционных систем, сетевых операционных систем; ¾ совместимых технических средств вычислительной техники; ¾ международных, государственных, межотраслевых и отраслевых классификаторов и справочников. При создании ЕАИС заказчиком произведена унификация: ¾ схем технологических процессов таможенного оформления и контроля; ¾ систем кодирования классификации объектов; ¾ форм документов, порядка их функционирования и контроля; ¾ терминов, понятий и определений прикладной области. При создании ЕАИС исполнителем произведена унификация: ¾ механизмов, способов и форматов обмена информации в ЕАИС; ¾ механизмов, способов и форматов обмена информации между ЕАИС и программными системами сторонних организаций; ¾ структур и форматов основных баз данных ЕАИС, систем кодирования и классификации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|