Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свадистхана-чакра (свадхистхана-чакра; свадистана-чакра) 1 глава




Ю.Л.КАПТЕН

ОСНОВЫ МЕДИТАЦИИ

ВВОДНЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
AНДРЕЕВ И СЫНОВЬЯ'
1991

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ АВТОРА

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ МЕДИТАЦИЯ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ МИР

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕДИТАЦИИ

1.1. ЧТО ТАКОЕ "МЕДИТАЦИЯ"?

1.2. ЦЕЛИ МЕДИТАТИВНОЙ ПРАКТИКИ

1.3. МЕДИТАТИВНАЯ ПРАКТИКА И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА

1.3.1 МЕДИТАЦИЯ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ И В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ

1.3.2. МЕДИТАЦИЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

1.3.3. МЕДИТАЦИЯ В ЧАНЬ(ДЗЭН)-БУДДИЗМЕ

1.3.4. МЕДИТАЦИЯ В ТАНТРИЗМЕ

1.3.5. МЕДИТАЦИЯ В ИНДУИЗМЕ

1.3.6. МЕДИТАЦИЯ В МУСУЛЬМАНСТВЕ

ГЛАВА 2. МЕДИТАЦИЯ В ИНДИЙСКОЙ ЙОГЕ

2.1. ШЕСТЬ ДАРШАН И "ЙОГА-СУТРА" ПАТАНДЖАЛИ

2.2. ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ ИНДИЙСКОЙ ЙОГИ

2.3. ВЕТВИ ЙОГОВСКОГО УЧЕНИЯ

2.4. ТИПЫ МЕДИТАЦИИ

ГЛАВА 3. МИРЫ ВО ВСЕЛЕННОЙ И УРОВНИ ДУХОВНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ

3.1. МИРЫ ВО ВСЕЛЕННОЙ

3.2. ЖИЗНЬ НА АСТРАЛЬНОМ ПЛАНЕ

3.3. ЧТО ТАКОЕ "ПРАНА"?

3.4. БИОПОЛЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО СТРУКТУРА

3.5. МАКРОКОСМ И МИКРОКОСМ

3.6. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИТАЦИИ

ГЛАВА 4. САМАДХИ И ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

4.1. САМАДХИ

4.2. СВЕРХНОРМАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

4.3. СТУПЕНИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ОСНОВЫ МЕДИТАТИВНОЙ ПРАКТИКИ

ГЛАВА 5. МЕТОДИКА МЕДИТАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА, ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

5.1. ОБРАЗ ЖИЗНИ

5.1.1. ОСНОВЫ ПСИХОГИГИЕНЫ В ЙОГЕ

5.1.2. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САДХАНЫ

5.1.3. РАСПОРЯДОК ДНЯ

5.1.4. СЕКС И ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

5.1.5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ЗНАНИЙ

5.1.6. БЛАГОПРИЯТНЫЕ АСТРОЛОГИЧЕСКИЕ СООТВЕТСТВИЯ

5.2. ДИЕТА

5.3. КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ

5.4. ПОЗЫ ДЛЯ МЕДИТАЦИИ

5.5. МЕТОДИКА МЕДИТАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

5.6. ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

5.7. СОЧЕТАНИЯ УПРАЖНЕНИЙ В ОДНОМ ЦИКЛЕ ЗАНЯТИЙ

ГЛАВА 6. ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ В КОНЦЕНТРАЦИИ И МЕДИТАЦИИ

6.1. МЕДИТАЦИЯ НАД ЗВУКАМИ

6.2. МЕДИТАЦИЯ НАД МАНТРАМИ (1 И 2)

6.3. МЕДИТАЦИЯ НАД ДЫХАНИЕМ (1 И 2)

6.4. МЕДИТАЦИЯ НАД "МЕНТАЛЬНЫМ НЕБОМ"

6.5. ТРАТАКА НА СВЕЧУ

6.6. ТРАТАКА НА ПРЕДМЕТ

6.7. ТРАТТА НА ЦВЕТОК

6.8. МЕДИТАЦИЯ НАД ЯНТРОЙ

6.9. ПЯТЬ МАЛЫХ УПРАЖНЕНИЙ В МЕДИТАЦИИ (ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ)

6.10. МЕДИТАЦИЯ НАД БЕЗМОЛВИЕМ ("МЕНТАЛЬНАЯ ПАУЗА")

6.11. МЕДИТАЦИЯ НАД МУЗЫКОЙ (1)

6.12. МЕДИТАЦИЯ НАД МУЗЫКОЙ (2)

6.13. МЕДИТАЦИЯ НАД МУЗЫКОЙ (3).

6.14. МЕДИТАЦИЯ НАД РАСШИРЕНИЕМ СОЗНАНИЯ (1)

6.15. МЕДИТАЦИЯ НАД ПЕРВОЭЛЕМЕНТАМИ

6.16. МЕДИТАЦИЯ НАД РАСШИРЕНИЕМ СОЗНАНИЯ (2)

6.17. "Я — ТОЧКА СВЕТА "

6.18. ПСИХИЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ (1 И 2)

6.19. МЕДИТАЦИЯ НАД МАНТРОЙ (3)

6.20. ГЕНЕРАЦИЯ ТУМО

6.21. "ПОМЕНЯТЬ ЛУНУ И СОЛНЦЕ МЕСТАМИ"

6.22. МЕДИТАЦИЯ НАД ЧАКРАМИ И НАДИ

6.23. МЕДИТАТИВНАЯ ПРАНАЙАМА

6.24. ДЖИВА-КОМПЛЕКС (1)

6.25. ДЖИВА-КОМПЛЕКС (2)

6.26. МЕДИТАЦИЯ НАД МАНТРОЙ (4 И 5)

6.27. ПРОБУЖДЕНИЕ КУНДАЛИНИ

6.28. АКТИВИЗАЦИЯ ЧАКР (1)

6.29. АКТИВИЗАЦИЯ ЧАКР (2)

6.30. АКТИВИЗАЦИЯ ЧАКР (3)

ГЛАВА 7. ЭЛЕМЕНТЫ ЭКСТРАСЕНСОРИКИ

7.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

7.2. МЕТОДЫ ИСЦЕЛЕНИЯ ПРАВОЙ

7.3. РАЗВИТИЕ ЭКСТРАСЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ГЛАВА 8. ПОМОЩЬ В САДХАНЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ САМОУСПОКОЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ СИЛ [51]

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 НЕКОТОРЫЕ ПОЭТИЧЕСКИЕ ОТРЫВКИ

ПРИЛОЖЕНИЕ З ФОРМУЛЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ САМОВНУШЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 МОЛИТВЕННЫЕ ФОРМУЛЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

 

ОТ АВТОРА

Данную книгу следует рассматривать прежде всего как элементар­ное введение в медитативную практику, т. е. как пособие для людей, которые ранее не занимались медитацией и вообще имели о ней весьма смутное представление.

К сожалению, обсуждение всего, что связано с экстрасенсами, НЛО, йогой, включая и проблему снежного человека, стало своего рода модным занятием. Чуть ли не каждый десятый сейчас пытается читать чужие мысли, воздействовать биополем или вызывать духов из аст­рального мира. Понятно, что длительные игры в экстрасенсорику лю­дей, знающих о ней лишь понаслышке, могут привести некоторых к нервно-психическим расстройствам. Большинство же других вскоре вообще разочаровываются в возможностях расширить свои способно­сти, объявляя все это ненаучным или просто шарлатанством.

Другая нежелательная крайность — запретить йогу и другие вос­точные системы. Надо сказать, что негласный запрет в нашей стране в «застойный период» на все, что связано с йогой, не был единственным в мировой истории. Так, согласно кодексу законов Китая 1740 года предписывалось «занимающихся дыхательной гимнастикой пригова­ривать к 80 палкам» [145]. Однако прогресс и духовную эволюцию человечества не удалось еще остановить никому! Кроме того, измене­ния в биосфере и ноосфере делают сейчас просто необходимыми про­цессы самосовершенствования — физического, нравственного и умст­венно-духовного.

Главная трудность, с которой столкнулся автор в процессе работы над книгой, — системность йоги и всех других учений Востока. Все аспекты восточных оздоровительных систем, включая морально-нрав­ственный кодекс, заботу о физическом теле и др., сплавлены воедино с теоретическими представлениями о Космосе и душе человека. Понять все эти аспекты в отрыве от других практически невозможно. Поэтому книга изобилует перекрестными ссылками на другие ее разделы. Ввиду малой доступности многих источников для массового читателя автор позволил себе приводить длинные цитаты, а также — ссылаться на самиздатовские копии целого ряда важных работ (СИ), которые к тому же не всегда можно было четко датировать (б. г. — без года).

В итоге основными источниками при написании книги оказались:

· крупные работы признанных востоковедов и йогов, преиму­щественно англоязычные;

· самиздатовские копии эзотерических или редких книг по Вос­току;

· личный опыт автора, практикующего йогу с 1978 года, т. е. более 12 лет.

Одним из краеугольных камней духовного совершенствования, как считает автор, является идея Бога. Она раскрывается во всех фи­лософско-религиозных учениях Востока, а также в христианстве. Од­нако данная книга предназначена и для атеистов, поскольку, как счи­тает автор, атеизм — один из этапов эволюции сознания, причем да­леко не конечный.

Главные задачи здесь — дать обзор медитативных практик Восто­ка, помочь читателям полнее раскрыть самих себя и освоить элемен­тарные упражнения на практике. Насколько хорошо эти задачи были решены, судить уже самим читателям.

ВВЕДЕНИЕ

Эмоциональным перегрузкам мы мо­жем противостоять, воспитывая во­лю, научившись управлять эмоция­ми и разумно преодолевать так назы­ваемые "эмоциональные стрессы"

П. Анохин

Духовные упражнения и медита­ция через последовательные сту­пени ведут к цели — познанию

Г. Гессе

Стрессы подстерегают нас повсюду — на работе, в магазинах, транспорте, в семье. Одни стрессовые ситуации сменяются другими, накладываются друг на друга, порождают новые, и все вертится, безостановочно вращается так в круговороте жизни. Эпоха НТР, разрешив одни проблемы, принесла новые, и негативные последст­вия современной жизни известны: преждевременное старение, из­дерганные нервы, разлад тела и души, наконец — психические рас­стройства. Такие болезни, как инфаркт, гипертония, одышка, счи­тавшиеся ранее уделом стариков, по единодушным оценкам меди­ков, заметно "помолодели" в последнее время. Все это, конечно, не случайно и представляет собой целый комплекс проблем первоочеред­ной важности наряду с экологическими.

Крылатая фраза "Учитесь властвовать собой!" зачастую так и повисает в воздухе, становясь риторическим вопросом: как это реально сделать, большинство не знает. В итоге современная цивилизация и является технократической, т. к. все последние достижения науки и техники обычно сопровождаются полной духовной беспомощностью, крайней отсталостью в развитии духовной составляющей человека. Духовность — это не только благотворительная деятельность (хотя без этого она также не существует). Прежде всего — это умение в совершенстве управлять своей психикой и умом, быть хозяином, а не рабом своих мыслей и эмоций. Научиться этому непросто, но в наших силах.

Что же могут предложить людям, уставшим от стрессов, те сферы общественного бытия, на которые они так уповают, — искусство, ли­тература, наука? К сожалению, пока очень мало, почти ничего, если судить по конечным результатам. Человек, страдающий от дисгармонии тела и души, идет, например, в кино или театр. Если не смакование ужасов и жутких преступлений он увидит на экране, то ему обязатель­но покажут какие-то сложные переживания людей в их семейной жизни, на работе и т. д., которых, впрочем, и у него хватает сполна. Театр, кино, телевидение зачастую преподносят те же стрессы, от которых человек устал, но в иной форме. И это считается духовной жизнью — смотреть на проблемы других людей, пытаясь найти там решения своих собственных вопросов! И это считается отдыхом — переживать вместе с героями произведений дикие погони, драки, убий­ства! Как справедливо заметил один французский писатель-публи­цист, мы можем быть исполнены высших чувств благородства, испы­тывать глубочайшие духовные порывы, сидя в зрительном зале, но вот мы выходим из кино, и через несколько минут снова обнажаются старые раны, снова проявляются уродливые гримасы, когда мы стал­киваемся с интересами других людей в конфликтных ситуациях.

Театр и кино, особенно политизированные в нашей стране, чуть ли не соревнуются в том, чтобы убедить зрителей, что нет и не может быть никакой иной жизни, кроме той, которой мы живем. Те, кто хотят просто отдохнуть, считаются чуть ли не обывателями, игнорирующи­ми высокую воспитательную ценность искусства(!). Действительно, "что может быть слаще морковки"! Далее, к ним присоединяются авторы детективов, устроившие из поисков убийцы или грабителей тонкую психологическую игру и приглашающие читателей поучаст­вовать в "охоте на человечка". Все знают, что убийства и грабежи — один из самых тяжких грехов, но не все задумываются, что с их исчезновением перестанет существовать и целый жанр в области ли­тературы! В сферах искусства и литературы до сих пор царит дух той самой "фельетонистической эпохи", о которой писал Герман Гессе [35 ]. Ее отличительная черта — девальвация слова, горы никчемной печатной продукции, уводящей читателей от решения их основных проблем, чудовищная подмена подлинных ценностей мнимыми, фаль­сификация истины.

Не находя ответа на мучающие его вопросы, человек обращается к науке. Он пытается понять происходящее через философию, но эти духовные поиски также в большинстве случаев дают мало пользы. Сопоставив свои проблемы с "соотношениями модальностей и преди­катов", "инвариантностью перцептивных взаимодействий", "дискур­сивными свойствами синкретических систем", он скоро делает вывод о полном несоответствии жизненных проблем с теми, что решаются в философии. Отсюда — насмешки над философствующими "чудака­ми", и само слово "философ" часто произносят с иронией.

Проанализировав такие ситуации, становится понятным возник новениемассовых явлений алкоголима, наркомании, хулиганства сре­ди молодежи, и снова возникает старый вопрос "Что делать?". Дейст­вительно, что еще остается делать, если решения проблем духовного развития человека остаются в зачаточном состоянии?

Сейчас очень много говорят и пишут о духовности. Но поучать, с важным видом рассуждая о том, что "человек — это звучит гордо", гораздо легче, чем указать конкретные и правильные пути духовного роста. И все благие призывы зачастую так и повисают в воздухе. Вместо этого по-прежнему печать и телевидение предоставляют людям ста­рую жвачку из житейских дрязг, суетных хлопот и человеческих стра­стей.

В последнее время духовная жизнь нашего общества напоминает пестрое одеяло, сшитое из лоскутов разноцветной ткани: отцы христи­анской церкви и кришнаиты, евангелисты и баптисты, экстрасенсы и маги — с чем только не встретишься в свободное время! Афиши, при­глашающие на воскресные проповеди, соседствуют с рекламой секций каратэ, у-шу и других восточных единоборств, и разобраться во всем этом бывает с первого взгляда нелегко. Однако самая большая досада возникает, когда благие устремления, основанные на христианских заповедях и высоких идеалах, разбиваются, как корабль о рифы, в море бытовых ситуаций и жизненных проблем. Так и получается: с одной стороны — Бог и духовно-нравственные ценности, а с другой — быт и житейские проблемы. Это — как два полюса, переход между которыми кажется порой непреодолимым.

Но выход здесь есть, и он может быть только один — преобразова­ние нашего сознания, перестройка миросозерцания, которые позволя­ют совместить высочайшие истины, настоящие духовные ценности с обычными рабочими буднями, с конкретной жизнью большинства лю­дей. Так, Л. Н. Толстой писал незадолго до своей смерти: "Что делать?...всегда вопрос о том, что делать с другими, но никто не спрашивает, что мне делать с самим собой ".

Шри Ауробиндо Гхош [см. 93: с. 145—146] писал: "...Духовность не есть интеллектуальность, не идеализм, не поворот ума к этике, к чистой морали или аскетизму; это не есть религиозность или страстный эмоциональный подъем духа, — даже не смесь всех этих превосходных вещей. Умственная вера, эмоциональное устремление, регулирование поведения соответственно религиозной или этической формуле — не являются духовными достижениями или испытаниями... Духовность в своей сущности есть пробуждение внутренней действительности наше­го существа, нашей души, — внутреннее устремление познать, почувствовать и отождествить себя с ней, войти в контакт с высшей действи­тельностью, имманентной в Космосе и вне Космоса, а также в нашем существе;...соединиться с ней, и как следствие этого контакта и соеди­нения — преобразить все наше существо, превращая его в новое суще­ство, в новую личность, новую природу."

Это — Путь, и хотя следуя по нему человек сталкивается с терни­ями и неудачами, жизнь его становится более яркой и богатой, чем у тех, кто просто плывет по течению, полностью отдаваясь страстям и направляя все усилия на удовлетворение исключительно животных инстинктов. Этот Путь, реализующий в жизни человека высшие идеалы и устремления, искали и утверждали Лев Толстой и Герман Гессе, Ибн Сина и Эразм Роттердамский, Рабиндранат Тагор и Стефан Цвейг — они и другие великие гуманисты всех времен и наций. Восток и Запад объединяются в поисках высшего человече­ского бытия, в решении общемировых проблем духовной эволюции человечества. Сейчас, по мере становления глобальных этических цен­ностей, представляются похожими йог, сидящий в ритуальной индий­ской позе, и странствующий дервиш-суфий, русский странник и буддий­ский монах. Все они имеют право на жизнь, все они идут по пути познания Истины, все они—представители одного и того же человечества на Земле.

Поиски лучшей жизни издавна объединяли как отдельных людей, так и целые племена и народности. Поэтому решения проблем духов­ного развития человечества и становления высшего человеческого бы­тия можно найти только из общих свойств культурной жизни разных народов во все времена. Культура древних цивилизаций — это не только разбитые черепки глиняной посуды, поврежденные фрески и чудом сохранившиеся листки памятников письменности. Одним из важнейших компонентов культурной жизни общества во все времена была религия, и этого не могут отрицать даже самые рьяные атеисты. На протяжении многих тысячелетий представители религиозных кру­гов собрали в себе весь известный положительный опыт человеческой практики, аккумулировали поистине огромный эмпирический опыт общения человека с природой.

Идея Бога всегда была связана у людей с неким образом "высшего-Я", которое объединяло воедино все стороны и формы проявления бытия. Поэтому, анализируя проявления сил природы, рассматривая их как проявления Божественного, человек одновременно как бы воз­вращался к истокам своего личного "Я", пытался оценивать свою жизнь и деятельность с позиций высших ценностей. Вопросы "Кто я? Зачем я живу? Чего я достиг в своей жизни? Почему люди рождаются и умирают? Что будет после смерти?" исходно были связаны с религи­озными взглядами.

Помимо науки, объединявшей в себе конкретные знания людей о свойствах природы, во все времена и у всех народов существовало "тайное знание". В то время, как позитивная наука, избрав объектом мир, постигаемый внешними чувствами, стремилась утвердить свое господство над ним через математические, химические, физические формулы и механические процессы, "тайная" наука избрала себе путь погружения внутрь человеческого духа, и в глубинах человеческого "Я" нашла мир, через зеркала которого открыла иную сторону законов Вселенной и научилась управлять многими процессами природы без помощи техники. Эти знания всегда оставались эзотерическими, пере­давались от Учителя к ученику или строго ограниченному числу посвя­щенных лиц. Такая эзотеричность большей части древних знаний, как и их раскрытие в настоящее время, конечно, имеют свои причины, главные из которых — неготовность к тому людей прошлого и угроза всеобщей экологической катастрофы в настоящем.

Война, объявленная официальной позитивной наукой против раз­ного рода феноменов, не укладывающихся в строго обоснованные кон­цепции (например, пророчества, телепатия, левитация, НЛО), при­вела к группировке таких знаний в своего рода "метанауку" или "па-ранауку", в составе которой — оккультизм, теософия, магия и мн. др.

Оккультизм стремится проникнуть за ту черту, которую опреде­лила для себя позитивная наука, подойти к решению человеческих проблем с иных позиций, минуя аппарат формальных научных пред­ставлений. Однако оккультизм не противостоит научным данным, решительно отрицая существование чего-либо сверхъестественного в мире. Он основывается, с одной стороны, на эзотерических древних концепциях о происхождении и развитии Вселенной, сущности и свой­ствах человека, тайны которых хранились египетскими жрецами и индийскими брахманами, а с другой стороны — на исторических и современных фактах, опытах и научных данных [150 ]. С оккультиз­мом близко смыкается теософия, где, однако, больший упор делается не на человека, а на мистические аспекты богопознания, и магия — древняя наука о силах природы и способах овладения ими. Рассматри­вая их вместе, можно выделить общую область, где они пересекаются. Это — взгляды о разных уровнях строения человека, действующих в нем сил; возможностях и способах управления этими силами. Важным практическим разделом этой общей части оккультных наук является медитация.

Особенно важное значение придается медитации в древней йоге. Йога — учение о путях и способах контроля физического тела, психики и ума, признающее существование в человеке неосознанных сил и возможностей управления ими через определенную систему физичес­ких и духовных упражнений.

Вы спросите: "Что общего между христианскими заповедями и йогой? Какая здесь может быть связь?". Ответы на эти и многие другие вопросы мы и попытаемся дать в этой книге.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
МЕДИТАЦИЯ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ МИР

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕДИТАЦИИ

В последнее время мы переживаем новый подъем массового инте­реса к Востоку. Слова "медитация", "йога", "астрал" и т. д. становят­ся распространенными и едва ли не модными. К сожалению, очень часто встречаются искаженные представления о многих восточных концепциях развития человека, а некоторые христианские проповед­ники даже призывают отказаться от всего, что связано с йогой и экстрасенсами, считая последних проявлением "козней дьявола", "магией" или "колдовством". Наконец, другие люди говорят: "Йога и медитация — это, конечно, хорошо, но не для нас. У нас, на Руси, своя духовная традиция!" Пример семьи Рерихов, однако, свидетельствует о несостоятельности таких утверждений: русская духовность не про­тиворечит восточным религиозно-философским концепциям, взятым в их высшем синтетическом смысле.

Для того чтобы устранить эти искаженные представления и тем самым восстановить справедливость, необходимо сначала детально ис­следовать, что такое "медитация", какое значение она имеет в йоге, для чет практикуется на Востоке.

1.1. ЧТО ТАКОЕ "МЕДИТАЦИЯ"?

Слово "медитация" происходит от латинского " meditor ", что оз­начает "размышляю, обдумываю". Впрочем, латинское " meditatio " имеет аналоги и в других языках: русское "думание" или "умное дела­ние", санскритское "дхьяна", греческое "медомаи" и др. [152 ]. Сейчас в научно-популярной литературе довольно прочно закрепился запад­ный эквивалент - "транс". Кроме того, в качестве синонима медита­ции можно понимать и такое близкое понятие, известное даже по средневековым философским трактатам, как "созерцание" или "само­созерцание" [напр., 71; 84; 85]. Свами Бхактивсданта [22: с. 816] также определяет медитацию как "мысленное созерцание" какого-ли­бо объекта.

Во всех случаях под медитацией подразумевается длительное размышление о каком-то предмете, явлении или процессе, происходящее в состоянии углубленной сосредоточенности психики и ума, при кото­ром все остальные, посторонние объекты не проявляются в сознании медитирующего.

Попробуйте длительное время думать о каком-либо предмете и вы скоро обнаружите, что мысли рассеиваются и перескакивают на другие предметы или явления. Вместе с переключением сознания на другие объекты многие свойства первого предмета так и остаются нераскры­тыми, и для возвращения к их анализу человек должен прилагать определенные умственные усилия. Понятно, было бы хорошо, с одной стороны, не испытывая напряжения, размышлять так, чтобы ни одно из интересующих свойств объекта не осталось бы нераскрытым, а с другой стороны. — получить максимум информации за самое короткое время. Все это требует качественного повышения уровня мышления, перехода на более высокие уровни познания, что и достигается благо­даря медитации.

В. Сидоров [135: с.32 ] пишет: "... Между обычным умственным напряжением и состоянием медитации нет непреодолимой пропасти,... все отличие между ними, очевидно, заключается лишь в качестве сосредоточенности. Медитация — собранность внимания необычного рода и силы, когда человек как бы целиком сливается с предметом размышления. Это состояние — по большей части бессознательно — испытывали пишущий стихи и музыку, художник, артист. Но не толь­ко они. Каждый из нас, если разобраться, переживал когда-то такие моменты... В процессе медитации человек как бы пробивается к сокро­венно-глубинному пласту своего существа, к своему так называемому высшему "Я"... Начинают активно работать планы подсознания, всту­пают в действие механизмы интуиции, и вопросы получают молние­носно-мгновенное и четкое решение. Мы привыкли называть это оза­рением, экстазом.".

Хотя между обычным размышлением и медитацией действительно нет непреодолимой пропасти, различия все же есть. Количественные изменения в степени сосредоточенности на объекте размышления, на­капливаясь, приводят к качественным: достигается иной, более высо­кий уровень осознания исследуемого объекта (предмета, явления, сво­его "Я"), и он, свойства его бытия осознаются на иных, более высоких плоскостях познавательных процессов. Это необходимо прежде всего для познания высших философских истин, большинство из которых можно реально постичь и применить к самому себе только через меди­тацию.

Состояние медитации — это прежде всего состояние углублен­ной сосредоточенности психики и ума, которое вызывается и происxодит в определенной последовательности психофизиологических актов, складывающихся в единый, целостный и непрерывный процесс. Первичным этапом во всех вариантах практики является до­стижение медитирующим состояния расслабленности, пониженной чувствительности к внешним объектам, отрешенности от них, а так­же — от других, второстепенных внутренних переживаний. Это — общее свойство, присущее всем религиозным, религиозно-философ­ским, психотерапевтическим и другим медитативным практикам. Умение же отрешиться от всего постороннего, реализуемое разными людьми в различной степени, прямо связано со степенью сосредото­ченности, и оно является условием, без которого состояние транса остается недостижимым. Другим общим свойством во всех типах прак­тики выступает также заключительный или один из последних этапов медитации — озарение, просветление, прозрение, экстаз ("Эврика!"). Это — результат медитации и одновременно — контроль ее правиль­ности.

В таком широком понимании медитация с древнейших времен рассматривалась на Востоке как средство самовыражения человека, позволяющее вместе с тем реализовать скрытые возможности чело­веческого "Я". Так, озарение и экстаз — не единственные следствия медитации. Другие "плоды" медитации, например, — изменение стереотипов поведения человека или исцеление. Цели, ради кото­рых практикуется медитация, мы подробно рассмотрим ниже — в разделе 1.2.

В более узком контексте под медитацией понимаются также спе­циальные упражнения, предназначенные для расширения умственно-психических способностей человека, их развитие в том или ином на­правлении. Это узкое понимание слова "медитация" следует отделять от общего, широкого ее понимания как состояния углубленного сосре­доточения, которое зачастую возникает спонтанно и носит, таким об­разом, специальное название — "автомедитация".

Изложенные положения справедливы как для классических форм медитативной практики, принятых, например, в буддизме или йоге, так и для современных форм психотренинга — аутогенной тренировки (AT), трансцендентальной медитации (ТМ) и др. [см. 162; 163].

Одно из отличительных свойств медитации — ее длительность. На практике продолжительность медитации может варьировать в доволь­но широких пределах — от 10 — 15 минут до 2 — 3 часов и более, что зависит от назначения медитации, ее основных задач, варианта практики, а также от способностей самого человека. Некоторые духовные деятели Индии могли находиться в состоянии трата по нескольку дней и даже месяцев. Например, Венткатараман Махариши, будучи школь­ником, впал в состояние глубокого самососредоточения во время одного из уроков, и оно длилось у него в общей сложности полтора года, пока он не пришел к тем выводам и к тому образу жизни, которые он исповедовал до последних дней. Последние 25 лет своей жизни Шри Ауробиндо Гхош провел в основном медитируя в полной неподвижно­сти.

Вот как описывает процесс йогического созерцания Герман Гессе в романе "Игра в бисер" [35: с. 143]: "Я пришел в его келью, хотел обратиться к нему, но застал его погруженным в себя, в ритуальной индийской позе, пробиться к нему нельзя было, он витал, тихо улыба­ясь, в каком-то совершенно другом мире, и мне ничего не оставалось, как остановиться у двери и подождать, когда он очнется. Ждать при­шлось очень долго, час и еще два часа, я наконец устал и опустился на пол; ч сидел там, прислонившись к стене, и все ждал. Наконец я увидел, как он понемногу просыпается, он шевельнул головой, расправил пле­чи, медленно развел скрещенные ноги, и, когда он уже вставал, взгляд его упал на меня.". Понятно, что далеко не все могут и не всем надо так медитировать. Для этого потребовалось бы по меньшей мере несколько лет систематических занятий, и многим людям в силу разных причин такое просто невозможно. Кроме того, Гессе описал здесь лишь внеш­нюю сторону процесса, тогда как множество внутренних аспектов ме­дитаций нам остается познавать самим.

В научной литературе, особенно в востоковедении, широко приме­няется слово "психотехника". Этот термин нам представляется весьма неудачным, поскольку ясно, что принципы техническою творчества и конструирования весьма далеки от того, что связано с душой и интел­лектом. Возможно, поэтому он сравнительно редок в западной литера­туре. Тем не менее его употребление призвано подчеркнуть наличие строго определенной последовательности этапов медитативной прак­тики. В этом значении мы его также будем иногда использовать с той оговоркой, что "техника" и "психотехника" — качественно различ­ные вещи.

Поскольку любое явление намного богаче по содержанию, чем даже самое подробное его определение, необходимо рассмотреть целый ряд других вопросов, чтобы читатель смог лучше понять по прочтении этой книги, что такое "медитация" и для чего она нужна,

1.2. ЦЕЛИ МЕДИТАТИВНОЙ ПРАКТИКИ

Когда кто-то слаб и не развит физически, мы советуем ему занять­ся гимнастикой, записаться в какую-нибудь секцию, где по мере систематических тренировок он смог бы ликвидировать или существенно уменьшить свои физические недостатки. Ту же роль играют и медита­тивные упражнения, но уже по отношению к психике и умственному развитию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...