Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сахасрара-чакра (тысячелепестковый лотос)




· Локализация на физическом плане: верхушка головы.

· Анатомический коррелят: гипофиз, мозговой плексус.

· Контролируемый орган чувств: мировое сознание.

· Контролируемая область и функции: высшее абстрактно-фило­софское мышление.

· Свойства проявления в психофизиологическом плане: сверхсознание.

· Желания и препятствия: единство.

· Чувство: сверхсознание.

· Число, лепестков: 1000 (бесконечное множество — по другим ис­точникам).

· Цвет энергии: фиолетовый.

· Биджа-мантра: висарга (т. е. особый придыхательный звук в сан­скрите).

· Носитель биджи: бинду, точка выше полумесяца.

· Звук октавы: си.

· Цвет биджи: золотой.

· Таттва (элемент): Абсолют.

· Цвет таттвы: отсутствует.

· Вкусовое ощущение: отсутствует.

· Запах: отсутствует.

· Тип праны: чистое сияние + вьяна.

· Лока (область, мир): Сатья-лока (план истины).

· Управляющая планета: Кету (Солнце — по другим источникам).

· Божество: внутренний Гуру, Парамгуру, Параматма (Учитель Риши).

· Шакти: Чайтанья (Махашакти), Параматма.

Эффект от работы с чакрой: приобретение способности к сверхсоз­нанию, обретение всеобъединяющего видения мира; переход в сияю­щий поток бытия-сознания, выход в четвертое измерение, за пределы пространства и времени, в вечность; реализация высшей полноты жиз­ни.

Примечание: ни в коем случае не следует ставить самому какие-либо непроверенные эксперименты с Сахасрарой; единственный, кто может дать какие-нибудь рекомендации по этому вопросу, — это ваш Гуру (!).

Кроме того, для каждой чакры существует свое специальное изо­бражение — графический аналог. Применительно к основным центрам они имеют следующий вид [111]:

МУЛАДХАРА-ЧАКРА. Изображается как светло-желтый круг, в котором помещен ярко-желтый излучающий свет квадрат. В квадрате находится огненно-красный излучающий свет треугольник. В треу­гольнике расположено цилиндрическое тело цвета морской волны, один край которого закруглен. На цилиндре в 3,5 оборота накручена белая нить-спираль. Она символизирует скрытую энергию Кундалини. По кругу расположены 4 темно-красных лепестка (рис. 7).

СВАДИСТХАНА-ЧАКРА. Изображается в виде светло-желтого круга, в который помещен блестящий серебряный полумесяц. По кругу расположены 6 красных лепестков (рис. 8).

МАНИПУРА-ЧАКРА. Изображается в виде светло-желтого кру­га, в котором находится кроваво-красный треугольник. Снаружи по кругу располагаются 10 черных лепестков (рис. 9).

АНАХАТА-ЧАКРА. Изображается в виде светло-желтого круга, в который помещена шестиугольная звезда сизо-синего цвета. Круг ок­ружён 12 лепестками кирпично-красного цвета (рис. 10).

ВИШУДХА-ЧАКРА. Изображается в виде серого круга, окружен­ного 16 лепестками цвета индиго. В круге помещен белый треугольник, а в треугольнике — другой серый круг (рис. 11).

АДЖНА-ЧАКРА. Изображается в виде светло-желтого круга, ок­руженного синим кольцом и двумя лепестками светло-синего цвета. В круг помещен белый треугольник (рис. 12).

Другая важная составляющая астрального тела — НАДИ, т. е. внутренние биоэнергетические каналы в тонком теле (Сукшма-шарире), по которым циркулирует Прана, а точнее — Сукшма-прана. Санскритское обозначение каналов тонкой биофизической энергии происходит от корня "над", что означает "дыхание"; эти каналы — те же, что широко известны в китайских системах управления внутрен­ними энергетическими потоками ("ци-гун", "до-ин"). В "Шива-сам-хите" говорится о 350 000 нади [106], в других источниках говорится о разном количестве — о 720 000 до 350 000 каналов, хотя, если учитывать тончайшие соединения, т.е. третьестепенные по значимости, их будет намного больше. В китайских, японских и вьетнамских оздоровительных системах и школах восточных единоборств используются главным обра­зом знания о 12 крупных ветвях-меридианах [33; 56; 144], в индийской йоге основное внимание уделяется только 3 крупным каналам, с которы­ми работают мастера высоких уровней. Это — Сушумна, Пингала и Ида.


Рис. 13 Передняя и задняя ветви Сушумны [по С. М. Неаполитанскому].

 

СУШУМНА-НАДИ (или просто СУШУМНА) — крупный био­энергетический канал, соответствующий на физическом плане спин­номозговому, который проходит внутри позвоночника вдоль цереброс­пинальной оси (Меруданды). Сушумна, иногда обозначаемая в русско­язычных источниках как Шушумна, начинается из Муладхара-чакры и заканчивается вверху в Сахасрара-чакре. Она имеет красный цвет, подобно Агни (Огню). Внутри Сушумны имеется более тонкий ка­нал — Ваджра-нади, сияющий, как Солнце и несущий в себе свойства Раджас-гуны. Внутри той нади, в свою очередь, проходит саттвичная Читра-нади бледно-палевого цвета, в астрологическом плане соответ­ствующая Луне. Наконец, внутри Читры проходит Брахма-нади, по которой Кундалини поднимается вверх от Муладхары к Сахасраре; в Брахма-нади находятся центры всех основных чакр. Нижнее оконча­ние Брахма-нади называется Брахма-двар, или "врата Брахмана". У обычного человека проход в Сушумну закрыт; практика йоги ведет к открытию этого прохода благодаря очищению его от разного рода аст­ральных нечистот.

В центре головы Сушумна-нади разветвляется на две ветви — пере­днюю и заднюю. Передняя ветвь (см. рис. 13) идет до Аджна-чакры и продолжается до Сахасрары; вторая ветвь — задняя — проходит вдоль затылочной части черепа, через "четвертый глаз" (мелкое отверстие на затылке, соответствующее "затылочному родничку" у новорожденного; через месяцев 6 после рождения этот "родничок" зарастает). Передняя ветвь черепной части Сушумны связана главным образом с биоэнергети­ческим обменом, задняя — информационный канал.

 


Рис. 7 Муладхара-чакра

 


Рис. 8 Свадистхана-чакра

 


Рис. 9 Манипура-чакра


Рис. 10 Анахата-чакра

 

 


Рис. 11 Вишудха-чакра

 


Рис. 12 Аджна-чакра

ПИНГАЛА-НАДИ представляет собой (см. рис. 5) правый аст­ральный проток. Это — обитель разрушающей энергии, исполненная мужской силы (Ян). Пингала начинает свое течение от правой ноздри; спускаясь вниз, она несколько раз переплетается с Сушумной и заканчивается в области правой половой железы. Ее конечная точка — так называемая Мукта-Тривени (или Канда — промежность на физиче­ском плане) — совпадает с нижней точкой истечения двух других ка­налов, т. е. Сушумны и Иды. Пингала имеет ярко-красный цвет, соот­ветствует Солнцу; ее также называют Суранья-нади. Она поднимает температуру тела, ответственна за контроль усвоения пищи. Дыхание через правую ноздрю рекомендуется при физических, нервно-психи­ческих и интеллектуальных перегрузках.

ИДА-НАДИ — левый астральный канал, соответствующий жен­ской энергии (Инь). Он начинается от Мукта-Тривени, поднимаясь вверх, несколько раз пересекается с Сушумной и Пингалой и, наконец, доходит до центра головы (рис. 5). В физическом плане Ида начинается вверху от левой ноздри. Она — бледного цвета, соответствует Луне (ее другое название — Чантра-нади), понижает температуру тела.

Пингала и Ида подчинены временным зависимостям, Сушумна же существует вне временных изменений. Некоторые йоги, задерживая всю Праву в Сушумне, несколько раз отодвигали время смерти. Перед смертью у всех людей работают обе ноздри, т. е. Ида и Пингала одно­временно; контролируя этот процесс, можно существенно увеличить продолжительность жизни [106].

Приверженцы Свара-йоги заставляют работать вседневное время суток Иду, а ночью — Пингалу. Это гармонизирует астральное тело, т. к. в ночное тамасичное время поток солнечной энергии резко ослаб­ляется. Такая практика приводит к увеличению продолжительности жизни. Кроме того, продвинутые йоги в жару стимулируют Иду, а в холод — Пингалу [106; 131 ].

Существуют разные методы смены типа дыхания, т. е. изменения тока Праны. Наиболее простой состоит в следующем. Лечь на левый бок, и через 10—15 минут такого лежания поток Праны будет течь через Пингалу. Для активизации Иды следует полежать на правом боку. Другой способ состоит в том, чтобы просто зажать пальцами правую или левую ноздрю, перекрыв таким образом поток Праны и заставив его смениться на противоположный. Автоматическая регуля­ция смены типа дыхания происходит каждые 2 часа [131 ]. Так или иначе, хороших результатов в контролировании токов Праны можно достичь только под руководством Гуру.

3.5. МАКРОКОСМ И МИКРОКОСМ

Одно из основных положений теории йоги и других восточных учений состоит в соответствии структуры и свойств человека структуре и свойствам Вселенной. Это положение может быть охарактеризовано формулой: "все, что есть во Вселенной, существует и в человеке", и в ней пересекаются, в частности, йога и тибетский тантризм, теория боевых искусств (шаолиньская школа, кэмпо, у-шу) и китайские си­стемы иглорефлексотерапии, динамическая йога шиваитов и до-ин. Теорию соответствия микрокосма макрокосму, т. е. мира человека миру Вселенной, таким образом, следует рассматривать как рудимент древних эзотерических знаний, осколки которых зачастую разбросаны по разным народам и континентам в современную эпоху. Восстановить эту концепцию в полном объеме пока не представляется возможным, и мы остановимся только на отдельных, самых характерных чертах этой части учения Востока.

Свами Шивананда указывает [131 ]: "Человек подобен Космосу: что есть в Космосе, существует и в нем. Центр тела человека лежит в середине спинного мозга. Тело и ноги ниже центра составляют семь нижних миров, поддерживаемых Шакти, или силами Вселенной. Свер­ху находится семь лок..,которые выражают себя и дают плоды Кармы в виде определенных рождений. Этим локам (планам, областям, ми­рам — Ю. К.) — Бхув, Бхувах, Свах, Тала, Нана, Маха и Сатья — соответствуют семь центров; пять в туловище, шестой — в нижней части области мозга, а седьмой — в мозге, или Сатьялоке, — вмести­лище Верховной Шива-Шакти. Там находятся главные центры, такие как Манас, Лалана и Сома Чакры. Однако седьмая область выше них... Человек как микрокосмос — это всеохватывающая душа, когда полно­стью проявляется в Сахасраре. Связанная Шакти в виде разума и материи находится в пяти нервных центрах тела, им соответствуют пять чакр. Ида и Пингала — два потока — связываются между собой в солнечном сплетении. В основании спинного мозга находится Брахма-Двара, или Врата Брахмана. Агни соединяется с Сушумной тройной точкой — Тривени. Эта точка является началом симпатической систе­мы.". Таким образом, основная идея теории соответствия макро- и микрокосма заключается не в том, что человек вмещает в себя всю Вселенную, так как это невозможно, а в том, что каждому миру, плану, области или отдельной части Космоса соответствует вполне определен­ная часть человека, т. е. комплекса души и тела. Астральные (тонко­материальные) планы Вселенной отражаются в соответствующих им планах Сукшма-шариры человека, грубоматериальные элементы Все­ленной также проявляют себя в грубоматериальном теле человека.

Эти соотношения между макро- и микрокосмом проявляются, сле­довательно, двояким образом. С одной стороны, ряд структур человека рассматривается в этой теории как ЧАСТИ различных миров, планов или областей Вселенной. Так, физическое, эфирное, астральное, мен­тальное, каузальное, буддхическое и атмическое тела (оболочки) че­ловека по частотам своих вибраций соответствуют различным мирам Вселенной, включая так называемый "мир Брахмы", или Нирвану, частью которого является атмическое тело. Поэтому, на языке теории соответствия макро- и микрокосма, цель ортодоксальной йоги состоит в "возвращении" атмического тела его изначальной "родине", т. е. воссоединении его с Нирваной. Наоборот, культивирование плотских желаний, аморальные качества ведут к деградации высших оболочек человека и в итоге толкают его после смерти на путь к адовым мирам с их низкими вибрациями. Так или иначе, именно распад оболочек че­ловека и их различная судьба после смерти, которая неоднократно четко прослеживалась высокоразвитыми сенситивами [см. 22; 146; 150] дают основания сделать такой вывод. Другой элементарный и известный даже на Западе пример — распад физического тела на со­ставные элементы и круговорот их в природе биосферы. Таким обра­зом, человек представляет собой сложный конгломерат частей из раз­личных планов и областей Вселенной, которые после смерти "возвра­щаются" в их исконные обители.

Практически все религиозно-философские учения Востока, а так­же эзотерические доктрины Запада содержат представления о пяти "грубых" элементах, или первоэлементах. При этом в разных систе­мах называется разное количество таких субстанций, и они иногда по-разному обозначаются. Однако цель лечебной или оздоровительной (профилактической) практики везде одна — благодаря контролю над этими "первоэлементами" добиться крепкого здоровья, гармонии тела и души. Так, в индийской йоге контроль над пятью грубыми элемента­ми может быть достигнут практикой Дхараны над соответствующими местами их размещения в теле: земля — от ступней до колен; вода — от колен до пупка; огонь — от пупка до горла; воздух — от горла до Аджна-чакры; эфир — от Аджна-чакры до Брахмарандры (чакр в цен­тре головы между Трикутой и Сахасрарой) [131 ].

Особую значимость теория "первоэлементов" и их взаимовлия­ний-связей получила в учениях древнего Китая. Прежде всего, это — концепция у-син (т. е. "пяти стихий"). Она сводится к следующим пред­ставлениям [33; 56 ]. Печень и сердце соответствуют "дереву", сердце и тонкая кишка — "огню", селезенка и желудок — "земле", легкие и тол­стая кишка — "металлу", почки и мочевой пузырь — "воде". Важно отметить, что китайские обозначения органов типа "сердце", "легкие" и т. д. нетождественны западным. Так, под "печенью" понимается не только сама печень, но и вся система протоков, с нею связанная. Аналогич­но "легкие" — это не только легкие, но и вся система дыхательных путей.

Далее, все процессы во Вселенной подразделяются на две большие категории: продуктивные (связанные с функциональной помощью той или иной системе органов) и деструктивные (означающие угнетение функций). Первая группа характеризуется правилом: "вода" способ­ствует росту "дерева", "дерево" может произвести "огонь", "огонь" дает "землю" (пепел), "земля" дает "металл", "металл" может пре­вращаться в жидкость ("вода"). Наоборот, деструктивные процессы описываются следующей формулой: "вода" гасит "огонь", "огонь" размягчает "металл", "металл" режет "дерево", "земля" поглощает "воду". Первоэлементы "металл" и "вода" отнесены к ИНЬ, "дерево" и "огонь" — к ЯН; первоэлемент "земля" образует поворотную точку между ИНЬ и ЯН [33].

Эти соотношения, вобравшие в себя в синтетической форме огром­ный по длительности и объему эмпирический материал, с успехом используются на практике в восточных методах врачевания, например в знаменитом иглоукалывании. Эти воззрения, на которых построена теория медицинской науки Китая, Вьетнама и других районов Юго-Во­сточной Азии, дополняются, впрочем, и другими правилами, которые здесь ввиду их частного характера не рассматриваются [см. 33; 144 ].

Элементу "дерево" ставятся в соответствие: весна, ветер, рожде­ние, зеленый цвет, кислый вкус, гнев; "огню" — лето, жара, наиболь­шее развитие, красный цвет, горький вкус, радость; "земле" — конец лета, влажность, изменение, желтый цвет, сладкий вкус, размышле­ние; "металлу" — осень, сухость, увядание, белый цвет, острый вкус, тоска; "воде" — зима, холод, исчезновение, черный цвет, соленый вкус, страх [33; 145 ]. Триграммы, из которых составляются гексаграм­мы знаменитой "И-Цзин" ("Книги перемен") древнего Китая, имели сходную символику [111]:

Западный человек неизбежно запутается во всей этой символике огромного числа соответствий органов, "стихий", сторон света, расте­ний и животных, звезд и планет (см. ниже), тогда как на Востоке к ним приучены с детства, начиная с участия в многочисленных религиозных церемониях и ритуалах.

С другой стороны, и это будет составлять второй тип соответствий в теории подобия макро- и микрокосма, различные структуры человека испытывают влияние тех или иных космических структур. Так, Пин-гала соответствует Солнцу, а Ида — Луне, ввиду того, что они нахо­дятся под непосредственным воздействием энергий этих планет. Об­суждавшиеся выше (см. раздел 3.4) "оболочки" человека тоже испы­тывают влияние: физическое тело и его эфирный двойник подпадают под влияние Луны и Сатурна, астральное и буддхическое — Венеры и Марса, ментальное и каузальное — Меркурия и Юпитера, а атмичес-кое тело находится под влиянием Солнца и Сатурна. Кроме того, физическое тело и его двойник соответствуют (испытывая их влияние) Козерогу и Раку; астральное тело — Тельцу и Скорпиону; ментальное тело — Деве и Рыбам; каузальное тело — Близнецам и Стрельцу; буддхическое тело — Весам и Овну; атмическое тело — Водолею и Льву [Ливан ]. Более того, каждый орган "грубого тела" испытывает влияние тех или иных созвездий и планет, согласно древней эзотери­ческой астрологии. Эти воззрения могут быть суммированы следую­щим образом [114]. В зодиакальном управлении человеческого тела выделяют три аспекта: внешнее управление, относящееся к наружным частям и органам, внутреннее — относящееся к витальным органам, а также — структурное управление, которое относится к структуре или скелету. Эти воздействия отражаются схемой:

1. Внешнее управление

o Овен — голова, лицо;

o Телец — шея, глотка;

o Близнецы — плечи;

o Рак — грудные железы, грудная клетка, эпигастрий;

o Лев — позвоночный столб, спина;

o Дева — абдоминальные и тазовые области;

o Весы — поясничная область и кожа;

o Скорпион — мочеполовые органы и анус;

o Стрелец — бедра и поясница;

o Козерог — колени и ягодицы;

o Водолей — ноги и лодыжки;

o Рыбы — ступни и большой палец;

2. Внутреннее управление

o Овен — мозг;

o Телец — пищевод, глотка, мозжечок;

o Близнецы — легкие, дыхание, кровь;

o Рак — желудок и органы пищеварения;

o Лев — сердце;

o Дева — толстые и тонкие кишки;

o Весы — легкие;

o Скорпион — органы воспроизведения и мочевой пузырь;

o Стрелец — артериальная система, нервы;

o Козерог — кости, связки;

o Водолей — кровь и циркуляция;

o Рыбы — лимфатическая система;

3. Структурное управление

o Овен — кости черепа и лица;

o Телец — кости шеи;

o Близнецы — плечи, ключицы, кости рук и ног;

o Рак — грудина, ребра;

o Лев — позвоночник;

o Дева — часть позвоночника;

o Весы — кости поясничной области;

o Скорпион — кости таза;

o Стрелец — кости бедер и поясницы;

o Козерог — коленная чашечка и связки;

o Водолей — кости голени и лодыжки;

o Рыбы — кости стопы и пальцев.

Стихия "огня", согласно системе Рафаэля [114], соответствует голове и лицу, сердцу, пояснице и бедрам; элемент "земля" — глотке, кишкам, коленям и коже; "воздух" — легким, дыханию, почкам, кро­ви; "вода" — желудку, выделительной системе, ступням. Кроме того, "огонь" соответствует трем знакам — Овну, Льву и Стрельцу; "воз­дух" — Близнецам, Весам и Водолею; "земля" — Тельцу, Деве и Ко­зерогу; "вода" — Раку, Скорпиону и Рыбам [3; 114; 175 ]. Управление телом и отдельными органами, следовательно, необходимо приурочить к благоприятному в астрологическом отношении времени, учесть ха­рактер влияния (каждый нечетный из 12 знаков оказывает положи­тельное воздействие, четный — отрицательное) и особенности време­ни рождения. Астрология — точная, но сложная наука, освоение кото­рой требует как минимум несколько лет. Однако она не противоречит практике йоги или другим духовно-оздоровительным и философско-религиозным системам, а лишь дополняет их, что позволяет в ряде случаев усиливать эффект от практики медитации или других упраж­нений в несколько раз.

Большинство из перечисленных соответствий сейчас не могут быть описаны в точных терминах западной науки, их формализация воз­можна, пожалуй, лишь в терминах таких самостоятельных знаково-информационных систем, как, например, буддийская логика. Однако идея принципа "большое отражается в малом" имеет огромное мето­дологическое значение, и, надо полагать, детальное научное изучение астрологических соответствий и влияний планет найдут свое объясне­ние. Тогда представится возможность использовать все эти соответст­вия в медицинских целях, если к тому времени, конечно, она не пере­шагнет на другой, качественно более высокий уровень.

Согласно же теории йоги и других религиозно-философских си­стем существует и обратная связь таких соответствий — от "малого к большому", т. е. работа с одним органом или "оболочкой" — телом вызывает адекватные воздействия и на макроструктуру. Например, работая с атмическим телом путем особой духовной практики, устрем­ляясь к Нирване, человек сам оказывает воздействие на тонкие суб­станции вселенной. Это, например, отражается в создании целой си­стемы духовных оболочек вокруг Земли [см. 109].

Очищая и развивая свои духовные тела, люди становятся мощным преобразующим фактором по отношению к ауре и духовному климату всей планеты [109; 146] (!).

Подобное обратное воздействие от микро- к макрокосму отражено, на наш взгляд, и в следующем отрывке [130: с. 25 ]:

"Все великое малого только комплекс,
А что мелко — зародыш большого.
Все, чему человек поклоняться привык,
То в мельчайшем имеет основу:
Каждый храм из мельчайших фрагментов велик."

То же относится и к Карме человека: как неоднократно говорил Свами Вивекананда [129], одно большое дело слагается из тысячи малых, и невозможно сделать ничего значительного, не посвятив ему мельчайших частиц кропотливого труда.

3.6. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИТАЦИИ

В настоящее время резко возрос научный интерес к исследованию восточных оздоровительных систем, включая и разностороннее иссле­дование явлений, связанных с медитацией. Последнее в наибольшей

степени стимулируется такими малообъяснимыми пока явлениями, как ясновидение, левитация, телекинез и др., долгое время рассматри­вавшимися как "аномальные явления психики". В определенной сте­пени это обусловлено и неудачами традиционных подходов западной медицины к целому спектру заболеваний.

Однако следует признать, что феномены, связанные со способно­стью хатха-йогов, изучены в значительно большем объеме [см. 30; 168 ], чем свойства Раджа-йоги. Так, например, было установлено, что систематическая практика физических упражнений йоги повышает защитные функции крови, и человек становится менее уязвимым для простудных и других заболеваний. Повышается выносливость, физи­ческая сила, гибкость и ловкость; предотвращается преждевременное старение, и тело остается молодым в среднем и даже пожилом (по нашим представлениям) возрасте [30; 156 ]. Шестидесятилетние хат-ха-йоги зачастую выглядят на 20—35 лет, и это—далеко не предел их возможностей, поскольку продолжительность жизни йогов может дос­тигать 190 и даже, по неофициальным данным, нескольких сотен лет [напр., 111].

Большинство феноменов Хатха-йоги, связанных со способностью изолироваться от окружающей среды и долгое время находиться зако­панным в яме или погруженным в воду, обусловлены умением резко замедлять сердечную деятельность, впадая в состояние, которое наша наука считает близким к анабиозу [2; 73 ].

Даже поверхностный анализ йоги и других восточных систем по­зволяет сделать вывод о четкой обоснованности и взаимной согласован­ности всех этапов практики (факт — малообъяснимый с позиций со­временной западной медицины!).

Предшествующие медитации дыхательные упражнения (праная-мы) основаны на двух важных принципах [41]:

1. ритмы дыхания и сердцебиения человека представляют собой "биологические часы", определяющие скорость всех жизненных про­цессов и общую продолжительность жизни; эти ритмы модулируют работу многих органов и систем;

2. дыхание с частотой более 100 в минуту (специальное упражне­ние "Бхастрика", т. е. "кузнечные меха") ведет к сердечно-сосудистой синхронизации, которая усиливается при суженном отверстии вдоха или при повышенной сопротивляемости выдоху; при редком дыхании (4—6 в мин., как в Кевали, или полной задержке — Кумбхаке) наблю­дается резонансное усиление "волн" частоты сердцебиения и "волн" артериального давления; при редком дыхании экономятся также энер­гозатраты на поддержание жизнедеятельности организма, резко тормозится биологический возраст, причем без кислородного голодания тканей, поскольку такая сердечно-сосудистая синхронизация сопро­вождается усилением эффективности использования кислорода.

Расслабление как этап подготовки к медитации всегда сопровож­дается снижением артериального давления [см. 2; 30; 73 ], что очень важно для гипертоников (!).

Таким образом, можно сделать вывод, что предшествующие самой медитации фазы — установление контроля за дыханием и расслабление — призваны синхронизировать сердечную деятельность с дыхательными движениями, уменьшить частоту пульса и постепенно свести к минимуму деятельность физического тела. Тем самым все энергетические расходы на поддержание физической деятельности, на "павловские рефлексы" сводятся к минимуму (но отвечающему принципу достаточности!), и весь энергетический потенциал организма может быть "переключен" на пси­хические и умственные процессы. Но подготовка к медитации на этом не заканчивается: на следующем этапе энергетический потенциал попол­няется за счет Пратьяхары — отключения чувств от второстепенных объектов. В конечном итоге создается огромный избыток энергии, ко­торый переключается при концентрации (Дхаране) на объект медита­ции.

Таково чисто физиологическое объяснение в общих чертах процес­са вхождения человека в состояние медитации. Однако есть основания предполагать, что "избыток" энергетических ресурсов на этом не ог­раничивается, и в организм поступает тонкоматериальная энергия из Космоса. Этот поток обусловлен, очевидно, исключительно молитвен­ной практикой, и он прямо пропорционален искренности и силе молит­вы верующего (в общем случае — силе устремленности духа человека ко всему высшему, бесконечному, Божественному).

Кроме того, было обнаружено [169], что дыхание одной ноздрей влияет на познавательнее процессы: у мужчин серия предложенных пространственных заданий выполнялись лучше при правостороннем дыхании и несколько хуже — при левостороннем, у женщин — наобо­рот. Для вербальных (устных, словесных) заданий картина была об­ратной: правостороннее дыхание несколько ухудшало их выполнение по сравнению с обычным дыханием через обе ноздри. По результатам этих экспериментов были предположены два возможных механизма эффекта одностороннего дыхания: 1) происходит активизация соответст­вующих полушарии мозга; 2) необходимость человека контролировать на подсознательном уровне дыхание связана с интенсивностью познаватель­ных процессов.

Есть также основания предполагать, что некоторые исходные уп­ражнения в медитации (например, над некоторыми цветными изобра­жениями — янтрами) служат той же цели — подготовлению человека к более высоким восприятиям и созданию кратковременного избытка энергии, который затем полностью используется в стадии Самадхи (экстаза, озарения). Так, еще в сериях опытов В. М. Бехтерева [13] был установлен ряд интересных для нас фактов. Например, было вы­яснено, что музыкальный тон квинта-большая (ля-ми) ведет к суще­ственному увеличению выносливости атлетов, поднимающих груз; на­оборот, звучание малой квинты (ля-ми бемоль) снижало мускульную активность. Далее, красный, оранжевый и желтый цвета возбуждали, холодные и особенно темные тона, наоборот, успокаивали и подавляли психику и мышечный тонус. На мускульную силу влияли также рас­становка пауз отдыха, последовательность музыкальных тонов, чере­дование цветовых и световых воздействий. Из этого можно сделать косвенный вывод о том, что древние буддийские, индуистские и другие молитвенно-религиозные ритуалы были глубоко обоснованы и эмпи­рическим путем отшлифованы за долгую историю так, чтобы вызвать максимальный эффект стимуляции чувств и медитативных прозрений всех верующих, которые участвовали в таких церемониях.

Из приводимых данных становится понятным, почему в меди­тативных йогах созерцанию всегда предшествует подготовительный этап, когда занимающийся "устанавливает" дыхание, расслабляется, снова проверяет ритм дыхания, пока не достигнет нужного уровня расслабления и не станет способен к глубокому сосредоточению.

Однако в самой интерпретации процессов, которые происходят с человеком в состоянии глубокой медитации, остается пока больше неясного, чем известного, с позиций современной науки. Поэтому для постановки научно-исследовательских задач на первом этапе необхо­димы системный анализ и формализация основных постулатов.

Исходной посылкой здесь является то обстоятельство, что чело­век — не замкнутая, а открытая биологическая система, способная входить в резонансные колебания с космическими ритмами [63; 93 ]. А. В. Мартынов, исходя из позиций системного анализа, пишет [93: с. 72 ]: "Человек является колоссальным детектором, считывающим, как элементарный жидкий кристалл, всю голограмму пространствен­но-временных вибраций, содержащихся в информационном поле, в зависимости от уровня своего интеллекта и своей духовности и в соответ­ствии со своей личной способностью настраиваться... Телепатия подразу­мевает острую настройку на другого—или сознательную в случае опыта, или бессознательную в случаях мать — ребенок, пара влюбленных и т. п. В случае лозоискательства требуется настройка на предмет по­иска: лоза при этом служит просто индикатором считывания требуемой информации, использующим неосознанную идеомоторную реакцию руки." Вероятно, целая группа явлений, которая связана с ясновиде­нием и другими эффектами сверхчувственного, базируется на общем фундаменте.

Исходя из этих представлений, медитация позволяет человеку настроиться по отношению к информационному полю через интуитив­ный канал, который есть у каждого человека. Систематические трени­ровки резко расширяют возможности получения информации через такой канал. В этом, по-видимому, и заключен смысл одного из указа­ний йоги [см. 106; 131 ], что у "обычных" людей вход в центральную нади — Сушумну — закрыт, и лишь тренировки могут заставить этот канал функционировать.

Рассматривая "настройку" человека на астральные "копии" [см. 112], которые имеет каждый объект, будь то в прошлом, настоящем или будущем, можно выделить не один [93 ], а несколько уровней синхронизации вибра­ций субъекта и объекта. Относительно источника этой синхронизации вне человека, т. е. Космоса, можно выделить влияния Солнца, Луны и других основных планет (что, собственно, и подразумевается в любой астрологи­ческой школе); они обусловливают макро- и микровитки спирали всего развития человека или особенности его настройки в период "сеанса". Применительно к самому человеку, такая настройка может осуществ­ляться на нескольких уровнях, которые, очевидно, связаны с тем те­лом — астральным, ментальным, каузальным и буддическим, — на котором медитирующий может "работать". Так, ментальное тело у многих людей недостаточно развито, но оно может усиливаться в ходе систематических занятий; то же относится и к другим планам челове­ка, что в итоге дает разное, но все увеличивающееся по мере трениро­вок "качество" видений экстрасенса.

Другой механизм имеет место при йогическом самопогружении "в себя". Этот вид медитации, который приводит, согласно схеме Патан-джали [см. 10 ], к Кайвалье, вызывает перевод человеческого организ­ма из состояния открытой системы в закрытую. Поэтому не случаен перевод термина "Кайвалья" — "изоляция, отрешенность". В этом состоянии йог не реагирует (как показывают датчики специальных приборов) на внезапные вспышки яркого света, резкие звуки или за­пахи. Это умение погружаться в состояние Кайвальи было выработано еще во времена ведийской йоги.

В "Шветашватара-упанишаде" (3: 18) [22: с. 278] описываются так называемые "девять врат" человека: "Верховная божественная личность, обитающая в теле живого существа, управляет всеми живы­ми существами во всей Вселенной. Тело имеет девять врат: два глаза, две ноздри, два уха, рот, анус и гениталии. Живое существо в обуслов­ленном состоянии отождествляет себя со своим телом, но когда оно отождествляет себя с Господом, присутствующим в нем самом, оно становится таким же свободным, как и сам Господь, даже оставаясь в теле.". Практика ведийской йоги предписывала закрыть все эти "вра­та", отключиться от них, чтобы душа могла беспрепятственно слиться с Божеством. Одним из таких элементов древней йоги является знаме­нитая Кхечари-мудра, когда йог закрывает ротовое отверстие и дыха­тельные пути специально подрезанным для того в основании языком [см. 15; 128].

И в том и в другом типе практики медитация, исходя из общих позиций, основана на самопрограммировании человека. Эти исходные установки определяют все последующие особенности поведения йоги-на, а систематически повторяясь, подобные навыки укрепляются и дают переходы от количественных изменений в качественные, т. е.. в итоге — выход на новые уровни мастерства.

То же можно сказать, в более расширенном понимании, примени­тельно к группе медитативных упражнений, в которых занимающийся создает в своем воображении определенные образы. Создание челове­ком в процессе мышления внутренних образов может иметь важную программирующую функцию по отношению к его поведению или осо­бенностям психофизиологических процессов [38; 80]. Еще В. М. Бех­терев уподоблял эмоции человека внутренним энергетическим стиму­ляторам [13]. Это программирующее значение внутренних образов требует, чтобы человек периодически активно и целенаправленно со­средоточивал свое внимание на соответствующем образе, стараясь вос­принимать его как объективную реальность.

Процесс самопрограммирования психики позволяет решать мно­жество задач: приобретать необходимые знания, вырабатывать новые навыки и привычки, повышать уровень самосознания и его регулирующее влияние на поведение и деятельность. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ускорить процесс изменения представле­ний о себе, так чтобы они несколько опережали реальные изменения [38 ]. Примером здесь может быть воспитание навыков экстрасенса: для приоб­ретения способностей ясновидения, целительства и т. д. необходимо по 5—10 раз в день внушать себе, что такие способности есть [см. 63 ].

Другая гипотеза здесь связана с Самадхи. Так, В. И. Корнев [78: с. 17 ] пишет: "Мозг защищает себя от информативных перегрузок, вызывающих стрессы. Поэтому чем выше социализация индивидуума, его устремлен­ность к общепринятым ценностям, тем менее он восприимчив к космиче­скому сознанию, и наоборот. В свою очередь, характер озарения непосред­ственно связан с объемом хранящейся в мозгу информации: при небольшом количестве информации озарение носит интуитивный, неосознанный ха­рактер, при значительном (целевом) — осознанный, творческий характер. Можно допустить, что космический поток воздействует и на генную клави­атуру.". Таким образом, озарение связано со структурной перестройкой хранящейся в человеке информации.

Далее, анализируя практику пробуждения Кундалини в другой серии упражнений йоги, можно предположить, что помимо энергети­ческих преобразований в организме, ставятся под контроль и распро­страняющиеся вдоль спинного мозга потенциалы действия, происходя­щие обычно произвольным образом. В итоге нормальные реакции по адаптации человека к экстремальным воздействиям внешней среды не только получают дополнительный уровень регуляции, который исклю­чает возникновение любых психических расстройств (в чем обычно, наоборот, обвиняют йогу), но, кроме того, занимающийся приобретает способность входить в процессе такого адаптивного процесса в резонан­сные колебания с другими внутренними и внешними факторами, что усиливает адаптивные реакции. Вероятно, что здесь также имеет место регуляция знаков полярности электростатической составляющей био­поля человека, как, например, в одном из специальных упражнений (см. раздел 6.21).

Все эти гипотезы требуют, однако, дальнейшего серьезного изуче­ния с помощью новейшего медико-биологического оборудования. Йога предоставляет здесь огромное поле для дальнейшей деятельности уче­ных.

ГЛАВА 4. САМАДХИ И ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

4.1. САМАДХИ

Самадхи — последняя и высшая фаза восьмиступенчатой лест­ницы йоганг (средств достижения). Это слово, многозначное как и большинство других восточных терминов, переводится одновремен­но как "озарение, прозрение, экстаз, транс, высшее духовное озаре­ние, сверхсознание". Самадхи — конечный результат любой пра­вильно осуществленной медитации, но может произойти и спонтан­ным образом, будучи следствием незаметных, постепенных внут­ренних изменений или каких-либо необычных для нашего сознания внешних воздействий (отдельных людей, стечения обстоятельств, аномальных социальных или природных явлений).

В современной психологии понятию "Самадхи" приблизительно соответствует термин "видоизмененные состояния психики" (altered states of consciousness — ASC), в который, впрочем, включаются и некоторые другие смысловые оттенки, например гипноз или даже па­тологические психические процессы. Спонтанное возникновение Са­мадхи у "обыкновенных" людей зачастую связано с тяжелыми для души переживаниями, критическими жизненными периодами, вне­запными душевными травмами и т. п., являясь тем самым защитной реакцией психики, направленной против этих стрессовых факторов. Вспомним, например, Пьера Безухова в известном романе Л. Н. Тол­стого "Война и мир": находясь в плену, будучи свидетелем гибели Платона Каратаева, он внезапно понял, что душа действительно бес­смертна, как и сказано в Писании. Это внезапное прозрение вызвало у него безудержный, явно патологический, смех: действительно, как можно убить его бессмертную душу (!). Если такие ситуации, которые влекут возникновение спонтанного озарения, не были подготовлены определенным физическим и психологическим развитием человека, то наиболее вероятное их завершение — психическое расстройство. Об этом свидетельствуют многочисленные данные психиатрической прак­тики.

Другое дело, если человек сознательно тренирует себя в том на­правлении, чтобы испытывать состояния психического транса регуляр­но. Этот путь подразумевается и реализуется йогой. "Йога есть Самад-хи", — гласит известный афоризм, приписываемый Махариши Вьясе (легендарному автору книг "Махабхараты") [77 ]. Главное отличие йогического Самадхи — его управляемость или, при спонтанном про­явлении, которое также может иметь место, — отсутствие негативных последствий.

В древнем трактате "Куларнава-тантра" сказано: "Самадхи есть вид созерцания, в котором нет ни "здесь" ни "там"; это озарение, спокойное как океан, это сама Пустота", а также — "Йог, пребываю­щий в Самадхи, не воспринимает запахов и вкусов, прикосновений, форм, звуков, он не отличает себя от других..., не подвержен воздейст­вию времени, не затрагивается любым действием и ничему не подвла­стен" [77 ]. "Как соль, растворенная в воде, становится единой с ней, также и Самадхи есть то, когда Атман (имеется в виду Параматма, т. е. Высший Разум — Ю. К.) и разум становятся едиными. Когда Права становится истощенной (безжизненной), а ум — поглощенным, когда они становятся равными, то есть Самадхи. Это равенство собственного и высшего "Я", когда все Самкальпы (скрытые впечатления — Ю. К.)перестают существовать, — есть Самадхи," — сказано в другом древ­нем трактате [см. 15 ]. Эти положения близки к следующему отрывку из "Даттатрейа-самхиты" [см. 128 ]: "Самадхи есть единое бытие ин­дивидуального (Дживатма) с наивысшим "Я" (Параматма)... Отсюда возникает просветление (Пратибха), собственные (абсолютные) слух, осязание, зрение, вкус и обоняние.".

Одно из наиболее известных проявлений Самадхи в классической Хатха-йоге состоит в способности йогов длительное время находиться заживо погребенными под землей. Своеобразный рекорд, который ус­тановил в 1841 г. йог Харидас Дас, составил 40 суток (!) [30 ]. Однако нас будут больше интересовать проявления Самадхи в медитативной йоге.

Одно из наиболее обычных внешних проявлений Самадхи в меди­тативной йоге — способность человека длительное время (например, по несколько часов, в течение 10 суток и более) сидеть в медитативной позе, будучи нечувствительным к холоду, дождю и другим внешним воздействиям; в этом состоянии нет также чувства голода и жажды, теряется представление о реальном календарном времени. Попробуем, однако, разобраться во внутренней сущности Самадхи, его глубинных свойствах.

Характер приведенных отрывков, большей частью аллегоричных или зашифрованных, объясняется, с одной стороны, эзотеричностью древней йоговской доктрины, а с другой — значительной трудностью описаний всех испытываемых переживаний в формально-логической форме, в терминах рационального знания [15; 63; 131].

В "Йога-сутре" Патанджали можно найти много отрывков, в ко­торых описывается или раскрывается смысл Самадхи. Так, например, читаем [10:3:2—3 ]: "Непрерывное течение познавания этого предме­та есть Дхьяна. Когда оно, отвергая все образы, отражает только их смысл, это Самадхи". Согласно Патанджали, существуют 2 типа Са­мадхи: Сампраджнята-самадхи (когда человек, в процессе сосредото­чения на предмете, постигает его смысл; при этом Читта отражает его образ) и Асампраджнята-самадхи (когда мыслительная субстанция совсем освобождается от каких-либо мыслей о предметах внешнего мира, не связывается ни с каким объектом, а целиком погружена в свое "Я"). Этим типам соответствуют такие понятия, как Самадхи "с семе­нем" и Самадхи, "лишенное семени" [10; 160], причем последнее состояние считается высшим. Конечная стадия Асампраджнята-самад­хи иногда называется Дхармамегха-самадхи (Дхармамегха — букв, "облако добродетели"), потому что она указывает йогинам на блажен­ство самопознания [160].

В Сампраджнята-самадхи, далее, обычно выделяют 4 стадии или, скорее, уровня, достигаемые в процессе практики йоги [128 ]:

1. САВИТАРКА-САМАДХИ ("экстаз с сомнением") — на этом уровне перед внутренним взором медитирующего начинают появлять­ся какие-то непонятные картины, видения, образы, световые вспышки, происхождение и смысл которых для созерцающего неясны;

2. ВИЧАРА-САМАДХИ ("экстаз с раздумьем") — возникающие перед взором картины становятся более сильными и адекватными для их истолкования уже в самом процессе созерцания;

3. АНАНДА-САМАДХИ ("экстаз с наслаждением") — появляет­ся огромная радость от проникновения в скрытую сущность объекта созерцания, сходная с крупным открытием ("Эврика!");

4. САСМИРА-САМАДХИ ("экстаз с самозабвением") — радость от созерцания становится доминирующим чувством, которое посте­пенно вытесняет все остальные ощущения; познав сущность объекта созерцания, йог целиком отдается радостному экстазу, перенося сознание уже целиком на свое "Я", что по сути своей означает уже первый этап Асампраджнята-самадхи.

Все эти уровни связаны с последовательным обращением созерца­теля ко все более тонким объектам [160]. Так или иначе, достигнутый уровень Самадхи укрепляется привычкой, как отмечает и сам Патан-джали [10]. Более того, возникает даже определенное чувство привы­кания и некоторая потребность (выраженная в различной степени у разных людей) в повторных возникновениях такого состояния [127 ].

В классической теории Патанджали состояние отрешенности от внешних объектов чувств, связанное с Асампраджнята-самадхи, озна­чает психологическую автономность йогина-созерцателя, его психиче­скую изолированность (Кайвалья — в санскритских терминах).

"Успех достигается быстро при наивысшей энергии. Они (Самад­хи) затем различны в зависимости от употребленных средств: легких, средних или высших. Или преданностью Ишваре," — указывает далее Патанджали [10:1:21—23]. Из этих положений ясно, что к достиже­нию состояния Самадхи ведут разные пути, включая почитание Бога (Ишвара — "Верховный Правитель"). Чем сильнее средства йоги, чем больше устремленность занимающегося, тем более сильным является проявление Самадхи. Кроме того, разный характер и направленность медитации ведут и к различному характеру проявления этого высшего состояния.

Так или иначе, для "запрограммированного" возникновения со­стояния Самадхи должны быть соблюдены следующие основные усло­вия [15; 63; 131 ]:

1. вовлечение большого количества Праны ("жизненной энер­гии" — см. раздел 3.3) за счет нисходящего или, наоборот, восходящего ее потока;

2. активизация верхних чакр (центров психической энергии — см. также раздел 3.4);

3. сведение к минимуму активности формального интеллекта (хо­тя некоторая форма сознания должна сохраняться!);

4. отсутствие посторонних неблагоприятных факторов, создаю­щих помехи ("шумы").

В практике, предусмотренной "классической" йогой, занимаю­щийся поднимает силу Кундалини (потенциальную энергию, "сверну­тую" в области кобчика) вверх по Сушумне (энергетическому каналу внутри позвоночника). Поднятая вверх Кундалини раскрывает верх­ние энергетические центры (чакры), располагающиеся в области голо­вы, делая их способными как к качественной переработке ранее восп­ринятой информации, так и к восприятию более высоких по уровню энергоинформационных потоков из Космоса. Один из таких психиче­ских центров, локализующийся в верхушке головы, — Сахасрара — связан с четырехмерным пространством. Его, согласно Ю. М. Иванову [63 ], можно представить в виде неподвижной точки, в которой время и пространство сливаются воедино. Отсюда, вероятно, и происходят многие сходные утверждения древних текстов, гласящие, что в состо­янии Самадхи воздействие времени исчезает [см. 15; 77; 128; 131; 184 ]. Выйдя в это четырехмерное пространство, можно, далее, видеть одно­временно и форму и то, что находится внутри объекта, так что проти­воречие формы и содержания здесь снимается [63 ]. С помощью рас- • крытая этого центра согласно концепциям йоги [63; 64; 128 ] человек познает суть вещей и приобретает неограниченные знания.

В. И. Корнев [78 ], анализируя концептуальные основы буддизма, рассматривает озарение как реализацию способности мозга к струк­турной перестройке хранящейся в нем информации. Хотя это, несом­ненно, должно иметь место, участие космических каналов или энерго­информационных потоков, на наш взгляд, также более чем вероятно. Об этом свидетельствуют различные объективные данные. Так, неко­торые выдающиеся духовные деятели Индии, например Рамакришна и Венткатараман Махариши, были малообразованными или вообще неграмотными, но после длительного нахождения в состоянии Самад­хи (будучи в уединении!) стали глубокими знатоками священных тек­стов. Далее, многие экстрасенсы, пережившие это состояние, могли ощущать или видеть "столб" света, нисходящий в голову человека из Космоса [93; 101; 155]. Пока такого рода явления остаются мало­объяснимыми с точки зрения современных научных концепций.

Верующие люди, находясь в порыве религиозного экстаза, иногда могут видеть святых или даже богов. Здесь можно привести многочис­ленные исторические данные, начиная от "Араньякапарвы" [98 ] до библейских пророков, включая видения апостолов в Новом Завете. В литературе средневековой Европы был даже распространен целый жанр видений, причем, как в случае библейских персонажей, та­кого рода сверхнормальные восприятия возникали спонтанным образом [166]. Такого рода явление, в частности,пережил и Эм­мануэль Сведенборг (1688—1772гг.). Как-то вечером в углу ком­наты в гостинице, где он жил, перед Сведенборгом появился сидя­щий человек, окруженный ярким сиянием, который сказал "Не ешь так много!" О. Сведенборг как раз плотно поужинал). На другую ночь он снова явился, одетый в красную мантию, и сказал: "Я Господь Бог, Творец и искупитель, и Я избрал тебя, чтобы раскрыть людям духовный смысл Священного Писания. Я сам укажу тебе, что ты будешь писать.". С тех пор Э. Сведенборг, питавший ранее едва ли не отвращение к церковным правилам и догматам, сделался ведущим теософом Европы. Он написал сочинение в 8 томах " Arcala Coelestia " ("Небесные тайны"), где, в частности, дает описание планет и их жителей, которых он посещал "в духе" [61 ].

Считается, что Веды, как и многие другие священные тексты в древней Индии, были "услышаны" людьми, находящимися в состоя­нии Самадхи [напр., 20; 77; 82; 106]. Такие же усилия пришлось приложить и Шри Ауробиндо, чтобы восстановить их утерянный тай­ный смысл: длительное самосовершенствование, которое позволило ему выйти на уровень сверхсознания, вернуться к истокам учения Вед и восстановить многие утраченные внутренние аспекты древне­го знания [см. 127 ]. Сам термин "шрути", которым в Индии обозна­чают священные тексты, означает "услышанное сверху, навеянное озарением, переданное свыше", в противоположность "смрити", т. е. "запомненному", переданному на формально-логическом уров­не [20; 82; 147].

Поскольку в терминах позитивного научного знания раскрыть состояние Самадхи сейчас маловозможно, представляется важным привести несколько описаний, которые позволят лучше уяснить ос­новные характерные свойства такого рода феноменов.

Одна из форм Самадхи описывается в работе [63 ]. Это состояние просветления, с большой долей преувеличения названное там высшей ступенью космического сознания, несколько раз пережил Даниил Ан­дреев. Ю. М. Иванов так описывает его ощущения; "Он бродил по берегу лесного ручья, затем вышел на поляну, прилег, и вдруг его тело как бы исчезло, он перестал его ощущать. Весь он превратился в ощу­щение радости, и одновременно его "Я" переместилось как бы в глубь Вселенной. Это первое просветление длилось всего несколько минут. Следующее просветление (Д. Андреев называет его видением, и делит его на три стадии: озарение, созерцание и осмысление...) наступило через несколько лет и было более длительным. "[63: с. 117]. Далее Ю. М. Иванов совершенно справедливо отмечает, что переживания просветления никогда не бывают одинаковыми у разных людей, хотя в сообщениях всех испытавших его есть общие черты. Преобладающей эмоцией обычно бывает чувство глубинной радости. Состояние это зачастую сопровождается и прояснением ума. Поток знания как бы вливается в душу человека, и он преисполняется сознанием, что содер­жит в себе абсолютное знание — знание всех вещей. Другие сопровож­дающие просветление ощущения — уверенность, что жизнь и разум наполняют собою Все, понимание вечности жизни, бесконечности, любви ко всему живому. Сходные состояния неоднократно переживал и А. М. Мартынов; в его работах много места уделяется анализу разного рода "сверхъестественных" феноменов [93; 94 ].

Аналогичное описанному состояние пережил и автор этой книги в декабре 1976 г. Проходя около 10 часов вечера вдоль набережной Невы рядом со зданием Академии наук, он почувствовал, что сознание было как бы вытеснено куда-то вниз мощной силой-волной, упругим пото­ком из Космоса, из черного декабрьского неба. Дыхание резко замед­лилось, легкие как бы сами наполнились энергией. Затем сознание, ставшее удивительно легким и ясным, вытеснялось куда-то вверх, за пределы тела. Возникло ощущение бесконечного счастья, наполненно­сти содержанием всего вокруг, даже плиты на набережной казались преисполненными смысла. Это длилось 3—5 секунд, а потом наступило ощущение огромнейшей внутренней силы. Энергия откуда-то сверху, казалось прямо из Космоса, вливалась в тело, руки и пальцы, ощуща­лась неимоверная сверхнормальная сила. Рядом прошел троллейбус и остановился в 10 метрах на остановке. Возникла четкая уверенность, что этот троллейбус со всеми пассажирами можно было поднять одной рукой. Через 2—3 минуты это состояние стало спадать, как бы свертываться, перейдя затем в обычное чувство общей прият­ной усталости, какое многие испытывают в конце дня. Примеча­тельно, что никакого ощущения собственного сверхсознания не было; такого рода всплески духовного разума стали появляться позднее — в 1980—1981 гг., уже после начала занятий йогой, и длились они, как правило, 1—2 секунды.

Другое довольно подробное описание ощущений, которые могут иметь место при наступлении состояния Самадхи, описано в романе Г. Гессе "Сиддхартха" [36: с. 101—102 ]: "Лицо его друга, Сиддхартхи, куда-то стушевалось. Вместо него он увидел перед собой другие лица, множество лиц, длинный ряд, катящийся поток из сотен, тысяч лиц. Все они проходили и исчезали, и в то же время все, казалось, сущест­вовали одновременно, все непрерывно менялись и возобновлялись и тем не менее были Сиддхартхой. Он видел перед собой голову умираю­щей рыбы — карпа с бесконечно-страдальчески открытым ртом, с уга­сающим взглядом — он видел лицо убийцы, видел, как последний вонзает нож в тело человека — и тут же видел этого преступника связанным и упавшим на колени, и рядом палача, отрубающего ему голову одним взмахом меча. Он видел тела мужчин и женщин, обна­женные, в позах и судорогах неистовой страсти — видел распростертые трупы, тихие, холодные, пустые — видел головы разных зверей: каба­нов, крокодилов, слонов, быков и птиц — видел богов: Кришну, Агни.

Все эти лица и фигуры он видел в тысячах сочетаний, то любящими и помогающими друг другу, то вновь возрождающимися. Каждое было воплощенным стремлением к смерти, было страстным, мучительным признанием бренности, и ни одно, однако, не умирало; каждое только менялось, рождалось вновь, получало новое лицо, и все это без всякого промежутка во времени между тем и другим видом. Все эти образы и лица то находились в покое, то текли, рождали друг друга, плыли куда-то и сливались вместе, а над всем этим потоком постоянно лежало что-то тонкое, бесплотное и все-таки имеющее субстанцию, словно тонкое стекло или яйцо, словно прозрачная кожа, или скорлупа, или маска из воды, и эта маска улыбалась, и этой маской было улыбающе­еся лицо Сиддхартхи, которого он, Говинда, в эту самую минуту касал­ся своими губами.".

Выход в иные измерения и планы бытия Вселенной, происходящий в Самадхи, необходимо отличать от разного рода видений и картин, часто являющихся людям во сне. Самадхи — это как бы "сон наяву", когда можно, сосредоточившись, видеть ауру человека, астральные существа, пейзажи далеких континентов и даже планет [см. 23 ]. Вооб­ще говоря, трудно провести четкую грань между обычным состоянием расширения сенситивных способностей и Самадхи, поскольку они тес­но связаны между собой. Примечательно, что такое состояние может быть достигнуто и благодаря определенному воздействию другого че­ловека. Так, мы уже рассказывали (см. раздел 1.3.4), как Цила-пандит повстречал на пути Странника, который возложил цветок на макушку его головы, и в ученика вошли все знания бодхисаттв [ 122 ]. Индийские йоги могут не только видеть прошлое и будущее совершенно незнако­мых им людей, но и ввести их в такое состояние, что те сами переживут мысленно свою дальнейшую судьбу. Один из таких случаев описан в романе Г. Гессе "Игра в бисер" [35 ]: йог посылает ученика за водой, и тот, склонившись над ручьем, видит все, что его ожидает в мирской жизни, после чего решает навсегда остаться в лесу возле Учителя. Ясновидение и телепатия, телекинез и левитация — все эти явления связаны с Самадхи, являясь их следствием, и к этим явлениям мы еще не раз вернемся.

Способность некоторых людей испытывать состояние Самадхи не раз использовалась на рубеже XIX — XX вв. оккультистами. С. Тухолка в своей работе [150] описывает следующие видения, которые видел оккультист, сосредоточившийся над ископаемой громадной улиткой, найденной в горах Нижней Австрии: "Сначала Фанег видит современ­ный сельский пейзаж. Горы, тропинки, села, поселяне, часовня на берегу озера... Затем сцена несколько раз меняется, представляя то же самое место во все отдаленные эпохи, и наконец Фанег чувствует, что он перенесен в далекое прошлое. Климат переменился, как будто всю­ду были ледники. Люди принадлежат уже не к белой, а к черной расе. Они высокого роста, с умными и благородными чертами лица. На данном месте возвышается еще не достроенный грандиозный храм, отражаясь в удивительно прозрачном небе. Вокруг громадного камня стоят двенадцать черных людей, образуя цепь. В середине их тринад­цатый, с диадемой на голове, держит одну руку на камне, а другую на плече одного из членов цепи. Вот он делает жест рукой, и камень сам собой поднимается в воздух и устанавливается на колонне строящегося храма. Затем... сцена меняется. Фанег видит внутренность колоссаль­ного храма. Молчаливая толпа, разделенная на три части, наполняет его, и каждый человек держит в руках чашу. С одного края стоит круглый алтарь, сделанный из материала с зелено-золотистым отбле­ском. На алтаре стоит большая чаша. Вокруг алтаря стоят двенадцать людей, опоясанных змеями из золота, и делают странные жесты паль­цами. Вдруг вспыхивает ослепительный свет, так что Фанег на минуту даже закрывает глаза, причем в большой чаше на алтаре и в чашах каждого присутствующего появляется змеистое пламя.".

Самый важный аспект — нетождественность состояния Самад-хи, возникающего как результат правильной концентрации и меди­тации (или, в более общем плане, как итог всей восьмичленной йоги Патаиджали) и сходное состояние, достигаемое принятием наркоти­ческих или других психотропных средств. Алкоголизм, наркотики и т. п. — все они отвергаются йогой, считаясь неистинными, противо­речащими Природе. По сути, мы имеем перевернутую пирамиду, поскольку на ложном основании выход в Самадхи ведет к сущест­венному подрыву здоровья и сил; способность к концентрации у алко­голика совершенно неразвита, а хронический алкоголизм или нарко­мания означают верную дорогу в психиатрическую больницу. В то же время египетские жрецы, не раз применявшие и магические приемы, разработали довольно подробные методики применения разного рода средств, вводящих в состояние транса, например мандрагору [171 ]. Йога тем и отличается от магии и оккультизма (в общепринятом их понимании), что учит достигать экстатических состояний не противо­речащими природе человека методами.

В наше время важные указания, дополняющие классические воз­зрения о Самадхи, сделала Елена Ивановна Рерих. Так, в письме от 5 сентября 1935 г. она писала [121 ]: "Также следует осветить понятие" самадхи, или высшего духовного озарения. Много написано об этом состоянии людьми, нище не испытавшими его или имевшими лишь самое незначительное проявление его. Но ступеней самадхи столько, сколько ступеней сознания и циклов духовного совершенствования. Степень получаемого озарения всегда отвечает нашим духовным на­коплениям. Отсюда должно быть ясно все разнообразие в глубине этих прозрений. Если бы достижение самадхи давало нам всезнание, то понятие Беспредельности должно было бы отпасть. Кроме того, созна­ние, погруженное в самадхи, получая прозрение, обусловленное пре­делами индивидуальных накоплений и доступными сферами, на физи­ческий план может перенести лишь часть этих переживаний. Ибо физический организм не может длительно отвечать на высшие вибра­ции и запечатлеть их в мозгу без разрушения. Наука уже наглядно доказала нам разрушительное действие от несоответствия вибраций. Так человек, возвращаясь из самадхи, сохраняет некоторое воспоми­нание, но это не значит, что он стал всезнающим и что отныне он может проникать в сущность любого явления. Он видел или испытал то или иное состояние экстаза, или высшее напряжение чувства, или прозре­ние в сущность того или иного явления. Так он может постичь вечное бытие, может постичь единство всего сущего, свое присутствие и связь со всем и со всеми, но, все же, он не станет от этого всезнающим, как это понимается земным сознанием. Постижение в самадхи иного по­рядка, мы можем прикоснуться к нуменам вещей, но, возвращаясь на Землю, мы должны изучать их воздействия земными методами. Конечно, неимоверно трудно описывать словами неописуемое. Но все же: "Превыше всех самадхи царствует мысль. Чем выше, тем мощнее; чем пламеннее мысль, тем явление полезнее. Истинно, мысль стихий­на и беспредельна.". Кроме того, достижение полного самадхи на на­шей планете доступно лишь полному Архату, живущему в совершенно особых условиях. Так, Вивекананда, конечно, не имел полного самад­хи, но дажа эта степень самадхи, в которую он был погружен, будучи не достаточно подготовленным к ней физически, явила печальные следствия. Ранняя смерть его была результатом этого преждевремен­ного насильственного переживания. Человеческий организм нашего планетного круга еще далек от таких восприятий, и потому необходима длительная подготовка не только для такого рода явления, но и для всех меньших огненных явлений. Тончайшие вибрации неурегулированно­го подъема силы кундалини могут разрушить тело, неприученное, незакаленное к восприятию их.".

4.2. СВЕРХНОРМАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

О возможностях индийских йогов управлять своим телом и физи­ологическими функциями ходят легенды, и эти необычайные способ­ности стали даже материалом для анекдотов. Однако постепенное уве­личение наших знаний и, особенно, научное изучение всех феноменов, связанных с возможностями человека, рассеивают недоверие даже са­мых скептически настроенных людей.

В 1837 г. в Индии йог Харидас принял позу Лотоса, его уши и ноздри залепили воском, а голосовую щель он закрыл своим языком. Затем его поместили в деревянный ящик и закопали. Через 40 дней и ночей врачебная экспертиза констатировала смерть, однако ученики Харидаса быстро оживили его. Йог К. Раммурти производил сенсацию, удерживая на груди слона. Хождение босыми ступнями по битому стеклу или раскаленным углям, возможность без болевых ощущений держать в руках раскаленную сковородку и ждать, пока там не поджа­рится яичница; безошибочное запоминание колонок с восемнадцати­значными цифрами, мгновенное определение дней недели в любом заданном историческом периоде; чтение книг "затылком", определе­ние содержания записок в черных непроницаемых конвертах; чтение мыслей и желаний на расстоянии (телепатия); знаменитое парение в воздухе (левитация) [30 ]; перемещение в воздухе со скоростью мысли (телепортация), включая проникновение через стены... Это — далеко не полный перечень "чудес", которые по силам успешно занимающим­ся приверженцам йоги.

Некоторые ошибочно полагают, что путь к этим феноменам лежит через Хатха-йогу и перспектива "спать на гвоздях" их не привлекает. Организация специальных институтов для научного изучения йогов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...