Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История возникновения и проблема употребления алкоголя

 

Похититель рассудка - так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры - с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но знавших уже приемы приготовления хмельных напитков. Чистый спирт начали получать в 6-7 веках арабы и назвали его "алькоголь", что означает "одурманивающий". Первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это послужило поводом для запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама (мусульманской религии) Мухаммедом (Магомет, 570--632). Этот запрет вошел впоследствии и в свод мусульманских законов - Коран (7 век). С тех пор на протяжении 12 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники этого закона (пьяницы) жестоко карались. Но даже в странах Азии, где потребление вина запрещалось религией (Кораном), культ вина все же процветал и воспевался в стихах.

В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентинус. Испробовав, вновь полученный, продукт и придя в состояние сильного алкогольного опьянения, алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым. С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира, прежде всего за счет постоянно растущего промышленного производства алкоголя из дешевого сырья (картофеля, отходов сахарного производства и т.п.). Алкоголь настолько быстро вошел в быт, что практически не один художник, писатель или поэт не обходил эту тему. Таковы картины пьянства на полотнах старых голландских, итальянских, испанских и немецких художников. Злую силу алкоголизма понимали многие передовые люди своего времени. Известный религиозный реформатор тех лет Мартин Лютер писал: " Каждая страна должна иметь своего дьявола, наш немецкий дьявол - добрая бочка вина".

Племена древних чаще всего использовали алкоголь для проведения специальных обрядов, и общения с умершими и Богами. При этом алкоголь распивался всем племенем, и в зависимости от того, насколько неблагоприятной была ситуация, алкоголь употреблялся изо дня в день, пока она не улучшалась. Соответственно простоте внутреннего мира древних, их реакция на алкогольное опьянение была практически одинаковая, что было особенно заметно из-за употребления алкоголя множеством людей одновременно и в одинаковых дозах. Именно с того времени употребление алкоголя в компании укоренилось в подсознании как некое сближение людей, и обретение родства.

Существовало множество различных обрядов, к которым также причисляли и обряд побратимства. В этом случае в одной чаше смешивалась кровь двух людей, и каждый из них выпивал ровно половину. Позже этот обряд обрел несколько иную форму, а именно добавлять кровь начали в бокалы с вином и пускать эти бокалы по кругу. Современной вариацией этого обряда является совместно распитие спиртного, а в особенности именно вина. Даже в крупнейшей из религий, в христианстве, причащают, то есть приближают к Богу, именно употреблением вина (крови Христа). "Причастие" же означает определение человека, как части единого целого. Именно поэтому то, что спиртные напитки употребляются по любому, более или менее значимому поводу, не просто прихоть.

Это наследие наших предков, заложенное в нас изначально, на уровне генетики. А свойство алкоголя, которое позволяет расслабиться, получить заряд хорошего настроения, особенно уместно в тех компаниях, в которых собираются, в общем-то, малознакомые люди. Именно с помощью алкогольных напитков люди стараются снять напряжение, стресс, убрать или уменьшить переживания.

Слово "алкоголь" имеет арабское происхождение и означает "нечто эфирное". Предполагают, что с действием алкоголя люди знакомы с незапамятных времен, когда для утоления жажды употребляли забродившие соки различных плодов, мед. Однако только с появлением керамической посуды, приблизительно за 8 тысяч лет до нашей эры, возникла возможность изготовления в больших количествах слабых алкогольных напитков из меда, соков различных плодов, в том числе и винограда. Из сока пальм, хлебного сусла и меда в Древней Греции и Египте умели получать хмельную брагу. Римляне изготовляли вино из винограда. Они называли вино божественным даром, о нем складывали легенды, оно упоминалось в мифах, ему служили боги, ему посвящались праздники, на которых царило веселье до самозабвения: Бахусу - богу вина, плодородия и веселья у древних римлян - праздник Бахуса, Дионису - богу вина у древних греков - праздник Диониса. Культ Диониса был распространен и среди фракийцев, а Гомер и Софокл воспели средиземноморье как родину винограда и вина. Крепость вин этого времени не превышала 10-20 градусов [5. c35].

Этиловый алкоголь в чистом виде - этиловый спирт - был впервые получен в средние века алхимиками. Первым достиг успеха на этом пути бенедиктинский монах Базилиус Валентинус. Его лаборатория находилась в сумрачном подвале монастыря в Эрфурте. Как большинство алхимиков, Валентинус пытался получить вещество, дающее богатство и власть над людьми. И можно сказать, что это ему удалось. В 1400 году он получил почти безводный спирт. Вероятно, с этого времени два из трех монашеских обетов этого ордена - послушание и воздержание стали нарушаться гораздо чаще. Спустя почти 400 лет (в 1796 году) совершенно безводный спирт получили независимо друг от друга немецкие химики Ловитц и Рихтер [14. c21].

"Демон", "Кровь сатаны", "Змей, бич рода человеческого" - вот как характеризовали вино и пьянство мудрецы прошлого, они же говорили: "Как дым прогоняет пчел, так пьянство удаляет духовные дарования. Когда вино управляет пьяным, он уподобляется лошади без узды". Великий князь Киевской Руси Владимир Мономах писал: "Остерегайтесь лжи и пьянства, в этих пороках душа и тело погибнет".

В Германии, Скандинавских странах и Древней Руси из меда или хлебных продуктов вырабатывали лишь пиво и брагу - напитки с небольшим содержанием алкоголя. После открытия технологии приготовления крепких алкогольных напитков и хлебной водки крепостью до 40-50 градусов пьянство быстро распространилось по всей Европе. Пьянство охватило все слои населения: пили и знатные и простые люди. В начале XVII в английский парламент постановил высокий налог на водку, за нарушение которого виновных подвергали телесному наказанию. Принимались подобные меры и в других странах. Но все они оказались не эффективными по сравнению с покоряющей силой алкоголя, соблазн, к употреблению которого поддерживался массовыми заблуждениями людей, обманутых его коварными свойствами.

Интересно отметить, что различные религиозные учения по-разному относились к употреблению алкоголя. Одни (буддистская, конфуцианская религии) выступали против всякого употребления всяких спиртных напитков, другие (христианство) проявляли большую терпимость. Это накладывало некоторый отпечаток употребления алкоголя населением, но ни в малейшей степени не являлось решающим ограничением, так как алкогольные напитки принимались и при религиозных церемониях.

Широкое распространение употребления алкоголя связано с развитием капитализма, который нес с собой подневольный тяжелейший труд, нищенскую заработную плату, постоянную угрозу безработицы, неуверенность в будущем. Стремление "забыться" становилось массовым. Более того, там, где предпринимателям нужно было дешево купить рабочую силу, появлялось вино. Вся история колониальной политики убедительно свидетельствует, что в течение века капиталы наживались путем спаивания народов. Спиртные напитки ввозились в колонии миллионами литров, приносили разорение, болезни и смерть местных жителей.

Любое эксплуататорское общество заинтересовано в спаивании народа. Поэтому вполне естественно, что как в прошлом, так и в настоящее время во всех капиталистических странах не было, и нет единой общегосударственной системы профилактики алкоголизма. С алкоголизмом, который все более широко распространяется, вынуждено было бороться само население. В начале XIX в. в Англии и в США впервые возникли общества трезвости. Они пропагандировали программу трезвости преимущественно с религиозных позиций, обязывая своих членов ни под каким видом не пить спиртных напитков и не предлагать другим. Эти общества организовывали антиалкогольные митинги, шествия распространяли листовки с призывами к воздержанию от вина. Широко участвовали в работе обществ трезвости женщины. В отдельных случаях члены общества сжигали кабаки и трактиры, уничтожали запасы спиртного.

Безусловно, эти общества привлекали внимание широкой общественности к проблеме пьянства и алкоголизма, пропагандировали взгляд на алкоголизм не только как порок, но и как на сложную социально-экономическую, правовую, медицинскую и личностную проблему. В целом же сколько-нибудь серьезного значения для профилактики алкоголизма деятельность обществ трезвости не имела из-за их малочисленности.

Параллельно с этим во многих капиталистических странах расширялось законодательство, направленное главным образом на ограничение, если можно так сказать, внешних атрибутов пьянства. За появление в общественных местах в состоянии опьянения предусматривались специальные наказания для злоупотребляющих алкоголем, начиная от денежных штрафов и кончая тюремным заключением на срок от 3-5 дней до 6-12 месяцев.

Итак, наиболее широкое распространение алкогольных напитков началось с развитием капитализма, и алкоголизм сделался подлинно социальным бедствием. Напряженность и неуверенность в завтрашнем дне не только среди малообеспеченных слоев населения, но даже в среде предпринимателей, ведущих между собой жесточайшую конкуренцию, безудержная пропаганда войны и агрессии, проводимая правящими кругами ряда стран, еще более усиливают общую напряженность. Все это создает почву для развития алкоголизма.

Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: "Веселие на Руси - есть пити". Но это клевета на русскую нацию. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.И. Костомаров (1817-1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом. Но с 16-го столетия начался массовый завоз из-за границы водки и вина. При Иване IV и Борисе Годунове учреждаются "царевы кабаки", приносящие массу денег в казну. Тем не менее, уже тогда пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так в 1652 году вышел указ "продавать водку по одной чарке человеку". Запрещалось выдавать вино "питухам" (т.е. пьющим), а также всем во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям. Однако из-за финансовых соображений вскоре была внесена поправка: "чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять", чем фактически поддерживалось пьянство. С 1894 года продажа водки стала царской монополией. Одним из темных пятен прошлого, следы которого еще сохранились у нас, являются пьянство и алкоголизм России.

Исторические сведения об употреблении алкоголя в России свидетельствуют, что до XVI в. в России пили преимущественно мед, пиво, иногда привозное вино. Иван IV заводит "царевы кабаки", где продавали вино, мед, пиво, в начале в Москве для опричников, а затем повсеместно. В последующем кабаки были реорганизованы в кружечные дворы, и решено было ограничить число этих заведений по одному на город и на большое дворцовое село. Царскими кабаками управляли целовальники, которые, присягая царю о полном возвращении в государственную казну полученных доходов, целовали крест и Евангелие. Целовальник вносил в казну, возрастающую из года в год, сумму денег от продажи спиртных напитков. В 1652 г для ослабления пьянства и его вредных последствий было установлено: "Продавать водку по одной чарке человеку, а больше той указанной чарки одному человеку не продавать".

Во время постов, а также по воскресениям, средам, пятницам вино вовсе не отпускалось. Однако спустя семь лет руководителям питейных учреждений, вероятно, по финансовым мотивам предписывалось, "чтобы великого государя казне учинить прибыль, питунов (употребляющие алкоголь) с кружечного двора не отгонять".

Время развития капитализма в царской России, как и в других странах, сопровождалось все возрастающим производством и потреблением алкогольных напитков, главным образом водки. Тайную цель такой политики правительства откровенно сформулировала еще царица Екатерина II, заявившая, что пьяным народом легче управлять. Вот почему из года в год повсеместно увеличивалось число кабаков и других питейных учреждений. Передовые русские люди называли политику царского правительства политикой спаивания народа, а царский бюджет - пьяным бюджетом. И действительно, прибыль казны от продажи водки, благодаря существовавшей в России винной монополии покрывала до 30% государственного бюджета. С 1894г. царское правительство взяло вновь продажу водки в руки казны, организовав казенную винную монополию. Винной монополией, государственным регулированием продажи водки царское правительство якобы хотело ограничить пьянство.

Нищета, ярмо тяжелого труда, бесправное положение народных масс, порожденное крепостничеством и капиталистической эксплуатацией, - вот корни процветания пьянства в царской России. Пьянство поощрялось правящими кругами, и все прочнее входило в быт народа. В дореволюционной России свойственные капиталистическому строю причины алкоголизма усугублялись тем, что наблюдалась экономическая усталость и низкие материальный и культурный уровни жизни большинства населения страны. Пьянство было необходимым подспорьем для угнетения народа, жесточайшей эксплуатацией трудящихся.

Водка являлась одним из тех средств, при помощи которых господствующие классы проводили свою политику национального угнетения далеких окраин. Купцы и царские чиновники вкупе с феодально-родовой верхушкой окраинных народов в корыстных целях спаивали местное население. На водку купцы выменивали у охотников Сибири ценные меха, у кочевников Средней Азии - продукты животноводчества и т.д.

Немалую роль в распространении алкоголизации в России играла церковь. Спиртные напитки были неизменным спутником религиозных обрядов. В деревнях существовал обычай справлять престольные праздники, сопровождающиеся многодневным повальным пьянством. Стоит только посмотреть картину художника В.Г. Перова. "Сельский крестный ход на Пасху", чтобы ясно представить, во что превращались религиозные обряды, сопровождаемые обильными "возлияниями".

После Октябрьской революции партия и правительство объявили решительную борьбу злоупотреблению алкогольными напитками. Была значительно расширена работа по профилактике алкоголизма. Она была поставлена на научную основу и переведена в сферу разных форм общественного и административного воздействия на лиц, злоупотребляющих алкоголем [15. c4].

Надо ли говорить, что Россия в смысле употребления спиртного страна более чем особая. Тут свои, увы, печальные традиции, свои стандарты. Превалирует у нас употребление в виде "ударных доз": большое количество выпитого в сжатые сроки. Чаще днем. Иначе говоря, в России доминирует самый неблагоприятный, так называемый "северный" тип пития. И пьем мы исторически все больше и больше. Если в1913 году продавалось 3,4 литра на человека в год, то в 1927 - 3,7. К концу 1940 года госпродажа, правда снизилась до 2,3 литра, а к 1950 упала до 1,9 литра. Но зато потом только стремительный рост, и каждый всплеск рекордный. Официально мы приблизились к мировым "питейным стандартам". А неофициально? Госкомстат СССР в то время проводил секретные исследования на предмет самогоноварения. Самогон, оказывается, давал прибавку еще в размере 5 с лишним литров. Итого 13,2 литра на каждого. Четырнадцатого июня 1985 года ЦК КПСС объявил войну пьянству, которая потрясла все основы общества.

После распада СССР, проблема употребления алкоголя возникла с новой силой. К середине 90х годов Россия заняла первое место по абсолютному потреблению алкоголя на душу населения в год. Особенно этому способствует широкая реклама спиртных напитков и сложное положение в стране. Люди пытаются "забыться" в вине, уйти от решения сложных жизненных проблем. Особенно остро сейчас в стране стоит проблема употребления алкоголя несовершеннолетними. Многие дети пробуют спиртные напитки уже в школе, в 3-4 классах. Часть вины ложиться за это на родителей, часть на государство. В стране наблюдается "упадок нравственности", отсюда и вытекают все проблемы [25. c91].

Вот так алкоголь из древних времен пришел и к нам, разрушая на своем пути все преграды, которые ему ставило человечество. Все начиналось с пары глотков забродившего сока плодов и закончилось 14-18 литрами алкоголя на душу населения в год. На своем пути он сменил множество обличий: был и богом, и эквивалентом денег. Но всегда он оставался и остается ядом цивилизации.

Алкоголь- это одна из наиболее серьезных проблем нашего времени. Не смотря на тот факт, что алкоголь сам по себе редко приводит к смерти человека, многие специалисты сравнивают масштабы этой проблемы с раком или туберкулезом. К употреблению алкоголя нельзя относиться как к незначительному расстройству.

Специалисты подразделяют на отдельные этапы употребление алкоголя:

Первоначальной стадией является патологическое влечение к спиртному. Она характеризуется повышением уровня толерантного отношения к алкоголю, то есть человек начинает принимать все большие объемы спиртных напитков. На этом этапе у людей, подверженных употреблению алкоголя, появляются незначительные провалы в памяти и потеря рвотного рефлекса, который обеспечивает защиту организма от отравления. Уже на первом этапе человек при приеме спиртного теряет над собой контроль, как говориться, "отказывают тормоза" и пропадает чувство меры.

Наступление второй стадии диагностируется при впадении человека в "постоянный" похмельный синдром. В это время наблюдаются серьезные вегетативные и психические расстройства. Человек постоянно находится в плохом настроении, увеличивается потоотделение, повышается артериальное давление. На второй стадии в жизни человека твердо обосновываются запои. Уже на этом этапе могут возникать алкогольные психозы, которые перекочевывают в третью стадию.

Завершительная стадия характеризуется снижением принимаемых доз спиртного, а сам больной из буйного превращается в тихого. Финальным этапом является деградация личности.

Алкоголь влияет на организм таким образом, что кровеносные сосуды расширяются. Появляется больший приток крови и ощущение эйфории. Когда алкоголя в крови становится меньше, сосуды суживаются, образуя повышенной давление, которое может закончиться летальным исходом, если вовремя не принять понижающие давление препараты, или, опять же, долю алкоголя. Алкоголь влияет абсолютно на все процессы и действия, которые происходят в жизни человека, и, по сути, которые и являются его жизнью.

Злоупотребление алкоголем чаще всего становится причиной распада семьи, а также того, что дети в такой семье могут вырасти неполноценными как в плане умственного развития, так и в психологическом плане.

Дети черпают знания о жизни и о поведении именно из окружающей среды. Даже если родители у него интеллигентные люди, живущие в достатке и воспитывающие своего ребенка в лучших традициях, нужно обязательно понимать еще и то, что кроме родителей ребенок смотрит телевизор и общается со сверстниками. В последнее время участились случаи детского алкоголизма, лечить которые не на много, но все же легче, чем у взрослых индивидуумов. Дети в большей степени поддаются внушению и влиянию на психику, которая еще полностью не успела сформироваться, и поэтому более гибкая и податливая.

Зависимость от алкоголя наступает очень быстро. Достаточно и одной бутылки пива, выпиваемой каждый вечер, для того, чтобы в дальнейшем организм уже не мог обходиться без установленной дозы. Если социальный психологический строй общества направлен на ведение трезвого образа жизни, то страдать алкоголизмом в нем будут исключительно те личности, которые не приемлют как сам строй, так и его установки. Но, тем не менее, это никак не повлияет на состояние и отношение остальных членов общества к алкоголю и его употреблению.

Выдающийся психиатр и общественный деятель, борец с алкоголем, академик Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) так охарактеризовал психологические причины пьянства: "Все дело в том, что пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни в нашем быту и породило целую систему диких питейных обычаев. Эти обычаи требуют пития и угощения вином при всяком случае.

Потребность в алкоголе не входит в число естественных жизненных потребностей человека, как, например, потребность в кислороде или пище, и потому сам по себе алкоголь не имеет побудительной силы для человека. Потребность эта, как и некоторые другие "потребности" человека (например, курение) появляется потому, что общество, во-первых, производит данный продукт и, во-вторых, "воспроизводит" обычаи, формы, привычки и предрассудки, так выявляются факторы и мотивы, связанные с его потреблением.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...