Факторы и мотивы употребления алкоголя в подростковом возрасте
Отметим, что подростковый возраст в большинстве случаях психологических подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности. А личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлективностью, целостностью Я-концепции, как важные качества, закладывающиеся в подростковом возрасте (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон). Подростковый возраст является одним из наиболее кризисных возрастных периодов. Именно в это время становления личности ребенок становится “трудным". Как правило, подросткам присущи предельная неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость, неадекватность реакции. Этот возраст богат конфликтами и осложнениями. В этом возрасте хочется совершить нечто, о чем бы говорили, спорили. В этом своем стремлении часть подростков выходят на грань, а иногда за грань дозволенного и безопасного. Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости. По мере того, как развивается организованный тип общества, все больше и больше, распитие спиртных напитков меняет свою, изначально ритуальную и коллективную, форму. Он становится сугубо индивидуальным процессом, в котором каждый ищет для себя что-то особенное. При этом, темнее менее, увеличивается и количество человек, которые прост не могут перестать употреблять алкоголь, и их зависимость приобретает хроническую форму. Существует множество причин, и в основном психологического характера, которые приводят к употреблению алкоголя. Говоря о психологических причинах, мы имеем в виду те причины и мотивы, которые воздействуют на человека больше всего, принуждая его употреблять алкоголь. Причин таких может быть множество, и все они исключительно индивидуальны для каждого человека. Это может быть неудовлетворенность собой, своей внешностью, отношениями с окружающими и родными, депрессия, переутомление, как физическое, так и психологического характера, чувство одиночества, робость, горе и прочее. От таких ощущений можно временно избавиться, если употреблять алкоголь, но со временем его нужно все больше и больше. Кроме того, из-за того, что организм привыкает к постоянному наличию спиртного в крови, он уже не может без него обходиться, и поэтому возникает синдром похмелья. Этот синдром является не просто результатом чрезмерного употребления алкоголя, и те ощущения, которые при нем испытывается человек (головная боль, сухость во рту), являются лишь верхушкой айсберга.
Одни видят в алкоголе своеобразное лечебное средство, другие - средство облегчения общения с людьми, третьи - способ снять психологическое напряжение. Считается, что спирт обладает лечебным действием - возбуждает аппетит, помогает при простудных и иных заболеваниях. Врачи признают, что небольшие дозы спиртного действительно возбуждают аппетит, умеренное его потребление ослабляет риск сердечно-сосудистых заболеваний для мужчин старше сорока лет. Все прочие "лечебные" функции алкоголя, по их мнению, сомнительны или ложны. В медицинской практике используют бактериостатические свойства спирта, употребляя его для дезинфекции (при уколах и т.п.), приготовления лекарств, но отнюдь не для лечения. Главный мотив потребления алкоголя связан с психотропным действием этилового спирта. Потребность в нем существует у многих категорий людей - прежде всего, у лиц, плохо адаптированных в обществе, работающих с эмоциональными и физическими перегрузками. Недаром спиртное принимают "против усталости", при недомоганиях и практически на всех празднествах. Поскольку степень социальной адаптации и наличие перегрузок зависят от социального окружения индивида, то в формировании пристрастия к алкоголю большую роль играют микроклимат в семье, воспитание, традиции, наличие стрессов. В формировании болезненного пристрастия к алкоголю могут сыграть большую роль генетические факторы. Хотя поводы приобщения к алкоголю разнообразны, но прослеживаются их характерные изменения в зависимости от возраста. В целом мотивы употребления спиртного делятся на две группы (Таблица 1).
Таблица 1. Мотивы употребления алкоголя в зависимости от возраста
До 11 лет его дают "для аппетита", "лечат" вином или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив, главным образом присущий мальчикам). В старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы - "праздник", "семейное торжество", "гости" и т.д. С 14-15 лет появляются такие поводы, как "неудобно было отстать от ребят", "друзья уговорили", "за компанию", "для храбрости" и т.д. Употребление алкоголя подростками связано главным образом с незавершенностью их адаптации во "взрослом" мире. Наравне с причинами употребления алкоголя выделяют и ряд факторов, обуславливающих употребление алкоголя в подростковом возрасте. Один из факторов это неблагоприятное окружение и общественная необустроенность. Скверное соседство и общественная необустроенность дают основания предполагать распространенность злоупотребления алкоголем среди местной молодежи. Районы, отличающиеся высоким уровнем преступности, с часто меняющимися жильцами, не способствуют возникновению чувства единения и общности среди людей, населяющих их, которое существует в более благополучных районах с меньшей плотностью заселения и низким уровнем преступности.
Так же частые перемены места жительства оказывают отрицательное влияние на психологическое состояние подростка, поскольку сталкивают его с необходимостью построения отношений с новыми друзьями, соседями, одноклассниками, что часто влияет на появление трудностей и проблем. Чем чаще семья переезжает, тем выше опасность возникновения проблем, связанных с употреблением алкоголя. Однако, если семья умеет органично вливаться в жизнь общества на новом месте, а соседи ей рады, данный риск понижается. Вместе с тем, как положение дел с употреблением алкоголя напрямую связано с существующими законами и правилами, действующими в отношении алкоголя, содержащимися в федеративном и местном законодательстве. Кроме того, сейчас сложилось явно негативное отношение к законам и законодательной власти, поэтому существует опасность игнорирования законов как выражение протеста существующей политической и экономической ситуации в нашей стране. Также является важным, что часто меняющееся законодательство не всегда становится известно обывателю, и незнание может толкать его на преступление. Доступность алкоголя объективно связана с вероятностью злоупотребления ими. Вероятность употребления алкоголя оказывает влияние соседство со школой ночных клубов, ресторанов, кафе, продуктовых магазинов, рынков, парков и других мест с пониженным контролем над распространением алкоголя. Действительно, несмотря на существующий запрет на продажу алкоголя детям до 18 лет, многие продавцы в целях увеличения прибыли продолжают снабжать подростков алкоголем и не несут за это никакой ответственности. Подростки, рожденные или воспитанные в семьях с алкогольными традициями, подвержены большему риску пристраститься к алкоголю. В этом свою роль, по-видимому, играют как генетические факторы, так и влияние непосредственного окружения. Например, мальчики, родившиеся в семье алкоголика, даже воспитываясь в семье, усыновившей их, подвергаются в - 4 раза большему риску стать алкоголиками, чем мальчики, родившиеся в нормальных семьях. Употребление алкоголя родителями и позитивное отношение к алкоголю; в семьях, где родители для того, чтобы расслабиться, много пьют (не обязательно становясь алкоголиками) имеется большая вероятность, что дети начнут употреблять алкогольные напитки в подростковом возрасте. Если родители к тому же приобщают своих детей к употреблению алкоголя, риск возрастает. Чем больше членов семьи употребляют алкоголь, тем выше риск.
Очевидно, что в таких семьях вероятно раннее приобщение к спиртному. Оно влечет высокую вероятность того, что подростки начнут испытывать алкогольную зависимость или у них возникнут проблемы со злоупотреблением алкогольными напитками в зрелом возрасте. Молодые люди, начинающие пить в возрасте до 15 лет, подвергают себя в два раза большему риску, чем те, кто не спешит пробовать спиртное, пока им не будет за девятнадцать. В семьях, в которых родители не устанавливают четких норм поведения, в которых подростки остаются предоставленными самим себе и где дисциплинарная практика чрезмерно сурова и непоследовательна, подростки подвергаются большему риску совершения правонарушений и частого употребления алкоголя. Здоровые, эмоционально насыщенные, отношения в семье чаще всего являются фактором, предотвращающим тягу ребенка к алкоголю. Склонность к антисоциальному поведению и гиперактивности, как фактор риска главным образом связан с мальчиками от 7-10 лет, необщительность и изоляция среди одноклассников которых объясняется их агрессивностью (например, мальчики, которые не умеют хорошо ладить с другими), в одинаковой мере подвержены риску правонарушений и злоупотребления алкоголем в подростковом возрасте. Если агрессивное поведение сопровождается гиперактивностью в раннем детстве, также существует большая вероятность того, что у юноши будут проблемы со злоупотреблением алкоголем. Начиная с четвертого, пятого и шестого классов неудачи в учебе усиливают риск злоупотребления алкоголем. У учащихся младших классов начальной школы способность к социальной адаптации является более важным фактором, позволяющим прогнозировать вероятность пристрастия к алкоголю, а также склонность к девиантному поведению, чем академическая успеваемость. С распространенностью случаев употребления алкоголя связаны показатели, свидетельствующие о том, насколько сильно учащиеся привязаны к школе, время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий и значение, которое имеет для них обучение в школе. Подростки, которым школа ненавистна и которые не стремятся продолжать обучение в ней и затем поступать в вузы, имеют больше шансов пристраститься к алкоголю в подростковом возрасте.
Подростковый возраст известен как возраст увеличения протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов. Поскольку в обществе взрослых существует однозначно негативное отношение к алкоголю, подростки одной из форм протеста выбирают употребление алкоголя. Кроме того, переоценка ценностей в подростковом возрасте связана с увеличением потребностей в переживании риска как формы эмоционально насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употреблении алкоголя и правонарушениях. Общение со сверстниками, употребляющими алкоголь, является одним из наиболее надежных индикаторов, указывающих на возможность употребления алкоголя подростками, независимо от того, имеют место или нет другие факторы риска. Если друзья выпивают, это является сильным аргументом в пользу того, что подросток, возможно, будет злоупотреблять алкоголем. Очевидно, что запретить, подростку общаться с такими друзьями - задача не из легких, однако родители должны приложить все усилия, чтобы создать для ребенка необходимые факторы защиты от возможной алкоголизации. В том числе, родители могут обращаться к психологам и педагогам центров социально - психологической помощи. Когда подростки считают, что от алкоголя нет вреда, когда алкоголь ассоциируется у них с “хорошо проведенным временем", существует очень большая вероятность того, что они будут выпивать. По большей части то, как подростки объясняют свое поведение (употребление алкоголя), связано с существующими мифами типа "Хочу выпиваю, хочу нет", "От бутылки пива не становятся алкоголиками" и т.д. Мифы, существующие в сознании подростков, разрушить очень сложно и порой просто невозможно. В этом случае эффективной может стать лишь работа психолога, групповая работа, направленная на обсуждение с подростками этих мифов и выработку у них собственного сознательного, а не мифологического, отношения к наркотикам и наркоманам. Так же и алкогольные рекламы провоцируют подростков на употребление алкоголя. Алкогольные изделия рекламируются открыто. Сопровождающая их информация, например, “Полная свобода... ”, “Всегда первый... ”, “Свежий взгляд на вещи... ” и т.п. прочно связывает в сознании подростка алкоголь с ценностями жизни: свобода, достижения, престиж, дружба. Наличие этих связей, обнаруживающихся только с помощью психодиагностики, как правило, не осознается, что делает их еще более опасными. Увы, эксплуатируется вечное стремление человека к свободе. Но свободным делает только внутренняя свобода, а отнюдь не алкоголь. Реклама, к сожалению, принадлежит к числу макрофакторов, предупредить влияние которых, порой невозможно. Противостоять рекламе может только эмоционально зрелый и самодостаточный подросток, не испытывающий эмоционального дефицита в отношениях со сверстниками и окружающими взрослыми людьми. Таким образом, индивидуальные факторы риска, по данным ряда авторов [13,15], включают следующие характеристики подростков: гиперактивность и плохая концентрация внимания в детстве; отгороженность или бунтарство в пубертатном возрасте; антисоциальное поведение; столкновения с правоохранительными органа ми; низкий уровень реакции па алкоголь (способность не пьянеть); тревога и депрессия; благоприятное отношение к выпивкам, поиск новых стимулов, высокая потребность в возбуждении. Наряду с факторами, способствующими алкоголизации подростков можно выделить факторы, препятствующие или защитные. [1, с 48] В многочисленных исследованиях основным источником, как факторов риска, так и факторов защиты называют семью. Сверстники, школа, община лишь дополняют семью. Некоторые подростки, даже когда они подвергаются многим факторам риска, не употребляют алкоголя. Исследования показывают, что от употребления алкоголя удерживает, по-видимому, целый ряд защитных факторов, как чувство юмора; внутренний самоконтроль, подросток чрезвычайно целеустремленный, стрессоустойчив. Склонность жить по законам и нормам общества, школы, общины и/или семейным стандартам, так же является защитным фактором употребления алкоголя подростками. Однако, на наш взгляд, главное звено проблемы находится в точке противопоставления среды и личности, и окончательный выбор варианта жизни остается за личностью. Существует большое количество различного рода факторов, сопутствующих или оказывающих влияние на психику подростка в процессе его социализации. В таблице 2 приведем факторы риска и защиты употребления алкоголя в подростковом возрасте. Большинство из них, особенно ведущих подростка к искушению алкоголя, уже были приведены выше. Опираясь на исследования ученых научно-исследовательского института физиологии детей и подростков Российской академии образования, которые провели обследование 1700 подростков в разных регионах страны, можно выделить уровни и мотивы вовлеченности в процесс алкоголизации. Таких уровней может быть выделено семь. Каждому уровню соответствует определенная группа мотивов. Нулевой уровень характеризует подростков, которые никогда не употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость. Мотивы отказа от употребления спиртных напитков: убежденность в отрицательном влиянии спиртного на организм, самочувствие и поведение.
Таблица 2 Основные факторы риска и защиты употребления и злоупотребления психоактивными веществами подростками
Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков. Употребление алкоголя сопровождается комплексом неприятных ощущений, переносимость спиртных напитков низкая. Мотивы употребления алкоголя при нулевом уровне следующие: приобщиться к миру взрослых, поступать как все. Эта стадия длится, как правило, 1-2 месяца. Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь. Небольшие дозы спиртных напитков вызывают эйфорию. Эпизодическое употребление алкоголя, подразумевает выпивку по праздникам, выходным и может по любому поводу. Мотив употребления алкоголя повысить настроение, обрести уверенность в себе, повысить коммуникабельность. Этот период длится 3-4 месяца. Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов для выпивок, обычно более двух раз в месяц. Для этого уровня характерны мотивы: повысить свой тонус или расслабиться, весело провести время в компании. Продолжительность этого периода 4-12 месяцев. На этом уровне проявляется активное стремление к употреблению алкоголя, осознается его возбуждающее действие. Под действием алкоголя у подростков не только появляется повышенное настроение, но и возрастает активность, агрессивность. Устанавливаются контакты с выпивающими подростками, как правило, старше на несколько лет. Подростки обучаются скрывать состояние опьянения от взрослых. Принятие спиртного провоцируется компанией, доступностью спиртного в семье, наличием свободных денег, избытком незанятого времени. [13, с 69-75]. На данном этапе выявляется склонность, но ещё не зависимость от алкоголя. Уровень выраженной психической зависимости. Алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние и используется подростками, как регулятор поведения и настроения. Мотив: повысить уверенность в себе, временно уйти от реальности. Психическая зависимость формируется 1,5 года. На этом уровне изменяется суточный ритм прием спиртного. Влечение к спиртному происходит не только в вечерние часы, но и в течение всего дня, при этом доза спиртного возрастает. При воздержании приема алкоголя подростки становятся раздражительными, возбудимыми, у них часто меняется настроение, не редко проявляется конфликтность и агрессивность. Наряду с педагогическими и воспитательными воздействиями необходимы медицинские меры. Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная переносимость спиртного, появляется синдром похмелья, не контролируется количество приема алкоголя. Мотивы: устранить плохое самочувствие вследствие предыдущей выпивки, отключиться от реальности, повысить жизненный тонус. Физическая зависимость формируется в течение 3-5 лет употребления спиртных напитков. На уровне физической зависимости происходит одновременно усиление психической зависимости и изменение ее содержания. На этом этапе чётко выражен похмельный синдром. В период похмелья отмечается тревожно-подавленное настроение, обидчивость, плаксивость, нарушение физиологических функций организма: повышенная потливость, мелкая дрожь в руках, учащенное сердцебиение. Очень быстро формируются патологические черты личности, такие как раздражительность, вспыльчивость, злобность, агрессивность, грубость. Замедляется интеллектуальное развитие. Дети часто пропускают занятия, плохо учатся, иногда уходят из дома и бродяжничают. На данном этапе необходимо срочное стационарное лечение. Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного употребления алкоголя, снижением переносимости спиртных напитков, психической зависимостью от алкоголя, которая во многом перекрыта тяжелой физической зависимостью. Мотив: стремление устранить болезненное состояние, необходимо срочное стационарное лечение. Таков далеко не полный анализ причин и условий возникновения пьянства и развития алкоголизма у подростков. Отмеченный во всем мире рост алкоголизации подрастающего поколения - показатель социального неблагополучия общества. Доказано, что алкоголизм взрослых зарождается в школьном и юношеском возрасте, а каждое взрослое поколение пьющих формирует себе "смену" из молодых. Начиная борьбу с такой порочной преемственностью, необходимо помнить, что предупредительные меры дают наиболее ощутимые результаты. Поэтому борьба с пьянством и алкоголизмом подростков гораздо действеннее борьбы со сформировавшимся алкоголизмом взрослых, хотя значительный успех может быть гарантирован лишь при фронтальном научно обоснованном наступлении на пьянство населения во всех возрастных группах. Анализируя факторы и мотивы употребления алкоголя подростками, следует отметить, что в последнее время все больше исследователи выделяют проблему гендерных особенностей употребления алкоголя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|