Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация и методы исследования

 

Теоретический анализ гендерных особенностей употребления алкоголя подростками позволяет охарактеризовать "употребление алкоголя" как личную и общественную проблему.

В первой главе мы выяснили, что всю свою аналитическую деятельность психологи проводят с учетом индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей подростков, когда имеет место особенно интенсивный рост и перестройка функционального состояния всех систем жизнедеятельности развивающегося организма.

Развитие и комплексная коррекция различных сторон психики, решение задач подросткового самоопределения, нравственная атмосфера дома и в школе определяют психическое развитие и влияют на формирование субъективного отношения к алкоголю.

Несомненно, необходимо получить от подростков информацию о количестве и частоте употребления ими вина, пива, крепких спиртных напитков. Однако получение от них соответствующих сведений представляется исключительно важным, поскольку в подростковом возрасте пристрастие к алкоголю развивается наиболее быстро. Положение осложняется тем, что у подростков обычно имеется недоверие к педагогам, к тому же молодые люди особенно озабочены тем, чтобы эти сведения не стали известны в их семьях, в школе и милиции. Поэтому беседы с подростками об употреблении ими алкоголя должны носить строго конфиденциальный характер, педагогу необходимо установить доверительные отношения и продемонстрировать свое понимание желания подростка сохранить эту информацию в тайне.

Методика проведения психолого-педагогического аналитического исследования гендерных особенностей употребления алкоголя подростками рассматривалась нами как вариант социально-психологической диагностики, направленной на определение:

предрасположенности подростков к употреблению алкоголя;

информированности подростков о вреде алкоголя;

вовлеченности подростков в процесс алкоголизации;

отношения подростков к употреблению алкоголя подростками.

Для эмпирического исследования были определены следующие методы: анкетирование, метод семантического дифференциала, обработка и анализ собранных данных.

Диагностическая анкета "Определение предрасположенности подростка к употреблению алкоголя" [см. Приложение А] представляет собой опрос в стиле беседы, которая позволяет составлять объективно-вероятностную картину предрасположенности подростка к употреблению алкоголя. Поиск методов диагностики личностной предрасположенности к употреблению алкоголя, по мнению большинства наркологов и психиатров, считается неразрешимой задачей. Они полагают, что невозможно учесть все аспекты такой предрасположенности, ведь даже отличить продром алкоголизма от начала уже собственно заболевания не так просто, особенно у подростков. Выявление феномена психологической готовности подростков к употреблению алкоголя вносит коррективы в эти представления.

Личностный подход к проблеме алкоголизации позволяет применить новые, качественно иные критерии определения предрасположенности к употреблению алкоголя. Выяснение вопроса о том, какие личностные качества подростка, какие их особенности могут в дальнейшем стать отправным звеном возникновения такой предрасположенности, было предметом нашего исследования, входят подростки в группу "риска" или нет.

Анкета, состоящая из 13 вопросов, "Определение уровня знаний о вреде алкоголя" [Приложение Б], позволяет определить уровень знаний о вреде алкоголя и наметить в последующем информационную работу психолога. Осуществляемые в школах просветительные инициативы могут изменять знания и отношение к алкоголю. Первичным же источником проалкогольных сообщений является непосредственная социальная действительность: широко распространенная и очевидная доступность алкогольных напитков; присутствие и приемлемость алкоголя в разнообразных ежедневных ситуациях. Наличие такого опыта гораздо сильнее влияет на восприятие алкоголя людьми, чем предоставление любой информации. Просвещение имеет ограниченное влияние на сокращение вызванного алкоголем вреда, это не означает, что информация об алкоголе не может повлиять на формирование мнений и восприятия подростков. Поскольку диапазон собственного опыта с алкоголем ограничен, многие представления основаны на том, что было услышано от других людей или из средств массовой информации. СМИ изображают отрицательные социальные, экономические или медицинские последствия, они склонны представлять их как случайные происшествия, а не как свойственный потреблению алкоголя риск. Поэтому не удивительно, что просветительные меры редко способствуют изменению поведения в направлении сокращения вызванного алкоголем вреда. Просветительные меры могут реализовываться через такие известные в педагогике методы, как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример.

Скрининг-анкета, определения уровня вовлеченности подростков в процесс алкоголизации (С.В. Ковалев), [см. Приложение В], позволяет определить уровень вовлечения подростков в процесс алкоголизации и выявить мотивационную сферу употребления алкоголя подростками. Изучение мотивов является одной из важнейших предпосылок для разработки мер лечения и профилактики алкогольной зависимости, поэтому большинство работ не обходится без их изучения. Полученные результаты анкетирования позволят педагогам-психологам составить коррекционную программу мероприятий, на снижение уровня употребления алкоголя в подростковом возрасте. Разумеется, мероприятия направленные на снижение уровня употребления алкоголя будут способствовать уменьшению потребления алкоголя, укреплению здоровья.

Метод семантического дифференциала (Ч. Осгуд), позволяет проанализировать формирующееся отношение личности к объекту. В нашем исследовании в качестве объекта выступает алкоголь. В качестве графической модели индивидуального сознания используются семантические пространства, которые являются своеобразным метаязыком описания объекта, и конструируются из организованных особым образом признаков, которые описывают и дифференцируют рассматриваемый объект. В таблице 3 представлены семантические пространства понятий алкоголя на базе шкалирования понятий различных понятийных классов.

 

Таблица 3

Семантические пространства понятий алкоголя

1 ВЕСЕЛЬЕ ГРУСТЬ
2 СИЛА СЛАБОСТЬ
3 НАСЛАЖДЕНИЕ ОТВРАЩЕНИЕ
4 БОДРОСТЬ ВЯЛОСТЬ
5 АКТИВНОСТЬ ПАССИВНОСТЬ
6 БЕЗОПАСНОСТЬ ОПАСНОСТЬ
7 РАССЛАБЛЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЕ
8 ЖИЗНЬ СМЕРТЬ

 

Метод семантического дифференциала, позволяет исследовать представления подростков об алкоголе и выявить основные факторы, определяющие отношение исследуемой группы, поместив объект в систему его признаков. Нами была разработана система шкал, состоящая из пар противоположных по смыслу слов, описывающих отношение к алкоголю. Затем респондентам предъявили объект и шкалы для их оценки. Объект должен быть оценен по всем шкалам. Предполагается, что подростков способен оценить изучаемый объект, соотнося интенсивность внутреннего переживания по поводу объекта с заданной оценочной шкалой. Деления шкалы фиксируют различные степени данного качества объекта. Шкалы, коррелирующие между собой, группируются в независимые факторы, образующие семантическое пространство. Методом статистической обработки данных эмпирического исследования, с помощью критерия Х  - квадрат проводится оценка однородности двух и более независимых выборок и таким образом проверяется гипотеза об отсутствии различий между двумя и более эмпирическими распределениями. Расчет критерия Х  - квадрат для сравнения эмпирических распределений с теоретическими осуществляется по формуле:

 

 

Критерий Пирсона или критерий Х  - наиболее часто употребляемый критерий для проверки гипотезы о законе распределения. Точный закон распределения неизвестен, то есть является гипотезой, которая требует статистической проверки.

Для проверки гипотезы произведём выборку, состоящую из n независимых наблюдений над случайной величиной X. По выборке можно построить эмпирическое распределение F * (x) исследуемой случайной величины. Сравнение эмпирического F * (x) и теоретического распределений производится с помощью специально подобранной случайной величины - критерия согласия. Одним из таких критериев и является критерий Пирсона.

Таким образом, при проведении исследовательской работы мы определились с выбором его методологии, ориентируясь при этом на актуальность темы исследования, целей и задач. С учетом выбранных нами методов проведем исследование гендерных особенностей употребления алкоголя в подростковом возрасте.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...