Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование гендерных особенностей употребления алкоголя в подростковом возрасте

 

Базой нашего исследования является средняя школа № 26 г. Благовещенска, участники исследования учащиеся в возрасте 13-15 лет. В целях конфиденциальности, анкетирование проводилось анонимно, результаты обрабатывались методом математической статистики. Результаты представлены усредненные с указанием пола.

После проведения диагностической беседы - опроса "Определение предрасположенности подростка к употреблению алкоголя", выясняя поочередно наличие или отсутствие каждого отдельного психологического фактора, предрасположенности, и затем, суммируя полученные результаты, мы получили количественную характеристику исследуемого явления и, таким образом, определили группу риска изучаемых подростков. В группу риска у девочек вошло 32 (76,2%) подростков, у мальчиков 31 (81,5%), остальные подростки девочки - 10 (23,8%) и мальчики - 7 (18,5%) не предрасположены к употреблению алкоголя. На рисунке 1 показаны группы риска изучаемых подростков.

 

Рисунок 1. Группы риска изучаемых подростков


Как видим из рисунка 1, у мальчиков, почти на 15% больше предрасположенность к употреблению алкоголя, чем у девочек. Таким образом, гендерная особенность употребления алкоголя заключается в том, что девочки более предрасположены к употреблению алкоголя.

Для определения уровня информированности об алкоголе мы провели анкетирование "Определение уровня знаний о вреде алкоголя". В некоторых вопросах были предложены свой варианты ответов [Приложение Б]. На основании анкетирования определили количество подростков, нуждающихся в повышении уровня знаний о вреде алкоголя.

При анализе результатов анкетирования было выявлено, что подростки знакомы с алкоголем не понаслышке. Большинство опрошенных знакомо с действием алкоголя - 76 человек (95%) подростков. Большинство из них не ограничивает себя легким алкоголем - 64 чел. (80%) пробовали и крепкие напитки, включая самогон - 34 (89,4%) мальчиков и 30 (71,4%) девочек. Пиво предпочитают всего лишь 32 чел. (84,2%), причем среди девочек таких не оказалось, зато они предпочитают шампанское - 28 (66,6%). Крепкие спиртные напитки предпочитают 12 (28,5%) девочек, и 18 (47,3%) мальчиков.

Чаще начало употребления приходится на 10-13 лет, у нескольких подростков это событие пришлось на 6-7 лет. Предложили выпить первый раз родители мальчикам в 12 случаях (31,5%), девочкам в 22 случаях (52,3%). Сверстники и взрослые предложили выпить 28 (73,6%) мальчикам и 18 (42,8%) девочкам. Таким образом, первое знакомство с алкоголем у подростков происходит в основном в кругу знакомых и близких людей.

У 56 человек (70%) опрошенных есть регулярно выпивающие друзья, таковых оказалось больше среди девочек - 32 (76,1%) и 24 (63,1%) среди мальчиков. Здесь также гендерная особенность проявляется в том, что девочки общаются с употребляющими алкоголь больше, чем мальчики.

Алкоголь употребляется в основном по праздникам - 48 (60%), очень большая часть - 22 (27,5%) выпивают 2-3 раза в месяц, а 7 (8,7%) подростков - по выходным и в пятницу, 2 (2,5%) - еще более часто - 4 раза в неделю (причем это все - девочки). Отсюда можно сделать вывод, что девочки выпивают чаще, чем мальчики.

На вопрос о полезных свойствах алкоголя респонденты 16 (20%) ответили, что у алкоголя есть полезные свойства, сомневаются еще 8 (10%), отмечают вред 32 (40%), а 24 (30%) об этом не знают. Не признают полезные свойства алкоголя большей частью девочки - 28 (66,6%) и 16 (20%) среди мальчиков. Среди полезных свойств перечислялись: расширение сосудов, снятие напряжения, поднятие тонуса, некая польза для почек. Среди вредных свойств - потеря самоконтроля в опьянении, воздействие печень. Таким образом, девочки в большей степени информированы о вреде алкоголя, чем мальчики

Выпивают почти во всех семьях опрошенных 78 (97,5%), выпивают по праздникам 56 (70%), ежедневно 24 (30%), таких семей оказалось больше у девочек 23 (54,7%). Присоединяются к выпивке с родителями 9 (11,2%), но большинство выпивает с друзьями 71 (88,7%). Таким образом, девочки в большей степени информированы о вреде алкоголя, чем мальчики.

Отношение к употреблению алкоголя в семье различное. Отрицательное отношение указали 45 (56,2%) подростков, безразличное - 27 (33,7%), поддерживают - 8 (10%). Отрицательное отношение к употреблению алкоголя в семье проявляется больше среди мальчиков - 28 (73,7%) и меньше у девочек - 22 (52,4%).

Не смотря на то, что алкоголь вреден в будущем намерены выпивать 12 (15%), а 28 (35%) - не определились с дальнейшим употребление алкоголя. не хотят - таких больше среди девочек - 20 (25%). Половина подростков не определились с дальнейшим употреблением алкоголя - 40 (50%).

Большинство последний раз выпивали, отмечая Новый год - 4 (1,25%) подростка, 24 (5%) подростка - за месяц до опроса, 8 человек (10%) - накануне, 6 человек (7,5%) - в ближайшие выходные, а один - с утра, в день анкетирования. И это оказалась девочка.

По ответам на вопрос когда, и в каких количествах подростки предпочитают распивать спиртные напитки, можно построить модели употребления алкоголя. Для 38 (90,4%) девочек характерно употребление небольшого количества вина по праздникам, а также умеренное употребление различных алкогольных напитков в будние дни, и в выходные, праздничные дни. Для 29 (76,3%) мальчиков характерна множественность моделей употребления, в виде употребления различных спиртных напитков, в различных дозах, как в будние, так и выходные, и праздничные дни, в том числе - и употребление алкоголя в зависимости от эмоционального состояния и ситуации.

На вопрос о запрете алкоголя ровно половина участников ответила, что не хотела бы запрета на алкоголь, а 22 (27,5%) поддержали бы эту инициативу. Остальным - 18 (22,5%) подросткам все равно.

Таким образом, первое знакомство подростков с алкоголем происходит в основном в кругу близких, друзей и знакомых. Причина употребления алкоголя это праздники и выходные дни, когда подростки предоставлены сами себе. О вреде алкоголя подростки хорошо информированы, но относятся к этому пренебрежительно.

На основании интерпретации результатов анкетирования определились следующие уровни знаний об алкоголе, см. таблица 4.

 

Таблица 4. Уровни знаний подростков об алкоголе

Уровень Девочки % Мальчики %
0 - вообще не знают 2 4,8 2 5,3
I - низкий, немного знают 8 19,0 5 13,2
II - средний, знают более или менее 21 50,0 24 63,2
III - высокий, хорошо осведомлены 11 26,2 7 18,5

 

Таким образом, из таблицы видно, что не все подростки обладают высоким уровнем знаний о вреде алкоголя.

В результате анкетирования выяснилось, что употребление алкоголя среди подростков имеет широкое распространение. Отмечается и высокая доступность спиртного, что в сочетании с отмеченным желанием откликнуться на предложение попробовать выпить, выпивка вместе с родителями создает высокую степень риска. Употребление спиртных напитков у большей части опрошенных, как у мальчиков, так и девочек, не связано с праздничными ритуалами и создает основу для формирования признаков зависимости. Имеется явное расхождение между отрицательным отношением к алкоголизации взрослых в своих семьях и собственным употреблением спиртного. Девочки более отрицательно относятся к выпивке в семьях, чем мальчики, хотя мальчики больше осведомлены о вреде алкоголя. Вместе с тем многие девочки и мальчики нуждаются в более обширных знаниях о вреде алкоголя. В результате анкетирования гендерных особенностей не выявлено, за исключением отношения к алкоголизации в семье.

При определении уровня вовлеченности подростков в процесс алкоголизации мы воспользовались скрининг-анкетой [Приложение Б]. На основании интерпретации результатов анкетирования определились следующие уровни вовлечения подростков в процесс употребления алкоголя [Рисунок 2].

 

Рисунок 2. Уровни употребления алкоголя подростками.

 

Как видно из рисунка 2, девочки в большей степени расположены к злоупотреблению алкоголем, чем мальчики.

0-2 уровни - 11 (26,1%) девочек и 14 (36,9%) мальчиков. Их характеризует:

активная позиция, направленная на созидание себя как физически развитой, эмоционально устойчивой личности, уверенной в себе, умеющей свободно и естественно проявлять чувства и эмоции соответственно возрасту;

адекватное восприятие себя, ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности;

стремление овладевать разными здоровьесберегающими технологиями, оздоровительными процедурами, приобретать соответствующие навыки и умения.

отрицание алкоголя, как вред здоровью.

3 уровень - 22 (52,5%) девочек и 18 (47,3%) мальчиков. Их характеризует:

заинтересованность в получении знаний о вреде алкоголя, физическом совершенстве, методах поддержания и развития здоровья и здорового образа жизни;

склонность посещать спортивные секции, делать специальные упражнения, одеваться по сезону, поддерживать эмоционально ровное настроение;

потребность в поддержке со стороны взрослых (родителей), регулярном контроле.

4-7 уровни - 9 (21,4%) девочек и 6 (15,8%) мальчиков. Это подростки, воспринимающие алкоголь как средство удовлетворения своих потребностей. Их характеризует:

ориентация на безразлично-потребительское отношение к собственному здоровью, нечувствительность к изменениям в собственном организме и страданиям других людей;

потребность в приобретении новых знаний о вреде алкоголя отсутствует, в лучшем случае они готовы воспринимать информацию от других людей, не проявляя активности в ее поиске;

интерес к проблемам укрепления здоровья, ведения здорового образа жизни не проявляется.

Представление подростков об алкоголе представлено в таблице 5.

 

Таблица 5. Отношение подростков к алкоголю

  ответ нет ответов   ответ  

1. ВЕСЕЛЬЕ - ГРУСТЬ

мальчики девочки 24 17 41 6 10 22 8 9 17 38 42 80

2. СИЛА - СЛАБОСТЬ

мальчики девочки 19 3 22 5 18 23 14 21 35 38 42 80

3. НАСЛАЖДЕНИЕ - ОТВРАЩЕНИЕ

мальчики девочки 13 12 25 14 13 27 11 17 28 38 42 80

4. БОДРОСТЬ - ВЯЛОСТЬ

мальчики девочки 21 17 38 8 4 12 9 21 30 38 42 80

5. АКТИВНОСТЬ - ПАССИВНОСТЬ

мальчики девочки 12 5 17 11 24 35 15 13 28 38 42 80

6. БЕЗОПАСНОСТЬ - ОПАСНОСТЬ

мальчики девочки 8 12 20 13 16 29 17 14 31 38 42 80

7. РАССЛАБЛЕНИЕ - НАПРЯЖЕНИЕ

мальчики девочки 15 19 34 19 20 39 4 3 7 38 42 80

8. ЖИЗНЬ - СМЕРТЬ

мальчики девочки 0 0 0 31 23 54 7 19 26 38 42 80

Методом математического статистического решения определим критерий Х  - критерий Пирсона между двумя эмпирическими распределениями, а именно семантических пространств на базе шкалирования понятий различных понятийных классов

Результаты обработанных данных методом математической статистики представлены в таблице 6.

 

Таблица 6

Различия в восприятии СП девочками и мальчиками

  Семантические пространства Х Выявленные различия
1 Веселье - Грусть 5,613 Нет
2 Сила - Слабость 20,234 Есть
3 Наслаждение - Отвращение 1,414 Нет
4 Бодрость - Вялость 6,370 Есть, но незначительное
5 Активность - Пассивность 4,605 Нет
6 Безопасность - Опасность 1, 203 Нет
7 Расслабление - Напряжение 0,440 Нет
8 Жизнь - Смерть 6,539 Есть

 

На основании нашего анализа СД были выявлены следующие гендерные различия:

девочки в алкоголе видят слабость, мальчики же наоборот - силу;

бодрость в связи с употреблением алкоголя представляют мальчики, девочки же - вялость, но здесь различия незначительные;

с алкоголем девочки связывают смерть, мальчики жизнь.

Таким образом, в ходе исследования выявлено, что девочки в целом относятся к алкоголю отрицательнее, чем мальчики. Однако, девочки в большей степени предрасположены к употреблению алкоголя, чем мальчики.

Основные положения гипотезы были проверены в ходе диагностического исследования. В ходе исследования теория, о том, что употребление алкоголя зависит от гендерных особенностей, нашла частичное свое подтверждение. Употребление алкоголя зависит не только от гендерных особенностей подростков, но и от личностных качеств мальчиков или девочек.


Заключение

 

Традиционно употребление алкоголя подростками изучалось без учета пола. Поэтому новые возможности для исследования особенностей употребления алкоголя подростками открывает гендерный подход, предполагающий такой способ познания действительности, в котором отсутствует "бесполый взгляд" на психические явления, и в то же время нет поляризации "мужского" и "женского".

В последнее время гендерная проблематика все активнее стала заявлять о себе в различных отраслях научного знания. Поэтому нами была определена актуальность темы и цель исследования. Также были поставлены задачи для достижения поставленной цели. Определены объект и предмет исследования, выдвинута гипотеза.

Изучение истории возникновения алкоголя и проблем, связанных с употреблением алкоголя в наше время можно сделать вывод, что алкоголь насильно прививался населению, это связано с развитием капитализма, который нес с собой подневольный тяжелейший труд, нищенскую заработную плату, постоянную угрозу безработицы, неуверенность в будущем. Борьбу с алкоголизмом начали вести почти с момента его появления, но пока безуспешно. На современном этапе проблема употребления алкоголя стоит очень остро, особенно в подростковом возрасте.

При изучении теоретических источников по проблеме исследования были выявлены причины употребления алкоголя, в основном это - неудовлетворенность собой, своей внешностью, отношениями с окружающими и родными, депрессия, переутомление, как физическое, так и психологического характера, чувство одиночества, робость, горе и прочее.

Теоретический анализ гендерных особенностей употребления алкоголя подростками позволяет охарактеризовать "употребление алкоголя" как личную и общественную проблему

Для подтверждения выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач в работе нами было проведено эмпирическое исследование по изучению гендерных особенностей употребления алкоголя подростками.

Исследование гендерных особенностей показало, что существование гендерных особенностей употребления алкоголя подростками частично нашли свое подтверждение. Однако, употребление алкоголя подростками так же зависит непосредственно от самого подростка, среды его воспитания и обитания. Отмеченные гендерные различия в исследовании отражают социально-психологический характер употребления алкоголя. В целом, это большая социальная приемлемость употребления алкоголя в подростковом возрасте.

Проведенное исследование показало, что проблема алкоголизации в подростковой среде существует. Данная исследовательская работа может применяться при разработке методических рекомендаций для школьных психологов, для социальных педагогов, для руководителей общеобразовательных учреждений, для разработки мероприятий, направленных на снижение уровня употребления алкоголя подростками.


Библиографический список

 

1. Анисимов, Л.Н. Профилактика алкоголизма и наркомании среди молодежи. / Л.Н. Анисимов. - М.: 1988. с.29-34

2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев. - Л. 1969. -339 с.

3. Арутюнян, М.Ю. "Кто я" Проблема самоопределения юношей и

4. девушек-подростков /М.Ю. Арутюнян. - М.: 1992. с. 19-23

5. Бреслав, Г.М. Половые различия и современное школьное образование / Вопросы психологии. 1990. № 3.64-69с.

6. Волович, А.С. Особенности процесса социализации выпускников средней школы / А.С. Волович. - М. 1990. с.58-63

7. Воронина, О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе. Общественные науки и современность. 2000. - №4.9-20с.

8. Выготский, Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - с.114 - 123.

9. Галагузова, М.А. Социальная педагогика. Курс лекций / М.А. Галагузова. - М.: 2000. с. 209 -234

10. Багрунов В.П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека / В.П. Багрунов. - М.: 2002 с.51 - 56

11. Еникеева, Д.Д., Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков / Д.К. Еникеева. - М.: 1999. с.69-75

12. Заиграев, Г.Г. Борьба с алкоголизмом. Проблемы, пути, решения / Г.Г. Заиграев. - М.: 1986. с.45-56

13. Завьялов, В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости / В.Ю. Завьялов. - Новосибирск. 1988. - 185 с.

14. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О.Ю. Ермолаев. - 2-изд., исп. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 336 с.

15. Касмынина, Т.В. Влияние алкоголя на организм подростка /Т.В. Касмынина. -1989. с.91-95

16. Клецина, И.С. Гендерная социализация / И.С. Клецина. - СПб. 1998. с 56-58

17. Клецина, И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы / И.С. Клецина. - СПб. 1998. с.188-202

18. Колесов, Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании / Д.В. Колесов. - М.: 1987. с.50-54

19. Москаленко, В.Д. Национальный научный центр наркологии МЗ РФ Москва. Россия. Международный Медицинский Журнал № 1- 2003. -11 с.

20. Рязанцев, В.А. Как предупредить алкоголизм /В.А. Рязанцев. - М.: 1984. с.35 - 37

21. Шарыгина, И.Л. Трудности взросления и алкоголь /Народное образование. №9. - М.: 1999. с.12-15

22. Шпаков, А.О. Иллюзия рая / А.О. Шпаков. - СПб. 1999. - 22 с.

23. Щуркова, Н.Е. Взгляд со стороны: путь от алкоголизма. / Классный руководитель. №1-М., 2000. -18 с.

24. Ягодинский, В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя /В.Н. Ягодинский. - М.: 1986. с.68 - 70

25. Гузиков, Б.М. Алкоголизм у женщин /Б.М. Гузиков, А.А. Мейроян. - Л.: 1988. с.12-15

26. Васильков, Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Васильков, Т.А. Василькова. - М.: 1999. с.187-217

27. Борисов, Е.В. Алкоголь и дети. / Е.В. Борисов, Л.П. Василевская. - М.: 1981. -123 с.

28. Бородкин, Ю.С., Греков Т.И. Алкоголизм: причины, следствие, профилактика /Ю.С. Бородкин, Т.И. Греков. - СП 6.1987. с.112 -115

29. Березин, С.В. Психология ранней алкоголизации /С.В. Березин, К.С. Лисецкий. - Москва-Самара.: 2000. -68 с.

30. Васильева, О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с.420-429.

31. Копыт, Н.Я. Алкоголь и подростки / Н.Я. Копыт, Е.С. Скворцова. - М.: 1984. с.78-82

32. Краснова, М.Н., Кащенко Г.И. Осторожно: алкоголь! /М.Н. Краснова, Г.И. Кащенко. - М.: 1984. с.45-51

33. Матвеев, В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников / В.Ф. Матвеев, А.Л. Гройсман. - Москва: 1987. с.56-71

34. Муратова, И.Д. Антиалкогольное воспитание в школе / И.Д. Муратова, П.И. Сидоров. - 2002. с.121-130

35. Петровский, А.В. Психология. Словарь 2-е изд. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: 1990. - 494 с.


Приложение

 

Приложение А

 

Диагностическая беседа - опрос "Определение предрасположенности подростка к употреблению алкоголя.

Предложенная диагностическая процедура позволяет правильно составлять подростковые группы в целях стрессопрофилактики и стрессореабилитации, а также определять направления в индивидуальной воспитательной работе и психокоррекционной работе.

Проявляет ли подросток низкую устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам.

Проявляет ли часто неуверенность в себе и имеет ли низкую самооценку.

Испытывает ли трудности в общении со сверстниками на улице.

Тревожен ли, напряжен ли в общении, в школе или училище.

Стремится ли к получению новых ощущений, удовольствия, причем как можно быстрее и любым путем.

Зависит ли избыточно от своих друзей, легко ли подчиняется мнению знакомых, некритичен, готов ли подражать образу жизни приятелей.

Имеет ли отклонения в поведении, вызванные травмами мозга, инфекциями, либо врожденными заболеваниями, в том числе связанными с мозговой патологией.

Свойственна ли ему непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир благополучия.

Отягощена ли наследственность - заболевания отца или матери алкоголизмом.

За каждый положительный ответ на вопросы 1, 2, 3, 4, начислите по пять баллов. За ответ "да" на любой из вопросов 6, 8 - по десять баллов, а на вопросы 5, 7, 9 - по пятнадцать баллов. За отрицательные ответы - 0 баллов.

Сумма менее 15 баллов означает, что несовершеннолетний в "группу риска" не входит.

От 15 до 30 баллов - средняя вероятность вхождения в "группу риска", требующая повышенного внимания к поведению подростка.

При результате свыше 30 следует незамедлительно посоветоваться с педагогом, психологом, врачом, работником подразделения милиции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.


Приложение Б

 

Анкетирование "Определение уровня знаний о вреде алкоголя"

№№ Наименование вопроса Да Нет Свой вариант
1 Знакомы ли Вы с действием Алкоголя?      

2

Во сколько лет пробовали алкоголь? Как это произошло?      
 а) 10-12      
 б) 13-15      

3

Какие спиртные напитки Вы предпочитаете?      
а) пиво      
б) крепкие      
в) легкие      
4 Имеются ли среди Вас выпивающие товарищи?      

5

Когда в основном Вы употребляете алкоголь?      
а) праздники      
б) по выходным      
в) свой вариант      

6

Как часто употребляете алкоголь?      
а) свой вариант      
7 Находите ли Вы полезные свойства в алкоголе?      
8 Выпивают ли в Вашей семье, когда?      

9

Как Вы относитесь к алкоголю в семье?      
а) положительно      
б) отрицательно в) безразлично      
10 Выпиваете ли Вы вместе с родителями?      
11 Намерены ли Вы выпивать в будущем?      
12 Как Вы относитесь к запрету алкоголя? а) положительно б) отрицательно      
13 Когда Вы выпивали в последний раз? а) неделя б) месяц в) более месяца      

 

Обработка результатов. Значение для девушек и юношей одинаковые.

Вопрос №№

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Ответ

нет 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
да 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

 

Интерпретация:

Низкий уровень знаний - необходимо антиалкогольное

просвещение.

8-10 Средний уровень рекомендуется антиалкогольное просвещение.

20-26 Высокий уровень антиалкогольное просвещение не обязательно.


Приложение В

 

Скрининг-анкета на определение уровня вовлеченности подростков в процесс алкоголизации.

Скрининг-анкета, позволяющая определить уровень алкоголизации состоит из 15 вопросов, на которые следует отвечать "да" или "нет". Ответы с помощью ключа переводятся в баллы и суммируются.

 

Всего насчитывается семь уровней алкоголизации:

№№ п/п Наименование уровня
1 Нулевой
2 Начальный
3 Эпизодическое употребление алкоголя
4 Высокого риска
5 Выраженная психическая зависимость от алкоголя
6 Физическая зависимость
7 Алкогольный распад личности

 

Вопросы.

Пробовали вы алкогольные напитки?

Первое в жизни употребление алкоголя вызвало у вас приятные воспоминания?

Алкоголь для вас - средство занять свободное время?

Ваши друзья выпивают чаще двух раз в месяц?

Разговоры о выпивке вызывают у вас желание выпить?

Приходила ли вам когда-нибудь мысль о необходимости сократить употребление алкоголя?

Появлялось ли у вас чувство вины или досады в связи с употреблением алкоголя?

Считают ли некоторые ваши знакомые, что вы много пьёте?

Считают ли ваши родные и близкие, что вы много пьёте?

Можно ли весело провести день рождения, совершенно не выпивая?

Бывает ли вам трудно воздержаться от приёма алкоголя?

Были ли у вас неприятности в учёбе из-за употребления спиртного?

Задерживались ли вы сотрудниками милиции в состоянии опьянения?

Забывали ли вы часть минувшего вечера после выпивки?

Случалось ли вам выпивать утром натощак, что бы улучшить своё настроение?

 

Значение ответов для юношей.

вопрос   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Ответ, баллы

Нет 0 0 0 0 0 0 0 0 0 5 0 0 0 0 0
да 3 2 3 6 7 1 6 3 5 0 6 2 10 1 7

 

Значение для девушек

вопрос   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Ответ, баллы

Нет 0 0 0 0 0 0 0 0 0 8 0 0 0 0 0
да 5 5 5 7 1 2 8 5 8 0 5 5 10 7 5

 

Интерпретация.

Для юношей:

0-1уровень - 0-10 баллов,

2 уровень-10-23 балла,

3-4 уровни -23-61 баллов.

Для девушек:

0-1 уровень-0-8 баллов,

2 уровень -8-20 баллов,

3-4 уровни-20-58 баллов


Приложение Г

 

Метод семантического дифференциала (Ч. Осгуд)

 

Шкалирование понятий СП

ВЕСЕЛЬЕ ГРУСТЬ
СИЛА СЛАБОСТЬ
НАСТРОЕНИЕ ОТВРАЩЕНИЕ
БОДРОСТЬ ВЯЛОСТЬ
АКТИВНОСТЬ ПАССИВНОСТЬ
БЕЗОПАСНОСТЬ ОПАСНОСТЬ
РАССЛАБЛЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЕ
ЖИЗНЬ СМЕРТЬ

 

Размещение каждого значения СП определяется числами, которые являются среднеарифметическим. Размещение значения может быть интерпретировано графически по нескольким фактором.

Так же интерпретировать результаты можно алгебраически. Вычисление расстояний между значениями производится по формуле:

 

 = , где

 

 - кратчайшее расстояние между значениями А и В и СП, или показатель дистанции;

 - алгебраическая разность между координатами значение А и В по одной и той же оси

Суммирование производится по всем факторам:


 = + …. +…..

 

Можно рассчитать сдвиг значений при объединении слов в словосочетании и произвести теоретическое вычисление словосочетания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...