Предварительного следствия и дознания
Органы предварительного следствия и дознания в своей процессуальной длительности по уголовным делам руководствуются одними и теми же уголовно-процессуальными законами (ст. 1 Основ). Процессуальные акты и документы, составленные работниками органов дознания в соответствии с законом, имеют такую же юридическую силу, как и составленные следователем подобные акты и документы. Органам дознания и следователю предоставлено одинаковое право самостоятельно решать вопрос о возбуждении или oj5 отказе в возбуждении уголовного дела по поступившим материалам, сообщениям и заявлениям (ст. 3 Основ, ст.З, 109 УПК РСФСР). Причем, одним из поводов к возбуждению уголовного дела может быть непосредственное обнаружение признаков преступления как следователем, так и органами дознания. Таким образом, следователь и органы дознания в соответствии с законом наделены необходимыми процессуальными властными полномочиями, которые обеспечивают эффективность действий каждого из них в процессе взаимодействия. Вместе с тем в их деятельности имеются и существенные различия. Наиболее важным из них следует считать обязанность органов дознания в соответствии со ст. 118 УПК РСФСР принимать оперативно-розыскные меры в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Такой обязанности закон не возлагает на следователя. Таким образом, оперативно-розыскная деятельность свойственна только органам дознания, которые используют имеющиеся у них для этой работы специальные приемы, методы и средства. Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 г. вместо понятия «оперативно-розыскные меры» ввел понятие «оперативно-розыскные мероприятия».
Наличие у органов дознания специфической оперативно-розыскной функции и несвойственность таковой органам следствия обусловливает необходимость их взаимодействия. В процессе раскрытия и расследования преступлений нередко возникают серьезные трудности, подчас неразрешимые процессуальными методами предварительного следствия. В таких случаях важное значение имеют оперативно-розыскные мероприятия, осуществляемые органами дознания. Органы дознания приспособлены главным образом к выполнению оперативно-розыскных мер, а следователи — к производству процессуальных, следственных действий. Поэтому нужно стремиться, чтобы следственные действия (в том числе и неотложные), как правило, производились следователем. Это крайне важно по делам о тяжких преступлениях. Различия в процессуальном положении органов следствия и дознания отражены в законе: а) пределы и объем процессуальной деятельности органов дознания по конкретному делу зависят от того, обязательно или не обязательно по этому делу предварительное следствие; б) следователь вправе в любой момент приступить к предварительному следствию по делу, которое находится в производстве органа дознания; в) после передачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя; г) следователь вправе давать органам дознания обязательные для последних поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий и требовать от них содействия при производстве отдельных следственных действий. Об этом же говорится в проекте нового УПК РФ, принятого Думой в первом чтении. Такая предусмотренная законом зависимость является одной из основ взаимодействия этих органов. На практике следователь является центральной фигурой в процессе расследования преступлений. В первую очередь от него зависят правильная организация и эффективность взаимодействия. Если следователь не проявляет необходимой инициативы, не использует широко и активно свои процессуальные полномочия по отношению к органам дознания, трудно ожидать хорошего взаимодействия.
Можно определить взаимодействие органов предварительного следствия и дознания как основанное на законе правильное сочетание и эффективное использование полномочий и методов работы, присущих каждому из этих органов, направленное на раскрытие, расследование и предупреждение преступлений. Основным содержанием в&имодействия является правильное сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в процессе раскрытия и расследования преступлений. Следует иметь в виду, что результаты оперативно-розыскной деятельности (за отдельными исключениями) не являются доказательствами, а данные, полученные оперативным путем, могут приобрести доказательственное значение, если они закреплены в ходе следственных действий. Контроль за осуществлением ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, осуществляется судом в соответствии со ст. 8 Закона «Об ОРД» 1995 г. Оперативно-розыскные меры и полученные с их помощью данные имеют важнейшее тактическое значение. Используя оперативные данные, следователь может определять направление расследования, вы- двигать версии, намечать те или иные следственные действия, избирать наиболее аффективные тактические приемы проведения следственных действий. Анализ следственной практики показывает, что именно тактическое значение определяет ценность оперативно-розыскной деятельности для раскрытия преступлений. Одним из главных условий правильного сочетания следственных действий и оперативно-розыскных мер следует считать четкое разделение функций участников взаимодействия. Недопустимо сращивание следственной и оперативно-розыскной работы, так как такое положение всегда связано с опасностью нарушений законности, предвзятостью. Другим важным условием эффективности сочетания следственных действий и оперативно-розыскных мер, на наш взгляд, следует считать зависимость форм такого сочетания от конкретной следственной ситуации. Только с учетом сложившейся в ходе расследования ситуации можно избрать наиболее полезные в данном случае комплексы и соотношения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, определить конкретные сферы применения такого сочетания. Так, например, по делу об убийстве, по которому не установлен преступник, содержание и цели сочетания следственной и оперативно-розыскной работы будут существенным образом отличаться от конкретных форм взаимодействия следователя и оперативного работника по делам о корыстных преступлениях в сфере экономики. В первом случае сфера применения оперативно-розыскных мер будет значительно шире по объему и, как правило, будет носить общий характер, особенно на первом этапе. Основная цель здесь — установление данных о личности преступника. Во втором случае такая сфера гораздо уже, более конкретна (организация, где совершено хищение, и иногда связанные с ней организации и предприятия) касается в основном определенных лиц. Цель здесь обычно тоже несколько иная — установление самого факта и механизма преступления. Во втором случае и сама связь оперативно-розыскных мер и следственных действий носит более тесный и конкретный характер. Продемонстрируем высказанные мысли примерами.
По делу об убийстве шофера такси, труп которого был обнаружен в лесу, а машина в другом месте, оперативно-розыскные меры по установлению преступников были направлены на проверку весьма широкого круга людей, в число которых входили лица, судимые в прошлом. На этом этапе даже трудно было предвидеть, среди какого круга лиц окажутся преступники. Поэтому здесь связь оперативно-розыскной и следственной работы носила общий характер, прямой связи между конкретными оперативными данными и отдельными следствен- V.77 ными действиями еще не было. И только после того, как оперативным путем были получены данные о причастности к преступлению определенного лица, сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мер приняло более конкретный характер.
В другом случае уже в момент возбуждения уголовного дела о хищениях следователь имел возможность использовать имеющиеся оперативные данные при проведении конкретных следственных действий. Так, после получения соответствующих оперативных данных были успешно произведены обыски. Сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мер в процессе раскрытия преступлений по своему объему, содержанию, целям бывает весьма различным. Основными целями взаимодействия следователя и оперативных работников и соответственно сочетания следственных и оперативно-розыскных мероприятий, являются: а) установление события и механизма преступления; б) установление личности преступника. Разумеется, могут быть и другие цели, например, выявление соучастников и пособников, обнаружение похищенного и нажитых преступным путем ценностей, собирание сведений о личности обвиняемого или других лиц, получение данных для подготовки и проведения отдельных следственных действий и др. Но все эти цели носят в той или иной степени производный характер от первых двух. Сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мер может иметь место на протяжении всего расследования, пока есть в этом необходимость. Совместная деятельность следователя и оперативного работника может носить иногда эпизодический характер. Можно указать и на такую особенность. В одном случае оперативно-розыскные мероприятия и их результаты приобретают тактическое значение для целого ряда последующих следственных действий и определения общего направления расследования, а в другом — на их основе определяется тактика отдельного следственного действия. Одним из важных тактических условий эффективности сочетания следственных действий и оперативно-розыскных мер является обмен информацией, который правильно рассматривается как общий принцип взаимодействия органов следствия и дознания. В данном случае имеется в виду взаимный обмен такими сведениями между следователем и оперативным работником, которые не только касаются самих целей и содержания предстоящих действий, но и могут способствовать более успешному производству оперативно-розыскных мер или, с другой стороны, следственных действий. Несмотря на большое значение оперативно-розыскных мер для раскрытия преступлений, основной решающей формой деятельности остаются следственные действия, осуществляемые в установленной законом форме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|