Участие общественности в деятельности по раскрытию преступлений
Содержание и значение помощи общественности. Различные формы участия общественности в борьбе с преступностью нашли отражение в уголовно-процессуальном законе. При этом имеется прямое указание закона о том, что, «производя расследование, следователь должен широко использовать помощь общественности для раскрытия преступлений и для розыска лиц, их совершивших, а также для выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений» (ст. 128 УПК РСФСР). Вместе с тем в проекте нового УПК такая норма отсутствует. Во многих случаях правильное использование помощи общественности способствует сокращению затрат времени, средств и усилий следственных органов на расследование преступлений. Когда говорят об участии или содействии общественности в борьбе с преступностью, под этим следует понимать действия, осуществляемые добровольно лицом или группой лиц, которые не несут обязанности оказывать содействие или участвовать в выполнении определенной.работы. Речь может идти только о чувстве долга и моральной обязанности. Нормативное регулирование отдельных форм участия общественности в уголовном судопроизводстве в принципе возможно, но правовое регулирование не является характерным или необходимым признаком этого института. Нормативное регулирование целесообразно там, где создаются массовые общественные организации, одной из задач которых является участие в борьбе с правонарушениями и преступлениями. Участие общественности на этапе раскрытия преступлений можно подразделить в зависимости от ее исходных начал на два основных вида: а) помощь или содействие следователю, оперативному работнику или какому-либо государственному органу в целом по собственной инициативе представителей общественности;
б) помощь общественности, оказываемая по инициативе органов прокуратуры, предварительного следствия и органов дознания. Содействие и помощь органам следствия и дознания в раскрытии преступлений оказывается: отдельными лицами или группами лиц, не являющимися членами или представителями каких-либо общественных организаций; отдельными лицами или группами лиц, являющимися членами или представителями общественных организаций (добровольных народных дружин, товарищеских судов). Сюда же относятся общественные помощники следователей, внештатные сотрудники отделов внутренних дел и т.п. Участие и помощь общественности в раскрытии преступлений по своему содержанию и целям может носить различный характер. Помощь общественности в выявлении и обнаружении преступлений. Эта форма помощи может иметь место как до возбуждения уголовного дела, так и в процессе расследования. Важно, чтобы представители общественности помогали выявлять и обнаруживать признаки предварительного следствия по своей инициативе. Привлекая общественность к обнаружению преступлений, следователь и особенно оперативный работник имеют всегда больше возможностей к раннему или быстрейшему пресечению преступной деятельности, которая носит продолжающийся характер. Конкретная помощь представителей общественности на данном этапе выражается в следующих формах: а) сообщение о готовящихся или совершенных преступлениях; б) проведение проверок, рейдов, контрольных закупок с целью обнаружения признаков различных преступлений; в) выступления в печати с обличающими материалами о каких-либо фактах, содержащих признаки преступления; г) помощь следователю в выявлении как новых эпизодов преступной деятельности, так и потерпевших или очевидцев;
д) помощь следователю со стороны лиц, обладающих специальными познаниями, имеющими значение для раскрытия преступления, оказываемая по инициативе этих лиц. Инструктаж, разъяснительная работа среди населения должны способствовать тому, чтобы каждый гражданин четко представлял себе, что он может и должен сделать, когда сталкивается с фактом преступления. Большое значение в этом смысле имеет своевременная и квалифицированная ориентировка общественности об опасных преступлениях, совершаемых неоднократно одним и тем же способом и остающихся нераскрытыми. Участие общественности в преследовании и задержании преступников. Эта форма помощи органам милиции и следствия носит довольно распространенный характер, но является одной из наиболее сложных. Практика показывает, что нередко граждане по собственной инициативе и только своими силами организовывают преследование и задержание лиц, совершивших преступления. В таких случаях представители государственных органов не имеют возможности своевременно включиться или как-то руководить их действиями. Поэтому здесь возможны различные эксцессы, как связанные с опасностью для представителей общественности, так и иного плана. Задача органов милиции состоит также в том, чтобы при первом же сообщении о случившемся подобном факте безотлагательно оказать помощь представителям общественности или провести задержание своими силами. В других случаях общественность оказывает помощь в преследовании и задержании преступника по просьбе оперативного работника или следователя. На представителей государственных органов в данном случае с этого момента ложится ответственность по обеспечению безопасности лиц, которые ему оказывают такую помощь. Нельзя допускать, например, без соответствующих мер безопасности задержание вооруженного преступника лицами, не имеющими оружия. Содействие общественности в производстве первоначальных следственных действий. Не следует думать, что общественность следует шире привлекать к участию в производстве любых следственных действий. Во-первых, это ведет к определенным организационным и иным трудностям в работе следователя во-вторых, может повлечь ка-
кие-то нежелательные последствия для самого представителя общественности. Подход к привлечению общественности для оказания помощи в проведении тех или иных следственных действий должен носить избирательный характер. Следователь или оперативный работник при решении вопроса о том, кого следует пригласить для помощи при проведении следственного действия, должны учитывать сложность или, напротив, простоту действий, которые нужно выполнить, а также их этические и нравственные аспекты. В частности, нежелательно привлекать родственников или близких потерпевших, подозреваемых и обвиняемых к „помощи в производстве таких следственных действий, как осмотр места происшествия, обыск, предъявление для опознания, задержание и некоторые другие. Если помощь должна носить достаточно сложный характер и требует определенных навыков или опыта, нужно предварительно убедиться, что представитель общественности по своим субъективным качествам подходит для такой роли. Важно учитывать и тактические соображения в процессе производства следственных действий с помощью общественности. Следует проявлять определенную осторожность, чтобы в число помощников следователя не попало лицо, заинтересованное в исходе дела или причастное к преступлению. Помощь общественности органам дознания в осуществлении оперативно-розыскных мер. Работники органов дознания строят свою работу с общественностью с учетом специфических черт оперативно-розыскных мер. Представляется, что помощь общественности полезна как при осуществлении гласной оперативно-розыскной деятельности, так и при использовании негласных методов и средств. Общественность может оказывать помощь в прочесывании местности, подворных (поквартирных) обходах, заградительных мероприятиях, собирании различных сведений, справок и т.п. Наиболее важной на этапе раскрытия преступления формой участия общественности является помощь в установлении лица, совершившего преступление. В данном случае речь идет о конкретной следственной ситуации, которая характеризуется трудностями в установлении преступника. Формы привлечения общественности к такому содействию могут быть различны, но по содержанию помощь должна быть направлена на установление преступника. На практике встречаются такие следственные ситуации, когда длительное время не удается установить личность человека, труп которого обнаружен, когда не все потерпевшие сообщают о совершенном в отношении их преступлении и т.д. В подобных случаях следователь должен попытаться использо-
вать помощь общественности для установления личности погибшего, для выявления новых потерпевших, которые могут знать приметы преступника, совершившего и другие преступления. Средства привлечения общественности к оказанию помощи в раскрытии преступлений. Основными способами привлечения общественности к содействию в раскрытии преступлений являются: а) выступления на общих собраниях граждан по месту работы; б) выступления на собраниях и сходах граждан — жителей какого-либо микрорайона, небольшого населенного пункта, временного поселения; в) использование периодической печати, радио, телевидения; г) личное устное обращение следователя (оперативного работника) к отдельным представителям общественности или общественным организациям с просьбой об оказании помощи; д) обращение к населению посредством распространения печатных или машинописных текстов типа объявлений; е) использование в этих целях массовых мероприятий, объявлений в троллейбусах, трамваях, электричках. Выбор названных средств привлечения общественности к участию в раскрытии преступлений зависит от характера содеянного, особенностей населенного пункта, содержания необходимой помощи, специфики контингента лиц, к которым обращается следователь. Важное значение в данном случае имеет соблюдение таких требований, как обоснованность, продуманность, выдержанность, психологическое и тактическое осмысливание объема сообщаемых сведений, осторожность, отсутствие преждевременных выводов и оценок. Серьезное, деловое отношение следователя, оперативного работника к привлечению общественности к деятельности по раскрытию и расследованию преступлений почти всегда приносит большую пользу, подчас даже в тупиковых ситуациях расследования по конкретному делу. II
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|