Предварительного следствия и дознания
Формы взаимодействия органов предварительного следствия и дознания можно условно разделить на два вида. Основные формы взаимодействия предусмотрены законом и по своей природе являются процессуально-правовыми. Возникающие при использовании этих форм отношения между органами следствия и дознания носят правовой характер. Однако связи при взаимодействии органов следствия и дознания на практике нередко возникают и складываются в таких формах, которые в законе прямо не названы, их можно считать организационно-тактическими. Они неразрывно связаны с процессуальными, вытекают из них, но имеют и самостоятельное значение в организации взаимодействия. Процессуально-правовые формы 1. Процессуальная сущность первой из них заключается в том, что с самого начала расследования следователь производит следственные действия (в том числе и неотложные), а орган дознания параллельно и одновременно принимает необходимые оперативно-розыскные меры, координируя свою работу со следователем (чЛ ст. 118, ч. 3 ст. 127 УПК РСФСР). Данная форма взаимодействия имеет важное значение и широко применяется для раскрытия наиболее тяжких преступлений. Взаимодействие здесь возникает независимо от того, имеется ли поручение следователя, поскольку закон в данных случаях такого условия не ставит. 2. В части 4 ст. 119 УПК РСФСР закреплена форма взаимодействия органов дознания и следствия по делу, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, после производства неотложных следственных действий органами дознания. Сущность взаимодействия заключается в данном случае в том, что наряду со следователем, ведущим предварительное следствие в процессуальных формах, органы дознания принимают необходимые оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя об их результатах.
Основное направление оперативно-розыскной работы органов дознания в данном случае заключается в отыскании и выяснении различных данных, свидетелей, вещественных доказательств, документов и т.д., способствующих установлению виновных, выяснению деталей преступления, розыску похищенного, определению направлений расд следования. О результатах оперативно-розыскных мер работники дознания обязаны постоянно информировать следователя, в производстве которого находится дело. В свою очередь, следователь должен информировать работников дознания о данных, полученных в ходе следствия, которые могут пригодиться в проведении оперативно-розыскных мер. 3. Выполнение органом дознания поручений следователя о производстве розыскных действий. Следователь вправе поручить органу дознания производство розыска, розыскных действий, но не может давать указания, какие конкретно оперативно-розыскные меры должны быть применены для выполнения его поручения, поскольку оперативно-розыскная деятельность - это компетенция органов дознания. Розыскные поручения обычно даются по вопросам установления и розыска преступников, выявления новых свидетелей, потерпевших, розыска вещественных доказательств, орудий преступления, похищенных предметов и ценностей, установления связей и образа жизни подозреваемого или обвиняемого, выявления соучастников и других лиц, причастных к преступлению, отыскания ценностей, а также по другим вопросам. Поручение дается в письменной форме. Поскольку здесь используются такие возможности, которых у следователя нет, он должен шире использовать данную форму. О результатах исполнения поручения органы дознания обязаны уведомлять следователя в письменной форме.
4. Взаимодействие следователя с.работниками дознания, возникающее на основе поручения следователя о производстве следственных действий, предусмотренное ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР. Указанная форма взаимодействия по характеру и особенностям ее применения существенно отличается от взаимодействия на основе поручений о производстве розыскных действий. Различие заключается в том, что поручения о производстве розыскных действий должны даваться в случае необходимости без каких-либо ограничений, а поручения о производстве следственных действий могут даваться только в отдельных случаях, поскольку это основная обязанность следователя. Поручение о производстве следственных действий следователь должен давать органам дознания в тех случаях, когда он сам по каким-либо причинам не может произвести своевременно следственное действие, по поводу которого дается поручение. Такая необходимость может возникнуть при одновременном производстве в разных местах нескольких следственных действий. Следователь может поручить также производство отдельных следственных действий органам дознания в случаях, когда такая необходимость возникает в процессе осуществления оперативно-розыскных мер. Заслуживает всяческого осуждения, имеющая место в ряде случаев практика, когда по делу, находящемуся в производстве следователя, работники органов дознания без особой необходимости производят множество различных следственных действий, как правило, без поручения следователя. В законе ничего не сказано о том, какие следственные действия можно поручать органам дознания, а какие нельзя. Это не означает, что следователь может поручить органам дознания производство любого следственного действия. Производство важнейших следственных действий вообще не может быть поручено следователем работникам дознания. Также следует избегать поручений о производстве некоторых сложных следственных действий, имеющих большое доказательное значение. 5. Содействие следователю при производстве отдельных следственных действий (ч.4 ст. 127 УПК РСФСР). Содержанием этой формы является участие работников дознания в подготовке и проведении отдельных сложных и трудоемких следственных действий, которое выражается в непосредственной практической помощи тактического и организационно-технического характера, оказываемой следователю.
Необходимость такого содействия может обуславливаться сложностью следственного действия, большой протяженностью места, где производится следственное действие, что затрудняет его выполнение с соблюдением определенных тактических условий, большим объемом работы, требованием обеспечения безопасности участников следственных действий и т.п. Содействие органов дознания следователю может иметь место на всех этапах следственного действия, начиная с подготовки и кончая фиксацией его результатов. Помощь, оказываемая при подготовке следственного действия, зависит от его характера и вида. Так, при подготовке к допросу подозреваемых, обвиняемых, важных свидетелей к обыску главная цель оказываемого содействия состоит в получении нужных сведений, которые отсутствуют в материалах дела, но могут быть получены оперативным путем. Работники органов дознания могут оказать большую помощь в организации выезда на место, обеспечении общих и тактических условий для производства следственного действия и т.д. В процессе производства следственных действий содействие работников органов дознания следователю оказывается в разнообразных формах. Наиболее распространенным видом такого содействия можно считать непосредственную помощь при производстве трудоемких или сложных следственных действий, когда оперативный работник берет на себя и выполняет часть той работы, которая является сущностью следственного действия. Например, участие в поисках при обыске, в изучении места происшествия при осмотре, в проведении опытов при эксперименте и т.д. Здесь важно иметь в виду руководящую, центральную роль следователя, который направляет и координирует такую помощь. Помощь может быть оказана также при использовании следователем отдельных тактических приемов. Взаимодействие следователя с органами дознания по делам, приостановленным в связи с неустановлением лица, подлежащего к привлечению в качестве обвиняемого. В ст. 197 УПК РСФСР сказано: «После приостановления предварительного следствия в случае, предусмотренном п.З ст. 195 настоящего кодекса, следователь обязан принимать как непосредственно, так и через органы дознания меры к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого». Если учесть, что после приостановления уголовного дела следственные действия почти не производятся, становится ясным, что речь идет о мерах оперативно-розыскного характера, направленных на раскрытие преступления. Поскольку такого рода меры носят в основном непроцессуальный характер, осуществление их по приостановленному делу не ограничивается.
Организационно-тактические формы взаимодействия К ним можно отнести: 1. Совместный выезд на место происшествия, который является наиболее распространенной формой взаимодействия органов следствия и дознания. Данная форма характерна для расследования особо тяжких и тяжких преступлений, по которым необходим выезд на место происшествия для проведения осмотра и других первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Подготовка и организация совместного выезда, кроме немедленного уведомления следователя и обеспечения охраны места происшествия, предполагает: а) определение круга лиц, которые должны принять участие в выезде; б) обеспечение необходимых научно-технических и оперативных средств; в) решение вопроса о транспортных средствах для выезда и других надобностей; г) выбор в случае необходимости соответствующих форм привлечения общественности для помощи работникам следствия и дознания. Чтобы уложиться в кратчайшие сроки при организации выездов, необходимо иметь заранее отработанный четкий порядок решения всех перечисленных вопросов применительно к конкретным условиям работы органов дознания и следствия того или иного района или города. Основной контроль за подготовкой, ее продуманностью и полнотой, безусловно, ложится на следователя. Понятие совместного выезда на место происшествия не отождествляется с понятием совместного осмотра его. Сведение совместного выезда только к осмотру было бы неправильным, так как при выезде на место происшествия, как правило, возникает необходимость в проведении комплекса следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. 2. Совместное или согласованное планирование расследования по делу. Эта форма взаимодействия является наиболее совершенной, помогает обеспечить хорошую согласованность и четкое разграничение обязанностей при совместной деятельности органов следствия и дознания по делу.
Совместное планирование работы по делу нельзя представлять единовременным актом, в результате которого составляется план всех действий. Совместное обсуждение плана расследования по любому делу может иметь место не один, а несколько раз, в зависимости от возникающей в ходе следствия необходимости. Особенно необходимо совместное планирование по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, по которым не установлен преступник. Совместный план следственных и оперативно-розыскных мероприятий, составляемый по делам, находящимся в производстве следователя, как правило, облекается в письменную форму и подписывается следователем и работниками дознания. В некоторых случаях, в частности, по делам о наиболее опасных преступлениях, совместно составленный план расследования утверждается прокурором и начальником органа дознания. 3. Организация специальных следственно-оперативных групп, в которые входят следователи и оперативные работники органов дознания, для расследования наиболее сложных и многоэпизодных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях. Организацией следственно-оперативных групп достигается правильное и четкое взаимодействие следственных и оперативных работников в раскрытии и расследовании преступлений. Зачастую работа следственно-оперативных групп, если она умело организована и осуществляется в соответствии с требованиями закона, является образцом взаимодействия. Центральной, руководящей фигурой в следственно-оперативной группе является следователь. Если следственно-оперативная группа составляется и назначается по специальному распоряжению вышестоящего начальника, во главе группы может быть поставлен руководящий работник прокуратуры или следствия. Группа может делиться на подгруппы с учетом объема работы и состава ее участников. Исходя из соотношения предварительного следствия и дознания недопустимо назначать руководителем группы работника органов дознания. В то же время, когда в работе по делу участвует не один, а несколько работников органов дознания, из числа последних назначается кто-то старший над остальными. Если в группу включено несколько следователей, то один из них руководит действиями остальных следователей и одновременно является руководителем следственно-оперативной группы в целом. Основными принципами деятельности следственно-оперативной группы можно считать: совместное планирование следственных и оперативно-розыскных мероприятий в целях раскрытия и расследования преступлений; четкое разграничение функций и непосредственных обязанностей каждого участника группы; постоянный взаимный обмен информацией о ходе расследования; признание руководящей роли следователя или специально назначенного руководителя группы. Организация и состав групп оформляется совместным распоряжением руководства органов следствия и дознания. В качестве самостоятельной формы, хотя и сходной с только что рассмотренной, можно выделить совместные выезды следователей и работников дознания в другие города, районы, области для выполнения комплекса следственных действий, оперативно-розыскных и других мер по конкретному делу. В настоящее время уже практикуются такие выезды в ближнее зарубежье, такие выезды бывают необходимы и в страны дальнего зарубежья. Очевидно, что для этого необходимы соответствующие соглашения (договоры о правовой помощи).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|