Рассмотрено и рекомендовано
на заседании кафедры Экономики и предпринимательства
«_____»_________________2011 г.
Протокол №__
Зав. кафедрой_________ В.М. Джуха
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета д.э.н., профессор
_________ В.М. Джуха
«____»_________________2011 г.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины «Экономика предприятий (организаций)»
цикла Б1В.2 Профессиональный цикл
направления/специальности 080100 «Экономика»
профиль 08010010 «Региональная экономика»
Составитель
К.э.н., доцент Григоренко О.В.
Ст. преподаватель Лиманова Е.Ю.
Ст. преподаватель Пожидаева С.В.
Ростов-на-Дону
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Рабочая программа учебной дисциплины
1.1.Цели и задачи дисциплины
1.2.Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
1.3.Средства обучения
1.4.Текущий, промежуточный контроль знаний студентов
1.5. Дополнения и изменения в рабочей программе на учебный год
2.Краткое изложение программного материала (сокращённый курс лекций, учебник)
3.Методические указания (рекомендации)
3.1. Методические указания по изучению дисциплины
3.2. Методические указания по выполнению практических и лабораторных работ
3.3. Методические указания по выполнению курсовых работ/проектов и рефератов
3.4. Методические указания по самостоятельной работе студентов
4. Контроль знаний
5. Сведения о ППС (по установленной форме)
6.Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе
7. Дополнительный материал (словари, глоссарий)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.2 «Экономика предприятий (организаций)»
(индекс дисциплины по учебному плану) (наименование дисциплины)
НАПРАВЛЕНИЕ
080100 «Экономика»
(код) (наименование)
ПРОФИЛЬ
08010010 «Региональная экономика»
(код) (наименование)
ФАКУЛЬТЕТ
Национальной и мировой экономики
КАФЕДРА
Экономика и предпринимательство
(код) (наименование)
ОБЩИЙ ОБЪЕМ*
работы студента в час.
ФГОС
уч. план
Очная форма
Заочная форма
4г 00м
5г 00м
3г 06м
2г 06м
Всего аудиторных занятий, час, в том числе:
- лекций,
по семестрам
3 сем.
2 курс
2 курс
2 курс
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам
- практические занятия,
по семестрам
3 сем.
2 курс
2 курс
2 курс
В интерактивной форме, час
Всего самостоятельной работы, час,
в том числе:
- контрольные работы по семестрам
2 курс
2 курс
2 курс
- курсовые работы по семестрам
- курсовые проекты по семестрам
- др. виды работы по семестрам
Зачеты, по семестрам
Экзамены, по семестрам
3 сем.
2 курс
2 курс
2 курс
Всего ЗЕТ по учебному плану
· Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.
ОСНОВАНИЕ
Рабочий учебный план подготовки бакалавра по профессионально-образовательной программе направление 080100 «Экономика» профиль 08010010 «Региональная экономика» одобрен Ученым советом вуза 28.02.2011г. протокол №6.
Нормативные документы и реквизиты (ФГОС, ПрООП, Учебный план, и др.)
АВТОР к.э.н., доцент
ст. преподаватель
ст. преподаватель
Григоренко О.В.
Лиманова Е.Ю.
Пожидаева С.В.
(ученая степень, звание, должность)
(подпись)
(Ф.И.О.)
(дата)
ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА
Кафедрой Экономики и предпринимательства
Зав. Каф. Э и П, д.э.н., проф.
Джуха В.М.
(наименование)
(подпись)
(Ф.И.О.)
(дата)
Методическим советом направления
(наименование)
(подпись)
(Ф.И.О.)
(дата)
Учебно-методическим управлением
Иванова Е.А.
(наименование)
(подпись)
(Ф.И.О.)
(дата)
Цели и задачи дисциплины
1.1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований ФГОС)
Цель курса дисциплины «Экономика предприятия (организаций)» состоит в формировании у студентов знаний, умений и навыков в экономической деятельности предприятия для обеспечения высокой эффективности производства в условиях перехода к рыночным отношениям. Дисциплина «Экономика предприятия (организаций)» дает возможность вооружить будущего руководителя знаниями нового механизма функционирования предприятия в сложившейся правовой, экономической, финансовой и административной среде. Основными задачами изучения дисциплины являются: изучение места и роли организаций в системе национального хозяйства; изучение экономического механизма организации; оценка эффективности использования организацией основных ресурсов; выработка навыков обоснования управленческих решений в организациях.
1.1.2.Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать должен знать закономерности экономического функционирования и развития предприятия в рыночных условиях.
Студент должен уметь применять методы анализа, синтеза, индукции, научного абстрагирования, математический инструментарий для объяснения особенностей функционирования предприятия.
Студент должен иметь представление об организационно-правовых формах предприятия, его производственной и корпоративной структуре, об основных направления деятельности предприятия и его особенностях: планировании, производстве, регулировании качества, маркетинге, ценообразовании, оплаты труда, и т.д. Быть осведомленным о возможном финансовом состоянии предприятия, а именно несостоятельности.
У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) бакалавра экономики:
- владеет культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
- способен находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);
- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9).
1.1.3.Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин с указанием разделов (тем)
Перечень последующих дисциплин, видов работ
Экономическая теория, Маркетинг,
Методы принятия управленческих решений, Теория организации, Организация предпринимательской деятельности, Управление затратами, Прикладная микроэкономика, Лизинг, Организация и ведение предпринимательского дела на малых предприятиях, Управление малой фирмой, Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия, Планирование на предприятии, Организация, нормирования и оплата труда на предприятиях отрасли
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
М
Показательный (изложение материала с приемами показа)
П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
ПГ
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
1.2.1.Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – очная форма обучения
Неделя
Кол. час
в том числе в интерактивной форме, час.
Вид занятия, тема и краткое содержание
Методы
Реализуемые компетенции
Очная форма обучения
-
Лекции
1-4
Модуль 1 «Предприятие как субъект рыночного хозяйства»
Лекция «Рыночное хозяйство и принципы его функционирования»: Общая характеристика рыночного хозяйства, предпосылки возникновения и условия развития. Необходимость и возможность государственного регулирования ночной экономики. Объекты государственного регулирования экономики. Формы и методы государственного регулирования экономики.
М, П
ОК-5, ОК-8
2-3
Лекция «Предприятие и его место в рыночной экономике»: Особенности функционирования предприятий в рыночной экономике. Организационные типы построения производственной структуры управления. Пути повышения эффективности производственной структуры предприятия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий.
М, П
ОК-5, ОК-8
Лекция «Предприятия малого и среднего бизнеса»: Критерии определения предприятий малого и среднего бизнеса. Значение малых и средних предприятий для развития экономики. Формы поддержки малого и среднего бизнеса. Формы взаимодействия предприятий различных масштабов деятельности. Аренда, лизинг, франчайзинг.
М, П
ОК-5, ОК-8, ОК-9
5-7
Модуль 2 «Производственные ресурсы предприятия и эффективность их использования»
Лекция «Кадры и производительность труда»: Производственные кадры и их классификация. Профессионально-квалификационный состав. Производительность труда: показатели и измерители. Планирование производительности труда.
М, П
ОК-5, ОК-8
Лекция «Основные фонды и нематериальные активы предприятия»: Экономическая сущность и роль основных фондов. Классификация, структура и оценка основных средств. Износ и амортизация основных средств и нематериальных активов. Показатели и пути улучшения использования основных средств.
М, П
ОК-5, ОК-8, ОК-9
Лекция «Оборотные средства предприятия»: Понятие и экономическая сущность оборотных средств. Нормирование оборотных средств. Оборачиваемость оборотных средств и пути ускорения оборачиваемости.
М, П
ОК-5, ОК-8, ОК-9
8-11
Модуль 3 «Инновационная деятельность предприятия и инвестиции»
Лекция: «Общая характеристика инновационной деятельности предприятий как основы их экономического роста»: Сущность инноваций их классификация. Инновационная деятельность предприятия в условиях рыночной экономики. Направления развития инновационной политики в России.
М, П
ОК-5, ОК-8, ОК-9
Лекция: «Инвестиции и капитальное строительство»: сущность, источники финансирования и структура инвестиций.
М, П
ОК-5, ОК-8
Лекция: «Научно-технический потенциал предприятия и пути повышения эффективности его использования»: Понятие, сущность, элементы НТП. Основные направления научно-технического прогресса. Планирование технического развития предприятия (фирмы). Эффективность научно-технического прогресса.
М, П
ОК-5, ОК-8
Лекция: «Качество продукции (работ и услуг) и пути ее повышения»: Понятие качества. Системы управления качеством. Роль маркетинга в повышении качества. Виды контроля и их совершенствование.
М, П
ОК-5, ОК-8
12-18
Модуль 4 «Экономический механизм управления предприятием»
Лекция: «Оплата труда работников»: Основные принципы организации оплаты труда. Формы и системы оплаты труда Совершенствование систем оплаты труда. Планирование фонда оплаты труда на предприятии.
М, П
ОК-5, ОК-8
13-14
Лекция: «Издержки, прибыль и рентабельность»: Издержки, понятие и виды. Себестоимость продукции и ее виды. Классификация затрат на производство продукции по экономическим элементам и по калькуляционным статьям расходов. Источники и факторы снижения себестоимости. Сущность прибыли и классификация. Формирование и распределение прибыли предприятия. Показатели рентабельности. Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия.
М, П
ОК-5, ОК-8, ОК-9
Лекция: «Ценообразование и система цен на продукцию (работы, услуги)»: Цена как экономическая категория. Функции и виды цен. Ценовая политика предприятия. Ценовые стратегии.
М, П
ОК-5, ОК-8
Лекция «Маркетинговая деятельность на предприятии»: Сущность маркетинга, его принципы и функции. Организация маркетинговой службы на предприятии. Стратегия и тактика маркетинговой деятельности предприятия.
М, П
ОК-5, ОК-8
Лекция: «Финансирование и кредитование производства»: Содержание и задачи управления финансами предприятия. Доходы и расходы предприятия. Основные финансовые документы предприятия. Финансовый план предприятия. Оценка финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Особенности кредитования предприятий различных масштабов деятельности.
М, П
ОК-5, ОК-8, ОК-9
Лекция «Налогообложение предприятия»: Система налогообложения в России, принципы построения, структура. Виды налогов.
М, П
ОК-5, ОК-8, ОК-9
Практические занятия /семинары
1-4
Модуль 1 «Предприятие как субъект рыночного хозяйства»
ОК-5, ОК-8
Семинарское занятие: «Рыночное хозяйство и принципы его функционирования»: Опрос по теме.
Д,Э
ОК-5, ОК-8
Семинарское занятие: «Предприятие и его место в рыночной экономике»: Опрос по теме. Деловая игра «Что? Где? Когда?».
Д,Э
ОК-5, ОК-8
3-4
Семинарское занятие: «Предприятия малого и среднего бизнеса»: Опрос по теме. Деловая игра: «Создай свой бизнес».
Д,Э
ОК-5, ОК-8, ОК-9
5-7
Модуль 2 «Производственные ресурсы предприятия и эффективность их использования»
Семинарское занятие: «Кадры и производительность труда»: Опрос по теме. Решение задач.
Д,Э
ОК-5, ОК-8, ОК-9
Семинарское занятие: «Основные фонды и нематериальные активы предприятия»: Опрос по теме. Решение задач.
Д,Э
ОК-5, ОК-8, ОК-9
Семинарское занятие: «Оборотные средства предприятия»: Опрос по теме. Решение задач. Деловая игра: «Что? Где? Когда?».
Д,Э
ОК-5, ОК-8, ОК-9
8-11
Модуль3 «Инновационная деятельность предприятия и инвестиции»
Д,Э
ОК-5, ОК-8, ОК-9
Семинарское занятие: «Общая характеристика инновационной деятельности предприятий как основы их экономического роста»: Опрос по теме.
Д,Э
ОК-5, ОК-8, ОК-9
Семинарское занятие: «Инвестиции и капитальное строительство»: Опрос по теме.
Д,Э
ОК-5, ОК-8
Семинарское занятие: «Научно-технический потенциал предприятия и пути повышения эффективности его использования»: Опрос по теме.
Д,Э
ОК-5, ОК-8
Семинарское занятие: «Качество продукции (работ и услуг) и пути ее повышения»: Опрос по теме.
Д,Э
ОК-5, ОК-8
12-18
Модуль 4 «Экономический механизм управления предприятием»
Семинарское занятие: «Оплата труда работников»: Опрос по теме. Решение задач.
Д,Э
ОК-5, ОК-8, ОК-9
13-14
Семинарское занятие: «Издержки, прибыль и рентабельность»: Опрос по теме. Решение задач.
Д,Э
ОК-5, ОК-8, ОК-9
Семинарское занятие: «Ценообразование и система цен на продукцию (работы, услуги)»: Опрос по теме.
Д,Э
ОК-5, ОК-8
Семинарское занятие «Маркетинговая деятельность на предприятии»: Опрос по теме.
Д,Э
ОК-5, ОК-8
Семинарское занятие: «Финансирование и кредитование производства»: Опрос по теме. Решение задач.
Д,Э
ОК-5, ОК-8, ОК-9
Семинарское занятие: «Налогообложение предприятия»: Опрос по теме.
Д,Э
ОК-5, ОК-8
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 5 лет
Неделя
Кол. час
в том числе в интерактивной форме, час.
Вид занятия, тема и краткое содержание
Методы
Реализуемые компетенции
Заочная форма обучения
Лекции
Лекция «Предприятие и его место в рыночной экономике»: Особенности функционирования предприятий в рыночной экономике. Организационная структура предприятия. Организационные типы построения производственной структуры управления. Пути повышения эффективности производственной структуры предприятия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий.
ОК-5, ОК-8
Лекция «Основные фонды и оборотные средства»: Экономическая сущность и роль основных фондов. Классификация, структура и оценка основных средств. Износ и амортизация основных средств и нематериальных активов. Показатели и пути улучшения использования основных средств. Понятие и экономическая сущность оборотных средств. Нормирование оборотных средств. Оборачиваемость оборотных средств и пути ускорения оборачиваемости.
ОК-5, ОК-8, ОК-9
Лекция: «Издержки, прибыль и рентабельность»: Издержки, понятие и виды. Себестоимость продукции и ее виды. Классификация затрат на производство продукции по экономическим элементам и по калькуляционным статьям расходов. Источники и факторы снижения себестоимости. Сущность прибыли и классификация. Формирование и распределение прибыли предприятия. Показатели рентабельности. Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия.
ОК-5, ОК-8, ОК-9
Практические занятия /семинары
Семинарское занятие: «Основные фонды и оборотные средства»: Опрос по теме. Решение задач.
ОК-5, ОК-8, ОК-9
Семинарское занятие: «Издержки, прибыль и рентабельность»: Опрос по теме. Решение задач.
ОК-5, ОК-8, ОК-9
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 3 года 6 месяцев
Неделя
Кол. час
в том числе в интерактивной форме, час.
Вид занятия, тема и краткое содержание
Методы
Реализуемые компетенции
Заочная форма обучения
Лекции
Лекция «Основные фонды и оборотные средства»: Экономическая сущность и роль основных фондов. Классификация, структура и оценка основных средств. Износ и амортизация основных средств и нематериальных активов. Показатели и пути улучшения использования основных средств. Понятие и экономическая сущность оборотных средств. Нормирование оборотных средств. Оборачиваемость оборотных средств и пути ускорения оборачиваемости.
ОК-5, ОК-8, ОК-9
Лекция: «Издержки, прибыль и рентабельность»: Издержки, понятие и виды. Себестоимость продукции и ее виды. Классификация затрат на производство продукции по экономическим элементам и по калькуляционным статьям расходов. Источники и факторы снижения себестоимости. Сущность прибыли и классификация. Формирование и распределение прибыли предприятия. Показатели рентабельности. Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия.
ОК-5, ОК-8, ОК-9
Практические занятия /семинары
Семинарское занятие: «Основные фонды и оборотные средства»: Опрос по теме. Решение задач.
ОК-5, ОК-8, ОК-9
Семинарское занятие: «Издержки, прибыль и рентабельность»: Опрос по теме. Решение задач.
ОК-5, ОК-8, ОК-9
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 2 года 6 месяцев
Неделя
Кол. час
в том числе в интерактивной форме, час.
Вид занятия, тема и краткое содержание
Методы
Реализуемые компетенции
Заочная форма обучения
Лекции
Лекция «Основные фонды и оборотные средства предприятия»: Экономическая сущность и роль основных фондов. Классификация, структура и оценка основных средств. Износ и амортизация основных средств и нематериальных активов. Показатели и пути улучшения использования основных средств. Понятие и экономическая сущность оборотных средств. Нормирование оборотных средств. Оборачиваемость оборотных средств и пути ускорения оборачиваемости.
ОК-5, ОК-8, ОК-9
Лекция: «Издержки, прибыль и рентабельность»: Издержки, понятие и виды. Себестоимость продукции и ее виды. Классификация затрат на производство продукции по экономическим элементам и по калькуляционным статьям расходов. Источники и факторы снижения себестоимости. Сущность прибыли и классификация. Формирование и распределение прибыли предприятия. Показатели рентабельности. Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия.
ОК-5, ОК-8, ОК-9
Практические занятия /семинары
Семинарское занятие: «Основные фонды и оборотные средства»: Опрос по теме. Решение задач.
ОК-5, ОК-8, ОК-9
Семинарское занятие: «Издержки, прибыль и рентабельность»: Опрос по теме. Решение задач.
ОК-5, ОК-8, ОК-9
1.2.2.Самостоятельная работа студента – очная форма обучения
Неделя
Кол. час
Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
Компетенции
Самостоятельная работа
2-18
1-18
1-18
1-18
Самостоятельное изучение отдельных тем курса:
Государственная регистрация малого или среднего предприятия
Особенности ликвидации предприятия
Показатели оценки инвестиционного проекта
Зарубежный опыт управления качеством продукции
Основные направления совершенствования налоговой системы России
Тематика рефератов:
1. Особенности организации открытых и закрытых акционерных обществ.
2. Механизм образования предприятий малого бизнеса.
3. Особенности деятельности малых предприятий и тенденции их развития.
4. Эффективность производственной деятельности предприятий малого бизнеса.
5. Создание и организация работы совместного предприятия.
6. Финансово-промышленные группы, принципы организации и механизм функционирования.
7. Холдинговые компании и их роль в рыночной экономике.
8. Планирование организационного и технического развития предприятия.
9. Нормативная база планирования на предприятии.
10.Оценка конкурентоспособности выпускаемой продукции.
11.Ценовая политика предприятия.
12.Определение перспективных цен на продукцию.
13.Обеспечение финансовой устойчивости промышленной фирмы.
14.Управление уровнем затрат на продукцию промышленных фирм.
15.Калькулирование себестоимости в условиях перехода к рынку.
16.Издержки производства и их формирование в условиях рыночных отношений.
17.Пути снижения материалоемкости продукции.
18.Пути и резервы снижения себестоимости продукции.
19.Себестоимость продукции, состав затрат, включаемых в себестоимость и направления их изменения в современных рыночных условиях.
20.Материальные затраты на производство продукции и пути их сокращения.
21.Основные направления экономии материальных ресурсов и снижения материалоемкости продукции.
22.Формирование себестоимости продукции.
23.Экономическая оценка использования отходов в промышленности на современном этапе.
24.Резервы повышения рентабельности производства.
25.Прибыль и рентабельность предприятия, пути их повышения.
26.Совершенствование механизма формирования и распределения прибыли фирмы.
27.Управление прибылью (промышленной) фирмы.
28.Анализ взаимосвязи объема производства, издержек и прибыли.
29.Пути и резервы повышения производительности труда.
30.Кадровый и производственно-технологический потенциал предприятия.
31.Организация оплаты труда на предприятии.
32.Нормы и нормативы на промышленном предприятии, их значение.
33.Нормирование труда на промышленном предприятии.
34.Прогрессивные формы организации и стимулирования труда.
35.Совершенствование форм и систем оплаты труда.
36.Формирование плана по труду и зарплате на предприятии в условиях рынка.
37.Контрактная система оплаты труда и ее использование в промышленности.
38.Пути улучшения использования основных производственных фондов.
39.Основные направления улучшения использования основных фондов и производственных мощностей в промышленности на (предприятии) и их совершенствование.
40.Способы воспроизводства основных фондов и их эффективность.
41.Методы оценки основных фондов, значение переоценки основных фондов в хозяйственном механизме.
42.Износ и амортизация основных производственных фондов и техническое переоснащение.
43.Амортизация и техническое перевооружение предприятия.
44.Производственная мощность и пути улучшения ее использования.
45.Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств на предприятии.
46.Состав, оценка и значение использования оборотных активов фирмы.
47.Пути и резервы повышения эффективности промышленного производства в современных условиях.
48.Экономическая эффективность внедрения новой техники.
49.Проблемы ускорения научно-технического прогресса в условиях перехода к рынку.
50.Экономическая эффективность прогрессивных технологических процессов.
51.Факторы повышения эффективности использования научно-технического потенциала.
52.Научно-технический прогресс, стандартизация и повышение качества продукции.
53.Государственное воздействие на предпринимательскую деятельность.
54.Совершенствование внешнеэкономической деятельности предприятия.
55.Цели и задачи производственной деятельности, пути их реализации.
56.Управление фирмой.
57.Рационализация организационной структуры фирмы.
58.Совершенствование управления промышленным производством в современных условиях.
59.Анализ показателей уровня организации производства на предприятии.
60.Оценка результатов хозяйственной деятельности предприятия в рыночной экономике.
61.Определение перспективных цен на промышленную продукцию.
62.Оценка вероятности банкротства.
63.Разработка финансовой политики предприятия.
64.Основы ценообразования в условиях рынка.
65.Механизм банкротства предприятия.
66.Обоснование экономической эффективности размещения производства.
67.Производственная структура промышленного предприятия, ее совершенствование и ее влияние на эффективность производства.
68.Качество промышленной продукции, пути его повышения.
69.Опыт управления качеством продукции за рубежом.
70.Стандартизация и сертификация, ее значение для повышения качества производства.
71.Научно-технический потенциал промышленного предприятия и его развитие в условиях перехода к рынку.
Усвоение текущего учебного материала
Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента
Самостоятельная работа студента – заочная форма обучения, срок обучения 5 лет
Неделя
Кол. час
Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
Компетенции
Самостоятельная работа
Самостоятельное изучение отдельным темам курса:
Государственная регистрация малого или среднего предприятия
Особенности ликвидации предприятия
Показатели оценки инвестиционного проекта
Зарубежный опыт управления качеством продукции.
Система налогообложения в России, принципы построения, структура.
Виды налогов.
Основные направления совершенствования налоговой системы России
Критерии определения предприятий малого и среднего бизнеса.
Значение малых и средних предприятий для развития экономики.
Формы поддержки малого и среднего бизнеса.
Формы взаимодействия предприятий различных масштабов деятельности.
Аренда, лизинг, франчайзинг.
Производственные кадры и их классификация.
Профессионально-квалификационный состав.
Производительность труда: показатели и измерители.
Планирование производительности труда.
Сущность инноваций их классификация.
Инновационная деятельность предприятия в условиях рыночной экономики.
Направления развития инновационной политики в России.
Сущность инноваций их классификация.
Инновационная деятельность предприятия в условиях рыночной экономики.
Направления развития инновационной политики в России.
Понятие качества.
Значение повышения качества для обеспечения конкурентоспособности.
Системы управления качеством.
Роль маркетинга в повышении качества.
Виды контроля и их совершенствование.
Сущность маркетинга, его принципы и функции.
Организация маркетинговой службы на предприятии.
Стратегия и тактика маркетинговой деятельности предприятия.
Содержание и задачи управления финансами предприятия.
Доходы и расходы предприятия.
Основные финансовые документы предприятия.
Финансовый план предприятия.
Оценка финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.
Особенности кредитования предприятий различных масштабов деятельности.
Тематика рефератов:
1.Особенности организации открытых и закрытых акционерных обществ.
2.Механизм образования предприятий малого бизнеса.
3.Особенности деятельности малых предприятий и тенденции их развития.
4.Эффективность производственной деятельности предприятий малого бизнеса.
5.Создание и организация работы совместного предприятия.
6.Финансово-промышленные группы, принципы организации и механизм функционирования.
7.Холдинговые компании и их роль в рыночной экономике.
8.Планирование организационного и технического развития предприятия.
9.Нормативная база планирования на предприятии.
10.Оценка конкурентоспособности выпускаемой продукции.
11.Ценовая политика предприятия.
12.Определение перспективных цен на продукцию.
13.Обеспечение финансовой устойчивости промышленной фирмы.
14.Управление уровнем затрат на продукцию промышленных фирм.
15.Калькулирование себестоимости в условиях перехода к рынку.
16.Издержки производства и их формирование в условиях рыночных отношений.
17.Пути снижения материалоемкости продукции.
18.Пути и резервы снижения себестоимости продукции.
19.Себестоимость продукции, состав затрат, включаемых в себестоимость и направления их изменения в современных рыночных условиях.
20.Материальные затраты на производство продукции и пути их сокращения.
21.Основные направления экономии материальных ресурсов и снижения материалоемкости продук