Значение малых и средних предприятий для развития экономики
Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, так ему свойственны определенные преимущества: - более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; - большая свобода действий субъектов малого предпринимательства; - гибкость и оперативность в принятии и реализации принимаемых решений; - относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно на управление; - большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи и проявить свои способности; - более низкая потребность в первоначальном капителе и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; - относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др. Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Однако по роли в развитии экономики и решении социальных задач малое предпринимательство России значительно уступает малому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, Италия и др. Анализируя опыт развитых стран, можно сделать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем: - формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах); - расширения ассортимента и повышения качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
- приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; - содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность; - привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных; - создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы; - более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов; - формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний); - активизация научно-технического прогресса; - освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств; - содействие деятельности крупных компаний путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств. Среди основных проблем малого предпринимательства, определяющих недостаточный уровень его развития в России, экспертами в первую очередь выделяются следующие[1]: · низкая доступность банковского кредитования; · недостаток помещений/высокая арендная плата; · изношенность оборудования (особенно у производственных предприятий); · недостаток квалифицированных кадров; · трудности выхода на внешние рынки и ведения экспортной деятельности; · недостаточность или низкая доступность общеэкономических и специализированных консультаций; · высокие административные барьеры на входе на рынок при организации нового предприятия и уже при ведении текущей деятельности; · высокий уровень налогообложения и усложненность налогового учета;
· отсутствие заинтересованности властей местного уровня в развитии малого бизнеса на управляемой ими территории. 1. Банковское кредитование. Для мелкого бизнеса и начинающих предпринимателей характерным является ограниченный доступ к материальным ресурсам, необходимым для развития. Основные проблемы получения внешнего финансирования от специализированных финансовых посредников, прежде всего банков, заключаются в относительно высоких процентах по кредитам и займам, трудностях с обеспечением требуемого залога. Кроме того, существенные проблемы доставляют субъектам малого предпринимательства сложности прохождения необходимых для получения кредита процедур и длительные сроки рассмотрения вопроса его предоставления. 2. Недостаток помещений/высокая арендная плата. Малые предприятия (по крайней мере, их типичные представители) в силу объективных причин не располагают достаточным объемом финансовых средств для приобретения производственных, складских и офисных помещений в собственность. Кроме того, следует отметить ограниченность возможностей малых предприятий в участии в приватизационных процессах. 3.Изношенность оборудования (особенно у производственных предприятий). Слабая материальная база не позволяет малым предприятиям в необходимой мере обновлять производственное и иное оборудование, а уровень развития лизинговых организаций в настоящее время не позволяет в полной мере решить данную проблему. При этом, однако, необходимо отметить очевидную положительную тенденцию развития лизинговых отношений в России и степень вовлечения в них малых предприятий, обозначившуюся в последние годы. 4. Недостаток квалифицированных кадров. Недостаток квалифицированных кадров в штате малых предприятий во многом обусловлен тем, что сотрудники малых предприятий, как правило, наделены значительно меньшей степенью социальной защищенности по сравнению с работниками крупных компаний, что, очевидно, является дестимулирующим фактором при выборе индивидом МП в качестве места работы. Необходимо также отметить существенно более низкий (по сравнению с крупными компаниями) уровень деловой культуры, правовой культуры, деловой этики.
5. Трудности выхода на внешние рынки и ведения экспортной деятельности. Трудности выхода на внешние рынки и ведения экспортной деятельности объясняются как таможенной политикой, так и иными проблемами малого предпринимательства, в первую очередь, недостатком финансовых средств и изношенностью производственного оборудования, следствием которого является относительно более низкое качество предлагаемой продукции, тогда как именно качество является основополагающим требованием для доступа на внешние рынки. 6. Недостаточность или низкая доступность общеэкономических и специализированных консультаций. Относительно низкий уровень правовой и экономической грамотности руководителей малых предприятий зачастую вынуждают последних обращаться за помощью к сторонним организациям, в частности, различного рода консалтинговым компаниям. Получение информационной и консультационной поддержки малым бизнесом затрудняется тем, что услуги частных консалтинговых компаний достаточно дороги, а на государственном уровне к настоящему моменту не создано системы, обеспечивающей должный уровень консультационных услуг по специализированным вопросам. 7. Высокие административные барьеры на входе на рынок при организации нового предприятия и при ведении текущей деятельности. Согласно последним опросам представителей малого бизнеса, административные барьеры не являются основной проблемой при входе на рынок и ведении текущей деятельности. Тем не менее, существующие проблемы по-прежнему очевидны: отсутствие эффективно действующего принципа «одного окна» при регистрации фирмы, лицензирование видов деятельности, не подлежащих лицензированию, стоимость лицензий, превышающая установленные нормы, коррупция, частота проверок и пр. 8. Высокий уровень налогообложения и усложненность налогового учета. На сегодняшний день очевидно, что налоговое бремя далеко не всегда является посильным для представителей малого бизнеса: как в плане высоких налоговых ставок и отсутствии адекватных налоговых льгот, так и в плане простоты осуществления налогового учета и осуществления налоговых выплат. На сегодняшний день издержки «оптимизации» путем ухода в тень и субкриминальную сферу и риски такого поведения значительно ниже размеров уплачиваемых государству платежей и затрат на осуществления этих платежей.
9. Отсутствие заинтересованности властей местного уровня в развитии малого бизнеса на управляемой ими территории. На сегодняшний день меры поддержки малого бизнеса со стороны местных властей, как правило, носят декларативный характер, а в случаях оказания таковой являются бессистемными. В данной связи в качестве положительного явления может рассматриваться программа поддержки малого предпринимательства, в рамках которой на основании софинасирования МЭРТ выделяет регионам средства в виде субсидий или субвенций на поддержку малого предпринимательства, однако на сегодняшний момент реализация данной программы ощутимых результатов пока не дала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|