Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка к выезду на место осмотра. Она на- 4 глава




Во время восприятия происходит адекватное либо неадекватное ^недостаточно адекватное) отражение реальной действительности. За-томинаются события, факты непосредственно во время восприятия, а ^воспроизводится информация о них во время допроса. На процесс формирования показаний оказывают влияние различ-ные факторы. В одном случае они способствуют более правильному и полному отражению и запоминанию, а в другом, наоборот, мешают этому процессу, что может привести к искажениям и недостоверным юоказаниям. Факторы, влияющие на формирование показаний, могут быть объективными и субъективными. Объективные факторы — это реально существующие явления, обстановка, происходящие события, §которые не зависят от воли и сознания человека, а субъектив­ные — это факторы, которые зависят от воли и сознания человека, его психофизических свойств, душевного состояния в момент восприятия, [образования, профессии, навыков. Процесс формирования показаний у несовершеннолетних имеет не­которые особенности. Несовершеннолетние, как правило, не обладают достаточным жизненным опытом (особенно малолетние), у них нет не­обходимых знаний, они склонны к подражанию, фантазированию, чрезмерному возбуждению, внушению и т.п. Именно на них в боль-Гшей степени, чем на взрослых, оказывают влияние обстановка допро-fc'ca, линия поведения следователя, форма постановки вопросов и приме­нение тактических приемов.

к Формирование показаний — это непрерывный процесс, который начинается с момента восприятия и заканчивается на последнем до- просе (на предварительном следствии или в судебном заседании). В течение этого времени нередко происходит трансформация восприня­того, и содержание показаний может быть значительно изменено. В за-

 

висимости от того, какие факторы влияли на допрашиваемого, они в последующем могут быть более полными и достоверными или, наобо­рот, в них могут появиться ошибки, пробелы и т.п. Знание указанных особенностей формирования показаний, учет их на допросе и примене­ние необходимых тактических приемов для нейтрализации отрицатель­ных факторов обеспечивают получение от допрашиваемого полной и объективной информации об известных ему обстоятельствах.

2. Подготовка к допросу

Допрос свидетелей (потерпевших) и обвиняемых (подозреваемых) регламентируется различными процессуальными нор­мами, имеются различия и в тактике их допроса. Но вместе с тем при подготовке к их допросу применимы многие общие тактические поло­жения. Надлежащая подготовка позволит провести допрос целенаправ­ленно, определить его предмет, выяснить, какие именно обстоятельст­ва, факты могут быть известны допрашиваемому, уточнить данные о его личности, возможную позицию, наметить заранее рациональную линию поведения, необходимые вопросы и тактические приемы.

Подготовка к допросу на предварительном следствии состоит в проведении комплекса действий, обеспечивающих эффективность и результативность его производства, получение от допрашиваемого до­стоверной информации. В основном это следующие действия:

1) изучение материалов расследуемого уголовного дела, уточнение обстоятельств, которые могут быть известны конкретным свидетелям, потерпевшим, обвиняемым, подозреваемым;

2) уточнение данных, непосредственно относящихся к предмету до­проса, и выявление источников, из которых им стали известны обстоя­тельства, факты. При подготовке к допросу обвиняемого (подозревае­мого) нужно заранее выяснить, какие доказательства подтверждают их виновность;

3) собирание и изучение сведений о личности допрашиваемого. Кроме сведений биографического характера нужно выяснить также данные о специальных познаниях, навыках, физических и психических недостатках, моральном облике, заинтересованности в деле, взаимоот­ношениях с лицами, которые проходят по делу;

4) изучение вопросов, относящихся к специальным познаниям, ис­пользование консультаций специалистов;

5) определение времени допроса, способа вызова на допрос и места допроса. Если по делу проходит несколько свидетелей (потерпевших), обвиняемых (подозреваемых), то тактически важно определить очеред­ность их допроса. Следователь обязан принять меры, обеспечивающие вызов и явку на допрос защитника, переводчика, представителей несо-


вершеннолетних. Местом допроса, как правило, является кабинет сле­дователя. Он должен быть оборудован скромно, без отвлекающих вни­мание предметов. Во время допроса нужно исключить появление по­сторонних лиц, шумовых раздражителей (телефонные звонки, радио). Обстановка в кабинете должна располагать к откровенной беседе, спо­собствовать установлению психологического контакта с допрашивае­мым;

6) техническое обеспечение допроса. К началу допроса должны ьбыть подготовлены необходимые бланки, пишущая машинка, если бу-дут применяться звукозапись или видеозапись, то нужно подготовить Ви тщательно проверить эти технические средства, убедиться в их на­дежности, подобрать необходимые кассеты с лентами;

7) тактическое обеспечение допроса. Оно состоит в том, чтобы за-ранее подготовить материалы дела, доказательства, которые могут быть предъявлены (протоколы, магнитные ленты с записью показаний других лиц, заключения экспертиз и т.п.). Следует предусмотреть оп­ределенную последовательность предъявления доказательств, заранее [наметить тактические приемы, определить момент их применения, а также вопросы, которые могут быть заданы допрашиваемому. На завершающем этапе подготовки к допросу составляется план. В зависимости от сложности следственного действия план может быть устным или письменным, кратким либо подробным. Иногда он может быть упрощенным, в котором отмечается лишь перечень вопросов, подлежащих выяснению. В плане невозможно предусмотреть все осо­бенности тактики допроса, поэтому могут быть внесены изменения и дополнения в план этого следственного действия уже в ходе его про- \ ведения.

3. Тактические приемы допроса (общие положения)

Применение тактических приемов во время до-! проса позволяет провести его целенаправленно, установить психологи­ческий контакт с допрашиваемым, выяснить, какие именно обстоятель­ства, факты ему известны, принять меры к нейтрализации его негатив­ной позиции и получить от него показания, в которых содержится объ­ективная информация.

На допросе различные по содержанию тактические приемы могут применяться последовательно по определенной системе либо объеди­ненными в комплексы с целью получения в полном объеме достовер­ных показаний. Тактический прием допроса — это определенная ли­ния поведения следователя либо его наиболее оптимальные, эффектив­ные действия. В отличие от процессуальных норм тактические приемы


10-65

 

 


не регламентируются законом. Их применение в процессе допроса за­висит от усмотрения следователя, процессуального положения и пози­ции допрашиваемого, его психофизиологических свойств, других лич­ностных качеств. Непременным условием применения тактического приема является его правильный выбор с учетом конкретных обстоя­тельств, следственных ситуаций.

Процесс допроса может быть условно подразделен на четыре час­ти: вступительная; свободный рассказ; ответы допрашиваемого на воп­росы; заключительная. Приступая к допросу, следователь удостоверя­ется в личности допрашиваемого, уточняет анкетные данные, проверя­ет документы, выясняет, следует ли приглашать переводчика или иных лиц, имеющих право участвовать в допросе, разъясняет права и обя­занности допрашиваемому с учетом его процессуального положения. Свидетель и потерпевший предупреждаются об ответственности за да­чу ложных показаний и за отказ от дачи показаний. Кроме того, до­прашиваемому разъясняется его право, предусмотренное ст.51 Консти­туции РФ не свидетельствовать против себя, своего супруга и своих близких родственников. Следует также выяснить отношение допраши­ваемого к делу и лицам, которые проходят по нему, его возможную позицию и установить с ним психологический контакт.

Переходя непосредственно к допросу, следователь должен предло­жить допрашиваемому свободно рассказать все, что ему известно по делу. Не следует перебивать допрашиваемого, нужно внимательно вы­слушать его. Умение слушать — это важное профессиональное качест­во следователя.

Во время свободного рассказа допрашиваемый часто не освещает все известные ему обстоятельства. Поэтому и возникает необходи­мость перейти к стадии «вопросы и ответы». Все вопросы должны от­носиться к предмету допроса, а ответы на них должны дополнять, уточнять изложенные ранее сведения, факты. Различают следующие разновидности вопросов: основные, дополнительные, уточняющие, на­поминающие, уличающие и контрольные. Основные позволяют вы­яснить обстоятельства, непосредственно относящиеся к предмету до­проса. Ответы на них должны отражать все известные допрашиваемо­му обстоятельства, факты. Дополнительные могут быть по­ставлены с целью дополнить показания обо всех или отдельных обсто­ятельствах. Если во время допроса выяснится, что допрашиваемому известны какие-то обстоятельства, о которых нет данных в материалах дела, то необходимо также задать дополнительные вопросы и полу­чить на них ответ. Уточняющие вопросы позволяют полу­чить более четкие показания об отдельных фактах, деталях, устранить противоречия, неточные выражения, употребление неудачных, грубых


терминов. Чтобы допрашиваемый более точно вспомнил факты, дета­ли, обстановку, могут быть заданы напоминающие вопро-с ы. Они позволяют оживить ассоциативные связи, память и получить более полные показания. Уличающие вопросы ставятся в конфликтных ситуациях, позволяют выяснить противоречия и несоот­ветствия в показаниях, изобличить допрашиваемого во лжи и показать бесперспективность его позиции.

Недопустимо задавать наводящие вопросы, так как они могут при­вести к внушению и искажению показаний. Контрольные вопросы могут быть поставлены для того, чтобы выяснить, из ка­ких источников допрашиваемому стали известны обстоятельства, све­дения, о которых он дает показания, а также с целью проверить и оце­нить, насколько они объективны, не допускает ли он ложь.

Тактические приемы допроса разнообразны и неравнозначны по со­держанию, но цель их применения одна: обеспечить получение от до­прашиваемого такой объективной информации, которая отражает дей­ствительность и представляет ценность для установления истины по расследуемому уголовному делу. Тактические приемы должны отве­чать определенным требованиям:

а) не противоречить закону и морально-этическим нормам;

б) не оказывать на допрашиваемого влияния, которое могло бы привести к самооговору или же к оговору других лиц;

в) не основываться на насилии, угрозах и других незаконных ме­рах, невыполнимых обещаниях;

г) не дискредитировать правоохранительные органы и их деятель­ность.

Тактические приемы применяются как во время подготовки к до­просу, так и непосредственно в процессе основного, повторного и до­полнительного допросов.

Тактические приемы, используемые при организации допроса и ус­тановлении психологического контакта с допрашиваемым, имеют оп­ределенную специфику. В основном к ним относятся тактические при­емы, применяемые с целью изучения личности допрашиваемого, орга­низации допроса и подготовки к нему, для установления психологиче­ского контакта.

Непосредственно в процессе допроса могут применяться следую­щие группы тактических приемов:

1) побуждающие допрашиваемого к даче показаний (постановка вопросов, позволяющих уточнить, какая именно информация известна допрашиваемому по расследуемому делу; напоминание в общих чер­тах о происшедшем событии; уточнение эмоционального состояния допрашиваемого, обстановки, условий, при которых формировались


его показания, оживление его ассоциативных связей с целью восста­новления в памяти воспринятых им фактов и т.п.);

2) оказывающие психологическое воздействие на допрашиваемого (побуждение допрашиваемого отказаться от противодействия и введе­ния следствия в заблуждение, создание впечатления о безнадежности таких попыток, использование сомнений допрашиваемого в способно­сти придерживаться до конца избранной им негативной позиции, вне­запное предъявление наиболее важных доказательств и др.);

3) применяемые в бесконфликтных ситуациях (создание доброже­лательной обстановки на допросе, способствующей даче полных и до­стоверных показаний, оказание помощи в воспоминании воспринятых допрашиваемым фактов, постановка уточняющих вопросов с целью не допустить в показаниях пробелов и неточностей и др.);

4) используемые в конфликтных ситуациях (создание на допросе строго рабочей обстановки, которая была бы неблагоприятной для вы­ражения неприязни к следователю, а, наоборот, вызывала бы уважение к нему; преодоление негативной позиции, создание впечатления о пол­ной осведомленности следователя об обстоятельствах дела; убеждение допрашиваемого в бесполезности конфликтовать, и скрывать извест­ные ему факты и т.п.).

Во время допроса возникают конфликтные ситуации различного характера. Для их разрешения необходимо применять такие тактиче­ские приемы, которые были бы наиболее эффективными, нейтрализо­вали бы противодействие допрашиваемого, побудили бы его дать по­казания, соответствующие реальным обстоятельствам. Можно указать, например, на следующие распространенные ситуации: показания до­прашиваемого являются неопределенными, в них имеются серьезные противоречия; допрашиваемый заявляет, что не помнит все или от­дельные факты; сведения, которые он сообщает, не согласуются с ма­териалами дела либо являются ложными. Для уточнения таких показа­ний возникает необходимость в распознании правдивых и ложных со­общений, отграничении умышленной лжи от заблуждения, в предотв­ращении лжи и изобличении во лжи допрашиваемого. Тактические приемы, применяемые для разрешения некоторых возникших конфлик­тных ситуаций, условно можно разграничить на группы:

1) направленные на распознание правдивых и ложных показаний (создание нормальной, не отвлекающей внимание допрашиваемого об­становки, уточнение и конкретизация неопределенных, неполных пока­заний, постановка вопросов для повторного изложения отдельных или всех фактов, формирование у допрашиваемого представления о невоз­можности лгать или умалчивать о фактах);


2) направленные на отграничение умышленно ложных показаний от заблуждений (уточнение условий восприятия допрашиваемым собы­тий, фактов; выяснение субъективного состояния в момент восприя­тия; постановка вопросов, возбуждающих или ослабляющих его эмо­циональное состояние; внезапный переход от выяснения одних фактов к выяснению других; постановка вопросов, направленных на выясне­ние признаков, указывающих на заведомую ложь; выяснение возмож­ных причин, вследствие которых допрашиваемый заинтересован в даче ложных показаний, и др.);

3) направленные на использование положительных качеств лично­сти (нейтрализация отрицательных качеств личности допрашиваемого и использование его положительных качеств, призыв к чувству сове­сти, справедливости, честности, добросовестному исполнению своих обязанностей, долга, оказанию содействия в борьбе с преступностью и т.п.);

4) направленные на изобличение допрашиваемого во лжи (создание на допросе строго рабочей обстановки, корректное поведение следова­теля, формирование у допрашиваемого представления о том, что лгать бесполезно и любая ложь будет разоблачена, что следователь реши­тельно настроен на выяснение истины по делу, неожиданная постанов­ка вопросов, относящихся к важным обстоятельствам дела, создание у допрашиваемого представления о полной осведомленности о проис­шедшем событии и доказательствах, отвлечение внимания допрашива­емого от надуманной лжи, предъявление доказательств без разъясне­ния их содержания и относимое™ к делу, внезапное предъявление наиболее веских доказательств или предъявление их в определенной последовательности с целью изобличения допрашиваемого во лжи, предъявление видеофильмов, магнитофонных записей, вещественных доказательств, документов и т.д.).

Рассмотренные группы тактических приемов применяются во вре­мя допроса свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых. Вместе с тем в тактике их допроса, безусловно, имеются определен­ные особенности, в связи с чем с учетом сложившейся следственной ситуации, процессуального положения допрашиваемого, его личност­ных качеств могут применяться и иные разнообразные и специфиче­ские приемы.

4. Тактические особенности допроса свидетелей

В соответствии с уголовно-процессуальным зако­ном свидетелем может быть лицо, которому известны обстоятельства, относящиеся к расследуемому уголовному делу. Свидетели допраши-


ваются по всем уголовным делам. Нередко с их помощью удается ус­тановить факты, которые невозможно доказать другими следственны­ми действиями.

Предметом допроса свидетеля могут быть обстоятельства, которые он лично воспринимал или слышал о них от других лиц, а также све­дения, относящиеся к личности потерпевшего, обвиняемого либо иным участникам процесса. Предметом допроса потерпевшего также являют­ся обстоятельства, которые ему стали известны. Потерпевший — это лицо, которому причинен моральный, имущественный или физический вред. В соответствии с законом следователь обязан признать его по­терпевшим и разъяснить ему права. Он, так же как и свидетель, может быть допрошен о любых обстоятельствах дела и о взаимоотношениях с обвиняемым и другими лицами, которые проходят по делу.

На допросе свидетелей и потерпевших могут возникнуть различ­ные ситуации, например:

обстоятельства происшедшего события действительно известны свидетелю (потерпевшему), и он о них подробно рассказывает;

свидетель (потерпевший) заявляет, что ему ничего не известно об обстоятельствах, о которых его допрашивают, он их не наблюдал и о них не слышал, хотя в деле имеются данные, что они ему известны;

обстоятельства, которые выясняются на допросе, им лично воспри­нимались, но он не дает о них подробных показаний в связи с тем, что забьш их, либо недостаточно четко воспринял;

допрашиваемый дает ложные показания в результате заблуждения (неблагоприятные условия восприятия, влияние субъективных факто­ров);

показания на допросе являются правдивыми, но противоречат мате­риалам дела, которые следователь считает бесспорными;

сведения, которые сообщает допрашиваемый, являются заведомо ложными и др.

Свидетели и потерпевшие чаще всего, дают правдивые показания, но нередки случаи, когда они умышленно искажают действительные факты, пытаются запутать следствие, отказываются от ранее данных показаний. Мотивы и причины при этом могут быть самые различные:

влияние на свидетелей со стороны подозреваемых, обвиняемых, их знакомых, родственников, боязнь мести преступников или лиц, кото­рые связаны с ними; стремление вь1городить виновного или смягчить его вину; стремление потерпевшего преувеличить причиненный ему ущерб и т.п.

Допрос свидетеля (потерпевшего) целесообразно проводить в каби­нете следователя. Официальная обстановка в большей степени способ­ствует установлению деловых отношений с допрашиваемым. Присту-


пая к допросу свидетеля (потерпевшего), следует установить не только анкетные данные, но и другие сведения, например: о его окружении, друзьях, условиях жизни, работы, интересах и т.п. Выяснение сведе­ний о личности свидетеля (потерпевшего), некоторых иных данных о нем, подробное знакомство с ним значительно облегчают установле­ние психологического контакта и создают благоприятные условия для свидетельствования.

В соответствии с законом дача показаний является обязанностью свидетеля (потерпевшего), и за отказ или уклонение от дачи показа­ний, а также за дачу заведомо ложных показаний он несет ответствен­ность. Перед допросом его следует предупредить об этом, что он дол­жен удостоверить своей подписью. Сделать это необходимо спокойно и корректно. Но если допрашиваемый упорно не желает давать показа­ния или предпринимает попытки дать заведомо ложные показания, то его следует в более строгой форме повторно предупредить об ответст­венности, разъяснив серьезные последствия его негативного поведе­ния.

Следователь обязан разъяснить, что свидетель или потерпевший вправе отказаться от дачи показаний, уличающих в совершении пре­ступлений их самих или близких родственников. Свидетель или потер­певший, не воспользовавшиеся этим правом, предупреждаются об уго­ловной ответственности за дачу ложных показаний, о чем делается от­метка в протоколе (в данном случае они несут ответственность за лю­бые ложные сообщения).

Переходя к стадии допроса «свободный рассказ», необходимо пра­вильно сформулировать первый вопрос. Свидетелю нужно в тактичной форме предложить свободно и подробно рассказать все, что ему изве­стно об обстоятельствах, которые он лично наблюдал или слышал о них и от кого именно. Следователь должен внимательно выслушать, по возможности не перебивая допрашиваемого. Вместе с тем нельзя признать правильным распространенное мнение, что во время свобод­ного рассказа не следует задавать вопросы, так как некоторые свидете­ли тогда ничего или почти ничего не расскажут. Вопросы на этой ста­дии могут быть заданы свидетелю, но лишь с целью более подробно и последовательно изложить известные ему обстоятельства. Если он яв­но отвлекается от раскрытия содержания предмета допроса, то необхо­димо в тактичной форме предложить вернуться к изложению извест­ных ему фактов.

Во время свободного рассказа свидетели и потерпевшие нередко только в общих чертах излагают то, что им известно, а отдельные де­тали упускают, считая, что они не имеют значения для дела или допу­скают ошибки и неточности. Эти погрешности устраняются на следу-


ющей стадии допроса, когда следователь задает допрашиваемому воп­росы и получает на них ответы. Действия следователя на этой стадии рассмотрены в общих положениях тактики допроса. Отметим лишь не­которые, особенности. Прежде всего следует придерживаться опреде­ленного порядка и последовательности постановки вопросов. Вначале, как правило, ставятся основные вопросы, если в этом возникает необ­ходимость, то следователь задает дополнительные вопросы, стремясь полностью раскрыть содержание предмета допроса. Уточняющие воп­росы ставятся допрашиваемому в том случае, когда он дал нечеткие, неясные показания по каким-то обстоятельствам, допускал противоре­чивые суждения. Напоминающие вопросы следователь задает с целью помочь свидетелю (потерпевшему) вспомнить какие-то факты, детали, оживить его ассоциативные связи, память. Контрольные вопросы мо­гут быть заданы в любое время, но чаще всего их задают в конце до­проса, так как они ставятся с целью проверить достоверность свиде­тельских показаний, насколько они соответствуют обстоятельствам расследуемого события и материалам дела.

Тактические приемы общего характера, обеспечивающие эффектив­ность допроса в различных ситуациях и с учетом особенностей лично­сти допрашиваемого, всецело применимы и в процессе допроса свиде­телей и потерпевших, но к ним могут, естественно, применяться и спе­цифические приемы. Показания свидетелей и потерпевших нередко яв­ляются основными доказательствами по делу. Это обязывает следова­теля особенно тщательно подходить к их допросу, принимать все не­обходимые меры, чтобы получить от них показания, которые действи­тельно соответствовали бы истинным обстоятельствам дела.

Свидетели и потерпевшие в большинстве случаев являются добро­совестными участниками уголовного процесса, желают оказать содей­ствие в раскрытии преступления и дают правдивые показания. В таких случаях на допросе складываются бесконфликтные ситуации и благо­приятные условия для получения объективной информации о проис­шедшем событии. Наиболее распространенные из них следующие:

свидетель (потерпевший) добросовестно дает правдивые показания;

свидетель (потерпевший) заблуждается и в связи с этим ненамеренно сообщает ложные сведения в полном объеме или частично. Тактиче­ские приемы при таких ситуациях применяются в целях выяснения и уточнения обстоятельств, составляющих предмет допроса. Необходимо постоянно поддерживать с допрашиваемым надлежащий психологиче­ский контакт и благоприятную обстановку для свидетельствован™, применять тактические приемы, позволяющие максимально подробно и детально выяснить все, что ему известно. Эффективными могут быть, например, следующие: стимулирование положительных качеств


свидетеля, оживление его ассоциативных связей, создание обстановки доверия к следователю, постановка вопросов, побуждающих к подроб­ному изложению обстоятельств, известных ему, и позволяющих избе­жать неточностей и пробелов, и др. В частности с целью восстановле­ния в памяти фактических обстоятельств, целесообразны предъявление рисунков, фотографий, схожих предметов, которые могли бы стимули­ровать воспоминание об обстановке и действительной картине проис­шедшего события; постановка уточняющих и напоминающих вопро­сов: посещение вместе с потерпевшим (свидетелем) места происшест­вия и т.д. Чтобы установить действительные причины добросовестного заблуждения свидетеля (потерпевшего), необходимо тщательно и де­тально изучить его личность, психофизические свойства, выяснить объективные и субъективные факторы, которые могли повлиять на восприятие и запоминание и проанализировать их на допросе.

Но иногда первый допрос лишь дает толчок, стимул к припомина­нию фактов, в таком случае свидетелю нужно дать время подумать, а затем провести повторный допрос.

Однако нередки конфликтные ситуации возникают в процессе до­просов свидетелей и потерпевших. Основные варианты конфликтных ситуаций следующие. Свидетель (потерпевший) отказывается дать по­казания, либо скрывает известные ему обстоятельства, либо дает умышленно частично или полностью ложные показания. Для преодо­ления таких конфликтных ситуаций необходимо сначала нейтрализо­вать негативную установку лжесвидетеля и противодействие с его сто­роны. Действия следователя должны быть прежде всего направлены на то, чтобы убедиться, что показания действительно являются ложными, а затем установить мотивы лжесвидетельства. Следует иметь в виду, что ложь легче предупредить, чем ее устранить. Поэтому на допросе нужно ориентироваться не на последующее разоблачение во лжи, а на ее предупреждение и превентивное изобличение лжесвидетеля непос­редственно во время допроса. В отдельных случаях эффективный ре­зультат может быть достигнут при обращении к положительным каче­ствам личности свидетеля, призыв к чувству совести, честности, доб­росовестному исполнению своих обязанностей. Иногда положитель­ный результат может быть достигнут тогда, когда в процессе допроса анализируются внутренние противоречия в показаниях, а также проти­воречия в показаниях допрашиваемого с показаниями иных лиц или с другими доказательствами дела. Убеждаясь в наличии противоречий, свидетель затрудняется правдоподобно их объяснить и часто приходит к выводу, что ложь не удается скрыть и лгать бессмысленно. Если эти действия, в том числе и предъявление доказательств, не дают резуль­татов, то следует еще раз напомнить свидетелю об уголовной ответст­венности за дачу ложных показаний и провести серию очных ставок.


Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей. Особенности тактики допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших обус­ловлены своеобразием их возрастной психики и характером восприя­тия ими происходящих событий, особенностями формирования показа­ний в целом. Для несовершеннолетних характерны недостаточный уровень знаний, развития, ограниченный круг даже общепринятых по­нятий, отсутствие надлежащего опыта, профессиональных знаний, по­вышенное эмоциональное состояние во время восприятия и некритиче­ское отношение к воспринимаемому, неспособность правильно оце­нить поступки, как свои, так и других людей, повышенная склонность к внушению, фантазированию. Начиная допрос, следователь должен сразу же расположить к себе несовершеннолетнего свидетеля (потер­певшего), вызвать его на откровенный разговор. Для установления надлежащего психологического контакта полезно вести с ним беседу на отвлеченную тему, представляющую для него интерес, выяснить его отношения со сверстниками, дружеские связи, поведение в школе и семье. Малолетних желательно допрашивать дома, в детском саду или создать подобную обстановку в другом месте.

Свидетели и потерпевшие в возрасте до шестнадцати лет не пре­дупреждаются об уголовной ответственности об отказе или уклонении от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, но при этом им указывается на необходимость говорить только правду. Несовер­шеннолетним свидетелю и потерпевшему также разъясняется право от­каза от дачи показаний, уличающих в совершении преступления их са­мих или близких родственников, о чем делается отметка в протоколе.

Свободный рассказ несовершеннолетнего об известных ему обстоя­тельствах, как правило, бывает неполным, отрывочным и непоследова­тельным. Задача следователя в данном случае состоит в том, чтобы по­мочь несовершеннолетнему восстановить в памяти известные ему об­стоятельства, последовательно и подробно изложить показания.

Во время допроса необходимо постоянно обращать внимание на эмоциональное состояние несовершеннолетнего, его реакции. Нужно выяснить, не напуган ли он, не подвергался ли угрозам. Но следует помнить, что несовершеннолетние иногда без всяких причин искажают реальные факты, отказываются давать показания. Следователь должен набраться терпения и умело устранить подобную негативную установ­ку. Вопросы, которые ставятся несовершеннолетнему, должны быть простыми, понятными для него и соответствовать уровню его образо­вания и развития. Ответы следует записывать, сохраняя речевые осо­бенности, не допуская не свойственных ему терминов, выражений, ре­чевых оборотов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...