Ощутите это в своем воображении так, как будто это происходит СЕЙЧАС. Ощутите это и скажите, что происходит.
Иногда клиент может все же продолжать сопротивляться ответам в настоящем времени, и в этом случае может быть необходимым применить техники углубления. Здесь будет уместным применить регрессию до определенного описанного клиентом события, если он дал об этом достаточно информации. В противном случае может возникнуть необходимость применить другую технику регрессии. На сеансе гипнотической регрессии, которую Рой проводил несколько лет назад, одна клиентка продолжала вспоминать и не регрессировала даже после применения двух различных техник регрессии. А потом она открыла глаза и сказала: «Ничего не получается!». Рой напомнил ей о том, что нужно погрузиться в чувства и пережить эту сцену в своем воображении, а затем попросил ее закрыть глаза. После применения пары техник углубления, техника аффективного моста (которой она сначала сопротивлялась) наконец позволила полностью погрузить ее в прошлый эмоциональный опыт, результатом чего стал успешный сеанс.
Когда двигаться дальше… Как только мы обнаружили причину, мы завершили решение второй из четырех основных гипнотерапевтических задач, описанных в Главе 1 этой книги. Но нам необходимо применять указания, описанные в этом разделе, до тех пор, пока клиент не начнет демонстрировать определенные эмоции, связанные с событием. Однако давайте предположим, что наш учебный клиент в конечном итоге регрессировал до основной причины проблемы и адекватным образом реагирует на внушение. Как только клиент начинает демонстрировать абреакцию, это служит мостиком для перехода к следующей фазе ГРТ – абреакция и высвобождение, о которой мы будем говорить в следующей главе.
Глава 5. Фаза 3: абреакция и высвобождение
Эмоциональная разрядка во время гипнотической регрессии носит название «абреакция». Когда клиент начинает демонстрировать любые признаки абреакции, даже умеренные, это означает начало третьей фазы гипнотической регрессивной терапии. Некоторые гипнотерапевты боятся абреакций и буквально выталкивают клиента из гипноза, что совершенно неразумно. Если поступить именно так, то клиент останется со своей проблемой. И даже хуже того: эмоции, связанные с проблемой, могут теперь остаться на сознательном уровне, заставляя клиента обращать больше внимания на проблему, а не на ее решение. К сожалению, на момент написания этой книги есть немало инструкторов по гипнозу, которые обучают своих учеников сразу же выводить клиента из гипноза, если происходит абреакция. Авторы полагают, что это неразумно. Другие гипнотерапевты применяют диссоциацию, рекомендуя клиенту либо выступить в качестве третьей стороны, став наблюдателем события, либо представить себе, как он наблюдает эти события на киноэкране. Основной аргумент в пользу подобного подхода, который при этом выдвигается, заключается в том, что это более мягкий для клиента способ, не наносящий ему повторной травмы. Однако многие клиенты ощущают потребность почувствовать эмоцию, чтобы полностью ее высвободить. Один из авторов провел в разное время две безуспешные регрессии, так как во время этих регрессий применялась одна из двух описанных выше техник диссоциации, чтобы не сталкиваться с абреакцией. И наоборот, некоторые гипнотерапевты во время абреакции применяют весьма агрессивные образы, к примеру, просят клиента бить подушку, представляя себе, как будто он/она бьет реального или воображаемого виновника ситуации. Один из авторов наблюдал, как в 80-е годы Джил Бойн, применяя гипноз, попросил клиента-заику побить подушку. Даже несмотря на то, что Бойн вел сессию весьма авторитарно, клиент получил долгосрочный результат. Рэндалл Черчилл, который обучался у Бойна, также применяет агрессивный стиль. Черчилл, пожалуй, провел больше регрессий, чем любой другой ныне живущий гипнотерапевт, и получил отличные результаты, как свидетельствует описание его сессий в написанных им книгах по регрессии (Черчилл, 2002,2008).
Чарльз Теббетс, который также обучался техникам регрессии у Бойна, применял менее агрессивный стиль, который был более клиентоориентированным. Авторы верят, что клиентоориентированный подход лучше учитывает потребности клиентов. Другими словами, при этом абреакция не вызывается насильно и не подавляется, но данный подход позволяет клиенту разрядить эмоции собственным способом. Мы имеем в виду, что ни диссоциация, ни патерналистский подход не могут считаться некорректными, если клиенту удается получить успешные результаты. При возникновении абреакций стоит избегать вмешательства. Этот момент – не самое подходящее время предлагать совет или делиться собственным мнением. Здесь важнее всего стать хорошим слушателем, и неважно, плачет ли в этот момент клиент, ругается и т.д.
Виды абреакций Существуют три основных вида абреакций: интенсивная, умеренная или минимальная. Некоторые клиенты склонны подавлять абреакцию. Чтобы применить клиентоориентированный подход, следует по-разному обращаться с этими видами абреакций. Обратите внимание, что некоторые клиенты будут пытаться подавить эмоциональную разрядку, даже при том, что они говорят в настоящем времени. В любом случае полезно иметь под рукой пачку одноразовых платочков, так как даже мужчины среднего возраста во время регрессивной терапии могут разразиться слезами.
Интенсивные абреакции У некоторых людей чувства находятся настолько близко к поверхности, что они могут испытывать абреакцию, даже не входя в формальный гипнотический транс – просто рассказывая о событии прошлого. По этой причине психотерапевты и специалисты в сфере психического здоровья, которые часто сталкиваются с тем, что их клиенты говорят о прошлом, вполне могут задуматься о прохождении формального обучения гипнотерапии и ГРТ. Это позволит им научиться замечать, когда клиент входит в спонтанный транс, или обучиться основам регрессивной терапии, чтобы избежать неправильного ведения.
Когда у клиента, находящегося в регрессии, начинается интенсивная абреакция (всхлипывания, крики, он громко ругается и др.), мы можем воспользоваться одним из двух вариантов действий, описанных ниже, если будет необходимо снизить эмоциональную интенсивность абреакции. Кроме того, не забудьте дать клиенту платок. 1. Эмоциональное дистанцирование (или диссоциация) Сейчас вы можете представить себе, что вы наблюдаете это событие как невидимый наблюдатель, или вообразить, что смотрите его на киноэкране. Пожалуйста, скажите, что для вас будет проще… Применяйте те образы, которые выберет клиент. Затем задавайте открытые вопросы, слушайте и работайте с тем, что будет проявляться. 2. Снижение интенсивности: Сейчас позвольте этой сцене исчезнуть, и вернитесь в свое безопасное и спокойное место, или в тот момент, когда вы СЧАСТЛИВЫ и полностью довольны собой. Оставайтесь там, ощущая, как прекрасна жизнь в этот момент времени… или просто вернитесь в свое спокойное и безопасное место. Глубоко вдохните и РАССЛАБЬТЕСЬ, и просто ощутите, как прекрасна в этот момент жизнь. Для вашего будущего счастья важно, чтобы вы вернулись в предыдущую сцену, которую вы только что ощущали. Но на этот раз переживания будут значительно менее интенсивными. Ради своего счастья – хотите ли вы через короткое время вернуться обратно к этой сцене? После получения ответа «да» задайте соответствующие открытые вопросы и компетентно работайте с тем, что будет появляться. Хотя необходимости применения описанных техник с большинством клиентов нет, клиентоориентированный подход предполагает применение диссоциации, если во время регрессии человек испытывает очень интенсивные чувства.
Умеренная абреакция Клиенты, которые демонстрируют умеренный уровень абреакций, на практике встречаются чаще всего, и к счастью, им легче всего помочь. Они могут плакать (хотя и не столь интенсивно) и вербализировать определенные чувства. В этом случае нужно просто дать клиенту салфетку.
Просто позвольте клиенту реагировать – и внимательно слушайте. Когда первоначальная абреакция начнет утихать, мы можем двигаться дальше к следующему шагу, который будет описан далее. Минимальная абреакция Пристальное наблюдение за выражением лица клиента и невербальным языком (тон голоса) может помочь гипнотерапевту установить, ощущает ли клиент какие-либо эмоции. Иногда признаком их может служить одна одинокая слезинка, дрожание руки или несколько нецензурных слов. В такой ситуации мы можем продолжить, задавая открытые вопросы, пока не получим достаточно информации для установления корневой причины, которую можно будет высвободить. Внимательно слушайте, чтобы убедиться, что клиент не подавляет эмоции, сопровождающие это событие. Подавленная абреакция Некоторые клиенты будут пытаться подавить или вообще избежать абреакций, хотя они и говорят о ситуации в настоящем времени. Когда такое происходит, можно стимулировать абреакцию, задав вопрос:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|