Модуль 2. Электрохимические методы анализа (1, с. 151-155; 177-186; 190-195; 132-147; 2, с. 168-257).
Модуль 2. Электрохимические методы анализа (1, с. 151-155; 177-186; 190-195; 132-147; 2, с. 168-257).
Тема 1. Электрогравиметрия и кулономерия. Законы Фарадея. Варианты кулонометрии. Аналитический сигнал.
Тема 2. Вольтамперометрические методы. Вольтамперометрия. Уравнение Ильковича. Амперометрические титрование. Аналитический сигнал. Качественный и количественный анализ в вольтамперометрических методах.
Тема 3. Кондуктометрия. Анализ по электрической проводимости раствора.
Тема 4. Потенциометрический метод анализа.
Аппаратура и применение элекрохимических методов анализа в аналитической практике, в том числе для анализа органических и биологических объектов.
Модуль 3. Хроматорафические методы анализа (1, с. 267-331; 2. с. 316-359),
Тема 1. Адсорбционная молекулярная хроматография. Уравнение Лэнгмюра.
1. Газо-адсорбционная хроматография (ГАХ). Принципиальная схема газового хроматографа. Качественный и количественный анализ в газовой хроматографии.
2. Жидкостная адсорбционная хроматография (ЖАХ).
Тема 2. Газо-жидкостная хроматография (ГЖХ). Сходство и принципиальные отличия с ГАХ и ЖАХ.
Тема 3. Ионообменная хроматография. Варианты ионообменников. Катиониты. Аниониты. Амфолиты.
Тема 4. Тонкослойная распределительная хроматография (ТСХ). Сорбционные свойства системы (Rf). Бумажная хроматография. Основные элементы установок в ТСХ и бумажной хроматографии. Качественный и количественный анализ.
Тема 5. Осадочная хроматография. Оборудование. Качественный и количественный анализ. Аппаратура и применение хроматографических методов анализа в аналитической практике, в том числе для анализа органических и биологических объектов.
Вариативные модули
Включают в себя дополнительную программу, которую наиболее подготовленные студенты могут осваивать на добровольной основе. Выполнение этой программы по семантическому соответствию – оценка 5+, превосходно. (95 – 100 баллов, в среднем 97 баллов)
Модуль 1
Тема 1. Анализ по спектрам комбинационного рассеяния (КР). Качественный и количественный анализ по спектрам КР. Схема установки для наблюдения спектров КР. Практическое применение метода в аналитической практике.
Тема 2. Радиоспектроскопические методы исследования. Электронный парамагнитный резонанс (ЭПР). Ядерный магнитный резонанс (ЯМР). Качественный и количественный анализ методом ЯМР. Возможности использования радиоспектроскопических методов для химических исследований.
Модуль 2
Тема 1. Кинетические методы анализа. Основные приемы кинетических методов анализа. Практическое применение.
Тема 2. Термометрическое титрование. Тепловой эффект как аналитический сигнал. Кривые термометрического титрования. Практическое применение.
Модуль 3 Основные приемы анализа смеси химических веществ
Тема 1. Маскирование – метод перевода нужных компонентов смеси в другую форму.
Тема 2. Разделение и концентрирование химических веществ. Количественные характеристики разделения и концентрирования.
Самостоятельно студенты изучают следующие вопросы:
Модуль 1
1) Основные характеристики электромагнитного излучения. [2, с. 9 -10]
2) Теоретические основы молекулярной абсорбционной спектроскопии. . [1, с. 267 -296]
3) Количественный анализ и идентификация химических соединений в ИК-спектроскопии. . [1, с. 292 -296]
4) Спектры люминесценции. Схема приборов для люминесценции. . [2, с. 104 -111]
Модуль 2
1) Законы электролиза. . [2, с. 244 -245]
2) Новые направления в развитии полярографического метода анализа. . [1, с. 170 -177]
3) Анализ органических веществ методом вольтамперометрии. . [1, с. 186 -190]
4) Электрическая проводимость растворов. . [2, с. 168 -172]
Модуль 3
1) Способы получения хроматограмм. . [1, с. 268 -270]
2) Теоретические представления в хроматографии. . [2, с. 323 -325]
3) Основные узлы приборов для хроматографического анализа. Общие сведения о детекторах. . [2, с. 325 -327; 1, с. 285-288]
В семестре студенты должны выполнить, оформить и защитить пять лабораторных работ, оцениваемых по относительной ошибке определения; сдать три коллоквиума, согласно базовым модулям.
2. Литература и учебно-методические материалы.
1)Золотов Ю. А., Дорохова Е. Н., Фадеева В. И. Основы аналитической химии. Книга 2. Методы химического анализа. М.: Высшая школа, 2002. -494с. -100 экз.
2)Васильев В. П. Аналитическая химия. Часть 2. Физико-химические методы анализа. М.: Высшая школа, 1989-384с. -29 экз.
3)Домина Н. Г. , Зуйкова С. А. Оптические методы анализа. Методические указания к лабораторным работам по курсу «Физико-химические методы анализа. Барнаул, 2006
4) Домина Н. Г., Зуйкова С. А., Хлебников А. И. Определение состава продуктов и контроль над протеканием реакции методом тонкослойной хроматографии. Барнаул, 2005
5)Анфиногенов В. А., Хлебников А. И. Потенциометрический метод анализа. Методические указания к курсу « Физико-химические методы анализа» для студентов очного и заочного отделений. Барнаул, 1996
3 График контроля
Модуль, тема
| Контрольное испытание
| Вре-
мя проведе-ния, недели
| Весовая доля в итого-вом рейтин-ге
| Примечание
|
Модуль 1
(темы 1-2)
| Выполнение и защита лаб. раб. 1, 2
| 1, 3
| 0, 05
| Каждая л. р. имеет вес. долю 0, 025
|
Коллоквиум по темам 1-4
|
| 0, 15
|
|
Модуль 2(темы 1-4)
| Выполнение и защита лаб. раб. 3, 4
| 7, 9
| 0, 05
| Каждая л. р. имеет вес. долю 0, 025
|
Коллоквиум по темам 1-4.
|
| 0, 15
|
|
Модуль 3(темы 1-5)
| Выполнение м защита лаб. раб. 5
|
| 0, 05
|
|
Коллоквиум по темам 1-5
|
| 0, 15
|
|
Модуль 1, 2, 3
| Конспект учебного материала, изучаемого студентом самостоятельно
|
|
|
|
Решение задач по курсу ФХМА
|
|
|
|
ЗАЧЕТ
| сес
сия
| 0, 4
|
|
Примечания. 1. Любая контрольная точка, выполненная после срока без уважительной причины, оценивается на 10% ниже. Максимальная оценка в этом случае 75 баллов.
2. При наличии задолженности студенту на зачете выдается дополнительное задание.
3. " Автоматы" не выставляются.
4. Лабораторные работы оцениваются по относительной ошибке определения. (D):
D< 1% - 85 баллов; D< 2% - 75; D< 3% - 65; D< 4% - 55; D< 5% - 45; D< 6% - 35;
D< 7%- 25;
5. Если лабораторная работа выполнена, оформлена, но не защищена, то рейтинговая оценка снижается на 30%.
6. При отсутствии конспекта по вопросам, не рассматриваемым на лекциях, студенту на зачете выдается дополнительное задание по этим разделам дисциплины. По подготовленному студентом конспекту предусмотрено собеседование.
ПАМЯТКА
|
при изучении дисциплины
| «Процессы и аппараты пищевых производств»
|
1. Содержание дисциплины
|
Модуль 1
| Лекционный материал. Тема 1: Введение. Понятие технологии. Предмет дисциплины. Классификация основных процессов пищевой технологии. Тема 2: Основные свойства продуктов и пищевых материалов. Тема 3: Механические процессы. Сортирование. Классификация процессов сортирования. Сортирование просеиванием. Технологические схемы сортирования просеиванием. Коэффициент полезного действия просеивания. Тема 4: Ситовой анализ. Тема5: Сортирование по длине частиц. Сортирование по форме и коэффициенту трения частиц. Сортирование по плотности частиц. Сортирование по коэффициенту трения, плотности, упругим свойствам частиц
| Лабораторная работа №1.
Тема: Оценка упругих свойств частиц сыпучего материала (УИРС).
Лабораторная работа №2.
Тема: Оценка коэффициента полезного действия просеивающей поверхности. (УИРС).
|
Модуль 2
| Лекционный материал. Тема 6: Прочие методы сортирования. Магнитная сепарация. Электростатическая сепарация. Сепарация по оптическим свойствам. Тема 7: Измельчение. Классификация способов измельчения. Технологические схемы измельчения. Классификация измельчающих устройств. Тема 8: Схемы измельчающих устройств. Терки. Резки: общая классификация. Тема 9: Прессование и гранулирование. Виды процессов для прессования пищевых продуктов. Классификация машин для обработки пищевых продуктов давлением. Прессы для отделения жидкости. Прессы для формования. Прессовое гранулирование. Гранулирование окатыванием, в дисперсных потоках. Тема 10: Перемешивание и дозирование. Оценка эффективности перемешивания сыпучих и пластических масс. Классификация машин и аппаратов для перемешивания сыпучих. Схемы машин и аппаратов для перемешивания сыпучих масс. Классификация устройств дозирования сыпучих материалов. Бункеры, дозаторы, питатели. Способы расчета смесей.
| Лабораторная работа №3.
Тема: Оценка гранулометрического состава сыпучего материала. (УИРС)
|
Модуль 3
| Лекционный материал. Тема 11: Гидромеханические процессы. Гидромеханическое сортирование: пневмо- и гидросепараторы, их классификация. Комбинированные пневмомеханические сепараторы. Флотация. Тема 12: Перемешивание в жидких средах. Типы мешалок. Оценка эффективности перемешивания. Насосный эффект. Механическое перемешивание: мешалки лопастные. Схема течения жидкости в аппарате с мешалкой. Тема 12: Мешалки винтовые, турбинные. Тема 13: Циркуляционное перемешивание. Поточное перемешивание. Пневматическое перемешивание. Тема 14: Разделение жидких и газовых неоднородных систем. Классификация неоднородных систем. Материальный баланс процессов разделения неоднородных систем. Методы разделения неоднородных систем. Разделение неоднородных систем осаждением. Элементы кинетики свободного гравитационного осаждения. Тема 15: Осаждение в гравитационном поле. Классификация гравитационных отстойников. Схемы гравитационных отстойников периодического, полунепрерывного и непрерывного действия.
| Лабораторная работа №4. Тема: Измельчение материалов. Исследование прочностных свойств материалов. (УИРС)
Лабораторная работа №5. Тема: Измельчение материалов. Исследование закономерностей измельчения на мельницах ударного и сжимающе-сдвигающего действия. (УИРС)
|
Модуль 4
| Лекционный материал. Тема 16: Осаждение в центробежном поле. Классификация центробежных отстойников. Схемы центробежных отстойников: центрифуги, сепараторы, сверхцентрифуги, циклоны. Тема 17: Разделение неоднородных систем фильтрованием. Классификация процессов фильтрования. Классификация фильтрационных аппаратов. Схемы фильтрующих аппаратов: песочный фильтр, фильтрационный чан, нутч-фильтр. Тема 18: Схемы фильтрующих аппаратов, работающих под давлением насоса: рамный фильтр, камерный фильтр. Фильтры непрерывного действия: барабанный, дисковый, ленточный. Фильтрующие центрифуги. Мембранные методы разделения. Обратный осмос. Ультрафильтрация. Тема 19: Тепловые процессы. Общие сведения. Температурное поле. Температурный градиент. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Нагревающие и охлаждающие агенты. Электронагрев. Тема 20: Классификация теплообменных аппаратов. Испарители и конденсаторы. Поверхностные теплообменники. Кожухотрубчатые теплообменники: одно- и многоходовые. Теплообменники погружные, оросительные, пластинчатые, спиральные, оребренные. Смесительные теплообменники. Прямоточные и противоточные смесительные теплообменники. Теплообмен в кипящем (псевдоожиженном) слое. Теплообменники с погружными горелками. Регенеративные теплообменники.
| Лабораторная работа №6. Тема: Смешивание сыпучих материалов. (УИРС)
Лабораторная работа №7. Тема: Перемешивание пластической массы. (УИРС)
|
Модуль 5
| Лекционный материал. Тема 21: Выпаривание. Методы выпаривания. Выпарные аппараты поверхностного, контактного типа. Аппараты адиабатного испарения. Тема 22: Охлаждение. Способы получения искусственного холода. Умеренное охлаждение: паро-, газо-компрессионные, абсорбционные, пароэжекторные холодильные машины. Глубокое охлаждение. Тема 23: Массообменные процессы. Классификация массообменных процессов. Графики изменения концентрации компонентов. Кристаллизация и растворение. Тема 24: Сушка. Способы обезвоживания материалов. Виды связи влаги с материалом. Равновесная влажность. Влагопроводность и термовлагопроводность. Схема механизма удаления влаги при сушке. Температурные кривые материалов. Кривые сушки. Кривые скорости сушки. Усадка и коробление продуктов при сушке. Контактная сушка. Конвективная сушка. Варианты сушильного процесса сыпучих материалов: сушка в плотном неподвижном слое, сушка в гравитационном движущемся слое, сушка в псевдоожиженном слое, сушка в падающем слое, сушка во взвешенном слое. Классификация сушилок. Схемы сушильных установок. Тема 25: Особые методы сушки. Сушка в вакууме. Сушка инфракрасными лучами. Сушка в поле токов высокой частоты.
| Лабораторная работа №8. Тема: Самосортирование сыпучих материалов и истечение из емкостей.
Лабораторная работа №9. Тема: Конвективная сушка. (УИРС)
|
| | | |
Воспользуйтесь поиском по сайту: