Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Следы транспортных средств




В практике расследования преступлений часто исполь­зуются следы автомобилей, мотоциклов и мотороллеров, тракторов, гужевых повозок и саней. Под следами транс­портных средств подразумеваются следы контактного воздействия как ходовых, так и неходовых частей транс­портных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также различные материаль­но-фиксированные изменения на дороге, связанные с дви­жением транспорта.

Следы ходовой части колесного, гусеничного транс­порта и саней различаются по механизму образования и внешнему строению следообразующего объекта.

Следы колес, образованные в покое или при свобод­ном вращении, относятся к статическим следам, а следы, возникающие при пробуксовывании или в заторможен­ном состоянии (юзом), — к динамическим следам. На твердом дорожном покрытии за счет наслоения или от­слоения грязи могут остаться поверхностные следы ко-


лес. На мягком грунте и на снегу колеса оставляют объемные следы.

По следам колес можно определить вид транспортно­го средства, его марку и модель.

Полнота отображения конструктивных признаков в следах колес зависит от характера движения транспорт­ного средства. При прямолинейном движении следы перед­них колес перекрываются следами задних колес и поэтому здесь отображаются только признаки задних колес: шири­на колеи, количество колес на оси, вид и марка шины. При движении на повороте остаются следы передней и задней осей, следы колес прицепа или полуприцепа. Перекрытыми здесь оказываются только следы первой задней оси трехос­ных автомобилей, поэтому изучение следов лучше прово­дить на месте, где транспортное средство делало маневр. Для определения типа и вида транспорта определяются количество пар колес, оставивших следы, количество осей и ширина колеи для каждой оси, а если колеса спаренные, то — ширина колеи для внешней пары и внутренней. Ширина колеи определяется посредством измерения рас­стояния между серединой левого и правого колеса на каждой оси. При определении осей следует иметь в виду, что колеса передней оси двигаются по большему радиусу, чем задние, а колеса прицепа и полуприцепа — по наимень­шему.

Для колесного транспорта разных видов, марок и мо­делей предназначаются пневматические шины, различа­ющиеся по посадочному диаметру, ширине профиля ши­ны, рисунку протектора.

Внешний диаметр шины вычисляется по длине ее окруж­ности. Длина окружности шины определяется путем измере­ния расстояния между двумя последовательными отпечатками в следе одной и той же особенности беговой части шины. При вычислении внешнего диаметра следует учитывать возможные погрешности, зависящие от внутреннего давления, веса груза, скорости движения и состояния дорожного покрытия.

Ширина профиля шины может быть определена по ширине объемного следа, однако и здесь необходимо учитывать возможности искажения истинной величины в зависимости от указанных причин.

Рисунок протектора расположен на беговой поверх­ности шины и потому хорошо отображается как в по­верхностных, так и объемных следах.

Тип и модель шины определяется путем сравнения полученных при осмотре на месте происшествия следов


с данными таблиц и каталогов, а также с образцами коллекций шин.

В процессе эксплуатации шины изнашиваются, по­вреждаются и ремонтируются, в результате чего проис­ходит накопление общих и частных идентификационных признаков, отображающихся в следах. К общим призна­кам шин помимо их конструктивных признаков относят­ся: общая степень изношенности шины, которая харак­теризуется степенью выраженности рисунка протектора, наличие механических повреждений в виде трещин, раз­рывов, проколов, рисунок восстановленного (наварного) протектора.

К частным признакам относятся особенности износа шины вследствие неправильной балансировки колес или ее установки, особенности в форме, величине и располо­жении проколов, разрывов и трещин, дефекты рельефных элементов восстановленного протектора.

Следы пневматических шин мотоциклов, моторолле­ров, колесных тракторов и гужевых повозок имеют при­роду, одинаковую со следами колес автомобиля. Следы пневматических шин колес гужевых повозок также ото­бражают общие и частные признаки колеса. К общим признакам относятся внешний диаметр колеса, наличие, вид и способы крепления обода-шины, ширина колеса и шины. Частными признаками являются особенности крепления шины, швы, трещины и другие дефекты на рабочей поверхности колеса.

Следы гусениц образуются траками, составляющими гусеницу. Они остаются в виде двух полос, расстояние между центрами которых соответствует ширине колеи. По следам траков возможно определить тип и модель трактора и произвести его идентификацию. Общими при­знаками являются: количество траков на гусенице, форма и величина траков, расстояние между траками, общий характер рельефа траков. Частными признаками являют­ся: особенности деформации краев траков, конфигурация и размеры дефектов на их поверхности, различия в рас­стояниях между отдельными траками.

Следы полозьев остаются при движении гужевых са­ней или аэросаней. Следы полозьев — это следы скольже­ния, образованные плоскостью, поэтому их идентифика­ционное значение не так велико, как следов колес или гусениц. В качестве общих признаков в них отображается ширина колеи, ширина полозьев, ширина направляющего желоба или планки. В качестве частных признаков иногда


могут отобразиться неровности рельефа, расположенные на концах полозьев.

Следы неходовой части транспортных средств остают­ся при наездах, столкновениях и задевании движущимся транспортом неподвижных предметов. Своеобразие этих следов заключается в том, что их возникновение на сле­довоспринимающем предмете сопряжено с образованием следов и на самом транспортном средстве. Взаимооб­разование следов позволяет их использовать для розыска скрывшегося с места происшествия транспортного сред­ства и для реконструкции обстановки происшествия по расположению следов на объектах соударения. Эти сле­ды, будучи образованы различными составными частями кузова или, наоборот, на кузове, как и всякие другие следы-отображения, могут быть использованы для уста­новления групповой принадлежности или индивидуаль­ной идентификации оставившего их транспортного сред­ства или того предмета, который оставил следы на транс­портном средстве.

При установлении соответствия следов на транспорт­ном средстве и проверяемом предмете по их относитель­ному расположению роль общих признаков возрастает. Как правило, факт взаимного контакта достоверно уста­навливается на основании совпадения общих трасологи­ческих признаков: характера и зоны деформации, раз­меров и общей формы следов, цвета, структуры или консистенции следов-наслоений и т. п.

Отделившиеся от транспортного средства части и де­тали могут быть использованы для розыска и установле­ния скрывшегося с места происшествия транспортного средства. При дорожно-транспортном происшествии от­делиться могут различные комплектующие транспортное средство детали: стеклоочистители, дверные ручки, про­кладки, уплотнители, болты, гайки, шайбы. Отделиться могут и части единого изделия; осколки остекления кузо­ва, осколки фарного стекла, частицы лакокрасочного по­крытия, части кузова, бампера, облицовки и отделки. По внешним признакам отделившейся части возможно ус­тановить, какой детали она ранее принадлежала. Принад­лежность установленной детали той или иной марке или модели транспортного средства определяется на основа­нии справочных данных. Основанием для вывода о том, что задержанное транспортное средство скрылось с места происшествия, является отсутствие на нем найденной на месте происшествия детали или части. Для установления 186


принадлежности отделившейся части транспортному средству проводится трасологическое исследование сле­дов излома или следов-отображений на отделившейся детали и транспортном средстве.

При движении транспортных средств на дороге проис­ходят различные материально-фиксированные измене­ния, по которым возможно судить о направлении движе­ния транспорта. Определение направления движения про­изводится по признакам в следах колес и по другим признакам на дороге.

Рисунок протектора шин повышенной проходимости состоит из грунтозацепов, сходящихся под углом посере­дине беговой дорожки. На правильно установленной ши­не этот угол раскрыт в сторону движения.

При пробуксировке колес выброс грунта из-под них происходит в сторону, противоположную движению. Глу­бина следа при этом уменьшается в сторону движения.

В сторону направления движения обращены отпечат­ки колес при переезде через лужи, стебли кустарника или травы, смятые колесами, концы переломанных при пере­езде колесом веток, пологие стороны уступов на дне объемных следов, сужения пятен от падающих капель масла.

Следы, обнаруженные на месте происшествия, фик­сируются в протоколе дорожно-транспортного происше­ствия. При их описании указываются: характер дорож­ного покрытия, вид следа, ширина колеи и взаимное расположение следов, рисунок протектора, наличие, фор­ма и размеры отобразившихся дефектов шин, а также расположение следов неходовой части и их признаки. Протокол дорожно-транспортного происшествия обяза­тельно дополняется планом-схемой, на котором указыва­ется расположение обнаруженных следов.

Фотографирование следов транспортных средств яв­ляется составной частью фотографирования места проис­шествия или транспортного средства. На узловых сним­ках необходимо запечатлеть признаки, позволяющие су­дить о маневре и других особенностях движения. На детальных фотоснимках фиксируются отдельные следы, отображающие общие и частные идентификационные признаки. При детальной съемке следов колес необходи­мо выбирать такие участки, где наиболее полно и четко отобразилась беговая часть при полном обороте колеса. В целях избежания перспективных искажений съемку сле­дует производить методом линейной панорамы. 187


Для изъятия в целях экспертного исследования выби­раются участки следов колес, где наиболее полно и четко отобразились частные идентификационные признаки. По­верхностные следы фиксируются методом фотографиро­вания, с объемных следов после их фотографирования изготовляются гипсовые слепки.

§ 6. Иные следы — объекты трасологического исследования

Следы животных в криминалистической практике встречаются при использовании животных в преступных целях в качестве гужевого или вьючного транспорта либо в случаях, когда животные являются предметами хище­ния. Чаще всего объектами трасологического исследова­ния являются следы лошади.

При движении лошади ее копыта оставляют следы, по которым возможно определить направление движения, аллюр (шаг, рысь, галоп), постановку передних и задних ног, а также установить, была ли лошадь подкована и на какие ноги. По отдельным следам копыт возможно оп­ределить групповую принадлежность и индивидуальное тождество лошади.

Копыто состоит из роговой подошвы, которая спере­ди ограничена роговой стенкой, а сзади — роговой стрел­кой. В следах копыт отображаются следующие признаки: величина и форма копыта (широкое, узкое), форма подо­швы (плоская, вогнутая), форма нижнего края роговой стенки и стрелки, а также частные признаки деформации копыта.

В следах кованых копыт отображаются: общая форма подковы, ее размеры, количество и форма шипов, форма гвоздевых дорожек, число гвоздевых отверстий и находя­щихся в них гвоздей, расположение шляпок гвоздей, а также признаки деформации, возникшие при изготовле­нии, установке и эксплуатации подковы.

Следы животных бывают объемными и поверхност­ными, фиксируются и изымаются они так же, как следы ног человека.

Следы зубов человека остаются на продуктах питания, окурках, жевательной резинке, на теле и одежде человека. Строение зубного аппарата и внешнее строение зубов индивидуально и поэтому по следам зубов возможна индивидуальная идентификация личности. Характер


и расположение следов укуса могут способствовать уста­новлению обстоятельств, связанных с их образованием.

Идентификационными признаками, которые ото­бражаются в следах зубов, являются: характер прикуса челюстей, который бывает прямым, верхним и нижним; форма и размеры челюстной дуги; относительное рас­положение зубов в челюстной дуге; величина зубов и рас­стояний между ними; отсутствие зубов; признаки заболе­ваний, санации и протезирования.

Фиксация следов зубов на теле человека производится путем их фотографирования. Следы на предметах пита­ния и других предметах изымаются непосредственно с этими предметами с принятием мер, предохраняющих их от повреждения при транспортировке и хранении.

Сравнительными образцами для трасологического идентификационного исследования служат эксперимен­тальные следы на зубопротезной массе, получаемые экс­пертом или специалистом-дантистом.

§ 7. Трасологическое исследование

Трасологическое исследование начинается с момента обнаружения следов на месте происшествия. Предвари­тельное исследование следов производится следователем. Для участия в нем рекомендуется приглашать специали­ста-криминалиста, который оказывает существенную по­мощь следователю не только в обнаружении и фиксации следов, но и в правильной оценке отобразившихся в них признаков.

Результаты предварительного трасологического ис­следования позволяют сделать следователю умозаключе­ния об особенностях механизма образования следов, вы­двинуть и проверить следственные версии об обстоятель­ствах совершения преступления. Поскольку результаты такого исследования носят предварительный характер, они доказательствами по делу не являются. В соответ­ствии со ст. 182 УПК «...в протоколе описываются все действия следователя, а равно все обнаруженное при осмотре и освидетельствовании в той последовательнос­ти, как производился осмотр, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра...» Таким образом, следователь не вправе фиксировать свои умоза­ключения в отношении следов в протоколе. При их опи­сании он должен зафиксировать их параметры, которые 189


могли бы быть проанализированы по протоколу судом, на основании чего суд мог бы сделать достоверные выво­ды об обстоятельствах, связанных с оставлением следов на месте происшествия.

При фиксации следов в протоколе должно быть от­ражено следующее: 1) вид обнаруженных следов; 2) рас­положение следов на месте происшествия относительно предметов обстановки места происшествия; 3) располо­жение следов на следовоспринимающем объекте; 4) вза­имное расположение следов; 5) цвет, консистенция, струк­тура, запах следообразующего вещества; 6) размеры сле­дов и их частей (длина, ширина, глубина); 7) форма следов и их частей; 8) частные идентификационные при­знаки, отобразившиеся в следе.

Если по делу требуется заключение эксперта, которое является доказательством по делу, следователь назначает трасологическую экспертизу. Экспертиза как самостоя­тельное процессуальное действие может быть проведена для исследования следов непосредственно на месте про­исшествия или, что бывает чаще, в лабораторных услови­ях.

Вопросы, разрешаемые трасологической эксперти­зой, могут быть объединены в следующие три группы:

1) вопросы, касающиеся механизма образования следов;

2) вопросы, связанные с установлением групповой при­
надлежности следообразующего объекта; 3) вопросы,
связанные с индивидуальной идентификацией конкретно­
го объекта, которым был оставлен след.

Механизм следообразования нередко является само­стоятельной задачей исследования, но чаще решение свя­занных с ним вопросов является необходимой предпо­сылкой для установления групповой принадлежности и индивидуальной идентификации.

Установление групповой принадлежности также мо­жет быть самостоятельной задачей экспертизы. Такая необходимость возникает, когда вопрос о типе и виде оставившего след предмета не может быть решен пред­варительным исследованием на месте происшествия. В индивидуально-идентификационной трасологической экспертизе решению вопроса о тождестве обязательно предшествует установление групповой принадлежности следообразующего объекта.

К объектам трасологической экспертизы относятся следы, их копии и предполагаемые следообразующие объекты.


В постановлении о назначении трасологической экс­пертизы должно быть указано, какие объекты направле­ны, их количество, способ и время изъятия, время и ус­ловия хранения до направления на экспертизу. В рас­поряжение эксперта рекомендуется также представить протокол осмотра места происшествия и протокол полу­чения образцов для сравнения, планы, схемы и фотосним­ки места происшествия и следов.

Убедившись в процессе экспертного осмотра в том, что объекты соответствуют описанию их в постановле­нии, эксперт приступает к раздельному их исследованию.

Сначала изучаются исследуемые следы. Основной за­дачей раздельного исследования следа является определе­ние его пригодности для идентификации (если этот воп­рос не удалось решить при экспертном осмотре объектов) и выявление отобразившегося в следе комплекса иден­тификационных признаков.

Оценка идентификационного значения отобразивших­ся признаков осуществляется с учетом классификацион­ной характеристики и механизма образования следа.

Если перед экспертизой не стоит задача индивидуаль­ной идентификации, то процесс исследования заканчива­ется на этом этапе выводами эксперта о механизме об­разования следа и о групповой принадлежности пред­мета, оставившего след.

При индивидуально-идентификационной трасологи­ческой экспертизе дальнейшему раздельному исследова­нию подлежит предполагаемый следообразующий объ­ект. Исследуя его, эксперт определяет участок контактной поверхности, образовавшей след, выясняет, насколько она изменилась с момента следообразования, и решает, какие именно признаки общего и частного характера должны были отобразиться в следе.

Если для сравнения представлен не предмет, а об­разованный им экспериментальный след, то эксперт при раздельном исследовании определяет, насколько полно отобразились в нем идентификационные признаки и при­годен ли он для сравнительного исследования.

Сравнительное исследование является основой трасо­логической идентификации. Оно заключается в установ­лении соответствия имеющихся на контактной поверх­ности следообразующего предмета идентификационных признаков их отображениям в следе.

Сравнительное исследование возможно лишь при ус­ловии сопоставимости сравниваемых объектов, поэтому


для сравнения с представленным на исследовании следом должен быть взят экспериментальный след, полученный в тех же условиях, что и исследуемый.

При экспериментальном оставлении следов в лабора­тории эксперт учитывает механизм следообразования, выявленные им при раздельном исследовании: характер следовоспринимающей поверхности, классификационную характеристику следа, силу и направление воздействия, положение проверяемого предмета относительно следо­воспринимающей поверхности.

Для сравнения со следами, представленными в виде объемных слепков, берутся непосредственно проверяе­мые объекты.

Сравнительное исследование проводится с использо­ванием таких технических приемов, как сопоставление, наложение и совмещение. Сравниваться при этом могут непосредственно исследуемый и экспериментальный сле­ды либо их оптические или фотографические изображе­ния. Здесь находят применение сравнительные микроско­пы различных конструкций.

Сопоставление заключается в том, что два сравнива­емых объекта помещают в одном поле зрения, и иден­тификационные признаки в них последовательно изу­чаются, в том числе путем сравнения.

Наложение состоит в одновременном изучении изо­бражений двух сравниваемых объектов, наложенных од­но на другое, путем их анализа на просвет.

Совмещение является основным техническим приемом для сравнения динамических следов, как поверхностных, так и объемных. Совмещение — это расположение срав­ниваемых изображений таким образом, чтобы трассы экспериментального следа могли рассматриваться как продолжение трасс исследуемого следа.

Результаты сравнительного исследования служат ос­нованием для экспертного вывода о тождестве. В зависи­мости от количественной и качественной характеристики совпадений и различий в общих и частных признаках может быть сделан положительный или отрицательный вывод о тождестве в категорической или вероятной фор­ме.

Весь ход и результаты трасологической экспертизы отражаются в заключении эксперта. На прилагаемой к нему фототаблице помещаются фотоснимки общего вида исследуемых объектов и снимки, иллюстрирующие совпадения идентификационных признаков.


Глава XI. СУДЕБНАЯ БАЛЛИСТИКА

§ 1. Понятие судебной баллистики. Объекты судебно-баллистического исследования

Преступления, совершаемые с применением огнест­рельного оружия, относятся к наиболее тяжким. В процессе расследования уголовных дел данной категории возникает немало обстоятельств, уяснение которых требует специаль­ных познаний. По действующему уголовному закону сам факт противоправного приобретения и хранения огнест­рельного оружия и боеприпасов является уголовно наказуе­мым (ст. 218 УК). В связи с этим определение принадлеж­ности обнаруживаемых предметов к разряду огнестрельно­го оружия или боеприпасов должно быть подтверждено заключением экспертизы. Как правило, комплекс специаль­ных исследований требуется для установления таких обсто­ятельств выстрела, как направление, дистанция, взаиморас­положение оружия и потерпевшего и др.

В формировании специальных судебно-баллистичес-ких познаний существенную роль играют научные поло­жения общей баллистики. Однако специфика следствен­но-судебных задач обусловила необходимость разработки ряда специальных рекомендаций на базе криминалисти­ческой методологии и с учетом данных таких наук, как химия, физика, математика. Судебная баллистика тесно связана с трасологией, судебной медициной.

Как отрасль криминалистической техники судебная баллистика представляет собой систему научно-техничес­ких средств и методов обнаружения, фиксации, изъятия и исследования соответствующих объектов с целью оп­ределения их групповой (видовой) принадлежности, ин­дивидуальной идентификации, а также установления фак­та и обстоятельств выстрела.

Объектами судебно-баллистического исследования яв­ляются огнестрельное оружие, отдельные его части, заго­товки деталей оружия, различные стреляющие устройст­ва; боеприпасы; инструменты и различные материалы, используемые для изготовления деталей оружия и бое­припасов; предметы с пробоинами от снарядов и с от­ложившимися на них продуктами, сопутствующими выс­трелу (продуктами сгорания капсюльного состава, поро­ха, наблюдающиеся в виде копоти, отдельных


несгоревших зерен пороха или частиц металла, отделив­шихся от деталей оружия и боеприпасов). Кроме того, объектами такого исследования могут быть предметы, в которых хранились оружие или боеприпасы.

В криминалистической практике встречаются различ­ные виды огнестрельного оружия и боеприпасов, изготов­ленные не только заводским, но и кустарным и самодель­ным способами.

Кустарное — это оружие, изготовленное в условиях кустарных мастерских без соблюдения стандартов, как правило, небольшими партиями. Например, одноствольные охотничьи ружья устаревших конструкций. Получило некото­рое распространение атипичное оружие кустарного изготовле­ния, т. е. оружие нестандартной конструкции, замаскирован­ное под какие-нибудь бытовые предметы: авторучки, трости, зонты и т. п. Самодельное оружие изготавливается в основ-ном из подручных материалов иногда с частичным использо­ванием деталей заводского оружия или каких-либо устройств.

Криминалистические критерии отнесения предметов к огнестрельному оружию несколько отличаются от во­енно-технических. Помимо общего признака — целевое назначение, понятие огнестрельного оружия должно включать в себя и ряд специальных признаков, оценива­емых в совокупности: а) использование энергии газов взрывчатого вещества (пороха или его заменителей) для метания снаряда; б) наличие ствола для придания направ­ления движению снаряда; в) наличие устройства для вос­пламенения заряда; г) достаточное поражающее действие снаряда; д) достаточная прочность конструкции.

Последние два признака должны получить количест­венное выражение. Так, конструкция оружия должна обеспечивать возможность производства более одного выстрела. Научным критерием оценки поражающего дей­ствия снаряда (убойной силы) служит минимальная удельная кинетическая энергия, равная 0,05 кгм/мм2 (для снарядов сферической формы, для остроконечных — она может иметь меньший предел). Этот показатель соответ­ствует примерно 1,1—3,0 кгс. м начальной кинетической энергии снарядов разных калибров (военно-технические критерии убойной силы составляют 8 кгс. м).

Для правильной квалифиции действий виновного воз­никает необходимость определения групповой принад­лежности оружия. С этой целью установленные признаки предмета сопоставляются с классификационными при­знаками, положенными в основу научных классификаций


различных видов оружия. В практике нередко возникают затруднения при исследовании так называемых обрезов — особого вида боевого криминального оружия. Важно поль­зоваться научными критериями разграничения обрезов и тех видов оружия, из которых они изготовлены. В основу этих критериев закладывается тот факт, что после опреде­ленных действий наступает существенная утрата баллисти­ческих свойств и эксплуатационных качеств одного вида оружия и появляются иные технико-конструктивные при­знаки качественно нового огнестрельного оружия. В отно­шении охотничьих ружей, из которых часто делаются обрезы, пределом укорочения ствола ружья любого калиб­ра (в том числе и спортивного) является 500 мм остаточной длины, включая патронник (часть ствола, где помещается патрон). Оружие с меньшей длиной ствола является обре­зом.

Понятие боеприпасов рассматривается в широком и уз­ком смысле слова. В быту и специальной литературе к боеприпасам часто относят все компоненты снаряжения, включая порох, дробь, пыжи и т. п. В узком смысле слова под это понятие подпадают только такие предметы, за незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовле­ние, сбыт и хищение которых наступает уголовная ответ­ственность (ст. ст. 218, 2181 УК). В этом смысле боеприпа­сы — предметы одноразового использования, предназна­ченные для поражения объекта путем выстрела или взрыва.

При отнесении предметов к боеприпасам в уголов­но-правовом отношении аналогично с огнестрельным оружием реально должно оцениваться и их поражающее действие с учетом конкретных условий производства выс­трела или взрыва на месте происшествия.

Встречающиеся в криминалистической практике бое­припасы можно разделить на два класса: взрывного дей­ствия и стрелковые. В первый класс включаются различ­ные виды гранат, мины, как правило, заводского изготов­ления, а также самодельные взрывные устройства, в которых в большинстве случаев используются пороха охотничьих патронов. Боеприпасы второго класса — это патроны к стрелковому огнестрельному оружию.

Патроны (рис. 15) к современному огнестрельному оружию являются унитарными, т. е. все их элементы размещены в одной детали, называемой гильзой.

Гильзы для нарезного оружия изготавливаются из металла (латунь, сталь, покрытая томпаком или лаком, красная медь и др.). Для охотничьих ружей, кроме метал-

7* 195


лических (латунь), изготавливаются комбинированные гильзы, у которых основание металлическое (сталь), а корпус бумажный или пластмассовый. По форме гиль­зы бывают цилиндрические, бутылочные, конические, по устройству донной части — закраинные, беззакраинные с кольцевой проточкой.

Рис. 15. Наименование основных частей патронов:

А, Б — центрального боя, В — кольцевого воспламенения

Нарезного оружия (А):

1 — корпус гильзы; 2 — кольцевая проточка;

3 — фланец; 4 — капсюль; 5 — дульце; 6 — скат;

7 — метательный заряд; 8 — сердечник пули;

9 — оболочка пули; 10 — канавка

Гладкоствольного оружия (Б):

1 — корпус гильзы;

2 — основание гильзы; 3 — фланец; 4 — капсюль;

 

5 — пыжи (войлочный и полимерный с концентратором);

6 — прокладки; 7 — метательный заряд; 8 — дробовой заряд;
9 — закатка «звездочка»

Кольцевого воспламенения (В):

1 — корпус гильзы;

2 — кармашек; 3 — фланец; 4 — прессованный порох;

5 — метательный заряд; б — пуля; 7 — 8 — накатка и канавка

Капсюль — воспламенитель патрона центрального боя, обычно состоит из воспламенительного состава, на­ковальни и колпачка (капсюли типа «Боксер», «Жевело»).


Капсюли без наковальни (типа «Бердан» или ЦБО) при­меняются в гильзах, имеющих наковальню в капсюльном гнезде.

Порох. В качестве метательного заряда в патронах используются пороха. Они разделяются на два класса: механические смеси (дымный и др.) и коллоидные, или бездымные. Бездымные пороха различаются по форме и цвету. В практике вместо пороха иногда применяются другие вещества, например зажигательная масса спичеч­ных головок.

Снаряд. Метаемым элементом патронов являются пу­ли, дробь или картечь. Первым типом пули являлся свинцовый шарик, до сих пор применяющийся в патронах к гладкоствольному охотничьему оружию. Кроме шаро­видных в этих патронах используются стреловидные, турбинные, турбостреловидные пули (рис. 15а). В патро­нах к нарезному оружию применяются пули безоболочеч-ные, оболочечные, полуоболочечные, с отверстием в го­ловной части. По форме различаются пули: остроконеч­ные, цилиндро-сферические, оживальные (тупоконечные) и с плоским кончиком.

Рис. 15-а. Некоторые виды пуль к охотничьим патронам

Оболочечные и полуоболочечные пули имеют сердеч­ник, изготовляемый из свинцового сплава, стали или пластмассы. В военных целях используются обычно обо­лочечные пули, в число которых входят пули специаль­ного назначения: бронебойные, трассирующие, бронебой-но-зажигательные и др. Эти пули на головной части имеют опознавательную маркировку.

Дробь для охотничьих патронов бывает твердая и мягкая в зависимости от количества примесей, картечь только мягкая. Дробь различается по номерам с разницей 0,25 мм по диаметру от № 11 до № 1, потом «нулевки» — 0, 00, 000, 0000. Самая мелкая — 1,5 мм, крупная — 5 мм.. Картечь различается по диаметру от 5,25 до 10,00 мм. Существует 17 групп картечи различного диаметра.

В послевоенные годы для уменьшения свинцевания канала ствола и предупреждения отравления дичи твер-


дую дробь стали покрывать гальваническим способом тонким слоем меди, никеля или хрома.

Для снаряжения охотничьих патронов применяются также пыжи и прокладки. Пыжи (основные и добавочные) изготавливаются из войлока, древесноволокнистых плит, оклеенных бумагой. Эти пыжи, как правило, осаливают­ся. Кроме указанных, еще бывают полиэтиленовые пыжи с концентраторами для размещения дроби и без них. Прокладки чаще всего изготавливаются из картона.

§ 2. Механизм образования следов выстрела

Выстрел представляет собой сложный физико-хими­ческий процесс, в основе которого лежит воспламенение порохового заряда, возникновение высокого давления об­разующихся при этом газов и превращение энергии поро­ховых газов в кинетическую энергию снаряда. Взаимо­действие частей оружия с патроном, а затем летящего снаряда с преградой приводит к изменению первоначаль­ного состояния объектов, т. е. к образованию следов, прочтение и оценка которых позволяют решать ряд воп­росов.

Механизм образования следов на гильзах и пулях обусловлен конструкцией и качественным состоянием оружия, а также патронов и их принадлежностью к дан­ному оружию (штатные патроны, патроны-заменители).

Рассмотрим механизм образования следов на этих объектах применительно к выстрелу из автоматического пистолета.

Следы на гильзах. Это группы следов, представляю­щие собой динамические или статические отображения микронеровностей поверхности различных частей и дета­лей (рис. 16) оружия: магазина (1); затвора (2), передняя поверхность которого — патронный упор — контактиру­ет с донной частью гильзы; выбрасывателя (3) и бойка (4), вмонтированных в затвор; отражателя (5 — выступ детали ударно-спускового механизма); рамки пистолета или окна кожуха (нередко это часть единой детали вместе с затвором); патронника (6 — казенная часть ствола, где размещается патрон перед выстрелом).

На гильзах различаются следы (рис. 17), образующиеся:

а) при заряжании — от загибов магазина, нижней поверхности затвора, патронника, переднего среза затво-


ра (подавателя) и зацепа выбрасывателя (15 соответ­ственно);

б) в момент выстрела — от бойка, патронного упора,
стенок патронника и др. (6—9 соответственно);

в) при выбрасывании — от зуба выбрасывателя, пат­
ронника, отражателя и др. (5, 8—9, 10).

Рис. 16. Положение частей пистолета перед выстрелом (А)

и после выстрела (Б): 1 — магазин; 2 — затвор; 3 — выбрасыватель;

4 — боек; 5 — отражатель; 6 — патронник

Для решения практических задач интерес представля­ют следы бойка, патронного упора, выбрасывателя, от­ражателя, при достаточной выраженности и следы до-сылателя и патронника. Остальные следы, как правило, малоинформативны. Следует помнить, что в силу слож­ности процесса выстрела неизбежна вариационность в об-


разовании следов от некоторых деталей, например от­ражателя. Это означает, что на разных гильзах, выс­треленных из одного оружия, степень выраженности од­них и тех же следов может не совпадать. Это не должно рассматриваться как основание для отрицательного вы­вода о тождестве. Для достоверного вывода должен быть изучен весь комплекс следов.

Следы на пулях. Картина следов на пуле в значительной мере определяется конструкцией ствола оружия. В стволе заводского изготовления имеется патронник, по форме и размерам соответствующий гильзе штатного патрона, и канал. В некоторых моделях оружия патронники выполне­ны отдельно от стволов: у винтовок, карабинов — в стволь­ной коробке, револьверов — в барабане. Участок ствола с патронником называется казенной частью, противополож­ный — дульной. В нарезном оружии канал имеет углубле­ния — нарезы, выполненные винтообразно с правым или левым наклоном. В нарезах необходимо различать: дно и грани. Из двух граней одна называется ведущей или боевой, другая — ведомой или холостой. Участки поверх­ности между нарезами принято называть полями. Калибр оружия — это диаметр канала, измеряемый (с точностью до 0,01 мм) между полями. Наиболее распространено оружие калибров 5.45, 5.6, 6.35, 7.62, 7.63, 7.65, 9 и 11.43 мм. Из гладкоствольных распространены больше ружья 12,16, 20, 24, 32 калибра (это условные обозначения, соответствующие

Рис. 17. Схема следов частей оружия

на стреляных гильзах (пояснения см. по тексту)

количеству шаровых пуль, равных диаметру канала ствола, которые можно отлить из фунта — 485,5 г свинца).


В механизме образования следов на пуле существен­ное значение имеет часть ствола, называемая пульным входом — это переходный участок от патронника к нарез­ной части.

Анализ следов на пулях позволяет выделить три этапа в механизме образования следов выстрела на пулях: а) этап вхождения пули в пульный вход; б) врезания оболоч­ки пули в нарезы; в) поступательно-вращательного про­движения пули по каналу ствола.

Первое контактирование пули с пульным входом при­ходится на границу цилиндрической ее поверхности с го­ловной частью. Если оболочку пули развернуть в плос­кость, можно проследить уровень начала следов относи­тельно дна пули. Конфигурация линии начала всех следов на пулях, выстреленных даже из одного оружия, различ­на, что обусловлено неравномерностью давления газов или сжатия пули в гильзе.

Рис. 18. Схемы следов на пуле, выстреленной из нарезного оружия: 1 — первичные; 2 — вторичные следы канала ствола;

а) приемы измерения ширины полей и угла наклона нарезов;

б) разновидности первичных следов на пуле
(пунктир — линия начала следов)

Поскольку фактический диаметр пуль штатных патро­нов несколько больше внутреннего диаметра канала ствола, пуля под действием газов своей оболочкой вреза­ется в нарезы. Начало нарезов в стволе пуля встречает своей ведущей (цилиндрической) частью, здесь ее движе­ние почти прямолинейно, поэтому следы-трассы от гра­ней нарезов и неровностей пульного входа идут парал­лельно оси пули. Это — первичные следы. Они располага­ются на участках около следов от холостой грани. Размеры этих участков различны (рис. 18 6-1).


После того как пуля своей оболочкой войдет в нарезы, ее движение по каналу ствола становится поступатель­но-вращательным. На ее поверхности отображаются сле­ды от полей нарезов и их граней. Это — вторичные следы. Они частично перекрывают первичные (рис. 18 б-2).

При исследовании выстреленной пули учитываются размерные данные не только самой пули, но также шири­ны полей нарезов, их глубины и угла наклона (рис. 18а). Обращается внимание также на поперечный профиль на­резов.

Степень выраженности указанных выше следов, их количество и размерные данные — все это общие призна­ки следов на пулях. Частные, индивидуализирующие при­знаки заключены в микротрассах, в их взаиморасположе­нии по отношению к следам граней нарезов. По общим признакам в следах на пуле определяется модель или более узкая группа оружия, из которого выстрелена дан­ная пуля; по частным — конкретный его экземпляр.

Выстреленные пули и следы на них имеют большое практическое значение. Устойчивость следов на пулях, если оценивать ее усредненно, достаточно высока. Для оболочечных пуль при нормальных условиях выстрела она практически не ограничена. Более внимательного отношения в этом плане требуют свинцовые снаряды.

Следы на дроби (картечи). Практика последних лет знает немало примеров успешной идентификации глад­коствольных ружей по следам не только на пулях, но и на дроби. Дробь (картечь) — множественный снаряд, изго­товленный из легко деформирующегося свинцового спла­ва, поэтому работа с такими обьектами требует осторож­ности и навыков.

На дроби, выстреленной из гладкоствольного ружья, отображается в основном два вида следов: статические — от взаимодействия дробин между собой и динамичес­кие — от внутренней поверхности канала ствола.

Статические следы, или контактные пятна, имеют вид круглых вмятин. Они образуются в результате сжатия дробин под действием пороховых газов, когда гильза еще не раскрылась. На дробинах можно обнаружить два или четыре таких следа. Две вмятины образуются у дробин, находившихся в верхнем и нижнем рядах в гильзе. Ино­гда такая вмятина предстает как бы сдвоенной за счет повторного сжатия дроби уже в канале ствола. На дроби­нах нижнего ряда можно наблюдать следы — отпечатки материала пыжа. 202


-; Динамические следы, или следы канала ствола, об­наруживаются только на дробинах, располагавшихся во внешних рядах дробового заряда. На шарообразном теле дробины эти следы выглядят как притертости овальной формы со следами-трассами поперек длинной оси овала. Участок поверхности дробины с этим следом в профиль­ном сечении по длиннику — выпуклость, формирующая­ся за счет взаимодействия с вогнутой поверхностью кана­ла ствола. Общий размер следа зависит от размера дро­бины — он тем больше, чем больше дробь (рис. 19).

Следы канала ствола на дроби в определенных преде­лах устойчивы (рис. 20). Значимость таких следов чрез­вычайно высока, так как идентификация охотничьего ружья по другим компонентам патрона невозможна, а ги­льзы большинства моделей охотничьих ружей автомати­чески не выбрасываются, т. е. остаются в оружии.


Рис. 19. Схема следов на дроби, выстреленной из гладкоствольного ружья:

а) контактные пятна,

б) следы стенок канала
ствола ружья

Большое значение в криминалистической практике имеет вопрос и о механизме огнестрельных повреждений, что связано с динамикой газопороховой струи.

Специальными научными исследованиями с помощью высокоскоростной фотосъемки удалось установить по­следовательность элементов динамической системы: воа-дух—пороховые газы—снаряд, так называемой промежу­точной баллистики. После взрыва капсюля возникает ударная волна, которая у дульного среза оружия прини­мает сферическую форму и быстро достигает скорости звука. Затем вырывается часть пороховых газов, опере­дивших пулю, которые создают свою ударную волну. За первым облаком вылетает пуля, после чего истекает ос­новная часть газов. Имея большую скорость, газы снача­ла опережают пулю, достигают первое облако; передавая ему новый толчок энергии, создают третью ударную


волну. Пуля вскоре пролетает через облако и обгоняет воздушную волну.

Такова схема динамики газопороховой струи на неко­тором (до 100 см) расстоянии от дульного среза ствола оружия. Знание свойств «промежуточной баллистики» по­могает объяснить отдельные проявления выстрела на различных предметах и разработать научные методики решения криминалистических задач. Стало понятным, например, что именно результатом механического дейст­вия предпульного столба воздуха и прорвавшихся газов являются разрывы ткани и отсутствие на них следов самой пули.

Для правильного понимания механизма образования огнестрельных повреждений и отложения продуктов выс­трела необходимо иметь некоторое представление и о структуре самой струи. Основные ее черты — тур­булентность и осесимметричность. Это означает, что не­смотря на завихрения газовых облаков, возникающие под действием ударных волн и пули, струя имеет от­носительно устойчивую ось из несгоревших зерен пороха, различных частиц металла в газообразной среде. Эта структура струи проявляется в топографии отложения продуктов выстрела. Так, при перпендикулярном относи­тельно преграды положении ствола оружия копоть, зерна пороха и другие частицы откладываются вокруг пулевого отверстия, образуя (до определенных дистанций) цент­ральную и периферическую зоны.

Но на механизм отложения продуктов выстрела мо­гут оказать влияние и другие факторы: метеоусловия, наклон оружия к преграде, свойства материала преграды, а также состояние канала ствола оружия и боеприпасов. Например, сильный дождь как бы разбрасывает по мише­ни продукты выстрела и в то же время способствует увеличению степени интенсивности копоти. При наклоне оружия к преграде нарушается симметрия в топографии зон отложения продуктов выстрела — большее их коли­чество сосредоточивается в той стороне от пулевого от­верстия, куда отклонено оружие. В этом положении изме­няются и сами повреждения — их форма становится более вытянутой.

Таким образом, на преградах можно обнаружить сле­дующие последствия выстрела:

1. Механические повреждения: а) от снаряда (пули, дроби и т. п.); б) от предпульного столба воздуха и поро­ховых газов; в) от зерен пороха. 204


Рис. 20. Совмещение следов канала ствола охотничьего ружья: слева — на дробине №9(2 мм); справа — на экспериментальном образце (картечина — 8,5 мм)

2. Термические: обугливание, опаление, спекание, оп­
лавление.

3. Отложения продуктов выстрела наблюдаются в ви­
де: а) зон отложения копоти (металлов) или зерен пороха;
б) поясков обтирания (по краям пулевого отверстия) или
следов скольжения летящей под углом пули; в) в виде
пятен смазки, если канал ствола был смазан перед выс­
трелом.

Разные параметры указанных проявлений выстрела, зафиксированные с помощью различных научно-техни­ческих средств (размеры зон, степень интенсивности или концентрации продуктов в области повреждений и др.), являются признаками, совокупность которых позволяет решать различные криминалистические задачи.

В повреждениях от снарядов необходимо различать входные и выходные отверстия. Они отличаются формой, размером, наличием (или отсутствием) продуктов выс­трела вокруг них. Форма этих повреждений обусловлена рядом факторов, но наиболее часто она напоминает фор­му снаряда. Так как снаряд при встрече с преградой имеет большую скорость, нежели после прохождения через нее,


то вначале он выбивает часть материала преграды, тол­кает ее вперед по направлению выстрела. В результате этого у входных отверстий после сведения их краев, как правило, отмечается отсутствие части ткани («минус тка­ни»). От плотного контакта снаряда с материалом пре­грады при входе остается поясок обтирания, диаметр ко­торого близок диаметру снаряда. (Поясок обтирания мо­жет отсутствовать, если выстрел был произведен во время дождя.) В области входных отверстий обнаружива­ются основные продукты выстрела. В отдельных случаях при контакте оружия с объектом топография продуктов выстрела воспроизводит форму дульного среза оружия («штанцмарка»).

Выходные повреждения обычно больше по размеру, края их вывернуты наружу. На выходе продукты выс­трела, как правило, отсутствуют, лишь иногда с внутрен­ней стороны объекта обнаруживаются металлы, входя­щие в состав снаряда.

Огнестрельные повреждения могут быть проникающи­ми или касательными, сквозными или слепыми. В резуль­тате проникновения снаряда в объемный предмет образу­ется пулевой (раневой) канал.

В специальной литературе повреждения от снарядов называются основными, а все остальные — дополнитель­ными следами выстрела.

§ 3. Осмотр огнестрельного оружия и следов выстрела

Обнаружение и изъятие объектов судебно-баллисти-ческого исследования может иметь место при проведении различных следственных действий, например при обыске, выемке, успех которых в определенной мере зависит от знания уловок преступников по сокрытию оружия и бое­припасов. Но основным следственным действием по об­наружению доказательств применения огнестрельного оружия является осмотр места происшествия.

Такой осмотр рекомендуется производить с участием специалиста в области судебной баллистики. Перед выез­дом на место происшествия должны быть приняты меры по его охране и предотвращению похищения оружия, нахождение которого там не исключается.

Если осмотру подлежит открытая местность, то в протоколе должны быть отражены сведения о метеоус-


ловиях (влажность, температура, дождь, ветер, его сила и направление).

В ходе осмотра места происшествия надо стараться найти исходные данные для решения вопросов: а) дейст­вительно ли было применено огнестрельное оружие; б) какое оружие и боеприпасы были применены; в) какие объекты несут на себе следы выстрела; г) направление и дистанция выстрела; д) вероятное место нахождения стрелявшего; е) исключается ли факт самоубийства; ж) при каких обстоятельствах произошел выстрел, не был ли он результатом падения оружия, ударов (выстрел без нажатия на спусковой крючок).

Осмотр и изъятие оружия. При обнаружении огнест­рельного оружия оно прежде всего фотографируется по правилам узловой и детальной фотосъемки с масштаб­ной линейкой. На фотоснимке должны быть зафиксиро­ваны не только вид оружия и место его обнаружения, но и положение отдельных его частей: ствола, курка, затво­ра, предохранителя и др. Тут же осматривается поверх­ность всех окружающих предметов, пола, грунта с целью обнаружения следов удара оружием или его падения. С этой целью осматриваются выступающие детали ору­жия. Затем определяются расстояния от оружия до двух постоянных ориентиров на местности и до рук трупа.

При осмотре оружия следует помнить о мерах предо­сторожности: не касаться спускового крючка, держать оружие стволом вверх, не ронять. Осмотр оружия произ­водить в резиновых перчатках, беря его за те места, где обнаружение пальцевых отпечатков маловероятно. Нель­зя вводить какие-либо предметы в ствол оружия. Нельзя браться также за дульный срез, поскольку там могут быть брызги крови, частички клеточного материала.

Для осмотра оружия его кладут на чистую бумагу. В протоколе делается запись о месте нахождения ка­ких-либо посторонних объектов — отпечатков пальцев, волос и т. п. Те из них, которые представляют интерес для следствия и могут быть утрачены, переносятся в спе­циальные емкости или пакеты. Из оружия извлекаются магазин (фиксируется количество патронов в нем и их маркировочные обозначения) и патрон из патронника. У охотничьего ружья отделяется ствол. Исключением из этого правила служит револьвер — его каморы не осво­бождаются ни от стреляных гильз, ни от патронов. По маркировочным обозначениям фиксируют, какая камора (или патрон) находится напротив ствола, и делают запись


последовательного расположения в каморах гильз и пат­ронов.

После разрядки оружия устанавливаются его марки­ровочные обозначения, отдельные конструктивные осо­бенности. Чистка ствола оружия, особенно охотничьего ружья, не всегда оправдывает себя, поскольку следова­тель на первых порах еще не знает, какие понадобится поставить вопросы перед экспертизой. После чистки, на­пример, теряется возможность определения вида снаряда, которым был произведен последний выстрел. Не следует чистить ружье, если должен решаться вопрос и о давности выстрела. С целью решения указанных и других вопросов стволы ружья должны быть закрыты бумажными колпач­ками, прикрепленными к стволу клейкой лентой. Достав­ка оружия для исследования на давность выстрела долж­на быть оперативной, так как успешное решение этого вопроса гарантировано только первые 5 суток.

Если обстоятельства вынуждают произвести чистку ствола, то делают это после осмотра сопряженных частей оружия. Канал ствола протирается марлевыми тампона­ми до трех раз, которые упаковываются раздельно. Ка­нал ствола затем смазывается нейтральным маслом.

Осмотр огнестрельных повреждений на трупе. В ходе осмотра могут быть установлены данные о модели при­мененного оружия, виде патрона, направлении и дистан­ции выстрела. Успех расследования конкретного события во многом зависит от объективного установления обсто­ятельств, при которых был произведен выстрел. В прото­коле осмотра должно быть зафиксировано, в какую часть тела пришелся выстрел, какие предметы одежды и в ка­кой последовательности, начиная с верхней, имеют по­вреждения, похожие на огнестрельные. Необходимо так­же отметить, застегнута ли одежда, плотно ли облегает тело в области огнестрельного повреждения, какие на­блюдаются загрязнения.

При осмотре следует прибегать к помощи лупы и электронно-оптического преобразователя (ЭОП) для об­наружения зерен пороха и копоти выстрела. Фиксируются следующие данные: расположение повреждений на пред­метах одежды и теле, их форма, размеры, состояние краев, зоны отложения продуктов выстрела (их располо­жение относительно повреждения, форма, размеры).

Факт обнаружения зерен пороха, копоти на первой преграде может свидетельствовать о близкой дистанции выстрела. Вид зерен пороха, специфичная топография


отложения копоти — о модели оружия. О направлении произведенного выстрела можно судить по месту рас­положения участков более интенсивного окопчения или отложения зерен пороха, по более интенсивному и широ­кому участку пояска обтирания, наличию следов сколь­жения пули.

Следует внимательно осмотреть пулевое отверстие: равномерная длина всех концов нитей ткани по краям отверстия — признак перпендикулярного расположения ствола оружия, при выстреле под углом на сторону вхож­дения пули будут указывать более короткие и ровные концы нитей ткани, а на противоположную — более длинные, неровные концы, а также надрывы ткани.

Аналогичные признаки можно наблюдать и на коже человека. Если входное отверстие находится на открытой части тела, необходимо, не раздевая труп, замерить рас­стояние от него до края одежды со стороны выстрела. Это позволит более объективно установить показатели зоны отложения продуктов выстрела для решения воп­роса о дистанции.

Необходимо обратить внимание на характер пятен, подтеков крови на одежде, теле и вокруг трупа. Это помогает определить положение тела в момент выстрела и относитель­ное время нахождения его в определенном положении.

При наличии признаков близкого выстрела, а также при обнаружении рядом с трупом оружия или приспособ­лений для спуска курка с кистей рук должны быть сделаны смывы. Для этого берется три ватных тампона одинаковой величины, смоченных в 7-процентном растворе азотной кислоты (или в спирте). Двумя тампонами протираются руки погибшего, а третий остается чистым для контроля. Все тампоны упаковываются раздельно в чистые емкости с соответствующими надписями. Исследование этих там­понов в лабораторных условиях поможет установить (или исключить) факт стрельбы самим погибшим.

Раздевать труп следует на ровной поверхности, рас­стелив для этого белую простыню. Нередко пуля, пробив тело человека, остается под одеждой, поэтому необходи­мо тщательно осмотреть последнюю, но во избежание изменения картины следов выстрела ни в коем случае не встряхивать ее. Участок с огнестрельным повреждением необходимо обшить снаружи и изнутри чистой белой тканью размером 25x25 см, а при выстрелах под углом к поверхности тела и более (при выстрелах из пистолета с дистанции, например 30 см и под углом 15°, зона копоти


обнаруживается на расстоянии 24—27 см от начала пуле­вого повреждения). При стрельбе под углом повреждение нередко имеет атипичную форму — напоминает разрыв острым предметом.

Осмотр пробоин. Морфологические характеристики пулевых пробоин в определенной мере обусловлены структурой и качественным состоянием материала пре­грады.

Для большинства объектов входные огнестрельные повреждения характеризуются относительно ровными краями, втянутыми внутрь, наличием пояска обтирания. Выходные отверстия обычно больше по размеру, края их неровные, вывернуты наружу.

Пулевые каналы по всей длине, как правило, одинако­вого диаметра, если пуля при встрече с преградой не получила деформации. Исключение составляют повреж­дения в стекле (и подобных материалах), которые имеют конусовидную форму, а также радиальные и концентри­ческие (дуговые) трещины вокруг отверстия. Внутренняя поверхность изломов стекла получает своеобразный вол­нистый рельеф в виде пучков трасс. Эти трассы в радиаль­ных трещинах расширяются в направлении полета пули, в концентрических — наоборот. Размеры отверстий в стекле больше калибра пуль. При выстрелах с близких дистанций и под углом происходят значительные разру­шения стекла. Осколки стекла (а также и других материа­лов) падают со стороны, противоположной выстрелу. Для транспортировки осколки стекла, составленные с уче­том их конфигурации, могут быть наклеены на лист белой бумаги или прозрачную пленку. Со стороны выстрела на стекле можно обнаружить копоть, изучение параметров зон которой позволит установить дистанцию выстрела. При значительных разрушениях стекла центр пулевого отверстия определяется путем продолжения радиальных линий, их точка пересечения укажет на искомый центр.

На форму пулевых повреждений в древесине оказыва­ет влияние степень влажности — ее увеличение ведет к сужению пробоин вплоть до щелевидных. В области выходных отверстий на дереве часто наблюдаются от-щепы в сторону выхода пули.

В протокол осмотра места происшествия заносится только фактическая информация. Сначала характеризует­ся простреленный предмет в целом, указывается, на ка­кой его стороне находится поврежде

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...