Глава XIII. Криминалистическое исследование письма
§ 1. Научные основы криминалистического исследования письма Письмо — один из способов фиксации речи. Определяющими особенностями его в отличие от устной речи и других способов фиксации (на магнитную ленту, например) являются закрепление на бумаге или ином материале и передача информации, содержания речи посредством символов, знаков, букв. В письме выделяются две стороны: смысловая (письменная речь) и техническая, или графическая (графика исполнения письма). Письменная речь — это содержание документа (понятийное наполнение) и языковые средства, которыми оно выражается. Почерк — система движений при выполнении письменных знаков. При исследовании письма анализу подвергается весь комплекс характеристик рукописного текста, то есть как смысловая, так и графическая стороны, хотя по ним решаются различные задачи: по письменной речи устанавливается автор документа, по почерку — его исполнитель. Возможность установления автора и исполнителя рукописного документа основывается на индивидуальности (неповторимости) и постоянстве (устойчивости) письменно-речевых и графических навыков каждого пишущего. Формирование и развитие этих навыков и проявление вовне основывающихся на них идентификационных признаков письма протекает в соответствии с психофизиологическим учением академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека. Навыки письма формируются под влиянием языковой среды, обучения, производственной, в том числе и письменной, практики, особенностей физических и психических черт личности индивидуума. В процессе овладения навыками письма от пишущего требуются сознательные, целенаправленные усилия в выборе лексических средств, в соблюдении грамматических и стилистических норм, правил правописания письменных знаков. В дальнейшем в результате длительной тренировки навыки письма становятся автоматизированны-
ми, внимание пишущего в основном сосредоточивается на содержании документа, а не на языковых и графических средствах его выражения. Автоматизированность навыка письма, связь его с высшей нервной деятельностью и мышлением человека лежат в основе индивидуальности и устойчивости письма во времени. Каждому пишущему свойствен особый, характерный для него навык письма. Индивидуальность письма проявляется в совокупности отражений степени грамотности, характера устойчивых грамматических ошибок, специфики словарного запаса (используемой лексики), манеры изложения мыслей на бумаге, особенностей начертания письменных знаков. Индивидуальность приобретаемых человеком в процессе обучения и практической деятельности навыков предопределяется неповторимостью комплекса физиологической, психической и анатомической структуры личности. Навык письма, будучи сформированным, становится, по выражению И. П. Павлова, «косным», трудноизменяемым, закрепляется в высшей нервной системе в виде своеобразного динамического стереотипа настолько прочно, что он не может быть произвольно, свободно изменен пишущим по первому желанию. Вместе с тем И. П. Павлов допускал наступление некоторых частичных изменений в навыковых действиях, объясняя их возможностью перехода с обычного динамического стереотипа на новый как реакцию на изменения окружающей среды. Однако, будучи менее устойчивыми в физиологическом отношении, новые нервные связи при возвращении к первоначальным внешним условиям уступают место старым, более прочным связям. На устойчивость проявления навыка письма в значительной степени влияет степень фиксации (автоматизации) стереотипа в высшей нервной системе. Чем выше эта степень фиксации, тем труднее проходит перестройка навыка, и, наоборот, чем слабее стереотип (или он еще окончательно не сложился), тем легче изменяются закрепленные им навыковые действия.
Автоматизированность письма проявляется до тех пор, пока оно выполняется в «нормальных» условиях, в которых формировался стереотип. Резкое однократное изменение условий (целевой установки письма, физических или психических перегрузок, преднамеренного искажения письменной речи или почерка) приводит к прекра- щению или значительному ослаблению автоматизированности выполнения письма, к выполнению его под усиленным контролем сознания. Однако ввиду кратковременности новых условий сложившаяся ранее манера письма не разрушается и установившиеся нервные связи лишь временно угнетаются. При возвращении к первоначальным («нормальным») условиям (письму без искусственного искажения) автоматизация навыка полностью восстанавливается. Научные положения о наслоении новых нервных связей на старые, длительном сохранении и возможности регенерации последних имеют практическое значение в криминалистической экспертизе письма. Явление сохранения старого стереотипа проявляется даже при попытках преднамеренного искажения особенностей письменной речи и почерка. Какой бы способ маскировки индивидуального письма при этом ни использовался, собственные навыки, закрепленные выработавшимся стереотипом, сохраняются, и некоторые из них отображаются в искаженном письме. Индивидуальность письма, постоянство проявлений в письме особенностей письменно-речевых и графических навыков позволяют использовать его в криминалистических целях — в целях идентификации личности автора и исполнителя документа. § 2. Идентификационные признаки письма В процессе исследования письма изучаются письменная речь, топография письма и почерк. Идентификационные признаки письма представляют собой проявляющиеся в этих элементах особенности письменно-речевых и графических навыков индивидуума. Письменная речь. В общественной, производственной, научной и иной деятельности письменная речь несет различную информативную нагрузку. Посредством ее фиксируются и передаются сообщения о фактах, событиях, явлениях, понятиях, идеях, то есть определенный смысл, конкретное содержание.
Вместе с тем, как и любое общественное явление, письменная речь имеет и свою форму, в которую облечено ее содержание, — языковые средства, материализующие содержащиеся в ней мысли в виде словарного состава, употребленного в определенных синтаксических конструкциях, в той или иной степени соответствующих нормам литературного языка. В основе криминалистического исследования письменной речи лежит определение особенностей письменно-речевых навыков. В силу отражения сложившихся в центральной нервной системе условно-рефлекторных связей эти навыковые особенности складываются в индивидуализирующую каждую личность совокупность и могут быть использованы в качестве идентификационных признаков в целях установления автора исследуемого документа. Эти признаки могут выглядеть в виде соответствия нормам, в пределах которых они формировались, в виде отдельных устойчивых отклонений от принятых норм, являющихся следствием слабого развития или отсутствия вообще навыка в определенных нормах. Идентификационными признаками письменной речи являются грамматические, лексические и стилистические особенности письма. Практически, однако, анализу признаков письменной речи предшествует ознакомление с содержанием документа. Содержание документа — не признак письменной речи, а сама письменная речь, смысл излагаемой информации. Содержание не имеет такой четкой индивидуальности, как языковые средства, которыми оно выражается. Вместе с тем в содержании документа может быть заложена такая фактическая информация, которая окажется полезной при проведении оперативно-розыскных мероприятий. При ознакомлении с содержанием анализируются: а) тема (основной смысл высказывания) и идейная б) сведения фактического характера, ссылки на источ
в) упоминания автора о самом себе. Грамматические признаки письма представляют собой особенности соблюдения или нарушения нормированного грамматического строя языка. Грамматические особенности языка проявляются в практике применения правил орфографии, синтаксиса и пунктуации. Усвоение грамматического строя языка происходит постепенно с раннего детства путем подражания речи взрослых, путем чтения (самообразования) и, наконец, путем изучения в школе нормативной грамматики. Однако под влиянием бытовой речи, а также в силу частичных изменений, вносимых время от времени в пра- вила правописания в целях их упорядочения и упрощения, в письме нередко формируются устойчивые отступления от грамматических норм. Лексические признаки — характерная для пишущего совокупность языковых средств и особенности использования их для выражения мыслей на бумаге. Такими языковыми средствами являются лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средства. Лексика рассматривается как словарный запас, совокупность слов, активно употребляемых автором. В качестве общей характеристики лексика автора исследуемого документа может быть определена как бедная или богатая. Вместе с тем в ней могут быть выявлены некие особенности, которые могут иметь значение идентификационных признаков. Такими особенностями могут быть: устаревшие слова, вышедшие из современного активного литературного употребления (архаизмы); новые слова, сравнительно недавно вошедшие в язык науки, техники и в другие сферы общения (неологизмы); слова, употребление которых характерно для лиц, объединенных по роду своей деятельности, профессии (профессионализмы); слова из тайного, «засекреченного» жаргона определенных социальных групп; слова, характерные для определенной территориальной единицы (диалектизмы). Фразеология — совокупность устойчивых сочетаний слов, обозначающих нечто единое по смыслу. Характер фразеологических оборотов позволяет оценить главным образом условия воспитания и уровень образования пишущего. Так, обороты типа «сломя голову», «ловить рыбу в мутной воде», «плясать под чужую дудку» и т. п. приемлемы для любого русского человека, а обороты «геркулесовы столпы», «лебединая песня», «сизифов труд» — типичны для начитанных лиц. Изобразительно-выразительные средства — это выражения, употребляемые в переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение) и так называемые стилистические фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы и другие речевые приемы).
Изобразительно-выразительные средства вводятся для усиления действенности речи, придания ей образности и силы. Создавая запоминающийся образ, они углубляют понимание основного, главного в описываемых событиях. Стилистические признаки — характерная для автора манера изложения мысли, заключающаяся в построении отдельных предложений и текста в целом, отборе лексики, употреблении изобразительно-выразительных средств языка в соответствии с функциональным назначением речи, функцией языка в той или иной сфере человеческой деятельности. Среди функциональных (жанровых) стилей выделяются научный, публицистический (газетно-жур-нальный), официально-документальный (канцелярский), производственно-технический, художественно-беллетристический и эпистолярный (бытовой) стили, специфика каждого из которых обусловливается целевой установкой документа, навыковыми особенностями автора в выражении мыслей в соответствии с его индивидуальными эмоциональными, психическими, профессиональными и иными привычками и наклонностями. В практике расследования преступлений исследования письменной речи производятся в целях установления автора документа. Процесс установления автора включает в себя неидентификационные исследования на первом этапе — определение предполагаемого облика и идентификационные исследования на втором этапе. Суждения об авторе могут быть высказаны в отношении его половой принадлежности, национальности, образования, возраста, профессии (специальности), места работы и жительства и других характеризующих данных. Идентификация автора по письменной речи производится на основе сравнительного исследования совокупности грамматических, лексических и стилистических особенностей его письменно-речевых навыков. Топография письма. Топография письма — это размещение текста на листе бумаги. Идентификационные признаки топографии — привычные для данного пишущего особенности такого размещения. Топографическими признаками являются: 1. Поля—отступы от обреза листа бумаги справа, слева, 2. Абзацы — части текста с законченной мыслью. Красная строка оценивается по размеру ее отступа от линии начала строк. 3. Расположение строк — по отношению к горизон ющиеся, опускающиеся), по форме (прямые, выпуклые кверху, вогнутые вниз) или по отношению к линиям типографского графления на линованной бумаге (над линиями, на линиях, без соблюдения линий графления). 4. Перенос слов. Некоторые пишущие не делают пере 5. Выделение слов — акцент на отдельные слова или 6. Вставки пропущенных слов и букв. Способы вста 7. Положение обращения (адресата), подписи, даты, Топографические признаки письма используются для идентификации автора и исполнителя в сочетании как с признаками письменной речи, так и с признаками почерка в рукописном документе. Ценность их заключается в том, что выполнение их чаще всего происходит автоматически, без контроля сознания, поэтому они могут сохраниться даже при искусственной маскировке (искажении) письма. Почерк. Почерк — это система движений руки при выполнении письма. Особенности таких движений, отражающие особенности физиологии и психики личности, составляют идентификационные признаки почерка. Признаки почерка делятся на общие и частные. 1 Способ выполнения нумерации страниц, даты, знаков переноса характеризует эти элементы письма с точки зрения привычной для исполнителя графики. Общие признаки характеризуют почерк в целом. Общими признаками являются: 1. Выработанность почерка — техническая приспособ 2. Общий тип почерка. По этому признаку почерки 3. Общее направление движений в почерке. Большин 4. Размер почерка. В соответствии с высотой строчных 5. Наклон почерка. Русские почерки в основном пра- 6. Разгон почерка — соотношение высоты двухштри- 7. Степень связности (напряженность) почерка. Оп Общие признаки почерка являются признаками группового значения. Они определяют сходство или различие почерков в исследуемом документе и сравниваемых образцах и используются при первоначальном отборе материала для последующего исследования его по частным признакам. Частные признаки — это особенности движения руки при выполнении отдельных письменных знаков с точки зрения отклонения их от норм школьных типовых прописей и общих характеристик почерка. Такие отклонения могут иметь место в любых штрихах (элементах) букв: начальных (предварительных) и заключительных, основных и соединительных, овалах и полуовалах, надстрочных и подстрочных (рис. 31), выполняемых приводящим или отводящим, левоокружным или правоокружным движением (рис. 32), связанных между собой с образованием петли, угловатости, путем примыкания (рис. 33).
Рис. 31. Штрихи (элементы) букв: а) начальные и заключительные; б) основные и соединительные; в) овалы и полуовалы; г) надстрочные и подстрочные
Рис. 32. Направление движения при выполнении штрихов (элементов) букв: а) приводящее и отводящее; б) левоокружное Рис. 33. Способы связи штрихов (элементов) букв: а) петлевая; б) угловатая; в) примыкающая Все многообразие частных признаков может быть классифицировано в четыре группы: 1. Особенности направления движения при выполнении письменных знаков и их элементов (рис. 34). Рис. 34. Левоокружное выполнение буквы «т» и первого полуовала буквы «ж», одноштриховой вариант буквы «т», правоокружное выполнение строчных элементов букв «в» и «ы», приводящее движение при выполнении первого элемента буквы «л» Рис. 35. Упрощенная связь букв «с» и «р», непрерывное выполнение букв «б» и «р», различные способы связи штрихов (элементов) букв «н» и «к» Рис. 36. Расположение верхних окончаний основных штрихов букв «н» по восходящей и нисходящей линии, выступание среднего штриха, буквы «ж» за верхнюю и нижнюю линии строки, левонаклонное расположение отдельных основных штрихов букв «т» и «у», различные интервалы между основными штрихами буквы «т» Рис. 37. Расположение точек начала буквы «а» вверху слева, внизу слева, внутри овала; начало выполнения буквы «а» с точки, с предварительного штриха; направление заключительного штриха буквы «я» вверх влево, вниз влево, вниз 2. Особенности связывания письменных знаков и их 3. Особенности соотношений письменных знаков и их 4. Положение точек начала и окончания штрихов Идентификационная значимость, ценность частного признака зависит от частоты встречаемости его в почерках других лиц, пишущих на языке исследуемого документа. Чем ниже частота встречаемости, тем выше ценность признака при установлении исполнителя. Исследования почерка производятся в целях предположительного суждения о некоторых социально-демографических характеристиках исполнителя рукописного документа (пола, возраста, профессиональной принадлежности), психического состояния (заболеваний и расстройств)1 и в целях идентификации его. На пол, возраст, профессию исполнителя могут указать выделенные частными методиками признаки классификационной связи исследуемого почерка с почерками определенной социально-демографической группы пишущих. Психическое состояние может быть определено по нарушениям координации движений и некоторым другим признакам, являющимся следствием каких-либо психических расстройств. Наличие или отсутствие тождества исполнителя устанавливается в результате сравнительного исследования комплексов признаков почерка и топографии в исследуемом документе и образцах, неповторимость которых оценивается не только по субъективному опыту эксперта, но и на основе использования математических данных об идентификационной значимости отдельных признаков и комплекса в целом. Помимо установления исполнителя рукописного документа признаки почерка используются также при исследовании подписей. При этом в подписях, подделанных путем рисовки или подражания (без применения технических средств), могут быть выявлены не только признаки несоответствия их подлинным подписям лиц, от имени которых они учинены, но и признаки почерка лица, совершившего подделку. 1 Неидентификационные исследования могут быть проведены для решения и других вопросов: физического состояния пишущего, условий письма и др.
§ 3. Подготовка материалов для криминалистического исследования письма Сравнительное исследование письма, разрешение экспертом вопросов, связанных с установлением автора и исполнителя документа, вызывает необходимость подбора (получения) образцов письма подозреваемых (проверяемых) лиц. При назначении автороведческой и почерковедческой экспертиз в процессе расследования уголовного дела следователь получает такие образцы, руководствуясь ст. 186 УПК. По своему происхождению образцы письма могут быть свободными и экспериментальными. Свободными образцами считаются рукописи, выполненные (составленные, написанные, отпечатанные на пишущей машинке) подозреваемым (проверяемым) самостоятельно, собственноручно вне связи с расследованием события, в причинной связи с которым находится исследуемый документ. Это могут быть материалы личного дела, доклады, отчеты, дневники, личные письма и т. п. документы. Экспериментальные образцы — это тексты, выполненные подозреваемым (проверяемым) в связи с расследованием дела, по предложению следователя или лица, отбирающего их в порядке оперативно-розыскного мероприятия. Получение экспериментальных образцов связано с необходимостью проверки написания подозреваемым (проверяемым) определенных выражений, отдельных слов, не встречающихся в документах — свободных образцах. Образцы письма используются для идентификации автора и исполнителя исследуемого (анонимного) документа. При этом идентификация автора производится по образцам письменной речи, идентификация исполнителя — по образцам его почерка. Подбираемые для проведения сравнительного исследования образцы письма должны отвечать следующим требованиям: 1. Самостоятельность выполнения. Документы (рукописи), подбираемые в качестве образцов почерка и письменной речи, должны быть написаны (составлены) самим подозреваемым и не должны содержать каких-либо искусственно введенных изменений (искажений). Образцы почерка должны быть представлены в виде оригинала. Рукописные копии, сделанные другим лицом, не могут быть использованы в качестве образца почерка исполнителя оригинала. Образцы письменной речи должны представлять результат собственного творчества проверяемого. Они не должны испытывать никакого влияния посторонних лиц с точки зрения их стиля, лексики, грамматики, содержания. Для идентификации исполнителя документа пригодны как свободные, так и экспериментальные образцы почерка. При исследовании документов, написанных левой рукой, печатными буквами, наряду со свободными образцами, выполненными в обычных условиях и общепринятым порядком, необходимо представление экспериментальных образцов, выполненных аналогичным с исследуемым документом способом. Для получения экспериментальных образцов составляется специальный текст, включающий в себя отдельные слова и словосочетания, проверка написания которых желательна в ходе исследования. Отбор образцов по возможности должен быть произведен несколько раз. Диктовка подготовленного текста производится ровным, спокойным голосом, без пауз, без выделения интонацией частей текста, без акцентирования внимания на отдельных словах. При сравнительном исследовании письменной речи экспериментальные образцы имеют ограниченное использование — только для проверки грамматических, но не лексических и стилистических признаков. Последние наряду с грамматическими могут быть выявлены в так называемых условно-свободных образцах, представляющих собой документы, написанные подозреваемым (обвиняемым) в связи с расследованием дела (собственноручные показания, заявления, жалобы и др.). Поскольку эти документы пишутся по поводу расследуемого события, они могут содержать не только привычную для автора лексику, но и характерные для него обороты и выражения, встречающиеся в исследуемых документах. 2. Объем образцов письма. По общему правилу, объем образцов и почерка, и письменной речи должен быть таким, чтобы они давали возможность выявления признаков, проверки их устойчивости и содержали бы необходимый для идентификации индивидуальный комплекс. Ограничение минимума этого необходимого объема оп- ределенным количеством страниц рукописного и машинописного текста, как это делается в некоторых методических указаниях, практически не обосновано. Пригодность и достаточность для сравнительного исследования графического и лексического материала в первую очередь зависит не столько от количества, сколько от качества его, от четкости отражения в нем особенностей графических и письменно-речевых навыков исполнителя и автора. 3. Время выполнения свободных образцов. Подбира Навыки письма, особенно письменной речи, могут претерпевать большие или меньшие изменения на протяжении жизни человека. Разрыв во времени исполнения сравниваемых материалов должен быть особенно мал, если известно или предполагается, что исполнителем или автором документов является лицо, продолжающее общеобразовательную или специальную учебу, поскольку в это время могут происходить наиболее быстрые и значительные изменения в графике и степени овладения правилами правописания, в обогащении активной лексики. 4. Тематика содержания сравниваемых материалов. Для сравнительного исследования письменной речи необходимы образцы разнообразной тематики. Такие образцы позволяют наиболее полно проследить лексические особенности и выявить элементы стиля изложения мысли. Предпочтение при этом отдается, однако, образцам с совпадающей или хотя бы близкой тематической направленностью и с одинаковым стилем изложения. Только в этом случае в наибольшей степени проявляются 260 совпадения или различия признаков письменной речи в сравниваемых документах. Некоторое своеобразие представляет собой подбор сравнительных образцов при исследовании подписей на подлинность. Это своеобразие объясняется тем, что подпись может быть выполнена более или менее тщательно в зависимости от назначения документа, может содержать большее или меньшее количество письменных знаков фамилии. Поэтому у лица, от имени которого исполнена исследуемая подпись, должны быть взяты тщательно выполненные и небрежные свободные образцы подписей на документах различного характера, полные и сокращенные экспериментальные подписи. От подозреваемого в подделке должны быть получены свободные образцы почерка, свободные образцы его собственной подписи, экспериментальные образцы начертания фамилии (подписи) лица, от имени которого выполнена исследуемая подпись. Отбор экспериментальных образцов производится неоднократно с повтором его в течение нескольких дней.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|