Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Криминалистическая характеристика лиц, имеющих психические аномалии




Общественно опасные деяния совершаются как психически здоро­выми людьми, так и лицами с различными расстройствами психики. Среди последних выделяются: 1) невменяемые и 2) лица с психически­ми расстройствами, не исключающими вменяемости. (Невменяемыми считаются лица, которые в силу психического расстройства не могут в полной мере осознавать фактический характер и общественную опас­ность своих действий (бездействия) либо руководить ими.)

В соответствии с законом медицинский критерий невменяемости образует: а) хронические психические расстройства, такие, как шизо­френия, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и др. (эти забо­левания характеризуются длительностью протекания и нарастанием болезненных явлений, прогрессированием болезни, хотя в отдельных случаях, например при шизофрении, наблюдаются периоды временно­го улучшения состояния, так называемые ремиссии);

б) временные психические расстройства, например реактивное со­стояние, алкогольный психоз, патологическое опьянение и т.п.;

в) слабоумие, например врожденная олигофрения, имеющая три степени: наиболее легкая — дебильность, средняя — имбецильность и самая тяжелая — идиотизм, старческое слабоумие (дебильность в лег­кой форме не исключает вменяемости в отношении многих преступле­ний, например против личности, против собственности);


r) иное болезненное состояние психики, например бред и галлюци­нации на почве тяжелого инфекционного заболевания.

В сферу уголовно-правового регулирования попадают лица, имею­щие различные психические расстройства.

Дебилы. Дебильность представляет собой легкую степень врожден­ного слабоумия — олигофрении. Различают глубокую, среднюю и лег­кую формы дебильности. Дебилов разделяют на две группы: тупых (адинамичных) и возбудимых (гипердинамичных). Общим для всех дебилов является признак дефектности мыслительной деятельности. Они неспособны к полноценному отвлечению, обобщению, у них от­сутствуют критические способности, запас знаний крайне скуден, суж­дения примитивны, память в большинстве случаев слабая, внимание нарушено. Они, как правило, повышенно внушаемы.

Психопаты — это люди, характеризующиеся патологией эмоцио­нально-волевой сферы, уродством характера, мешающим социальной адаптации личности. Различают: 1) возбудимых психопатов, отличаю­щихся несдержанностью, злобностью реакции, выражающейся в бур­ных разрядках, которые нередко сопровождаются нанесением оскор­блений, побоев окружающим; 2) тормозимых психопатов; 3) истери­ческих психопатов (их главной особенностью является стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих; отсутствие объективной оценки как по отношению к другим, так и по отношению к себе); 4) неустойчивых психопатов; 5) параноических психопатов; 6) мозаичных психопатов, в психике которых совмещаются признаки психопатии различных видов; 7) сексуальных психопатов (садисты, гомосексуалисты, мазохисты и т.д.).

К лицам с психическими расстройствами, не исключающими вме­няемости относятся также: а) хронические алкоголики; б) эпилептики;

в) лица с остаточными явлениями черепно-мозговых травм; г) лица, впавшие в реактивное состояние (психогенные реакции), для которых характерны временные, обратимые нарушения психической деятель­ности, возникающие в результате душевных травм; д) лица, страдаю­щие заболеванием, которое характеризуется сохранением в зрелом воз­расте психических и физических особенностей, свойственных детству.

При осуществлении расследования по делам в отношении лиц с психическими аномалиями следует учитывать, что психическая непол­ноценность может отражаться во внешне наблюдаемом поведении на месте происшествия, не характерном для поведения психически здоро­вых лиц, в специфическом своеобразии образуемых материально-фик­сированных следов.

Наличие психических аномалий, диагностируемое вначале на пред­положительном уровне, предопределяет своеобразие обстоятельств,


подлежащих установлению, также специфику типичных следственных задач, средств, путей и методов их решения.

В ходе выявления лиц с психическими аномалиями, их изобличе­ния в совершении расследуемого деяния могут оказаться полезными сведения о типичных признаках людей данной категории:

1) большинство из них характеризуются низким образовательным и культурным уровнем (в первую очередь, это характерно для лиц, склонных к совершению насильственных, корыстно-насильственных проявлений). Довольно часто фактическая образованность не соответ­ствует документальным данным о полученном образовании. Важным показателем психической неполноценности является злоупотребление алкоголем и наркотиками. Иногда наблюдаются и несоответствие ин­тересов, увлечений психически неполноценных лиц их интеллектуаль­ным, образовательным и иным возможностям. Психологически объяс­нимые потребности, интересы, увлечения, намерения могут принимать гипертрофированный характер и сопровождаться патологической фиксрованностью на сексуальной сфере (эротомания), религиозном фанатизме, суевериях и тому подобных явлениях;

2) у психических больных может наблюдаться ущербность речевой продукции, выражающаяся: в дефектности произношения (неправиль­ная артикуляция, шепелявость, заикание, картавость и т.д.); в наруше­ниях смысла, «соскальзывании» с правильного хода мыслей на лож­ный, в пустопорожнем мудрствовании, низком уровне общения; в от­клонениях от нормы в темпе речи, ее продуктивности, интенсивной отвлекаемости на новые предметы; безостановочном говорении; уско­рении и, наоборот, замедлении темпа речи; утрате активных побужде­ний к речи, вязкости, чрезмерной обстоятельности; в скудости словар­ного запаса, штампованности речи, обилии таких слов, которые созда­ют впечатление «сюсюканья», неуместном употреблении вычурных оборотов, замысловатых фраз, резко выраженной экспрессивности или, наоборот, однообразности и невыразительности речи;

3) признаки внешнего облика, выражающие психическую неполно­ценность: а) внешнесоматические (диспропорции телосложения, со­стоящие в несоответствии, в несоразмерности частей туловища; асим­метрия лицевого скелета; аномалии строения черепа; наличие детской внешности у взрослого человека; б) функциональные (различные дви­гательные расстройства, мимические расстройства); в) манера одевать­ся и состояние одежды (неопрятность, нелепость, вычурность одеяния;

резкое несоответствие одежды возрасту, сезону, ее чрезмерная яркость, неэстетичная, вульгарная яркость, контрастность элементов одежды);

4) чрезмерная мнительность, особая застенчивость и ранимость, гипертрофированная жажда справедливости, чрезмерная угодливость и слащавость, крайняя несдержанность, злобность, агрессивность, лжи-


вость и неуемное безудержное хвастовство, спокойное отношение к изобличению в лживости и другие специфические черты характера;

5) учебно-трудовая деятельность осуществляется ненадлежащим образом, сопряжена с завышенными претензиями, неуживчивостью в коллективах, конфликтностью, безразличием к процессу, результатам учебы и труда, с часто внешне немотивированной переменой места и вида деятельности, а порой — с гипертрофированным педантизмом, скрупулезностью, аккуратностью;

6) семейные отношения чаще неблагоприятные, что обусловлено мелочностью, конфликтностью, эмоциональной холодностью к близ­ким родственникам, абсурдной скаредностью или бессмысленной рас­точительностью, необоснованными упреками и обвинениями по несу­ществующим или сильно раздутым поводам;

7) поведение на следствии часто характеризуется вызывающими демонстративными актами (немотивированный отказ от дачи показа­ний и подписания протоколов, проявление ситуационных тенденций, уничтожение следственных документов, заглатывание различных предметов, многочисленные экспрессивные претензии к следствию по поводу якобы проявленной по отношению к ним несправедливости, необъективности следствия).

С другой стороны, психическая неполноценность может проявлять­ся в неспособности правильно ориентироваться даже в простейших правовых ситуациях, непонимания общедоступных терминов, вопро­сов следователя, в повышенной внушаемости и легкомысленности в отношении к содеянному, своему будущему, своему положению.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...