Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и особенности административно-процессуальных норм




 

Административно-процессуальные нормы, применяемые в правоохранительной сфере, приводятся в действие при реализации материальных административно-правовых норм, обеспеченных административными санкциями, и только тогда, когда реализация последних может быть осуществлена в определенных организационных и правовых пределах. Например, если не зафиксирован в установленном порядке факт совершения противоправного деяния, имеющего признаки административного правонарушения (нет заявления или иного документа), такой факт остается вне организационно-технических действий (не составляется протокол, не устанавливается субъект правонарушения).

Обоснованно под процессуальными нормами понимаются "лишь те нормы, которые упорядочивают объективно обособившиеся сложные формы правоприменительной деятельности, необходимые для реализации других, чаще всего материально-правовых норм"[3].

Административно-процессуальные нормы, применяемые в сфере реализации административных санкций, содержат правила поведения и действий участников такого процесса. Эти нормы формулируются как права для одних участников процесса и в то же время как обязанности для других. Например, установленные ст. 25.1 КоАП РФ права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, давать объяснения, заявлять ходатайства, отводы, обжаловать постановление и т.п. В то же время субъект правоприменения обязан рассмотреть такую информацию и объективно разрешить поставленные вопросы. В противном случае процессуальной санкцией для субъекта правоприменения может стать отмена постановления и возможны "оргвыводы".

Таким образом, есть основания утверждать, что административно-процессуальные нормы представляют собой установленные федеральным законом либо законом субъекта Российской Федерации в пределах их полномочий в соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации правила совершения участниками правоприменительного процесса действий, обеспечивающих реализацию мер государственно-правового воздействия в отношении лиц (физических и юридических лиц), нарушивших предписания должного поведения.

Принудительная реализация административно-процессуальных норм обеспечивается административными санкциями или угрозами применения таких санкций (например, возможным или реальным назначением административных наказаний) либо применением административно-процессуальных санкций (например, привод, административное задержание, отмена постановления, вынесенного неправомочным органом либо должностным лицом). Названные нормы выполняют сложные функции по процессуально-правовому регулированию взаимных прав и обязанностей участников административного процесса, заинтересованных и незаинтересованных в результатах рассмотрения конкретного дела, возникшего из административных правоотношений; они определяют порядок предварительного и непосредственного рассмотрения дела, вынесения постановления либо иного решения и порядок их исполнения, а также порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением постановлений.

Административно-процессуальные нормы универсальны, рассчитываются на применение в бесчисленном множестве ситуаций. В конкретных ситуациях административно-процессуальные нормы имеют конкретных адресатов (например, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; свидетель; переводчик; эксперт; субъект правоприменения).

Административно-процессуальные нормы имеют свой предмет процессуально-правового регулирования, который детерминируется видом мер административного принуждения. Они обладают свойством группирования в административно-процессуальные институты, называемые административными производствами.

Аспекты реализации административно-процессуальных норм традиционны: соблюдение, исполнение, применение. Наиболее активная форма реализации административно-процессуальных норм - применение. Это находит выражение в процессуальных актах-документах - первоначальных, промежуточных или итоговых (протокол об административном правонарушении; протокол заседания коллегиального органа, рассмотревшего дело; постановление, определение) либо в актах-действиях, совершаемых должностными лицами в установленном порядке (административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей, изъятие вещей и документов).

Административно-процессуальные нормы имеют следующие характерные черты:

- устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (о порядке привлечения к административной ответственности и исполнении административных наказаний) либо нормативно-правовыми актами исполнительных органов государственной власти (порядок применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях);

- рассчитаны на неопределенное множество ситуаций;

- выполняют роль центрального звена в механизме правореализации;

- подразделяются на уполномочивающие (определяют основания для рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из участников процесса), обязывающие (лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, может быть подвергнуто приводу), запрещающие (дело подлежит рассмотрению только уполномоченным на то органом либо должностным лицом);

- действуют только на территории страны или субъекта Российской Федерации;

- обязательны для физических и юридических лиц, которым адресованы;

- обеспечивают вынесение (принятие) законных, обоснованных, справедливых и исполнимых итоговых актов - документов;

- регулируют правоотношения между множественными субъектами: заинтересованными и незаинтересованными физическими и юридическими лицами, с участием представителей органов государственной власти и местного самоуправления и иных участников административного процесса;

- регулируют форму выражения результата административно-процессуальной деятельности в первичных, промежуточных и итоговых процессуальных актах-документах (определение, постановление, решение) при обязательном участии органа государства (его представителя).

Таким образом, в конечном итоге функции административно-процессуальных норм состоят в том, что они обеспечивают реализацию субъективных прав и исполнение юридических обязанностей (предусмотренных не только нормами административного права) участников процесса.

Иными словами, административно-процессуальные нормы приводят в действие весь правовой механизм - от "включения" в него субъектов возникшего правоотношения до окончания исполнения правоприменительного акта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...