АППЛИКАЦИЯ симметричная (силуэтная) из фактурной бумаги
«Деревья в луже» Задачи. Учить детей вырезать двойные силуэты разных деревьев, передавая характерные особенности строения ствола и ажурной кроны (береза, рябина, клен, яблоня), которые делают образ выразительным. Развивать композиционные умения. Совершенствовать и разнообразить аппликативную технику (вырезать симметричные изображения из бумаги, сложенной вдвое). Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве. Предварительная работа. Экскурсия в парке, рассматривание деревьев. Рассматривание изображений деревьев. Знакомство с репродукциями картин И. Шишкина, В. Васнецова, И. Левитана, В. Васильева. Подготовка основы для аппликативных работ на занятии по рисованию («Весеннее небо»). Рисование деревьев по представлению с передачей характерных особенностей («Деревья в осеннем парке»). Рисование 546 в технике «по мокрому» с получением зеркально симметричных отпечатков. Материалы, инструменты, оборудование. Рисунки весеннего неба, выполненные детьми на занятии по рисованию «Весеннее небо» или листы бумаги белого, голубого и серого цвета одного размера как основа для композиции (для составления общего альбома рисунков «Весна-красна»); цветная и фактурная бумага для вырезания деревьев; ножницы, клей, клеевые кисточки, матерчатые и бумажные салфетки, мольберт, бумажные силуэты деревьев, вырезанные воспитателем для показа техники вырезания и вариантов очертаний кроны (береза, ель, дуб и др.); простые карандаши, ластики. У воспитателя основа для будущего альбома «Весна-красна». Содержание занятия. Педагог обращает внимание детей на репродукции картин (художественные открытки, иллюстрации в книгах или альбомах) с изображениями разных деревьев; предлагает полюбоваться и говорит, что деревья также неповторимы, как и люди — у каждого свой облик.
Воспитатель предлагает детям послушать тексты русских народных песенок1, воспевающих красоту деревьев. Береза моя, березонька, Береза моя белая, Береза кудрявая! Стоишь ты, березонька, Стоишь ты, кудрявая, Посередь долинушки; На тебе, березонька, Листья зеленые; Под тобой, березонька, Трава шелковая. Ты, рябинушка Раскудрявая, Ты когда взошла, Когда выросла? — Я весной взошла, Летом выросла, По зорям цвела, Солнцем вызрела. Воспитатель выставляет на мольберте вариативные образцы, демонстрирующие детям разнообразие формы кроны и ветвей. Показывает детям несколько рисунков деревьев с отражением, выполненных на занятии «деревья смотрят в воду», и предлагает составить необыч- 1 См.: Хрестоматия для маленьких: Пособие для воспитателей / Сост. Елисеева Л. Н. - М.: Просвещение, 1987. 448 с. 547 ные аппликативные картины, на которых разные деревья — береза, ива, дуб (по выбору детей) — будут смотреть в лужу. Педагог спрашивает детей, как можно вырезать дерево с отражением, т. е. два одинаковых дерева. Дети вспоминают способ симметричной аппликации. Воспитатель напоминает технику вырезания сложных образов из прямоугольных листов бумаги, сложенных вдвое. Показывает фактурную бумагу (иллюстрации старых журналов, буклетов, рекламных проспектов), обращает внимание детей на сложную расцветку и ее сходство с цветом коры деревьев. Предлагает выбрать листы бумаги с понравившейся расцветкой и сложить их вдоль пополам. Педагог предлагает детям поупражняться в вырезании деревьев из газетной бумаги, чтобы не бояться испортить красивую фактурную бумагу. Дети могут предварительно нарисовать контуры деревьев простым карандашом или тонким фломастером и затем вырезать по нарисованному контуру. Развернув бумагу, они получат симметричное изображение — два совершенно одинаковых дерева. Педагог советует немного изменить очертания дерева-отражения — общипать по краю пальчиками, чтобы вышел немного размытый, будто не четко отражающийся в воде силуэт дерева.
По окончании работы дети рассматривают изображения одних и тех же деревьев, например березы, и сравнивают их между собой (ровная, стройная, молодая; раскидистая с большой кроной и т. п.). ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Поэты и писатели о весне» Задачи. Развивать поэтический слух, умение чувствовать и понимать поэтические образы (замечать художественный прием олицетворения — наделения человеческими свойствами окружающего мира). Формировать умение выразительно читать стихи наизусть. 548 Зима недаром злится, Прошла ее пора — Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон — И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит... Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, B прекрасное дитя.... Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала, Наперекор врагу. Воспитатель спрашивает детей, понравилось ли им стихотворение, и говорит: «В этом стихотворении и Зима, и Весна как будто живые. Послушайте, как автор говорит про зиму («злится, гонит, суетится, ворчит»), а как про весну («в окно стучится, хохочет, шумит, румяней стала»). На каких сказочных героев похожа Зима, а на каких — Весна? Дети вспоминают как образы из стихотворения («ведьма злая», «прекрасное дитя»), так и сходные по характеру образы из знакомых сказок. Воспитатель читает стихотворение еще раз, после этого спрашивает детей: «Почему же злится Зима?» (Не хочет уходить.) «А в настоящей природе мы можем увидеть, как борется Зима с Весной?» (Да, в начале весны часто теплые дни сменяются опять холодом, веет вьюга, идет снег. Но проходит несколько дней, и весна вновь вступает в свои права.) Затем педагог предлагает послушать стихотворение поэтессы П. С. Соловьевой «Подснежник»: В саду, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой. Сперва понемножку Зеленую выставил ножку. Потом потянулся из всех своих маленьких сил И тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна; Скажите, ведь правда, что это весна?» 549 Воспитатель обращает внимание детей, что в этом стихотворении о подснежнике тоже говорится как о живом. На кого похож подснежник, почему вы так подумали? (у него «глазок голубой», «зеленую выставил ножку», «тихо спросил»). Далее воспитатель предлагает детям выучить наизусть стихотворение поэта Алексея Николаевича Плещеева «Весна». Можно предложить детям послушать его с закрытыми глазами и представить, о чем в нем говорится. Травка зеленеет, Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит. С нею солнце краше И весна милей... Прощебечь с дороги Нам привет скорей! Дам тебе я зерен, А ты песню спой, Что из стран далеких Принесла с собой.... Воспитатель интересуется, какую картинку увидели дети; поясняет слово «сени»... и предлагает тем, кто хоть немного запомнил слова, негромко повторять их вместе с ней. Стихотворение читается еще три-четыре раза, меняя приемы чтения: — хором, вторя чтению воспитателя; — вместе с воспитателем — первое четверостишие читают девочки, — стихотворение читают все хором (вместе с воспитателем); — дети выходят втроем и читают по одному четверостишию каж Педагог хвалит детей, предлагает им рассказать стихотворение после сна второму воспитателю и вечером — родителям. 550 МАРТ. 25 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. На этой неделе дети получат элементарные представления о круговороте воды в природе, будут экспериментировать и наблюдать за изменениями, происходящими с разными материалами при намокании и высыхании. Продолжится знакомство с дымковской игрушкой как одним из видов декоративно-прикладного искусства: дети будут лепить и расписывать своих «Водоносок», обыгрывать этот образ в аппликации по народной потешке. Фольклорная тема поддержится на занятии по художественной литературе, где дети будут слушать и рассуждать о таком жанре как дразнилки. На их примере педагог сможет показать детям неодобрительное отношение к таким отрицательным качествам человека, как лень, жадность, трусость, хвастовство. Конструируя мосты для транспорта, дети будут учиться анализировать условия поставленной задачи, создавать конструкции в соответствии с ними. В речевой работе будет сделан акцент на развитие умения детей регулировать силу голоса, менять интонацию, темп речи. На занятии по развитию математических представлений дети будут знакомиться с количественным составом числа четыре, учиться считать на ощупь.
551
552
* См. раздел «Природа». Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Инициатива педагога может помочь использовать полученные на занятии по конструированию навыки для игр, в которые играют дети, стимулируя их применять строительный материал как игровой для создания предметно-игровой ситуации. Например, построить не только мост над рекой, но и плывущие суда с грузами, теплоходы с пассажирами, отправить каких-либо героев в путешествие по реке и пр. В сюжетно-ролевых играх дети учатся понимать суть человеческих отношений. Но, кроме игровых отношений, существует и пласт реальных взаимоотношений детей как партнеров по игре. Дети должны выбрать тему игры, распределять роли, согласовать свои действия, воплощать их в процессе реализации сюжета. Ролевые и реальные отношения могут не совпадать. «Мама» может быть ласковой и доброй в игре, а выйдя из роли, — проявлять негативные действия и отношения. В таких случаях воспитатель после игры может по этому поводу высказать свое впечатление, подчеркнув позитивные и негативные стороны. Таким образом, педагог обращает внимание детей на характер их взаимоотношений и специально делает их предметом осознания (разговоры по поводу игры). Это будет не морализирование, а разговор по поводу той ситуации, которую создали сами дети. Таким образом, дети познают «что такое хорошо» и «что такое плохо» на собственном опыте. Народная игра «Родничок» Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся вдоль весеннего ручейка. Все поют: Разлился родничок, Золотой рожок. У-ух! Разлился ключевой, Белый снеговой. У-ух! По мхам, по болотам, По гнилым колодам. У-ух!1 1 Науменко Г. М. Русские народные детские игры с напевами. М.: Либерея, 2003. С. 221-222. 553 Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом каждый мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает. ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Намокает — высыхает» Задачи. Знакомить детей со свойствами разных предметов и материалов, изменениями, происходящими с ними при намокании и высыхании. Предварительная работа. Дети вместе с воспитателем рассматривают лист писчей бумаги, называют, какой он (гладкий, ровный), затем лист бумаги опускают в воду, дают ему хорошо намокнуть и вынимают, кладут сушиться, например, на батарею. То же самое проделывают с песком, насыпанным в небольшой тазик: описывают словами, какой песок был вначале (сухой, рассыпался, просыпался между пальцами), каким стал, когда в него добавили воду (влажный, мокрый, стал склеиваться в комочки), что теперь из него можно сделать. Дети пробуют слепить из него простые куличики и другие формы и оставляют их сушиться. Материалы, инструменты, оборудование. Лист бумаги, тазик с песком, мука, соль, тесто, вода. Содержание занятия. Воспитатель читает детям стихотворение Валентина Берестова и обсуждает с ними, какой стала тропинка (грязной, скользкой), почему так случилось, виноват ли в этом дождик. Тропинка-тропа, ты меня подвела, Какою ты крепкой, тропинка, была, Какою сухою и звонкой! Но дождик прошел... Я повсюду брожу И только тропинку мою обхожу Сторонкой. Воспитатель предлагает детям понаблюдать, что будет происходить, если намочить разные вещи. Например, если добавить воду в глину, какой станет глина, на что она будет похожа. Воспитатель вспоминает с детьми, как они накануне намочили сухой лист бумаги и сухой песок, каким был лист бумаги (гладким, ровным), а каким — песок (рассыпчатым). Рассматривают, что стало с листом бумаги, называют, каким он стал (шершавым, неровным, скрученным, «скукоженным»). Дети рассматривают, что произошло с куличиками и комочками, которые они сделали накануне из песка, остались они целыми или рассыпались. Что произойдет, если тронуть куличик, рассыплется ли он. Каким стал высохший песок, изменился он или нет? 554 Воспитатель делает вместе с детьми вывод, что бумага «боится» воды, а песок — нет, он может намокнуть, высохнуть и останется таким же, не изменится. Воспитатель рассказывает детям, как делают посуду из глины: добавляют в глину воду, хорошо размешивают (делают глиняное тесто), лепят из глины разную посуду (чашки, блюдца, чайники и др.), а затем ставят ее в специальную печку сушиться. После такой сушки глина уже не размокает в воде, но может медленно воду пропускать. Чтобы этого не происходило, глину покрывают специальной глазурью. Она делает посуду блестящей и не пропускает воду. Для этого глину выкладывают в формы, дают ей подсохнуть, а затем вынимают и обжигают в печи. Так же из мягкой глины делают и твердые кирпичи. Воспитатель показывает детям муку и соль, просит описать словами, какие они (сухие, рассыпаются, не склеиваются). Воспитатель перемешивает муку и соль в миске и спрашивает у детей, что произойдет с мукой и солью, если к ним добавить воду, во что они превратятся. Вместе с детьми рассматривает получившееся «соленое тесто», просит детей сказать, что можно сделать из этого теста (слепить разные формочки, скатать жгутики и т. д.). Вспоминает с детьми, как они раньше лепили из такого теста, что происходило с их поделками после того, как они высыхали: они рассыпались, как куличики из песка, или оставались целыми? После занятия. На следующем занятии по лепке дети создают поделки из глины или соленого теста по мотивам дымковской игрушки. В течение недели воспитатель обсуждает с детьми, как надо обращаться с жидкостями. ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ЖИДКОСТЯМИ 1. Нельзя пробовать пить неизвестные жидкости, не всякая про 2. Нельзя открывать сосуд с неизвестной жидкостью (она может 3. Нельзя смешивать незнакомые жидкости друг с другом: получив 4. Нельзя перевозить на транспорте жидкости, которые могут заго 5. Нельзя выливать на землю бензин и другие воспламеняющиеся
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|