Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Математические представления




Занятие № 25

Задачи. Показать детям, как образуется количественная группа, на­зываемая числительным девять, с использованием предметов, назва­ния которых существительные женского рода. Учить детей при пере­счете согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже.

560

Различать процесс и итог счета: пересчитывая, называть только числительные, заканчивая пересчет, последнее числительное имено­вать (то есть употреблять словосочетание — числительное и существи­тельное, например, пять матрешек).

Продолжить знакомство детей с цифрой 9.

Учить детей устанавливать равенство по количеству между группа­ми предметов двумя способами.

Учить детей вслушиваться в происходящее и выражать словесно свои ощущения, развивая умение произвольно переключать внимание.

Учить детей счету на ощупь, отсчитывая из большего количества меньшее (в пределах пяти).

Закреплять у детей знание формы предметов (рисование квадратов на бумаге в клетку).

Учить ориентировке на плоскости (на листе бумаги).

Упражнять детей в определении количественного состава числа че­тыре.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный ма­ териал:

Счетная лесенка.

Магнитная доска (фланелеграф, наборное полотно).

Игрушки, названия которых существительные женского рода — два вида по девять штук.

Два набора кружков двух цветов — по девять штук каждого цвета.

Набор цифр от 1 до 9.

Цифры 8 и 9 по две штуки.

Четыре подноса с природным материалом (четыре вида).

«Чудесный мешочек».

Квадрат из плотной бумаги.

Раздаточный материал:

Листы бумаги в крупную клетку (по одному на каждого ребенка). Наборы фломастеров для каждого ребенка (не менее четырех цветов в наборе).

Содержание занятия. В начале занятия воспитатель уточняет с де­тьми, какой сегодня день недели, и дату (число, месяц, год).

На верхнюю ступеньку счетной лесенки воспитатель ставит восемь одинаковых игрушек (елочки, матрешки, куколки, чашки, лисички, птички и т. п.). Дети с воспитателем все вместе пересчитывают игруш­ки. Воспитатель обращает особое внимание детей на то, как звучат первые числительные: одна, две. Кто-то из детей ставит рядом с пере­считанными игрушками цифру 8 так, чтобы ее все видели.

На нижнюю ступеньку той же лесенки воспитатель ставит другие игрушки. Их тоже восемь. Дети пересчитывают их. Воспитатель обра­щает внимание на то, учитывают ли дети при пересчете род существи­тельного. И также ставится цифра 8.

561

После чего воспитатель спрашивает у детей: «Где игрушек больше, где меньше, а может быть их поровну?» Игрушки стоят парами (одна под другой), численное равенство игрушек на верхней и нижней сту-  % пеньке очевидно. Дети отвечают: «Поровну».

Затем воспитатель на верхнюю ступеньку ставит еще одну такую же иг­рушку и спрашивает детей: «Что изменилось?» Дети, вероятно, ответят, что елочек стало больше. Воспитатель с приглашенным к столу ребенком, а дети хором вместе с ними, пересчитывают вновь образованное количе­ство. Воспитатель и ребенок рядом с ним соединяют правые руки и «об­щим указательным пальцем», дотрагиваясь до каждого предмета, считают их. Перед тем как назвать последнее новое числительное, воспитатель де­лает небольшую паузу и, дотрагиваясь «общим» с ребенком «пальцем» до последнего предмета, называет новое числительное — «девять». Для того чтобы у детей не сложилось впечатления, что последний предмет и есть «девять», воспитатель круговым жестом очерчивает всю группу и называ­ет числительное «девять». Дети вторят. Воспитатель фиксирует внимание детей на том, что все пересчитанное, все вместе и есть девять елочек.

Воспитатель спрашивает: «Теперь здесь поровну?» Дети говорят: «Нет». Воспитатель предлагает убрать «неправильную» цифру и поста­вить «правильную». Ребенок выполняет, т. е. ставит на верхнюю сту­пеньку цифру 9.

Затем воспитатель спрашивает: «Как можно сделать поровну?». Де­ти предлагают поставить на нижнюю ступеньку еще один предмет. Вся группа пересчитывает вновь образованное количество предметов (де­вять матрешек). Кто-то из детей убирает цифру 8 и ставит цифру 9.

Воспитатель, обращая внимание детей на количество предметов, на­ходящихся на верхней и нижней ступеньках, говорит: «Тут и тут поровну, по девяти». Дети повторяют вслед за ним: «Тут и тут поровну, по девяти».

Далее воспитатель восстанавливает ситуацию: восемь и девять предметов, убирает цифры. Спрашивает у детей, как еще можно сде­лать поровну. Кто-нибудь из них убирает со ступеньки девятый пред­мет и кладет цифры 8 на верхнюю и нижнюю ступеньки. Воспитатель подводит итог: «Тут и тут поровну. По восьми». Дети повторяют за ним.

Затем аналогичным образом работа проводится с кружками двух цветов.

Затем к доске выходят двое детей и выставляют ряд из цифр от 1 до 9, помогая друг другу, воспитатель в случае затруднения просит осталь­ных детей подсказать им.

Воспитатель предлагает детям сравнить цифру 9 с другими цифра­ми, затем просит взглянуть на цифру 6 и цифру 9, найти общее в них и разницу. Воспитатель берет из ряда эти две цифры и ставит их вмес­те, близко друг к другу, в стороне от общего ряда цифр.

6 (точка внизу) —


562

И 9 (точка внизу) —

Итак, первый вариант расположения цифр:





 


Воспитатель дает возможность детям вглядеться в этот вариант. За­тем переворачивает цифру 9.

Получается второй вариант расположения цифр:


     
 




 


После этого воспитатель переворачивает обе цифры еще раз.




 


Перед детьми возникает третий вариант расположения цифр. Потом воспитатель восстанавливает нормальный вид цифр. Перед детьми:


 



 


Воспитатель вновь просит детей определить, чем похожи эти циф­ры и чем они отличаются. Дети: «Они очень похожи и там и там кружо­чек и «хвостик». Но у шести кружочек внизу, а у девяти — наверху. А уз­нать их можно по точке внизу». Воспитатель обращает особое внима­ние детей на роль точки при узнавании цифр 6 и 9.

Минутный отдых. Воспитатель с заинтересованным видом говорит детям, что сейчас они все вместе будут слушать, вслушиваться в то, что звучит. Но не то, что слушали обычно. Предлагает детям подойти к ок­нам, закрыть глаза и послушать, что сейчас за окном. Дети вместе с воспитателем, закрыв глаза, прислушиваются к звукам, доносящим­ся с улицы. Примерно через полминуты воспитатель просит детей от­крыть глаза, но не требует от них рассказа про услышанное, однако, ес­ли кому-то из детей захочется поделиться своими впечатлениями,

563

не прерывает его, но и не затягивает обсуждение. Затем воспитатель еще раз предлагает детям закрыть глаза и послушать, что сейчас звучит в групповой комнате. Затем также примерно через полминуты воспи­татель предлагает детям поговорить об услышанном, рассказать о сво­их впечатлениях, никак не регламентируя содержание детских выска­зываний (оно может быть как реалистическим, так и фантастическим). Разговор длится недолго, всего несколько минут.

Игра «Чудесный мешочек»

На столе у воспитателя на четырех подносиках лежит природный ма­териал. Например, на одном подносике — шишечки, на другом — грец­кие орехи, на третьем — камушки, на четвертом — желуди. В качестве та­кого материала могут быть использованы также бобы, ракушки, кашта­ны, различные орехи и т. п. Дети разглядывают предметы, лежащие на подносиках, называют их, договариваются с воспитателем, что когда во­дящие выйдут из комнаты, все остальные вместе решат, какой из этих материалов положить в мешочек и сколько водящие должны будут от­считать. Затем, выбранные по считалке или по желанию детей, к столу выходят двое водящих. Водящие знакомятся со всем природным мате­риалом: держат в руках, стараясь запомнить тактильные ощущения.

Водящие выходят из комнаты. Воспитатель, показывая на каждый из подносиков, просит детей знаками дать ей понять, что положить в мешочек и показать на пальцах, сколько нужно отсчитать. Например, кладет в мешочек шишечки, задание — отсчитать три шишечки.

Вернувшись, водящие по очереди, определяют на ощупь и называ­ют предметы, лежащие в мешочке, отсчитывают столько, сколько на­зовет воспитатель, вытаскивают и показывают всем, кладут обратно в мешочек. Следующему водящему предлагают отсчитать на один больше. Остальные дети вместе с воспитателем оценивают правиль­ность выполнения задания.

Данная дидактическая игра повторяется три-четыре раза.

У каждого ребенка — тетрадный лист в крупную клетку и набор флома­стеров. На доске прикреплен большой квадрат (со стороной не менее 10 см) из плотной бумаги или картона, или пластика и т. п. Воспитатель уточняет с детьми форму предмета, размещенного на доске. Дети называ­ют: «Квадрат». Воспитатель демонстрирует основной признак квадрата — все стороны равны — прикладывая полоску бумаги, равную стороне квад­рата, к каждой из сторон. Затем просит двух желающих детей подойти кдо-ске и убедиться в правильности показанного ею, проделать то же самое.

Воспитатель показывает детям на своем листочке в клетку (большего размера, чем у детей), где нужно поставить точку (ближе к левому краю листа бумаги). Вслух отсчитывает от нее вправо две клетки, ставит точку, проводит линию между двумя точками, сопровождая все свои действия речью. Просит детей сделать то же самое. Лист воспитателя находится перед детьми (на доске, на мольберте и пр.), они повторяют его действия. Затем воспитатель говорит: «Отсчитаем вверх от первой точки две клет-

564

ки и поставим точку. Проведем линию». Дети повторяют ее действия. Воспитатель: «От верхней точки отсчитаем две клетки вправо, поставим точку, проведем линию. Теперь соединим верхнюю и нижнюю линии». Спрашивает, что получилось. Дети отвечают: «Квадрат».

Далее воспитатель предлагает детям поставить точку в другом месте, отступив вправо две клетки от нарисованного квадрата, рисует эту точку на своем листе, дети наблюдают. Затем просит детей самих нарисовать еще один такой же квадрат, но фломастером другого цвета. Дети выпол­няют это задание самостоятельно, а затем сравнивают со вторым квадра­том, нарисованным воспитателем. Затем дети аналогичным образом ри­суют третий и четвертый квадраты фломастерами других цветов. Выпол­нив задания, дети показывают свои листочки друг другу, сравнивают их.





Воспитатель просит кого-то из детей сказать, сколько он нарисовал квадратов и какого цвета каждый из них. Желательно, чтобы ребенок ответил так: «Я нарисовал четыре квадрата. Один — желтый, один — синий, один — красный, один — зеленый. А всего четыре квадрата». Выбранные цвета и их последовательность может быть любой. После этого воспитатель предлагает еще двум-трем детям (по их желанию) рассказать всем про свои варианты выполнения задания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...