Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состав сметной цены на материал




ОБЩАЯ ЧАСТЬ

При составлении смет (расчётов) могут применяться следующие методы определения стоимости: базисно-индексный, ресурсный, ресурсно-индексный и на основе банка данных о ранее построенных объектах.

Наибольшее распространение получил базисно-индексный метод, основанный на применении к базисному уровню цен системы текущих и прогнозных индексов.

Базисные сметные нормативы: Территориальные сборники Сметных Цен (ТСЦ) и Территориальные сборники Единичных Расценок (ТЕР), разработаны, утверждены и применяются во всех субъектах Российской Федерации и учитывают базисную стоимость на 01.01.2000 г.

Текущий уровень цен базисно-индексным методом определяется путем применения к базисному уровню индексов текущих цен, определяемых Региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) на начало текущего месяца или квартала и применяемых по согласованию сторон (заказчик-подрядчик) для расчетов за выполненные работы (см. п.3.2.5).

Определение сметных цен в прогнозном уровне приведено в п.3.2.6.

РЦЦС издают индексы текущих и прогнозных цен по отношению к базисным ценам, таким образом, наличие готовых базисных цен и индексов делает этот метод наименее трудоёмким и самым распространённым.

В настоящих методических указаниях представлена методология разработки территориальных (базисных) сметных цен на строительные материалы по утверждённым транспортным схемам для Новосибирской области.

Настоящие методические указания предназначены для выполнения сметных расчетов и закрепления теоретического материала на практических занятиях, что позволит студентам глубже понять методические положения [1], применяемые нормативы [3] и практические расчеты территориальных сметных цен на строительные материалы, изделия и конструкции [2; 4–9; 15–18], действующие в любом субъекте (регионе) Российской Федерации в базисном уровне цен на 01.01.2000 г.

Для учебных целей дана примерная представительная номенклатура строительных материалов, изделий и конструкций для общестроительных и специальных работ (табл.3.2), представленная в виде 32-х вариантов расчета (табл. 3.1) по утвержденным транспортным схемам перевозки строительных грузов на всей территории Новосибирской области (рис. 1 и 2).

Учебный материал содержит извлечения из методических и нормативных документов, сводные данные для выполнения расчётов с примерами, что упрощает выполнение работы, так как содержит все необходимые данные и исключает поиск и обращение к многочисленным первоисточникам.

 

Основные методические положения территориального ценообразования строительных материалов

Общие положения

Излагаются некоторые положения из «Методических указаний по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений» МДС 81-2.99 [1].

Методические указания приняты и введены в действие с 1 января 2000 г. постановлением Госстроя России от 17 декабря 1999 г. №80 с целью обеспечения организациями-разработчи-ками единого порядка составления этих документов для сметных цен, вводимых с 1 января 2000 года [2, 3, 5-14].

В учебном материале используется в качестве исходных данных извлечения из действующих территориальных сборников сметных цен, учитывающие все необходимые поправки по отношению к базовым федеральным сборникам.

С целью обеспечения организациями-разработчиками единого порядка разработки сборников (каталогов) сметных цен (СЦ) на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений в ценах 2001 г. Госстроем России были утверждены соответствующие методические указания [1]. Эти указания являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве и используются при разработке сборников различного назначения (федеральных, региональных, отраслевых) разрабатываемых в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года.

Сметные цены на материалы определяют нормативную сумму затрат (на установленный измеритель) франко-приобъектный склад строительной площадки и применяются при составлении сметной документации на строительство предприятий, а также при разработке укрупнённых сметных норм на конструкции и виды работ.

По своему назначению сборники СЦ на материалы и перевозку грузов подразделяются на федеральный, территориальные и отраслевые.

Федеральный сборник СЦ разработан в уровне цен для базового района страны (Московская область), утверждён Госстроем России и является основой для разработки сборников Федеральных Единичных Расценок (ФЕР), а также в качестве эталона для территориальных сборников СЦ [10-14].

Территориальные сборники СЦ содержат полный набор материалов, применяемых в регионе, составляются организациями-разработчиками под руководством РЦЦС, утверждаются администрациями субъектов РФ, регистрируются в Минрегионе России и включаются в перечень действующих нормативных документов в строительстве [5-9].

Эти сборники разрабатываются по установленной форме и используются для составления сметной документации на строительство, осуществляемое в соответствующем административно-территориальном регионе страны (субъекте РФ) [5-9].

Для контроля за ходом работ по разработке сборников СЦ образуются межведомственные комиссии (МВК) при администрациях субъектов РФ.

Отраслевые сборники СЦ содержат набор материалов, используемых для специализированных видов строительства (транспортное, горнокапитальное, энергетические, водохозяйственное, газопроводы, отдельные виды промышленных объектов и т.п.) утверждаются соответствующими федеральными органами, регистрируются в Минрегионе России и включаются в перечень действующих нормативных документов в строительстве.

Привязанные к местным условиям строительства, отраслевые сборники СЦ на материалы используются для составления сметной документации по специализированным стройкам региона, в том числе линейным.

Сбор и обработка данных

Разработчики сборников СЦ на материалы (РЦЦС) получают по запросу от предприятий изготовителей, снабженческих и других организаций необходимые данные:

− наименование материалов;

− коды ОКП и отраслевой;

− единицы измерения;

− вид «франко», принятый в отпускных ценах;

− отпускные цены;

− наценки снабженческих организаций;

− транспортные схемы.

Результаты обработки этой информации используются в форме калькуляции (см. табл. 1.3). По решению МВК на одноименную продукцию могут использоваться средневзвешенные (средние) отпускные цены.

В качестве основы использованы действующие сборники ТСЦ, уже учитывающие все необходимые территориальные поправки, а также вес груза брутто, исключая отдельное применение коэффициента перехода от веса брутто, указанного в таблице 2.2.

Номенклатура строительных материалов, изделий и конструкций в ТСЦ принята в соответствии со сборниками номенклатуры материалов для строительства, введённой в действие письмом Госстроя России от 29.12.2000 года №ЛБ-6064/10 [8, с.6 п.10] (см. табл. 3.2).

Состав сметной цены на материал

Сметная цена на материал состоит из следующих элементов:

§ отпускной цены (с указанием учёта тары, упаковки и реквизита);

§ наценки (надбавки) снабженческо-сбытовых организаций (утверждаемых МВК);

§ стоимости транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ. Как правило, стоимость погрузочных работ учитывается непосредственно отпускной ценой, а стоимость разгрузочных работ – в составе единичных расценок на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы;

§ заготовительно-складских расходов, которые принимаются в процентах от стоимости материалов: по строительным материалам, изделиям и конструкциям – 2%, по металлоконструкциям – 0,75%;

§ таможенных пошлин и сборов при получении материалов из-за границы.

Транспортная составляющая

Определение транспортной составляющей существенно отличается по содержанию и методам расчёта от других видов сметных затрат и она составляет до 50% сметной стоимости материалов. В примерной структуре сметной стоимости материалов транспортная составляющая в ценах 1984 года – 20%, в том числе для привозных материалов – 9% и местных – 31%, в ценах 1991 года – 28%, в том числе привозных материалов – 25% и местных 31%.

Самым сложным элементом в определении сметной цены является транспортная составляющая, которая может определяться одним из ниже представленных вариантов на основе [1, п.3.3.3]:

1) расчётов стоимости, составляемых исходя из фактически сложившейся в регионе или расчётной (прогнозной), т.е. установленной участниками строительства, транспортной схемы поставки соответствующего вида (группы) материалов;

2) фиксированного на определённый период процента (доли) к усреднённой отпускной цене на любой вид (группу) материалов, использованных в регионе.

Анализ опыта работы РЦЦС субъектов РФ показывает, что при определении транспортной составляющей в большинстве случаев применен вариант 1 с корректировкой транспортных схем в ценах 1984 и 1991 года, но в отдельных регионах использован вариант 2. Оба варианта определяются на основании расчётов, но вариант 1 имеет практику применения в ценах 1984 и 1991 годов.

Определение транспортной составляющей в проценте (доле) к усреднённой отпускной цене (вариант 2) основывается на базе статистических и бухгалтерских данных, получаемых за какой-то фиксированный период (например, за предыдущий год). При этом стоимость может быть дифференцирована по видам транспорта и материалов.

В зависимости от величины транспортной составляющей кусты сосредоточенного строительства (как правило, города и районы) субъекта федерации России в ценах и нормах 2001 года объединены в зоны строительства с использованием зонирования территории в ценах 1991 г. (1984 г.).

В основу определения транспортной составляющей в зональных ценах принимается вариант с усреднённым по зоне расстоянием транспортировки (транспортной схемы) для всех материалов и объектов строительства.

Из анализа опубликованного регионального опыта (Вестник ценообразования и сметного нормирования в строительстве) установлено, что количество зон в регионе колеблется от 1 до 11. В Новосибирской и Кемеровской области – по 7 зон, а в республике Дагестан – 11 (4 – городских и 7 – сельских). 82% регионов используют зональные транспортные схемы (1-й вариант). 18% регионов используют 2-й вариант, при этом в Московской области транспортная составляющая – 13%, в Амурской области – 8%, в Карачаево-Черкесии – 11%.

На рис. 1 приведена карта зон строительства Новосибирской области [2, с.8-9].

 

Рис. 1. Зоны строительства Новосибирской области в нормах и ценах 2001 г.

 

Состав зон строительства

Номер зоны Входящие в зону районы
  Новосибирский район (24), г.Новосибирск, г.Объ
  Колыванский (20), Искитимский (28), Мошковский (25), Коченёвский (21), г.Искитим, г.Бердск
  Болотнинский (26), Каргатский (17), Маслянинский (30), Ордынский (22), Тогучинский (27), Сузунский (23), Черепановский (29), Чулымский (19)
  Доволенский (16), Кочковский (18),Убинский (13)
  Барабинский (9), Здвинский (14), Куйбышевский (8), Краснозерский (15), г.Барабинск, г. Куйбыщев
  Венгеровский (2), Карасукский (12), Северный (7), Чановский (6)
  Баганский (11), Купинский (10), Кыштовский (1), Усть-Тарский (3), Татарский (4), Чистоозерный (5), г.Татарск

 

Приняты следующие средние расстояния доставки грузов (км):

Номер зоны 1-я схема 2-я схема
автомобильный транспорт железнодорожный транспорт автомобильный транспорт
1-я зона   - -
2-я зона   - -
3-я зона   - -
4-я зона      
5-я зона      
6-я зона      
7-я зона      

 

Зонирование определено без учёта наличия в районах местных предприятий стройиндустрии. Перевозка сборных железобетонных и бетонных конструкций, стеновых материалов и конструкций, песка, цемента принята: для 1, 2 и 3 зон – по 1-й схеме; для 4, 5, 6 и 7 зон – по 2-й схеме.

Перевозка других грузов принята по 1-й схеме.

 

Наиболее распространённые виды транспортных схем автомобильно-железнодорожных перевозок для Новосибирской области приведены на рис. 2, а также на рис. 3 и 4.

Содержание транспортных схем

Транспортные схемы должны учитывать условия и расстояния транспортировки материалов последовательно [1, п.3.3.6]:

1) от предприятия-поставщика до станции (порта, пристани) отправления;

2) от станции (порта, пристани) отправления до станции (порта, пристани) назначения;

3) от станции (порта, пристани) назначения до разгрузочной площадки;

4) от разгрузочной площадки станции назначения до приобъектного склада строительной площадки (см. рис. 3, схему 2, зоны 4, 5, 6 и 7).


 

Поставщик
Стройка
Автоперевозки
1 схема

 

 

Зона 1 Автоперевозки на расстояние 25 км Перевозка сборных железобетонных и бетонных конструкций, стеновых материалов и конструкций, песка и цемента
Зона 2 тоже 60 км
Зона 3 тоже 144 км
Зона 4 тоже 233 км Перевозка других грузов
Зона 5 тоже 329 км
Зона 6 тоже 439 км
Зона 7 тоже 518 км

 

Условные обозначения
Автомобильные перевозки

 


Рис. 2. Транспортные схемы перевозок строительных грузов по схеме 1


2 схема
Авто
ЖД
ЖД
ЖД
Станция отправления
Станция отправления
Стройка
 
 
 
 
Разгру-зочная площадка  
Поставщик

Зона 4 Подача и уборка вагонов – 9,49 р.\т [3, c37, п.5] 192 км Подача и уборка вагонов – 12,8 р./т [3, с.37, п.5] 72 км
Зона 5 351 км 36 км
Зона 6 414 км 45 км
Зона 7 509 км 42 км

 

 

Перевозка сборных железобетонных и бетонных конструкций, стеновых материалов и конструкций, песка и цемента для 4, 5, 6, 7 зон.

Условные обозначения
Железнодорожные перевозки
Автомобильные перевозки

 


Рис. 3. Транспортные схемы перевозок строительных грузов по схеме 2

Станция отправления
Станция отправления
Стройка
 
 
 
 
Разгру-зочная площадка  
Поставщик
Поставщик
Поставщик
Поставщик
Разгру-зочная площадка  
Разгру-зочная площадка  
Разгру-зочная площадка  
Стройка
Стройка
Стройка
Станция отправления
Станция отправления
Станция отправления
Станция отправления

 

Условные обозначения
Железнодорожные перевозки
Автомобильные перевозки

 


Рис. 4. Основные схемы перевозок изделий и конструкций


При прямых автоперевозках грузы доставляются от предприятия-поставщика до приобъекного склада строительной площадки (см. рис. 2, схему 1, зоны 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7).

Автомобильные перевозки материалов, как правило, следует применять на расстояния до 200 км.

Транспортные схемы на местные материалы (сборник ТСЦ, часть IV) не учитывают использование перевалочных баз и складов, за исключением смешанных автомобильно-железнодорожных перевозок, при которых использование прирельсовых складов обусловлено технологией перевозки и хранения грузов.

Дополнительные транспортные затраты при доставке материалов с использованием промежуточных баз (складов) обосновываются проектом организации строительства (ПОС) или проектом производства работ (ППР) и учитываются в виде поправок непосредственно в сметной документации [8, с.6. п.7].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...