Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Глава II. ТЕМА «ПОЛИМЕРЫ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ





Химия – одна из стремительно развивающихся областей знания, результаты ее ускоренного развития в макро- и микромасштабах проявляются в повседневной жизни. А вот время на изучение этой дисциплины в школе неуклонно сокращается. И это не может не увеличивать пропасть между наукой и содержанием школьного предмета. Мы убеждены, что содержание школьного курса химии и процесс обучения должны отражать не упрощенные представления об особенностях развития химической науки, а состояние современного знания, реальную сложность объекта познания химии.

 

Урок по теме «Полимеры» в 9-х классах

Цель урока: познакомить учащихся со способом получения поливинилхлорида и возможностями его применения, а также обобщить знания учащихся о высокомолекулярных соединениях.

Задачи обучения: сформировать понятиеполимеры, расширить представление о способах получения, свойствах и способах применения различных типов полимеров в промышленности.

Задачи развития: продолжить развитие у учащихся основных приемов мышления (умения анализировать, сравнивать и т.д.), совершенствовать умение учащихся самостоятельно работать с дополнительной информацией.

Задачи воспитания: продолжить химическое образование школьников.

Ход урока

I. Организационный момент (1-2 мин.)

- посадка детей;

- проверка принадлежностей;

- отметка отсутствующих и т.д.

II . Опрос домашнего задания (10 мин.)

1. Что такое аминокислоты?

2. Какие функциональные группы имеют в своей молекуле аминокислоты?

3. Что такое белки?

4. Как образуются белки?

5. Какова роль аминокислот и белков в живых организмах?

III . Изучение нового материала (20 мин.)

Полимеры – высокомолекулярные соединения, молекулы которых образуются в результате соединения множества одинаковых звеньев – составных частей молекулы полимера.

Первоначальные сведения о полимерах в школьном курсе рассматриваются при изучении полимеризации этилена и пропилена (с.166, §63, Химия, 9 класс) [9]. Сходным полимером является поливинилхлорид. Если к ацетилену присоединить хлороводород, то образуется газообразное вещество винилхлорид, или хлорвинил:



H ─ C ≡ C ─ H + H ─ Cl → H 2 C ═ CHCl

                                                   винилхлорид

 

Винилхлорид полимеризуется также, как и этилен:

H 2 C ═ CHCl + H 2 C ═ CHCl + … → ( ─ CH2 ─ C ─ H ─) n

                                                                       |  

                                                                      Cl

                                                             поливинилхлорид

 

Из поливинилхлорида получают химически и механически стойкую пластмассу.

Знакомясь с диенами, вы получили также первоначальные знания о природном каучуке и синтетических каучуках (с.166, §63, Химия, 9 класс). Первые сведения вы получили также о природных полимерах крахмале и целлюлозе (с.175, §70, Химия, 9 класс) [9]. К сложным природным полимерам иногда причисляют и белки.

Чтобы получить представление, сколь велико значение только одного вида полимеров – фенопластов, рассмотрите табл.40.

 

Таблица 40. Важнейшие фенопласты ФФС.

Характеристика фенопластов

Виды фенопластов

Текстолит Волокнит Гетинакс Стеклопласт Карболит
Исходные материалы, спрессованные при повышенной температуре. Хлопчатобумажная ткань, пропитанная ФФС Обрезки хлопчатобумажной ткани, пропитанная ФФС Бумага, пропитанная ФФС Стеклянная ткань и стекловолокно, пропитанные ФФС Древесная мука, пропитанная ФФС
Свойства Выдерживает большие нагрузки, легко поддается обработке Высокая износоустойчивость Очень хороший электроизо-ляционный материал Механически прочный материал, устойчивый к коррозии Хороший электроизо- ляционный материал, устойчивый к коррозии
Применение Изготовляют детали машин и аппаратов (зубчатые колеса, шарикоподшипники) Изготовляют автомобильные диски сцепления, дуги тормозов, ступеньки эскалаторов и др. Используют в электро- и радиотехнике как хороший электроизоляционный материал Производят детали больших габаритов (надстройки для автомобилей, автоцистерны, лодки и др.) Изготовляют телефонные аппараты, электровыключатели, контактные гнезда и др.

 

IV . Закрепление знаний (5 мин.)

1. Что такое полимеры?

2. Как получают полиэтилен, полипропилен и поливинилхлорид (напишите уравнения реакций)?

3. Перечислите важнейшие фенопласты и области их применения?

V . Домашнее задание (3 мин.)

Ответьте на вопросы и выполните упражнения 1-12, §72, стр.179 [9].

Именно таким образом выглядит план урока в школе по теме «Полимеры».

Остальные сведения о полимерах сводятся к материалам различных приложений, в которых рассматриваются в основном природные, синтетические и искусственные волокна. Основные классы полимеров, вопросы получения полимеров и не менее важные вопросы рециклизации и утилизации отработавших полимеров в школьном курсе химии не рассматриваются.

Исходя из вышеизложенного, очевидна необходимость наполнения школьного курса химии экологическим содержанием. Результаты проделанной работы будут изложены в третьей главе.


Глава II I . ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПОЛИМЕРЫ» В КУРСЕ ХИМИИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Экологическое образование и развитие школьников – полноценная область знания, познания самого себя, окружающего мира, которая реально воздействует на формирование мировоззренческой компоненты их развития как личностей.

Вашему вниманию представляется урок на тему: «Полимеры», наполненный экологическим содержанием, позволяющий оценить важную роль перспективы развития экологического самосознания школьников, выявить взаимосвязь между изучаемым объектом и окружающей средой, а также определить роль уроков химии при формировании экологической культуры школьников, их способности применять знания и навыки для достижения основной цели экологии – сохранении окружающей природной среды.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.