Глава II. Тема «полимеры» в школьном курсе химии
Химия – одна из стремительно развивающихся областей знания, результаты ее ускоренного развития в макро- и микромасштабах проявляются в повседневной жизни. А вот время на изучение этой дисциплины в школе неуклонно сокращается. И это не может не увеличивать пропасть между наукой и содержанием школьного предмета. Мы убеждены, что содержание школьного курса химии и процесс обучения должны отражать не упрощенные представления об особенностях развития химической науки, а состояние современного знания, реальную сложность объекта познания химии.
Урок по теме «Полимеры» в 9-х классах Цель урока: познакомить учащихся со способом получения поливинилхлорида и возможностями его применения, а также обобщить знания учащихся о высокомолекулярных соединениях. Задачи обучения: сформировать понятиеполимеры, расширить представление о способах получения, свойствах и способах применения различных типов полимеров в промышленности. Задачи развития: продолжить развитие у учащихся основных приемов мышления (умения анализировать, сравнивать и т.д.), совершенствовать умение учащихся самостоятельно работать с дополнительной информацией. Задачи воспитания: продолжить химическое образование школьников. Ход урока I. Организационный момент (1-2 мин.) - посадка детей; - проверка принадлежностей; - отметка отсутствующих и т.д. II. Опрос домашнего задания (10 мин.) 1. Что такое аминокислоты? 2. Какие функциональные группы имеют в своей молекуле аминокислоты? 3. Что такое белки? 4. Как образуются белки? 5. Какова роль аминокислот и белков в живых организмах? III. Изучение нового материала (20 мин.) Полимеры – высокомолекулярные соединения, молекулы которых образуются в результате соединения множества одинаковых звеньев – составных частей молекулы полимера.
Первоначальные сведения о полимерах в школьном курсе рассматриваются при изучении полимеризации этилена и пропилена (с.166, §63, Химия, 9 класс) [9]. Сходным полимером является поливинилхлорид. Если к ацетилену присоединить хлороводород, то образуется газообразное вещество винилхлорид, или хлорвинил: H ─ C ≡ C ─ H + H ─ Cl → H 2 C ═ CHCl винилхлорид
Винилхлорид полимеризуется также, как и этилен: H 2 C ═ CHCl + H 2 C ═ CHCl + … → (─ CH2 ─ C ─ H ─) n | Cl поливинилхлорид
Из поливинилхлорида получают химически и механически стойкую пластмассу. Знакомясь с диенами, вы получили также первоначальные знания о природном каучуке и синтетических каучуках (с.166, §63, Химия, 9 класс). Первые сведения вы получили также о природных полимерах крахмале и целлюлозе (с.175, §70, Химия, 9 класс) [9]. К сложным природным полимерам иногда причисляют и белки. Чтобы получить представление, сколь велико значение только одного вида полимеров – фенопластов, рассмотрите табл.40.
Таблица 40. Важнейшие фенопласты ФФС. Характеристика фенопластов |
Виды фенопластов | |||||||||||
Текстолит | Волокнит | Гетинакс | Стеклопласт | Карболит | ||||||||
Исходные материалы, спрессованные при повышенной температуре. | Хлопчатобумажная ткань, пропитанная ФФС | Обрезки хлопчатобумажной ткани, пропитанная ФФС | Бумага, пропитанная ФФС | Стеклянная ткань и стекловолокно, пропитанные ФФС | Древесная мука, пропитанная ФФС | |||||||
Свойства | Выдерживает большие нагрузки, легко поддается обработке | Высокая износоустойчивость | Очень хороший электроизо-ляционный материал | Механически прочный материал, устойчивый к коррозии | Хороший электроизо- ляционный материал, устойчивый к коррозии | |||||||
Применение | Изготовляют детали машин и аппаратов (зубчатые колеса, шарикоподшипники) | Изготовляют автомобильные диски сцепления, дуги тормозов, ступеньки эскалаторов и др. | Используют в электро- и радиотехнике как хороший электроизоляционный материал | Производят детали больших габаритов (надстройки для автомобилей, автоцистерны, лодки и др.) | Изготовляют телефонные аппараты, электровыключатели, контактные гнезда и др. |
|
|
IV. Закрепление знаний (5 мин.)
1. Что такое полимеры?
2. Как получают полиэтилен, полипропилен и поливинилхлорид (напишите уравнения реакций)?
3. Перечислите важнейшие фенопласты и области их применения?
V. Домашнее задание (3 мин.)
Ответьте на вопросы и выполните упражнения 1-12, §72, стр.179 [9].
Именно таким образом выглядит план урока в школе по теме «Полимеры».
Остальные сведения о полимерах сводятся к материалам различных приложений, в которых рассматриваются в основном природные, синтетические и искусственные волокна. Основные классы полимеров, вопросы получения полимеров и не менее важные вопросы рециклизации и утилизации отработавших полимеров в школьном курсе химии не рассматриваются.
Исходя из вышеизложенного, очевидна необходимость наполнения школьного курса химии экологическим содержанием. Результаты проделанной работы будут изложены в третьей главе.
Глава II I. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПОЛИМЕРЫ» В КУРСЕ ХИМИИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Экологическое образование и развитие школьников – полноценная область знания, познания самого себя, окружающего мира, которая реально воздействует на формирование мировоззренческой компоненты их развития как личностей.
Вашему вниманию представляется урок на тему: «Полимеры», наполненный экологическим содержанием, позволяющий оценить важную роль перспективы развития экологического самосознания школьников, выявить взаимосвязь между изучаемым объектом и окружающей средой, а также определить роль уроков химии при формировании экологической культуры школьников, их способности применять знания и навыки для достижения основной цели экологии – сохранении окружающей природной среды.
|
|
|
|