Прежде чем приступить к изучению полимеров, учитель предлагает ролевую игру «Знакомство цивилизованного мира с каучуком».
Учащиеся делятся на группы: «мореплаватели», «индейцы», «европейцы» («дети», «родители», «торговцы», «ученые»). «Индейцы» и «мореплаватели» выходят из класса, помощник учителя ставит с ними сценку. В это время учитель объясняет «европейцам» их задания по группам и дает 1-2 мин на подготовку. Учитель. 1493 год. Через Атлантику идет Вторая-экспедиция. Колумб опять ее ведет Безбрежными границами.
Входят «мореплаватели» во главе с Колумбом. Америка! Америка! Приплыли на Гаити.
В кабинет под музыку заходят «индейцы», играя с маленьким резиновым мячиком.
Бегут индейцы к берегу И европейцы видят: Они играют с шариком, И шарик этот скачет. Любого — млад иль старенький - Такое озадачит. «Мореплаватели» расспрашивают «индейцев» об этом скачущем предмете, а те, в свою очередь, показывают жестами, как получают такой шарик. Один из «индейцев» изображает дерево гевею, второй показывает, как его надрезают и собирают млечный сок (латекс), а третий объясняет, что это «као-о-чу» — «слезы» дерева. «Европейцы» произносят слово по-своему: «Каучук». Получив в подарок от «индейцев» шарик, они «возвращаются в Европу» — садятся на свои места. Учитель с мячиком в руках подходит к каждой группе учащихся, и ребята выражают свою реакцию на этот чудесный новый предмет. «Дети» восхищаются, удивляются, спрашивают, из чего он сделан, просят «родителей» купить его. «Родители» интересуются его свойствами и ценой. «Торговцы» соображают, как организовать поставки, и, собираясь приступить к торговле такими шариками, интересуются, можно ли их найти где-то поближе, чем в Америке. «Ученые» заинтересованы удивительными свойствами материала, из которого состоит шарик, ставят перед собой задачу изучить свойства, состав и строение его молекул. У них возникает мысль о получении подобного вещества искусственным путем.
По окончании игры учитель подводит итог, делает акцент на заключении «ученых», по существу ставящих проблему, которую можно выразить схемой 1.
Схема 1
Затем в стихотворной форме звучит история каучука вплоть до синтеза искусственного каучука и других полимеров в XX в. Учитель. Колумбом привезенный каучук Как ценный экспонат попал в музеи, Где очень долго пролежал без цели... Спустя примерно три столетья вдруг Французы отправляют экспедицию, Чтоб изучить бразильскую провинцию. Один из членов группы — Кондамин — Индейцев бытом занялся серьезно. Затем в своем отчете скрупулезно Он примененье каучука осветил. Пропитывают им корзины, ткани, Чтоб защитить от влаги проникания; Борта и днища лодок покрывают, Чем службу их надолго продлевают. А вот, пожалуйста, еще два чуда: Из каучука делают сосуды И, смазав латексом макет ноги, Индейцы делают галоши, сапоги. В Европе бум: охвачена сенсацией, В восторг приходит вся цивилизация! И из Америки пластинки «слез» гевеи Везут торговцы, чтоб продать скорее. Лепите, что хотите, покупатели! И появляются уже предприниматели. Мячи, подтяжки и подвязочки, Плащи, бутылочки и баночки, Среди изделий сапоги, галоши... Увы и ах... My Got! Mon Dieus! О, Боже! В жару все липнет или растекается, А в холод трескается и ломается. Честь каучука спас совсем случайно Торговец из Америки — Гудьир. Обычно серой посыпал он специально Свои пластиночки и как-то уронил Одну из них в огонь. Он испугался, Схватил кусочек, гнул его и мял – Гораздо лучше тот по свойствам оказался И — чудо! — даже липнуть перестал. Так изобрел Гудьир вулканизацию, Чем вызвал в мире новую сенсацию.
Ученые ж корпели над составом И над строением молекул каучука. Достойны многие из них великой славы За то, что двинули вперед науку. В двадцатом веке синтез полимеров Достиг невероятнейших размеров.
Далее учитель предлагает рассмотреть полимеры непредельных углеводородов и их галогенопроизводных. Учащиеся записывают в тетрадь тему урока и схему 2. Схема 2
Учитель сообщает, что на уроке будут рассмотрены пластические массы, получаемые из этилена, пропилена, хлорвинила и тетрафторэтилена, и предлагает учащимися, используя инструкционную карточку 1, построить в группах модели молекул этих четырех полимеров.
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТОЧКА 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|