Тестирование на тему: «Высокомолекулярные соединения»
1 вариант. 1. Процесс образования высокомолекулярного вещества путем соединения друг с другом исходных низкомолекулярных веществ: а) полимеризация в) алкилирование б) диспропорционирование г) галогенирование 2. Полимеризация олефинов в зависимости от механизма может быть двух видов: а) радикальная и сополимерная в) радикальная и каталитическая б) изомерная и каталитическая г) сополимерная и изомерная 3. Реакция полимеризации не характерна для: а) альдегидов в) алкенов б) кетонов г) алкадиенов 4. Выделяют …. стадии полимеризации: а) 2 в) 4 б) 3 г) 5 5. Реакцию, в которую вступают смеси полимеров называют смешанной полимеризацией или: а) димеризацией в) сополимеризацией б) тримеризацией г) ионизацией 6. Заключительной стадией полимеризации является: а) ингибирование в) инициирование б) обрыв цепи г) пластификация 7. Исходные низкомолекулярные вещества в процессе полимеризации называются: а) олигомеры в) димеры б) мономеры г) тримеры 8. Полимеризация, которая протекает под действием протондонорных катализаторов называется: а) катионной в) радикальной б) анионной г) сополимерной 9. Отношение скоростей прямой и обратной реакций при полимеризации называют: а) степенью полимеризации в) константой равновесия б) константой растворимости г) ростом цепи
10. Цепная молекула полимера называется: а) макромолекулой в) мегамолекулой б) мономером г) изомером 11. Отличительной особенностью полимеров является: а) износостойкость в) термоустойчивость б) низкая химическая активность г) большая молекулярная масса 12. К образованию ВМС приводят: а) полимеризация и поликонденса-ция в) ингибирование и поликонденсация б) катализ и полимеризация г) поликонденсация и катализ 13. Процесс образования полимера из низкомолекулярного соединения, содержащего две или несколько функциональных групп с выделением простого вещества, называется: а) поликонденсация в) полимеризация б) олигомеризация г) димеризация 14. Величина, указывающая на число мономерных звеньев, образующих макромолекулу называется: а) масса полимеризации в) уровень полимеризации б) число полимеризации г) степень полимеризации 15. Если основная цепь полимера имеет боковые ответвления меньшей длины, чем основная цепь, состоящие также из элементарных звеньев, то такой полимер называется: а) разветвленным в) пространственным б) сетчатым г) линейным 16. Полимеры, свойства и строение которых после нагревания и последующего охлаждения не меняются, называются: а) термоактивными в) термопластичными б) термоэластопластичными г) термореактивными 17. Если полимер представляет собой структуры, состоящие из макромолекулярных цепей, соединенных между собой посредством поперечных мостиков, состоящих из атомов или групп атомов, то этот полимер называется: а) разветвленным в) линейны б) сетчатым г) кольцевым 18. При повышенных температурах полимеры подвергаются следующему виду деструкции:
а) химической в) окислительной б) фотолитической г) термической 19. Органические соединения с двумя реакционно-способными группами является: а) полифункциональными в) олигофункциональными б) монофункциональными г) бифункциональными 20. Если основная цепь макромолекулы полимера содержит только атомы углерода, то этот полимер: а) сшитый в) пространственный б) карбоцепной г) гетероцепной 21. Реакции получения полимеров по своему характеру подразделяются на: а) цепные и ступенчатые в) катионные, анионные и ионокоординационные б) катионные и анионные г) свободно-радикальные и ионные 22. Беспорядочное взаимное расположение макромолекул обуславливает структуру: а) упорядоченную в) аморфную б) кристаллическую г) смешанную 23. Процесс, позволяющий получить изделия с большей эластичностью и меньшей хрупкостью, называется: а) «сшивание» в) наполнением б) пластификацией г) стабилизацией 24. … - строго определенное пространственное расположение атомов в молекуле, не изменяющееся в процессе теплового движения: а) структура в) изомерия б) конформация г) конфигурация 25. Полимеры, которые при нагревании приобретают пространственную структуру, необратимо теряя способность плавиться и растворяться, называются: а) термореактивными в) сетчатыми б) термопластичными г) термоактивными 26. Полимеры, содержащие ассиметричные атомы углероды могут быть пространственно упорядоченными, т.е.: а) стереорегулярными в) стереонерегулярными б) кристаллическими г) атактическими 27. Потеря первоначальных физико-химических свойств полимером с течением времени – это: а) дегидрирование в) эксплуатация б) старение г) пластификация 28. К природному полимеру не относится: а) лигнин в) целлюлоза б) гуттаперча г) тефлон
29. В зависимости от способа получения и молекулярной массы различают два вида полиэтилена: а) плотный и пористый в) низкого и высоко давления б) конденсационный и полиме-ризационный г) низкой и высокой температуры 30. При получении полиэтилена высокой плотности в качестве катализатора используются: а) окись хрома в) H2SO4 б) катализатор Циглера-Натта г) Pt, Pd 31. В полиамидных синтетических высокомолекулярных соединениях углеродные цепочки чередуются с атомами: а) азота в) серы б) кислорода г) кремния 32. Прозрачная пленка, получаемая из вискозы – это: а) полиэтилен в) капрон б) лавсан г) целлофан 2 вариант 1. Процесс образования высокомолекулярного вещества путем соединения друг с другом исходных низкомолекулярных веществ: а) полимеризация в) алкилирование б) диспропорционирование г) галогенирование 2. Полимеризация олефинов в зависимости от механизма может быть двух видов: а) радикальная и сополимерная в) радикальная и каталитическая б) изомерная и каталитическая г) сополимерная и изомерная 3. Реакция полимеризации не характерна для: а) альдегидов в) алкенов б) кетонов г) алкадиенов 4. Выделяют …. стадии полимеризации: а) 2 в) 4 б) 3 г) 5 5. Реакцию, в которую вступают смеси полимеров называют смешанной полимеризацией или: а) димеризацией в) сополимеризацией б) тримеризацией г) ионизацией 6. Заключительной стадией полимеризации является: а) ингибирование в) инициирование б) обрыв цепи г) пластификация 7. Исходные низкомолекулярные вещества в процессе полимеризации называются: а) олигомеры в) димеры
б) мономеры г) тримеры 8.Высокомолекулярные соединения, молекулы которых образуются в результате соединения множества одинаковых звеньев – это: а) мономеры в) иономеры б) полимеры г) электроды 9. Для улучшения механических свойств полимеров в их состав вводят: а) разрыхлители в) катализаторы б) наполнители г) стабилизаторы 10. Мономеры, у которых амино- и карбоксильные группы разделены четырьмя и менее метиленовыми группами (CH2), легко при нагревании образуют прочные гетероциклы и поэтому для синтеза полиамидов они: а) не используются в) используются редко б) используются широко г) использовались ранее 11. К синтетическим полиамидным волокнам относятся: а) вискоза, лавсан, капрон в) только капрон б) капрон, найлон, энант г) найлон, лавсан, капрон 12. Высокомолекулярные кремний-органические соединения придают материалам гидрофобность, т.е. образуют пленку, которая: а) отталкивает воду в) защищает от коррозии б) усиливает термоустойчивость г) придает негорючесть 13. Синтетические волокна особо широко применяются нами в: а) медицине в) строительстве б) текстильной промышленности г) металлургии 14. Высокомолекулярные соединения из которых получают лавсан – это: а) полиен в) полиэфир б) полиуретан г) полиол 15. Капрон получают полимеризацией: а) этилена в) виниловых эфиров б) формальдегида г) капрол октама 16. На основе феноло-формальдегидных смол получают: а) фторопласты в) пеноплаты б) фенопласты г) пентаплаты 17. При поликонденсации формальдегида с мочевиной или меламином получают: а) фенолформальдегидные смолы в) карбомидные смолы б) параформ г) изопрен 18. Фенолформальдегидные смолы – это продукты поликонденсации: а) фенола и формальдегида в) фенола и ацетальдегида б) нафтола и ацетальдегида г) нафтола и формальдегида 19. Тефлон относится к: а) хлоропластам в) полиенам б) полиэфирам г) фторопластам 20. Вещества, которые предотвращают прилипание полимера к оборудованию –это: а) соосаждающие вещества в) индикаторы б) отвердители г) смазывающие вещества 21. Каким негативным действием обладают этилен и пропилен:
а) наркотическим в) возбуждающим б) соматическим г) успокаивающим 22. ПДК в воздухе этилена составляет: а) 5 ∙ 10-3 кг/м3 в) 50∙ 10-3 кг/м3 б) 15 ∙ 10-3 кг/м3 г) 0,05 ∙ 10-3 кг/м3 23. Катализатор – диэтилалюминийхлорид, применяемый при производстве полипропилена считается особо опасным соединением. Почему: а) при контакте с водой и кислородом он взрывается в) не реагирует с водой б) не реагирует с кислородом 24. ПДК бензина в воздухе рабочей зоны составляет: а) 10,3 ∙ 10-3 кг/м3 в) 0,103 ∙ 10-3 кг/м3 б) 103 ∙ 10-3 кг/м3 г) 1 ∙ 10-3 кг/м3 25. Биоразлагаемые полимеры – это: а) смесь синтетических крупнотоннажных полимеров (полиэтилен, полипропилен и т.д.) в) смесь синтетических крупнотоннажных полимеров и природных полимеров (крахмал, целлюлоза и т.д.) 26. Мономером для получения поливинилхлорида является: а) хлорэтен в) хлористый алкин б) 1,1- дихлорэтен г) бромэтен 27. Сущность, какого процесса заключается в образовании новых поперечных связей между полимерными цепями: а) изомеризация в) вулканизация б) олигомеризация г) полимеризация 28. Технический продукт превращения каучука: а) гуттаперча в) резина б) ликопин г) латекс 29. Фамилия ученого, разработавшего промышленный метод производства бутадиенового каучука: а) П. Карнер в) Д.И. Менделеев б) С.В. Лебедев г) Г. Вильямс 30. Первый промышленный метод производства бутадиенового каучука был разработан в: а) СССР в) США б) Англии г) Германии 31. В состав силиконовых каучуков входит: а) фосфор в) кремний б) алюминий г) азот 32. Натуральный каучук получают из молочного сока: а) хлебного дерева в) одуванчика б) гивеи г) секвойи Ролевая игра «Нас полимеров окружает рать»: «НАС ПОЛИМЕРОВ ОКРУЖАЕТ РАТЬ» Предлагаем Вашему вниманию разработку урока изучения и первичного закрепления нового материала в сочетании с комплексным применением знаний и умений по разделу «Углеводороды». На уроке использовано сочетание групповых и индивидуальных форм работы учащихся. В основе урока лежат такие способы эмоционального стимулирования деятельности учащихся, как познавательная игра с элементами театрализации (поэтизация фрагментов урока) и выполнение творческих заданий. Цели и задачи урока: повысить мотивацию учащихся к изучению химии, связав историю открытия каучука с развитием химии полимеров; рассмотреть простейшие по составу и строению полимеры, суть реакций полимеризации; показать взаимосвязь строения полимеров с их свойствами; закрепить навыки работы в группе, умения применять прием разделения труда и оказывать взаимопомощь; расширять кругозор учащихся, развивать ассоциативное мышление, продемонстрировать взаимосвязь предметов естественного и гуманитарного циклов (химия, география, биология, экология, история, лингвистика). Оборудование: плакат «История полимеров», модели молекул этилена, пропилена, хлорвинила, тетрафторэтилена, стирола, выставка изделий из пластических масс и полимеров. Раздаточный материал: шаростержневые модели атомов, инструкционные карточки 1 и 2, коллекция «Пластмассы», информационные листы со сведениями о полимерах. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЛИСТЫ Поливинилхлорид (ПВХ, полихлорвинил, вестолит, хосталит, корвик, сикрон, джеон, луковил, хелник, норвик) Синтетический полимер. Общая формула (-СН2-СНС1-)n. Относительная молекулярная масса 10 ÷ 150 тыс. Свойства. Твердое белое вещество, термопласт. Плотность 1,35 ÷ 1,43 г/см3, температура плавления 150 ÷ 220 °С, температура стеклования 75 + 120 °С, предел прочности при растяжении 55 ÷ 70 МП а. Не растворяется в воде, спиртах, углеводородах, растворим в циклогексаноне, ограниченно растворим в бензоле и ацетоне. Стоек в растворах щелочей, кислот, солей, трудногорюч. Применение. Для изготовления электроизоляциипроводов и кабелей, листов, труб, пленки, искусственной кожи (сапоги, перчатки, плащи), настилов (для полов, клеенок, скатертей, игрушек, поливинилхлоридного волокна, пенополивинилхлорида. Полипропилен (хоастален, данлай, моплен, новолен, олеформ пропатен, профакс) Синтетический полимер. Общая формула Относительная молекулярная масса 300 ÷ 700 тыс.. Свойства. Бесцветное, полупрозрачное вещество, термопласт. Плотность 0,905 ÷ 0,920 г/см3, температуpa плавления 160 ÷176 °С, предел прочности при растяжении 24 ÷ 40 МПа, относительное удлинение 200 ÷ 800 %, максимальная температура эксплуатации120 ÷ 140 °С. Устойчив в воде (даже в кипящей) и в и агрессивных неорганических растворителях (кроме сильных окислителей), выше 80 °С набухает в органических растворителях и разрушается. Имеет высокую стойкость к многократным изгибам и истиранию, высокую степень кристаллизации, хорошие диэлектрические свойства, низкую паро- и газопроницаемость. В тонком слое не поглощает ультрафиолетовые лучи. Применение. Для изготовления нетонущих канатов, сетей, фильтровальных и бытовых изделий (флаконы, крышки, канистры), покрытий для теплиц, емкостей, изоляционных материалов. Полиэтилен Синтетический полимер. Общая формула (—СН2—СН2—)n. Свойства. Бесцветное полупрозрачное вещество, термопласт. Температура хрупкости от -60 до -269 °С. При температуре более 80 °С растворяется в углеводородах и их галогенопроизводных Химически стоек, но не в окислителях, стоек к действию радиоактивного излучения. Температура самовоспламенения 400 °С (в порошкообразном состоянии образует с воздухом взрывоопасные смеси). Имеет низкую газо-и паропроницаемость. Не поглощает ультрафиолетовые лучи. В зависимости от способа получения различают полиэтилен высокого и низкого давления (табл. 1). Таблица 1
Полиэтилен | |||||||||||||||||
высокого давления | низкого давления | ||||||||||||||||
Относительная молекулярная масса | 50 ÷ 800 тыс. | 50 тыс. ÷ 3 млн | |||||||||||||||
Плотность, г/см3 | 0,913 ÷ 0,934 | 0,919 ÷ 0,973 | |||||||||||||||
Температура плавления, °С | 102 ÷ 105 | 125 ÷ 137 | |||||||||||||||
Предел прочности при растяжении, МПа | 7 ÷ 17 | 15 ÷ 45 | |||||||||||||||
Относительное удлинение, % | 100 ÷ 800 | 100 ÷ 1200 |
Применение. Для изготовления различных медицинских, электротехнических изделий, деталей для машиностроения, тепло- и электроизоляционных пленок, трубок и кабелей, антикоррозионных покрытий и покрытий для теплиц, труб и емкостей для агрессивных жидкостей, пакетов, сумок, крышек, банок, флаконов.
Политетрафторэтилен
(фторопласт-4, фторлон-4, тефлон, сорефлон, хостафлон, флюон)
Синтетический полимер.
Общая формула (—CF2—CF2—)n.
Относительная молекулярная масса 20 тыс. ÷ 10 млн.
Свойства. Твердое вещество молочно-белого цвета, термопласт. Плотность 2,15 ÷ 2,24 г/см3, температура плавления 327 °С, температура разложения — более 415 °С, предел прочности при растяжении 13,7 ÷ 29,4 МПа, относительное удлинение 250 ÷ 500 %, температура эксплуатации - от -269 до 260 °С (без нагрузки). Не растворяется ине набухает в органических растворителях. Эластичен и хладотекуч, не поглощает воду. Устойчив к воздействию атмосферы, химически стоек, абсолютно устойчив к действию кислот, окислителей и щелочей, не горит. Обладает высокими диэлектрическими свойствами.
Применение. Для изготовления электроизоляционных пленок и трубок, тонкостенных труб и шлангов, антифрикционных деталей, оболочек кабелей, протезов органов человека, для пропитки и покрытия металлов, как наполнитель для пластмасс и каучуков, загуститель консистентных смазок для агрессивных сред.
Ход урока.
Учащиеся рассаживаются группами по периметру класса. В центре располагается выставка изделий из пластмасс, на столе учителя выставка изделий из самых разнообразных полимеров.
Учитель.
Друзья! Приятна встреча с вами!
Полна надежды я и веры,
Что вместе мы не заскучаем.
Урока тема — «Полимеры».
Урок начинается с беглого опроса учащихся по разделу «Углеводороды».
Вопросы
Какие углеводороды вы знаете?
Какие из них способны вступать в реакцию полимеризации?
Почему именно из этих углеводородов можно получить полимеры?
Могут ли образовывать полимеры галогенпроизводные непредельных углеводородов?
|
|